Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Влияние общественного прогресса на создание орудий труда и машин до промышленной революции↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение В хрестоматии по истории научных открытий и технических изобретений представлены разноплановые документы, отражающие процесс научных открытий и развитие технического прогресса с доцивилизационного периода по конец XX в. Ранний этап, с зарождения человечества до XVIII в., характеризуется, в основном, графическими и табличными изображениями периодизации истории науки и техники, первобытного общества; схемами этапов эволюции человека, развития орудий труда, первых технологических операций и др. Философские суждения античной науки отражены в письмах Аристотеля, Левкиппа, Демокрита, Эмпедокла, Эпикура, Т. Л. Кара и др. Процесс познания эпохи античности изображен в информационной модели общества. Исследования и технологические процессы феодальной эпохи изображены в хрестоматии в виде моделей осмысления проблемы движения, структуры средневекового научного знания, черт христианской учености, систематизации философских знаний. XVIII в. представлен документацией научного, официального и личного характера. К первой группе следует отнести «рассуждения», «слово о пользе химии», инструкции, объяснительные записки; ко второй – научные «предложения», биографические сведения, докладные записки, «дополнения» к техническим предложениям, реестры; к третьей – прошения и письма-завещания. Графические изображения XIX в. хрестоматии имеют техническую направленность. На них демонстрируются научные опыты, представлены изобретения прикладного характера, изображена таблица со знаками химических элементов, траектория движения броуновских частиц и др. Источники научного характера включают информацию об открытиях, переписку, описание различных устройств и изобретений, доклады и статьи, письма с изложением научных доводов, прошения на выдачу патентов и «привилегии», авторские свидетельства, списки работ, конкурсную документацию. К официальным материалам отнесены протоколы заседаний научных обществ, академий наук и др. Периодическая печать представлена комментариями общественных органов по поводу открытий и изобретений ученых. XX в. отражен в портретах ученых и изобретателей, интегральных схемах, диаграммах. На включенных в хрестоматию фотографиях запечатлены факты строительства первых атомных реакторов, электростанций, ледоходов, в ходе эксплуатации которых использовалась атомная энергия. Текстовые документы научного характера включают частные и общественные мнения о научной деятельности, хронологии важнейших открытий в учение о радиоактивности, а также атомной эры; списки лауреатов нобелевской премии. Заявления ученых об ответственности науки и недопустимости атомного оружия носят политический оттенок. Помещенные в хрестоматию мемуары и воспоминания содержат, в основном, информацию личного характера. К источникам средств массовой информации относятся интервью с учеными и заметки об открытиях и изобретениях. Часть 1 включает материал с первобытнообщинного периода по конец XIX в. Хрестоматия снабжена алфавитным указателем ученых с мировым именем. В содержании помещены названия документов в сквозной нумерации, в соответствии с разделами и главами. РАЗДЕЛ 1. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА НА СОЗДАНИЕ ОРУДИЙ ТРУДА И МАШИН ДО ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Глава 1. Методологические и методические основы истории науки и техники Документ № 1 Таблица по периодизации истории науки и техники ДОЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ от 40 тыс. лет до н.э - до 4 тыс. лет до н.э. · Палеолит 40 тыс. лет до н. э. - 12 тыс. лет до н.э. · Мезолит 12 тыс. лет до н.э. - 7 тыс. лет до н.э. · Неолит 7 тыс. лет до н.э. - 4 тыс. лет до н.э. ПЕРИОД ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 4 тыс. лет до н.э. - V век н.э. · Энеолит 3 тыс. лет до н.э. - 2 тыс. лет до н.э. · Бронзовый век 2 тыс. лет до н.э. - 1 тыс. лет до н.э. · Железный век c сер.- 1тыс. лет до н.э. · Древняя Месопотамия 4 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры · Древний Египет 4-3 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры · Древняя Индия 3 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры · Древний Китай 2 тыс. лет до н.э. - рубеж нашей эры · Древняя Месоамерика XV-XVII век н.э. · Эпоха критской культуры 2 тыс. лет до н.э. - 1200 г. до н.э. · Эпоха минойской культуры. XVI-XV вв. до н.э. · Эпоха микенской культуры XVII-XI вв. до н.э. расцвет XV-XIII вв. до н.э. · Этрусская эпоха I тыс. лет. до н.э. - V в. до н.э. ЭПОХА АНТИЧНОСТИ · Древняя o Гомеровский период IX-VIII вв. до н.э. o Архаический период V-IV вв. до н.э. o Классический период V-IV вв. до н.э. o Эпоха эллинизма IV-I вв. до н.э. · Древний Рим o Царский период VIII-VII вв. до н.э. o Раннереспубликанский период VI-III вв. до н.э o Позднереспубликанский период III-I вв. до н.э o Период империи с 31 г. до н.э. - V в. н.э. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V - XVII вв. o Раннее средневековье VI - IX вв. o Средний период X - XI вв. o Классическое средневековье XII - XV вв. ВОЗРОЖДЕНИЕ XIV - XVI вв. o Раннее XIV - XV вв. o Высокое XV - XVI вв. o Позднее 40-е годы XVI в.- первые годы XVII в. СЛАВЯНСКАЯ ДРЕВНОСТЬ V - IX вв. КИЕВСКАЯ РУСЬ IX - XII вв. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в. ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII в. ВЕК ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ XIX в. СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ o Вторая половина XIX в. -10-20 -е годы XX в. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА Первая половина XX в. · ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА 50-60 -е годы XX в.- начало XXI в. Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998. Глава 2. Развитие техники в древнем мире (500 – 4 тыс. лет до н.э.) Документ № 2 Таблица по периодизации первобытного общества
Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998. Документ № 3 Таблица периодизации общества (автор - л. Т. Кар)
Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998.
Документ № 4 Документ № 5 Технология основных форм деятельности, обеспечивающих поддержание жизни
Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998. Документ № 6 Развитие орудий труда
Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998. Документ № 7 Документ № 8 Документ № 9 Документ № 10 Зарождение ремесел. Создание керамики (формование, обжиг) Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998
. Документ № 11 Глава 3. Документ № 12 Научное знание и эзотерика Пифагор с магическим талисманом в руках. Французская гравюра 1584 г. Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998. Документ № 13 КВАДРИУМ
Занятия в школе (роспись чаши Дуриса) Документ № 14 Меры длины
Меры массы
Меры площади
Меры объема
Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998. Документ № 15 Документ № 16 Документ № 17 Документ № 18 Черты христианской учености Лекция в университете Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998.
Документ № 19 Старые русские меры Меры веса торгового: 1 берковец = 10 пудам = 163,804 килограмма 1 пуд = 40 фунтам = 16,38 килограмма 1 фунт = 32 лотам = 96 золотникам = 0,40951 килограмма 1 золотник = 96 долям = 4,2657 грамма 1 доля = 44,435 миллиграмма аптекарского: 1 фунт = 12 унциям = 84 золотникам = 0, 358 килограмма 1 драхма = 3 скрупулам = 3,7325 грамма 1 скрупул = 20 гранам 1 гран = 62,21 миллиграмма Меры длины 1 верста = 500 саженям = 1066,8 метра 1 сажень = 7 футам = 3 аршинам = 2,1336 метра 1 фут (равен английскому) = 12 дюймам = 0,3048 метра 1 дюйм = 10 линиям = 25,3995 миллиметра 1 линия = 10 точкам = 2,540 миллиметра 1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам = 0,7112 метра Локоть = 10 2/3 вершка Пядь = 4 вершкам Меры поверхности 1 кв. верста = 250 000 кв. саженям = 1,13802 кв. километра 1 кв. сажень = 49 кв. футам = 9 кв. аршинам = 4,552 кв. метра 1 кв. фут = 144 кв. дюймам = 92899,68 кв. миллиметра 1 кв. дюйм = 100 кв. линиям = 645,14 кв.миллиметра 1 кв. аршин = 784 кв. дюймам = 256 кв. вершкам Меры объема 1 куб. сажень = 27 куб. аршинам = 343 куб. футам = 9,7122 куб. метра 1 куб. аршин = 4096 куб. вершкам = 21 952 куб. дюймам = 0,35971 куб. метра 1 куб. дюйм = 1 000 куб. линиям = 16 386,175 куб. миллиметра 1 куб. фут = 1728 куб. дюймам = 0,2832 куб. метра 1 куб. вершок = 5,35938 куб. дюйма = 87 819,65 куб. миллиметра Для жидких тел: 1 бочка = 40 ведрам = 491,96 литра 1 ведро = 10 штофам = 100 чаркам = 12, 299 литра = 30 фунтам воды 1 чарка = 2 шкаликам = 1/100 ведра = 0,12 литра Бутылка винная = 1/16 ведра = 0,769 литра Бутылка водочная = 1/20 ведра = 0,615 литра Братина = 1 1/2 кружки Кружка = неопределенному количеству чарок Для сыпучих тел: 1 ласт = 12 четвертям = 2518,92 литра 1 четверть = 2 осьминам = 8 четверикам = 64 гарнцам = 209,90 литра 1 четверик = 8 гарнцам = 26,24 литра = 64 фуниам воды 1 гарнец = 2 полгарнцам = 3,27 литра В экономических расчетах приняты были следующие нормативы (легальный вес): 1 четверть пшеницы = 9,5 пуда 1 четверть ржи = 6,5 пуда 1 четверть ячменя = 7,25 пуда 1 четверть овса = 5 пудам Поземельная мера - десятина = 2400 кв. саженям = 10925,00 кв. метра 1 куль = 8-10 четверикам 1 куль ржаной муки = 7,5 пуда брутто или 7,25 нетто 1 куль ржи = 9 пудам брутто 1 куль ячменя = 6,5 пуда 1 куль овса = 5,5 - 6 пудам Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998. Документ № 20 Новая картина мира Титульный лист "Математических начал натуральной философии" И.Ньютона
Опубликовано: История науки и техники: Обучающая мультимедийная система // Российский государственный гуманитарный университет. М.: РГГУ, 1998. Документ № 21 Новая модель мира
Логарифмическая зависимость сидерического орбитального периода Т от большой полуоси орбиты "а" для пяти планет и Земли. Прямая линия соответствует зависимости Т ~ а3/2.
Параллактический эллипс, описываемый звездой, выглядит с Земли так же, как земная орбита, если бы мы могли наблюдать ее со звезды.
Схема производных Ньютона
Документ № 22 «Предложение» А. К. Нартова в Академию наук 26 октября 1738 г. «Понеже сочинены мною два чертежа о машинах, чрез которые может происходить легким способом, а именно: первый для сверления пушек, второй — для делания винтов на печатание ея и. в. монет и на фабриках сукон, и на бумажных заводах бумаги, и чрез тое махину имеют быть нарезываться те винты. А обретающиеся здесь, в России, фабриканты оные винты выписывают к своим фабрикам из-за моря немалым коштом. И ежели бы такая махина была в России, то б фабриканты более к выписыванию таких винтов к фабрикам охоты не имели б. Того ради Академии наук доношу и требую, дабы повелено было к сочинению помянутых машин сделать модели, и по сделании оных моделей, могу обстоятельное описание о махинах в Академию наук подать». Опубликовано: От махин до роботов: Очерки о знаменитых изобретателях, отрывки из документов, научных статей, воспоминания. Тексты патентов. Кн. 1. М.: Современник, 1990. С. 37. Документ № 23 Рассуждения Нартова о механике из «Театрум махинарум...» Без даты «...А что оная наука (механика – В.Т.) в роде человеческом необходимо нужна, о том никто сомневаться не может. От самого первобытия людскаго слабосильное человеческое естество неспособно будучи к терпению натуральных жестокостей, яко стужи, дождей и ветров и прочих, возбудило людей ко изысканию полезных способов для защищения от оных. Тогда потребна стала быть одежда для прикрытия наготы и жилища для отвращения воздушных обид. Сие во-первых руководство было к Механике; а по малу как ученые люди чрез неусыпное старание начали изобретать разные инструменты, машины и многия инвенции для строения различных зданиев, то с немалою пользою механическия и все высокия науки в свете процветали. Напротив того, ежели бы оные не произведены бы|ли в действо для употребления всего общаго| народа, то бы... житие человеческое без тех орудий весьма бедственным почесть можно было». Могу обстоятельное описание о махинах в Академию наук подать. Опубликовано: От махин до роботов: Очерки о знаменитых изобретателях, отрывки из документов, научных статей, воспоминания. Тексты патентов. Кн. 1. М.: Современник, 1990. С. 37.
Документ № 24 Комиссию 30 июня 1743 г. «По указу ее и. в. Академия наук, по доношению адъюнкта Михаилы Ломоносова, которым представлял, что минувшего маия 21-го дня сего 1743 году в Следственной о Академии наук комиссии, били челом на него, Ломоносова, арестовать, под которым и поныне содержится, |чрез это отлучен он от наук, а особливо от сочинения полезных книг и от чтения публичных лекций. А понеже от сего случая[ не токмо искренняя его ревность к наукам в упадок приходит, но и то время, в которое бы другим учением своим пользовать мог, тратится напрасно, отечеству пользы не происходит, ибо оный находится в крайнем огорчении, и требовал, чтоб его, Ломоносова, из-под аресту для показанных притчин освободить,- того приказали: в Следственную от Академии наук комиссию взнесть доношение, в котором написать, чтоб благоволила оная комиссия реченого Ломоносова, для показанных от него притчин, из-под караулу свободить, дабы оный помянутые свои дела, до наук касающиеся, свободно исправить мог». Опубликовано: От махин до роботов: Очерки о знаменитых изобретателях, отрывки из документов, научных статей, воспоминания. Тексты патентов. Кн. 1. М.: Современник, 1990. С. 37. Документ № 25 Документ № 26 «СЛОВО» М.В. Ломоносова О ПОЛЬЗЕ ХИМИИ 6 сентября 1751 г. Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели! не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит. Ничто на земли смертному выше и благороднее дано быть не может, как упражнение, в котором красота и важность, отнимая чувствие тягостного труда, некоторою сладостию ободряет; которое, никого не оскорбляя, увеселяет неповинное сердце, и, умножая других удовольствие, благодарностию оных возбуждает совершенную радость. Такое приятное, беспорочное и полезное упражнение где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств, чудным искусством и порядком от всевышнего устроенных и расположенных. Им обогащающийся никого не обидит: затем что неистощимое и всем обще предлежащее сокровище себе приобретает. В нем труды свои полагающий не токмо себе, но и целому обществу, а иногда и всему роду человеческому пользою служит. Все сие коль справедливо и коль много учение остроумием и трудами тщательных людей блаженство жития нашего умножает, ясно показывает состояние европейских жителей, снесенное со скитающимися в степях американских. Представьте разность обоих в мыслях ваших. Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда перед ним обращающиеся, только назвать умеет; другой не токмо всего, что земля, воздух и воды раждают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим отнюдь неподверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перегон своих в счете производить не умеет; другой не токмо через величину тягость без весу, через тягость величину без меры познает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет. Один лет своея жизни или краткого веку детей своих показать не знает; другой не токмо прошедших времен многоразличные и почти бесчисленные приключения, в натуре и в обществах бывших по летам и месяцам располагает, но и многие будущие точно предвозвещает. Один, думая, что за лесом, в котором он родился, небо с землею соединилось, страшного зверя или большое дерево за божестно толь малого своего мира почитает; другой, представляя себе великое пространство, хитрое строение и красоту всея твари, с некоторым священным ужасом и благоговейною любовию почитает создателеву бесконечною премудрость и силу. Поставьте человека, листвием или сырою звериною кожею едва наготу свою прикрывающего, при одеянием златотканными одеждами и украшенном блистанием драгоценных камней, поставьте поднимающего с земли случившейся камень или дерево для своей от неприятеля обороны при снабденном светлым и острым оружием и молнию и гром подражающими махинами. Поставьте завостроватым камнем тонкое дерево со многим потом едва претирающего, при употребляющем сильные и хитросложенные махины к движению ужасных тягостен, к ускорению долговременных дел и к точному измерению и разделению величины, весу и времени. Воззрите мысленными очами вашими на пловущего через малую речку на связанном тростнике и на стремящегося по морской пучине на великом корабле, надежными орудиями укрепленном, силою ветра против его же самого бегущем и вместо вожда камень по водам имеющем. Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит? Толь великую приносит учение пользу! толь светлыми лучами просвещает человеческий разум! толь приятно есть красоты его наслаждение! Желал бы я вас ввести в великолепный храм сего человеческого благополучие, желал бы вам показать в нем подробно проницании остроумия и неусыпным рачением премудрых и трудолюбивых мужей изобретенные пресветлые украшения; желал бы удивить вас многообразными их отменами, увеселить восхищающим изрядством и привлещи к ним неоцененною пользою; но к исполнению такового предприятия требуется большее моего разумение, большее моего красноречие, большее время потребно, нежели к совершению сего намерения позволяется. Того ради прошу, последуйте за мною мысльми вашими в един токмо внутренней чертог сего великого здания, в котором потщусь вам кратко показать некоторые сокровища богатыя натуры и объявить употребление и пользу тех перемен и явлений, которые в них Химия производит. В показании и изъяснении оных ежели слово мое где не довольно будет, собственною ума вашего остротою наградите. Учением приобретенные познания разделяются на науки и художества. Науки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины; художества к приумножению человеческой пользы оные употребляют. Науки довольствуют врожденное и вкорененное в нас любопытство; художества снисканием прибытка увеселяют. Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат. В обоих сих коль велико и коль необходимо есть употребление Химии, ясно показывает исследование натуры и многие в жизни человеческой преполезные художества. Натуральные вещи рассматривая, двоякого рода свойства в них находим. Одни ясно и подробно понимаем; другие хотя ясно в уме представляем, однако подробно понимаем; другие хотя ясно в уме представляем, однако подробно изобразить не можем. Первого рода суть величина, вид, движение и положение целой вещи; второго — цвет, вкус, запах, лекарственные силы и протчие. Первые чрез Геометрию точно размерить и чрез Механику определить можно; при других такой подробности просто употребить нельзя: для того что первые в телах видимых и осязаемых, другие в тончайших и чувств наших удаленных частицах свое основание имеют. Но к точному и подробному познанию какой-нибудь вещи должно знать части, которые оную составляют. Ибо как можем рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и составов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни распростертия нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приуготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни протчих органов сего чудного строения? Равным образом и вышепоказанных второго рода качеств подробного понятия иметь невозможно, не исследовав самых малейших и неразделимых частиц, от коих они происходят и которых познание толь нужно есть испытателям натуры, как сами оные частицы к составлению тел необходимо потребны. И хотя в нынешние веки изобретенные микроскопы силу зрения нашего так увеличили, что в едва видимой пылинке весьма многие части ясно распознать можно, однако сии полезные инструменты служат только к исследованию органических яв частей, каковы суть весьма тонкие и невидимые простым глазом пузырьки и трубочки, составляющие твердые части животных и растущих вещей; а тех частиц, из которых состоят смешенные материи, особливо зрению представить не могут. Например, через Химию известно, что в киноваре есть ртуть и в квасцах земля белая; однако ни в киноваре ртути, ни в квасцах земли белой ни сквозь самые лутчие микроскопы видеть нельзя, но всегда в них тот же вид кажется. И посему познания оных только через Химию доходить должно. Здесь вижу я, скажете, что Химия показывает только материи, из которых состоят смешенные тела, а не каждую их частицу особливо. На сие отвечаю, что подлинно по сие время острое исследователей око толь далече во внутренности тел не могло проникнуть. Но ежели когда-нибудь сие таинство откроется, то подлинно Химия тому первая предводительница будет; первая откроет завесу внутреннейшего сего святилища натуры. Математики по некоторым известным количествам неизвестных дознаются. Для тою известные с неизвестными слагают, вычитают, умножают, разделяют, уравнивают, превращают, переносят, переменяют и наконец искомое находят. По сему примеру рассуждая о бесчисленных и многообразных переменах, которые смешением и разделением разных материй Химия представляет, должно разумом достигать потаенного безмерною малостию вида, меры, движения и положения первоначальных частиц, смешенные тела составляющих. Когда от любви беспокоящийся жених желает познать прямо склонность своей к себе невесты, тогда, разговаривая с нею, примечает в лице перемены цвету, очей обращение и речей порядок, наблюдает ея дружества, обходительства и увеселения, выспрашивает рабынь, которые ей при возбуждении, при нарядах, при выездах и при домашних упражнениях служат; и так по всему тому точно уверяется о подлинном сердца ея состоянии. Равным образом прекрасный натуры рачительный любитель, желая испытать толь глубоко сокровенное состояние первоначальных частиц, тела составляющих, должен высматривать все оных свойства и перемены, а особливо те, которые показывают ближайшая ея служительница и наперстница и в самые внутренние чертоги вход имеющая Химия; и когда она разделенные и рассеянные частицы из растворов в твердые части соединяет и показывает разные в них фигуры, выспрашивать у осторожной и догадливой Геометрии; когда твердые тела на жидкие, жидкие на твердые переменяет и разных родов материи разделяет и соединяет, советовать с точною и замысловатою Механикою; и когда чрез слитие жидких материй разные цветы производит, выведывать чрез проницательную Оптику. Таким образом, когда Химия пребогатыя госпожи своея потаенные сокровища разбирает, любопытный и неусыпный натуры рачитель оные чрез Геометрию вымеривать, через Механику развешивать я через Оптику высматривать станет, то весьма вероятно, что желаемых тайностей достигнет. Здесь, уповаю, еще вопросить желаете, чего ради по сие время исследователи естественных вещей в сем деле столько не успели? На сие ответствую, что к сему требуется весьма искусной Химик и глубокой Математик в одном человеке. Химик требуется не такой, которой только из одного чтения книг понял сию науку, но которой собственным искусством в ней прилежно упражнялся; и не такой, напротив того, которой хотя великое множество опытов делал, однако, больше желанием великого и скоро приобретаемого богатства поощряясь, спешил к одному только исполнению своего желания, и, ради того последуя своим мечтаниям, презирал случившиеся в трудах своих явления и перемены, служащие к истолкованию естественных тайн. Не такой требуется Математик, которой только в трудных выкладках искусен, но которой, в изобретениях и в доказательствах привыкнув к математической строгости, в натуре сокровенную правду точным и непоползновенным порядком вывесть умеет. Бесполезны тому очи, кто желает видеть внутренность вещи, лишаясь рук к отверстию оной. Бесполезны тому руки, кто к рассмотрению открытых вещей очей не имеет. Химия руками, Математика очами физическими по справедливости назваться может. Но как обе в исследовании внутренних свойств телесных одна от другой необходимо помощи требуют, так, напротив того, умы человеческие нередко в разные пути отвлекают. Химик, видя при всяком опыте разные к снисканию скорой пользы, Математику, как бы только в некоторых тщетных размышлениях о точках и линеях упражняющемуся, смеется. Математик, напротив того, уверен о своих положениях ясными доказательствами и, чрез неоспоримые и бесперерывные следствия выводя неизвестные количеств свойства, Химика, как бы одною только практикою отягощенного и между многими беспорядочными опытами заблуждающего, презирает и, приобыкнув к чистой бумаге и к светлым геометрическим инструментам, химическим дымом и пепелом гнушается. И для того по сне время сии две, общею пользою так соединенные сестры толь разномысленных сынов по большой части рождали. Сие есть причиною, что совершенное учение химии с глубоким познанием Математики еще соединено не бывало. И хотя в нынешнем веку некоторые в обоих науках изрядные успехи показали, однако сне предгриятие выше сил своих почитают и для того не хотят в испытании помянутых частии с твердым намерением и постоянным рачением потрудиться; а особливо когда приметили, что некоторые, с немалою тратою труда своего и времени, пустыми замыслами и в одной голове родившимися привидениями натуральную науку больше помрачили, нежели свету ей придали. Исследованию перьвоначальных частиц, тела составляющих, следует изыскание причин взаимного союза, которым оне в составлении тел сопрягайся и от которого вся разность твердости и жидкости, жесткости и мягкости, гибкости и ломкости происходит. Все сие чрез что способнее испытать можно, как через Химию? Она только едина то в огне их умягчает и паки скрепляет; то разделив на воздух поднимает и обратно из него собирает; то водою разводит и, в ней же сгустив, крепко соединяет; то в едких водках растворяя, твердую материю в жидкую, жидкую в пыль и пыль в каменную твердость обращает. И так, толь многими образы в бесчисленных телах умножая и умаляя между частьми союзную силу взаимного сцепления, великое множество разных путей любопытному Физику отверзает, по которым бы достигнуть сего хитрыя натуры великого искусства! Ибо одна медь не токмо все чистые цветы, которые призматическими стеклами Оптика показывает, но и всякого рода смешенные в разных обстоятельствах производит. Что же смешение и разделение протчих минералов, также растущих и животных материй в переменах сего приятного тел свойства зрению представляет, того краткое мое слово обнять не может. Но все сии, подобно некоторым пантомимам или молчащим мыслей изображателям на пространном естества театре, разновидными изменениями сокровенные свои причины, догадливому смотрителю объявить и как бы некоторым безгласным разговорам истолковать тщатся. Животные и растущие тела состоят из частей органических и смешенных. Смешенные суть твердые или жидкие. Жидкие твердыми содержатся; твердые от жидких питаются, возрастают, цветут и плод приносят. В исполнении сего переменяет натура в разных к тому устроенных сосудах свойства соков, а особливо вкус и дух оных. Отделяет в них сладкое млеко и горькую желчь из одной пищи; и на одной земли кислые и пряные плоды и травы неприятного запаху купно с благовонными рождает. Во всех сих коль отмены произведены бывают, довольно известно знающим строение одушевленного тела и множество земных прозябений. Во всех сих Химия натуре точно подражать тщится. Коль часто сильные вкусы умягчает и изощряет слабые. Из противного на языке свинцу и из острого уксусу производит мед превосходящую сладость и чрез смешение минералов испускает тонкое благоухание приятные розы. Напротив того, из селитры, которая духу никакого и скусу сильного не имеет, раждает проницательную и твердые металлы разъедающую кислость и смрад, отъемлющий дыхание. Не ясно ли из сего понимаете, что изыскание причины разных вкусов и запахов не инако с желаемым успехом предпринять можно, как, последуя указанию предыдущия Химии и применяясь по ея искусству, укладывать в тонких сосудах органических тел закрытые и только вкушению и обонянию чувс
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.199 (0.018 с.) |