Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснительная записка И.П. Кулибина к технологии производства «карманных часов с репетициями»

Поиск

[До 1769 г.]

О часах карманных, о часовом станке

Взять чистыя меди, латуни, которая бы была к сверлению способна, обрезать по циркулю, каковым быть часам против того с лишком, и на наковальне наклепкою молотком осадить, чтоб была жестка, и большой от наклепки лишка обрезать, а оставить мало против того запасу, как быть часам.

Потом взять свинцовый круг ровный, налитый на дереве, чтоб был величиною против тех медных досок в три диаметра, и у тех досок по одной стороне в шлифовальном станке на том свинечном кругу на мелко тертом наждаке выровнять очень ровно и гладко.

Потом в токарном станке выточить у катка дубового пли кленового отруб очень ровно, чтоб ни на волос не метался, и оные доски шлнфованными на наждаке сторонами прикрепить к катку точеному мелкими гвоздочками, и коя будет на доске неровность, оную снять в точке вострыми рыльцами и так же на наждаке выровнять, как и первые стороны, гладко, и толстоту сделать немного запасне, как быть в отделке доскам.

Потом взять нарисованный на карте или на бумаге рисунок, как быть часам, налепя на одну доску верхнюю искусненьким пробойничком. Всем колесам и столбикам наметить цели и, сняв рисунок, по намеченным местам по пропорции пяток и столбов просверлить в сверловом станке по наугольнику и взять другую доску в средние к циркульной цели просверлить тем же сверлом, коим середняя цель сверлена у первой доски и, сложа одну на другую, вколотить легонько в середине дырки сквозь обеих досок медную шпильку и, положа в тот же сверловой станок, просверлить по наугольнику столбчатые дырки уже на другой сквозь первые тем же сверлом, коим на первой сверлены столбчатые дырки, и во все столбчатые дырки сквозь обеих досок вколотить по медной шпильке и концы сравнять подличны с досками, и также сквозь первые теми же сверлами все колесные и прочие пятки по наугольнику в станке просверлить и сверловую засакать в шлифовальном станке, на мелком наждаке сровнять.

Потом из чистыя латуни налить столбиков и наклепать молотком еще в палочке кругом, и выточить сквозь зрительного стекла по рисунку и вышлифовать глянцевидно в той же точке, омакиваючи липовое дерево в самое мелкое жженое олово или трепел с слиною, и прижимать деревом натуго, чтоб только не погнуть столбика, и качать подножку очень скоро, оттого столбики несколько глянцем покраснеют.

Потом доски, где надо у них быть выточкам для колес или триб подличных, то срединою тех мест диркою надевать на вколоченную и отточенную медную пятку к деревянному отрубу, и прижимать медными шпильками в столбчатые дырки или гвоздочками, и выточить по препорции колес или шестерен гладко и, наложа на шлифовальный станок свинцовую форму, полировать на самом мелком плавленом трепле, а буде станет делать сапины, то на липовой форме с треплом же, мало помачивая водой или слиною, а пятки чтоб после снерленья и заколочены б были свинцом или оловом, а выточки тонкими свпнечными кружками придавить к ровному полированному толстому медному кругу. Сверх того, либо выточку сделать мало поднизу, либо как выточку точить, то засакать, загнуть внутрь, для того чтоб свинец из выточки не вываливался, а свинец присовокупляется для того, чтоб в полировке к тем местам не было изложин и закату, и после свинцовые или липовые формы полировать на лице мягкие и тонкие козлины на самой пыли треплевой сухой ручным тереньем легким.

О колесах

Взять карту и размерить по долям, как быть великим колесам, и репьям,и трибкам, и с того примеру вырубать колеса и наклепывать твердо, и по одной стороне выровнять в шлифовальном станке на наждакемелком и точить как надо быть в прорезке - против того мало по запасне.

О шестернях

Потом отковать из хорошей стали чствероугольный пруток, чтобы был без плион, и отжегши, опиливать трибки гораздо с запасом толщиной и длиной - по машине, чтоб были в силу. И точить в грани мало потолще,

и в веретене против грани диаметром вполы или мало помене, а к грани долгий конек - мало по днове, и вырезывать в машине. По пробь надо уставить машину над одной трибке, чтоб с обоих сторон закружка была ровна и грань б против грани стояла прямо, а вырезывать по примеру с готового колеса, которое б было такое же, какову быть должно. Охватывая объемным циркулем плотно три зубка или без малой доли три зубка, и по тому охвату вырезывать шестерню, отожженную мягко, и вырезывать с переставкою по точкам и взад, и вперед, и также и под резцом проводить каждую грань по многократно, для того чтоб в грани было чисто и гладко, и вырезавши, оточить отруб грани вострым рыльцем чисто, и веретено выточить оба конца ровно, и к грани, где было по дново, все сравнять и лишнюю длину у веретен убавить, а оставить столько запасу, чтобы сколько четвероугольного шипа в форме, а подле формы у самого шипа и на другом конце у самой иглы притинной выточить настоящие пятки было можно, а если много оставить запасу, а пятки точить станешь от формового шипа и от притинной иглы не близко, то станет гнуться. Того ради должно пятки точить подле самой формы и подле самой иглы притинной по вышеписанному, то хотя б какие тонкие, то выточить можно рыльцом и дрожать не станет.

И по доброй точке трибок и по убавлении веретен напаивать тумбы, где быть колесам, и так, с тумбами и без тумб, завинчивать в железную форму и, положа форму в коробку, совсем нагревать, и, вынув из коробки форму с трибкой, калить, и, вынув из формы трибку, песком посветлить, для того чтоб узнать лучше во отпуску, и, положа на жар другую плоскую коробочку железную, сделанную из железного листа, оные трибки в ней, коробке, отпускать, и потом уже вторично сделать в форму четвероугольные шипы. В третьи: выточить толщиной как быть должно, а отруб грани вострыми пилами только не шлифовать и пяток не затачивать.

О колесах

Потом точеные колеса вырезывать, взяв опытовое колесо, привинтить в машину и по нем: первое, уставить резец, чтоб на обе стороны закруживал ровно. Хотя по волосу взад и вперед машину по токарному стволу передвигать и искать настоящей в закружке зубов пренорцияльной ровнеди, и как сыщешь, то второе, отвинчивать оное опытовое колесо и примеривать к шестерне в привинченной к станковой доске, в которой доске колесу быть должно машине, чтоб ходило в шестерне в пропорцию, и как будет в меру, то настоящее колесо вырезывать так, или хотя и опытовое, помазывая резец спицею салом, и в валиковые гнезда пускать сала чаще, и смотреть, чтоб резец был вставлен в притине не туго. Также и вся машина имела умеренную в себе тугость, и как первую промежку прорежешь, то раз пять еще под резцом колесо той промежкой проведешь и взад и вперед. Потом, другую промежку прорезавши, также раз пять проведешь и опять отставишь круг назад, чтоб был резец в первой промежке. И так, один раз первой промежкой под резцом тихонько проведши, переставить круг чрез вторую вырезанную промежку в третью точку, и также по вырезке раз пять провести, отставить назад в другую, и один раз тихонько провести, переставить круг чрез третью вырезанную промежку в четвертую точку. И так с отставкой назад все колесо вырезывать должно, то будут зубцы ровны и прямы, и не будет нагнутых. Потом, вынувши круг с колесом и, колеса не снимавши, самую вострить зубки, очесать медною щеткою по краю вдоль колеса и, сняв колесо, в руках кудерки ногтем обломать, кои о резцы завились, и прочесать же по промежкам, лишнюю засакать и наблюдать, чтоб у зубцов копчиковых уголков не обить, а начисто не вычесывать и свиной щеткой прочистить.

А колеса в машине познавать ровную закружку зубцов сицевым образом: на привинченное в машине пробное колесо смотреть сквозь стекла и, зубец или два вырезав, вынув круг с колесом, на кою сторону не ровна закружка, смотреть сквозь стекла и, опять поставя под резец, смотреть сквозь стекла, подвести под резец и шаркнуть чуть резцом для знаку, и сколько много по неровнеди закружки зубцов, передвигать по стволу машину и смотреть сквозь стекла, применяясь по назначке резцом, сколько много надо передвинуть и на какую сторону, а ино должно и навалясь только, а передвинуть.

О трибках

Опиленные шестерни отжигать сколько б их ни было, положить в коробку железную и поставить в раздутый жар, и исподволь без дутья нагреть, и как будут красны, то верхние угли разнять, а коробки с места с ними не снимать, и дать исподволь потемнеть, и как будут очень темны. то, вынув с того места, поставить к краю на том же жару, где бы было не очень жарко, и так у краю исподволь простудить. А чтоб ожигать не на ветре, но в теплом покое.

Потом выточить из проволоки таких веретенец, каковы долги шестерни, прорезывать должно точно и по тем точеным веретенам в машине резец уставливать, чтоб делал резец на веретенах знак, как и где быть грани. Вдоль ее об том месте на веретене прикладывая настоящую точеную шестерню по самой середке, также и на стороны веретена, чтоб никуда резец не свалился, а смотреть все сквозь стекла, а у шестерень для граней головки сделать как у длинных граней, так и у коротких, чтоб середина головок была на одном месте, у коротких - кончики подоле, а у долгих граней - кончики покороче, для того чтоб иглы не переставливать, в которых трибка вставливатся, а веретена у всяких триб чтоб были длиной ровны, а машинный круг поставлять с трибками от себя, а не так, как колесный, к себе.

А если за неимением резцов одним резцом можно вырезать и большую и малую трибку переставкою по стволу машины по первой прорезке, во вторые — прорезать в подобии, как у колесных зубов, искать ровную закружку такою же переставкою, и трибки по пропорции как широки надо. В трибках промежки вторым опытом так: прежде пружинной на трибку накладки надеть с винтиком маненькую стрелку, а пружинную накладку надеть подле той стрелки вдоль по стреле, а винтики, чтоб были вместе, и как вырежешь, н, вынув из игл, с пружинкою трибку по препорции промежек пружинную накладку посвернуть на сторону, л. 9 сколько надо по ужине промежек прибавить, применяясь по стрелке и, вставя вторично, прорезать слегка.

И вторично после прорезки выточа, напаивать тумбы сицевым образом: на меди просверлить дирку с запасом по веретену и, отрезав накось так: припою приложа к шестеренному веретену, на веретено и на припой тумбу надеть и с конца к тумбе еще приложить надевкою припою же частку, а от грани с другой стороны тумбы обогнуть кончик того припою, на который надета по веретену тумба, и, присыпав бурою и наверх мылом, залепить грань треплом или мелом мешанным. Положа на вырезанную ямку угля, трубкой на уголь продуваючи, спаять и калить в привинченной форме и железной коробке и, вынувши каленые веретена, на деревянной подставке буковой или дубовой терочкой мокрым песком вычистить, чтоб были светлы, а терочки выстружить накось и клеточкой ножом зарезать, чтоб песок держался, осветлить, для того чтоб во отпуску познать препорцию.

После отпуску, кои в закалке поведет по заметке, в точке править на жестком дереве молотком, а с тумбами - в станке, смотря чрез стекло, подставливая подгиб долотом резец и погибать чрез токарную подставку в препорцию и так выправить. А заплечки притачивать для насадки колес уже после калки и отпуску: назначить отрез долотным резцом, а назначивать глубжиною сколько быть должно, а после отрезу заплечка снимать, ровнять вострыми рыльцами, а у отруба засакать и равнять у каленых и не у каленых вострыми рыльцами, положа рылец вострой гранью на подставку, а после рыльца у каленых пилами.

О курантове вале

Как трехштучный или более размерить шпильки.

У пяти чашечек восемь молотков: у трех середних по два, а у больших и у меньших по одному, то какую штучку надобно на валу положить, оную на бумаге размеривать на пять молотков понеже пять чашек равными линиями и, положа на тех линиях штуку, точностью с того перевести на другую бумагу, размеренную сицевым образом: циркулем размерить на восемь равных линий, токмо наколоть восемь точечек, чтоб только знак был, где восемь линей прографить белых, то есть только чертеж циркульной ножкой пли ножом или чем-нибудь. По тем точкам видно было сделать синеным манером и по размеренным и наколотым точкам размерить и но сему размеру сделать чертеж так:

и с положенной на ровных линиях бумаги штуку переводить па сии неровные линии, смотря по валу, сверху на испод или сысподи наверх зачать класть штуку и, положа на чертеже всю штуку наколотыми точками, еще сделать чертеж со всех осьми точек (и с чернильным и тонкими графами по чертежу) для осьми молотков — с, надписанием звания чашек и счету молотков. Положенную штуку на колотые точки у трех средних чашек, у которых по два молотка, сносить (по линиям поперечным, которые значат такты или чварки - размер голоса). Те точки на подлебочные черные графы и которые снесутся, те на белом чертеже херить лощением ножкою циркуля. И так для осьми молотков линейный размер и для кладки на вал будет весь равен. Потом выточенный вал для предписанных трех штук и с двадцатью четырьмя молотковыми линиями, понеже по осьми линий за штуку. Для осьми молотков размер класть штукам так: в том же станке и в том же гнезде, где и как оный вал прежде точился, вставить и прижать притинною иглою туго, и приноровить сделанную линеечку из тонкой латуни по длине оного вала плотно к валу. И прямо по валу сверху, одним концом положа на станковой бабке на оловянное гнездо, и привинтить той же покрывной объемной дощечкой, которой привинчивается одно оловянное блоковаловое гнездо, а другой конец, положа на притинную бабку, надевши на винт, который притинную иглу прижимает, или особливым винтиком привинтить к притинной бабке, и по оной тонкой латунной линейке вдоль вала назначивать самые тонкие черты (которые б треплом скоро стереть было можно), сколько в штуке такт или чварок будет. А размеривать черты чваркам по краю вала циркулем сквозь стекло, и оставлять промежки в доходе штуки либо одну линию, либо три, то будет выстойки либо две, либо четыре чварки.

А класть размер штукам с бумажного размеру сицевым образом: если вал сделан для трех штук и к нему восемь молотков у пяти чашек, то на валу поперек выточено должно быть двадцать четыре рядика, а класть штуку только на осьми рядах, по всему валу переступаючи, чрез два рядика в третий, то для того, чтобы не ошибиться на которых рядиках класть штуку, против тех рядиков сделать по краю той верхней латунной линейки восемь тоненьких черточек и сделанным тонко жулистым бородочком назначивать рукою цели, где быть на шпильке дыркам, и сноравливать рукою, чтоб очень был размер ровен как по поперечным рядикам, так и по длинновым линейкам. Ямки были и среди перекрестьев также вполу и в четверти линиях. Ямки, надавленные пробойничком, очень были ровны, одна бы к одной шпилька была не ближе в чварках также и в дробях. II надавливая бородком ямки поблизности верхние линейки так: две или три линии наметивши, и поворотить вал меченными пли надавленнымиямками ямками под линейку, и потом еще намечивать. И так положить всю штуку, а надавливать сперва всю штуку маленькпми ямками того ради, что бывает и ошибка. И потом, когда всю уже наметивши сызнова, продавливать бородком вручную такие величиной ямки, каким великим быть диркам: и так первую штуку положивши, и вдоль валика чварочные линии стереть начисто, не вынимая вала, как утвержден, и на верхней линейке первые восемь черточек стереть, по которым уже штука положена, подле тех другие сделать восемь черточек для другой штуки и для других осьми рядиков. И вдоль вала другие тонкие чварочные линии, сколько в другой штуке быть надлежит. И потом класть в другую штуку тем же указанием, как и первую. И потом третью штуку класть так же, как первую и вторую, и тем же указанием сколько хочешь, хотя и до двенадцати штук положишь, и, уже все штуки положивши, потом дыры сверлить, не вынимая вал из станка и не снимая линейки. Для сверла иглу приноровить в ту машинку, в которой зрительное стекло привинчивается, и привернуть оную с иглою машинку прямо над самый край средины вала, и с краю по валу первый рядик сверлить весь, положа черточку против того рядика, и как весь рядик кругом вала просверлишь, то всю зрительного стекла или сверла машинку подвинешь на другой рядик, и на линейке сделать другую черточку и сим указанием просверлить весь вал, а черточки на линейке делать для того, чтоб не пропустить несверленного рядика. И так весь просверливши, линейку снять и, валик ослабивши, как надо быть для точки в точке подправить.

О молотковой клевитурке

Взять дощечку оливную, какую надобно вдоль клевитуры. просверлить тонким сверлом или на проволоке отлить и, просверливши или отливши, развернуть какову быть надо толщиною сердечнику. И потом опилить один брусик с дырой опричь всей доски, какову быть должно точно, а доску клевитурную оставлять против препорции толще и больше, смотря по тому, чтобы в машинной скобке к вырезыванию была в препорции. И потом досчатый брусик с дыркой размерить сквозь стекло циркулем и по наугольнику расчертить, вставя в машинную скобку, от себя большим и тонким резцом вырезывать в стекло с переставкою по стволу токарному всей скобы с машиной. А вставливать клевитурку в скобу, применяясь со всех сторон по наугольнику, чтоб резец проходил прямо и прорези бы были не косо, и вырезавши, вынуть клевитурку из скобы и скобку машинную совсем ко стволу долой сдвинуть, а буде от резца погнет зубчики на сторону, то с медными клинышками можем выправить. Потом вырезыванную засакать вдоль клеветурки личными пилами. Отерть, в руках держаючи, и промеж зубцов засакать, которая уже сделалась от личных пил, тоненькой пилочкой с одной только стороны зубленой искусненько снять не очень начисто, и потом опять маненькой личной пилой вдоль клевитурки легонько попилить, и, очень легко держаючи в руках, в точке промеж зубцов тем же резцом все промежки проходить, по дважды переменяя, раз - стороною и другой раз - другой стороною, и опять легко вдоль малой личной пилою погладить, и опять в руках в точке также с переменою дважды погладить, потом вдоль клевитурки треплом буковой чуркой начисто вычистить.

О разборе и собирании часов

Сначала снять курантовые колокольчики, потом отбирать сверху и со стороны здания пружинки и разные приборы, затем снять крышку со здания, вынуть гроб, дверные вереи, отвинтить прибор с камнем, затем снять полированную половую дощечку и вынуть двери, а потом - отнять стороны здания; первую - от курантова заводу, вторую - от курантовой переставной стрелки, оставя заднюю сторону с молотковыми пружинками на месте, которая с фундаментальной доской с валом, и со стоящим лукощетым колесом поднимается вместе. Затем снимать все переводные приборы и пружины, мерные колеса и прочее, ослабить курантовую пружину. Затем снять стрелки и цифрплат, стрелочные колеса с приборами и вынуть маятник, потом ослабить совершенно ходовую и боевую часовую пружины, а затем снимать доску верхнюю, находящуюся под половою доскою здания. Первое выбрать курантовые колеса и все приборы с валовым боевым колесом; напоследок снимать последнюю исподнюю доску, коя находится первая к цифрплату. Таким же порядком и собирать сначала исподний ярус с ходовыми и боевыми часовыми колесами, набирая в середнюю доску, у коей с обеих сторон столбики, и так далее.

Опубликовано: Раскин Н.М., Малькевич Б.А. Рукописные материалы И.П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. С.325-333.

Документ № 33



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.011 с.)