Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники финансовых ресурсов

Поиск

Среди названных выше задач особое значение имеет первая, так как без ее решения невозможно нормальное функционирование и развитие предприятия.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет целого ряда источников. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной капитал (акционерный или складочный). Уставной капитал – это имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей. Действующим законодательством установлены минимальные размеры уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы предприятия.

На действующих предприятиях финансирование текущих затрат, связанных с текущей производственной деятельностью, осуществляется в основном за счет выручки от продажи продукции (в пределах ее себестоимости) и краткосрочных (до одного года) кредитов и займов. А вот финансирование единовременных затрат, имеющих совсем иное назначение и играющих иную роль в деятельности предприятия, осуществляется из других источников.

Большую часть единовременных затрат составляют затраты, направленные на развитие предприятия и носящие характер инвестиций. Средства для финансирования этих затрат можно разделить на три группы: собственные, собственные привлеченные и заемные.

Собственные финансовые средства – это средства амортизационного фонда и чистая прибыль. К этой же группе относятся средства, вырученные от продажи излишнего имущества (за вычетом налогов). Собственные средства хороши тем, что они находятся в полном распоряжении предприятия, их не надо возвращать кому-либо к определенному сроку и за них не надо платить кому-либо. Но это не означает, что эти средства получаются совсем бесплатными: вкладывая собственные средства в развитие, предприятие лишает себя возможности использовать их в настоящее время для потребления: выплаты дивидендов, премий, решения социальных вопросов и др. К тому же этих средств часто бывает недостаточно для реализации конкретных мероприятий (проектов) развития.

Собственные привлеченные средства – это средства инвесторов (физических или юридических лиц), которые они вкладывают в имущество предприятия, становясь его участниками (акционерами, товарищами, членами кооператива) и пополняя тем самым число его собственников. Эти средства, также как и собственные, хороши тем, что их не надо возвращать к определенному сроку, но за них надо платить в виде дивидендов новым собственникам и уменьшением доли прежних собственников в уставном капитале предприятия. К тому же чтобы получить средства инвесторов, предприятию еще нужно убедить их в том, что это будет достаточно выгодно для них и не слишком рискованно, а это возможно только тогда, когда финансовое состояние предприятия является достаточно хорошим.

Заемные средства – это долгосрочные кредиты и займы. Они хороши тем, что при достаточно развитых рыночных отношениях всегда имеются, но получены они могут быть только на возвратной основе, и за пользование ими нужно платить определенный процент, который может быть весьма большим. В силу названных причин использование заемных финансовых ресурсов всегда сопряжено для предприятий с определенным финансовым риском – риском несвоевременной выплаты процентов или возврата кредита (займа), что влечет за собой начисление штрафов и пени. В то же время, для того чтобы получить заемные средства, предприятие должно убедить потенциального заемщика, что он не слишком рискует, предоставляя предприятию свои финансовые ресурсы, а для этого, опять же, у него должно быть достаточно хорошее финансовое состояние.

Учитывая, что за всякие финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиций, предприятию приходится так или иначе платить, осуществляться должны только те из них, которые дают достаточный экономический или другой эффект, что должно подтверждаться соответствующим обоснованием.

Для инвестиционных мероприятий (проектов), преследующих получение экономической выгоды в качестве обоснования, должен осуществляться расчет экономической эффективности или разрабатываться технико-экономическое обоснование, или разрабатываться бизнес-план. Выбор формы обоснования зависит от содержания инвестиционного мероприятия (проекта), его масштабов и предполагаемого источника финансирования.

Выбирая источники финансирования для инвестиционных мероприятий (проектов), необходимо учитывать содержание последних, их масштабы, а также финансовую стратегию и тактику предприятия. Но в отношении мероприятий (проектов), носящих инновационный характер, однозначно можно сказать, что для их финансирования предпочтительнее использовать собственные средства или собственные привлеченные средства, так как осуществление этих мероприятий всегда сопряжено с повышенным риском.

 

Баланс доходов и расходов

Основным документом финансового планирования является баланс доходов и расходов. Этот баланс не отражает текущие доходы и расходы, т. е. те, которые имеют место в процессе движения оборотных средств, а только конечные. Пример баланса доходов и расходов приведен в табл. 8.1 [2, с. 304].

Таблица 8.1

 

Баланс доходов и расходов

 

Наименование показателя Сумма, тыс. руб.
Доходы и поступления средств  
1. Прибыль от реализации продукции и услуг 2. Прибыль от продажи прочих активов 3. Доходы от выбытия основных фондов 4. Доходы от долевого участия в совместном предприятии 5. Доходы по акциям и другим ценным бумагам 6. Доходы от продажи валюты и курсовой разницы 7. Амортизационные отчисления 8. Долгосрочные ссуды банка 9. Ссуды от прироста оборотных средств 10. Прочие доходы и поступления Итого доходов и поступлений  
Расходы и отчисления средств  
1. Налог на прибыль предприятия 2. Налог на имущество предприятия 3. Дивиденды акционерам 4. Долгосрочные капитальные вложения 5. Погашение ссуд и уплата процентов 6. Прирост оборотных средств 7. Уценка продукции 8. Резерв погашения безнадежных долгов 9. Отчисления в фонд потребления 10. Отчисления в фонд накопления 11. Образование резервного фонда 12. Создание фонда материальной помощи 13. Прочие расходы и отчисления  
Итого расходов и отчислений  

 

4. Бюджетное планирование на предприятии

Новым видом финансового планирования на отечественных предприятиях становится в последнее время бюджетирование.

Бюджет, в отличие от приведенного выше баланса, может отражать не только конечные доходы и расходы, но и текущие, и не только на уровне предприятия в целом, но и применительно к структурным подразделениям предприятия.

Система бюджетов предприятия позволяет осуществлять экономически обоснованное планирование и оперативный контроль за поступлениями и расходованием денежных средств.

В соответствии с рекомендациями, которые можно найти в литературе на каждом предприятии, следует создать сквозную систему бюджетов. Например, в работе [2, с. 315] предлагается такая система бюджетов:

1) бюджет фонда оплаты труда;

2) бюджет материальных затрат;

3) бюджет потребления энергии;

4) бюджет амортизации;

5) бюджет прочих расходов;

6) бюджет погашения кредитов;

7) налоговый бюджет.

Бюджеты с 1-ого по 5-ый должны разрабатываться для структурных подразделений и затем уже для предприятия в целом.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 9

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Факторы, определяющие масштабы и организацию планирования. Примерный график разработки планов предприятия. Использование программных продуктов в плановой деятельности

 

1. Факторы, определяющие масштабы и организацию планирования

Организация планирования на предприятии зависит от его размера и типа. На маленьких предприятиях обычно нет глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители сами определяют плановые задачи и сроки их выполнения.

На средних и крупных предприятиях стратегические, тактические и оперативные планы разрабатываются по-разному, в зависимости от принятой организационной структуры предприятия, распределения обязанностей между должностными лицами и подразделениями, принятых методах планирования.

На предприятиях, имеющих достаточно централизованную структуру, которых большинство, планирование осуществляется обычно методом «сверху вниз». На предприятиях, сильно диверсифицированных, имеющих в своем составе достаточно самостоятельные производства (дивизиональная структура), планирование осуществляется, как правило, методом «снизу вверх» или смешанным образом.

Крупное предприятие обычно осуществляет полномасштабное планирование. Оно разрабатывает все виды планов: от стратегических до оперативных; от планов производства до финансового плана; от планов предприятия до планов работы отдельных подразделений и индивидуальных планов работников.

Небольшие предприятия могут систематически разрабатывать только производственные годовые или (и) месячные планы, разрабатывая еще и планы развития в виде отдельных мероприятий или проектов лишь периодически.

Объем плановой работы, а соответственно и организация планирования, существенно зависят и от того, планирует ли свою деятельность предприятие методом «от достигнутого» или методом «от возможного». Зависит он и от того, как осуществляется перспективное планирование: методом «с переменной глубиной» (последовательное планирование) или методом «с условно постоянной глубиной» (скользящее планирование). При планировании «от возможного» и скользящим методом объем плановой работы получается значительно больше.

 

2. Примерный график разработки планов предприятия

На рис. 9.1 показан примерный график разработки планов предприятия, осуществляющего полномасштабное планирование. Все планы разбиты на группы в соответствии с их экономическим содержанием и предметом планирования. Такая классификация соответствует представлению о системе планов предприятия, рассмотренной ранее (рис. 1.3).

Если предприятие осуществляет перспективное планирование последовательным методом, то обозначенные на графике сроки предусматривают только частичную корректировку (при необходимости) стратегического плана и планов развития и их уточнение на планируемый год.

Если предприятие осуществляет скользящее перспективное планирование, то приведенные на графике сроки для разработки стратегического плана и планов развития отражают лишь конечную наиболее активную стадию, подготовительная же работа ведется круглый год.

В разработке планов предприятия принимают участие, не только названные в графике ответственные подразделения, но и другие соответствующие подразделения и, в том числе, цеха основного и вспомогательного производства. А к разработке планов, направленных на развитие как техническое, так и социальное, должны подключаться все работники предприятия.

Общее руководство разработкой планов должен осуществлять руководитель предприятия, а методическое руководство выполнением работ и их координацию – заместитель руководителя по экономике или начальник планово-экономического отдела.

Наименование планов Месяцы года, предшествующего планируемому Ответственные подразделения
                       
1. Стратегический план                         Бюро (группа) стратегического планирования
2. Планы развития                         По принадлежности: отдел подготовки производства, отдел труда и заработной платы, отдел капитального строительства и др.
3. План производства и реализации продукции                         По принадлежности: отдел маркетинга и сбыта, планово-экономический отдел
4. Планы ресурсного обеспечения                         По принадлежности: отдел материально-технического снабжения, отдел внешней комплектации, инструментальный отдел и др.
5. Планы, отражающие издержки и результаты                         По принадлежности: отдел труда и заработной платы, планово-экономический отдел
6. Финансовый план                         Финансовый отдел
7. Сводный план                         Планово-экономический отдел

 

Рис. 9.1. Примерный график разработки планов предприятия

 

Перед началом работ по разработке планов должен издаваться приказ руководителя предприятия, в котором регламентируются и детализируются порядок и сроки выполнения работ, назначаются ответственные за разработку отдельных разделов и подразделов, устанавливаются задания и т. д.

3. Использование программных продуктов в плановой деятельности

В условиях рынка значительно усложняется методика и технология внутрифирменного планирования. Это связано с зависимостью объема выпуска товаров от рыночного спроса, расширением номенклатуры производимых товаров и услуг, быстрым обновлением и постоянным улучшением товаров и услуг. Объем информации, необходимой для составления качественных планов предприятия получается столь большим, что для ее своевременного анализа и правильной оценки требуется повсеместное применение компьютерных средств сбора, передачи и обработки информации.

В последние годы появились программные продукты, которые позволяют значительно упростить и сделали доступным решение целого ряда задач, которые с помощью только калькулятора решить практически невозможно. Это касается прежде всего задач, предполагающих поиск оптимальных вариантов. В частности, одной из причин, в силу которых на предприятиях практически не использовался описанный в лекции 4 прогрессивный способ разработки производственных планов, основанный на методе оптимального планирования, являлась как раз трудность расчетов. Сейчас существует программный продукт «Mathcad», который позволяет решить эту задачу на компьютере достаточно просто. Удобным является для плановых расчетов программный продукт «Excel» и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рынка, как теперь все больше и больше выясняется, каждому предприятию для успешного существования нужны не только краткосрочные, но и перспективные стратегические и тактические планы своего социально-экономического развития.

В конспекте лекций в кратком виде отражены вопросы стратегического и тактического планирования на промышленном предприятии с охватом основных сфер последнего.

Конспект создает удобную возможность для системного усвоения студентами дисциплины «Планирование на предприятии». Так же способствует лучшему усвоению студентами основных принципов и методов планирования, важнейших плановых показателей и способов их расчета, содержания системы внутрихозяйственных планов предприятия и механизмов их взаимодействия в современных рыночных условиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Саймон, Г. А. Менеджмент в организациях / Г. А. Саймон, Д. У. Смитбург, В. А. Томсон. – М.: Экономика, 1995.

2. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии: учебник / М. И. Бухалков. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

3. Бабич, Т. Н. Планирование на предприятии / Т. Н. Бабич, Э. Н. Кузьбожев: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 336 с.

4. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии: учебник / В. А. Горемыкин, Э. Р. Бугулов, А. Ю. Богомолов. – М.: Филинъ, Рилант, 2000. – 328 с.

5. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы: учеб.-метод. пособие / М. М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.

6. Уткин, Э. А. Управление фирмой / Э. А. Уткин. – М.: Акалис, 1996. – 516 с.

7. Царев, В. В. Внутрифирменное планирование: учебник / В. В. Царев. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.

8. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д.: Март, 2002.

10. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 260 с.

11. Ильин, А. И. Планирование на предприятии. Краткий курс / А. И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2007. – 237 с.

12. Стратегическое планирование: учебник / под ред. Э. А. Уткина. – М.: ЭКМОС. – 440 с.

13. Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии: учебник / Л. А. Одинцова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.

14. Планирование на предприятии: практ. пособие / под ред. Ю. Н. Лапыгина. – М.: Омега, 2009. – 304 с.

15. Горемыкин, В. А. Экономическая стратегия предприятия: учебник / В. А. Горемыкин, О. А. Богомолов. – М.: Филин, 2001. – 506 с.

16. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.

17. Зайцева, О. А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / О. А. Зайцева, А. А. Радугин, К. А. Радугин и др. / под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

18. Глухов, В. В. Производственный менеджмент. Анатомия резервов: учеб. пособие / В. В. Глухов, Е. С. Балашов. – СПб.: Лань, 2008. – 352 с.

19. Экономика предприятия: учеб. пособие / В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др.; под общ. ред. А. И. Ильина. – М.: Новое знание, 2004. – 672 с.

20. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 718 с.

21. Экономика предприятия: учебник / под. ред. проф. О. И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 416 с.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Лекция № 1. Общие вопросы планирования. 4

Лекция № 2. Стратегическое планирование на предприятии. 17

Лекция № 3. Планирование научно-технического и социального развития предприятия 26

Лекция № 4. Планирование производства и реализации продукции. 38

Лекция № 5. Планирование обеспечения производства

материальными ресурсами. 47

Лекция № 6. Планирование обеспечения предприятия

трудовыми ресурсами. 53

Лекция № 7. Планирование затрат и результатов. 60

Лекция № 8. Финансовое планирование. 69

Лекция № 9. Организация планирования на предприятии. 73

Заключение. 76

Библиографический список. 77

 

 

 

Учебное издание

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.014 с.)