Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выписка из отпуска указа кабинета, упоминающая об И. И. Ползунове

Поиск

30 сентября 1767 г.

Природою дарованные человеку таланты, когда приводимые чрез прилежание и любопытство доводились в какой-либо науке или искусстве до вящшего совершенства и при том соединены будучи с усердием, приносят обществу пользу, заслуживают по всей справедливости и бесспорно, не только похвалу и достойную награду, но и для охотнейшего впредь трудов своих приумножения как для себя самих, так и для других, всевозможное подкрепление и поощрение; оттого процветают и распространяются науки и художества, оттого происходят люди, в них отменное искусство приобревшие и всему роду человеческому, а паче отечеству честь и ползу приносящие. Истина сия сама собою толь очевидна, что не требует никакого пространного доказательства. Искусство всех времян и примеры всех просвещенных народов свидетельствуют о том предоволно. То же сугубо подтверждает и е. и. в. ежедневными опытами монарших щедрот, покровительства и поощрения наукам, художествам, добродетели и всякого звания заслугам, где и в ком бы оные прозорливым е. в. оком усмотрены не были.

Не можно и поныне вспомнить без крайнего сожаления о рановременной смерти покойного механика Ползунова. Остается всегда то возражение, что может быть, еще на долгое время была-б она отвращена, когда-б в надлежащую пору награждением соответствующим справедливости и великодушию всемилостивейшия государыни, а притом талантам его и трудам обрадован и одобрен был без проволочек и без затруднений. Пусть и не совсем новой или же и не единственной его вымысел той чудной машины; великих однакож достоин он был всегда похвал и щедрого награждения уже и за то только, что, будучи человек, в пустыне отдаленной от наук воспитанной, мог природною своею остротою и так сказать самоучкою, не разумея к тому же иностранных языков, познать состав и действие оные и сам соорудить таковую машину. Известно Канцелярии горного началства, что Кабинет с своей стороны ни мало не умедлил | отдать на первый случай, всю сему достойному человеку принадлежащую справедливость, а для чего определенное тогда денежное награждение ему не вдруг, но по малым частям, да и то до самой его смерти не все сполна, выдано, того

Кабинет не понимает, но остается в ожидании требованного пред сим на то изъяснения.

По сим обстоятельствам и по вышеизображенным началам, принимает Кабинет в надлежащее же уважение означенными талантами подобного Ползунову шихтмейстера Фролова и присланное из Канцелярии горного начальства весьма хорошее об оных и полезных трудах его засвидетельствование.

Опубликовано: От махин до роботов: Очерки о знаменитых изобретателях, отрывки из документов, научных статей, воспоминания. Тексты патентов. Кн. 1. М.: Современник, 1990. С. 37.

Документ № 29

Прошение И.П. Кулибина на имя вице-директора Академии Наук А. А. Ржевского об изготовлении модели деревянного арочного моста

9 декабря 1772г.

Описание прежнее модели моста

Наше высокородие, милостивый государь и отец Алексей Андреевич, чувствуя я всегда вашего высокородия отеческую милость, осмеливаяся представить мое следующее предприятие.

С начала моего в Санкт-Петербург приезда еще прошлого 1769 года усмотрел я в вешнее время по последнему пути на реках, а особливо по Большой Неве, обществу многие бедственные приключения. Множество народа, в прохождении по оной имея нужды, проходят с великим страхом, а некоторые из них и жизни лишились: во время шествия сильного льда вешнего и осеннего перевоз на шлюпках бывает с великим опасением и продолжается оное беспокойство чрез долгое время. Да когда уже и мост наведен бывает, случаются многие бедственные ж и разорительные приключения, как то от проходу между часто стоящих под мостом судов, пловущим сверху судам и прочему. Соображая я все оные и другие неудобства, начал искать способ о сделании моста, переделав разными образцами несколько чертежей, из которых по одному и модель сделал мерою на четырех саженях, составленную из мелких частиц дерева, из стоящих и лежащих решеток в подобие трубы, которую и со описанием при ней в 1771-м году господа академики рассматривали и по рассуждению их признавали сумнительной. Однако ж я, зная из других многих моих опытов, что не только такую огромность в ней же состоит, сколько надобности, но и другое что-нибудь новое сыскивая, с первого сделания без поправки мало удается кольми паче такая неизвестность требует довольного труда и многиех опытов. И следуя тому, с тех пор и поныне изыскивать другими способами не оставил и напоследок сделал чертеж, который и со описанием при нем вашему высокородию и представляю.

 

приложение I. тексты

а. Чертеж мерою по приложенному мачтабу на 140 саженях в длину его, а поперек реки имеет 6 стен из стоящих брусьев, свинченных железными винтами в подобии решеток; оные стены вышиною каждая по 6 сажен (I). Каждый брус, стоящий в решетчатых стенах, длиною по 7 сажен, толщиною и шириною по 5 вершков (2), на всяком брусе в каждом перехрестье или сложении для сплачивания брус с брусом вырубить по 1 вершку, и каждое сложение свинтить железным винтом с гайкою и двумя железными широкими бляхами по всей длине решеточных стен. По краям или по кромкам, поверху и поисподу для скрепления вдоль угла лежащих верхних и исподних решеток же с стоящими в подобие трубы (3) сплочены врубкою и свинчены с ними винтами лежащие в 5 линей вместе брусья. Середняя линея толщиною и шириною в 6 вершков, а 4 около ее лежащие шириною по 6, а толщиною но 5 вершков, которые линии составляют у труб во всю длину решеток угол (4). Вдоль, посредине стоящих решеток с обеих сторон по 2 линии толщиною в 5 вершков, а шириною в 6. Итого при шести решетках или стенах, сплоченных из брусьев, линей 72 да при каждой стоящей решетке (5) заведенных с концов по исподу (6), и прибавливая помалу линию выше до средины моста (7), а в средине поверху лежащие в линию ж на обеих сторонах стен по 12 линий на каждой стороне, по 6, брус на брусе, в ряд свинчены меж собою так часто (8), прирублены и привинчены к решеткам накрепко. У всех 6-ти стенах линей сих 72, да вышереченных 72, итого всех линей 144. Во всех оныех линеях, опричь плоских, брусья толщиною и шириною по 6 вершков, а длиною по 5 сажен. У каждого бруса конец с концом сплотить должно сколько можно плотнее, а на всяком в концах составе зарубить небольшие заплечки (9) и насадить по квадратной железной обойме шириною по три вершка. Все предписанные линии, также и решетки или стены имеют фигуру дуги или свода. В средней трубе, где будет проезд, состоят стены, сложены (10) по две решетки вместе и свинчены винтами ж; шириною в проезде 4 сажени, на берегах с концов стены распространятся шириною по 12 сажен, а средина самая будет соужена шириною в 6½ сажен (11). Короткие решетки (12) и поверху лежащие линии для поддерживания со сторон от сильных ветров, которые решетки приделывать должно после постановления (13) с концов и во всю длину в трубах чрез полтретьи сажени поперек связать с распорными брусьями перехрестьями, для того чтоб от тяжести труб не перекосило в самой средине. По испод свода от горизонтальной по берегам линии высоты 12 сажен самому мосту, по которому будет проезд, поведется дорога от берегов (14) с верхней лежащей решетки, а к средине моста в трубе по перекладам линию иметь будет (15) на исподнюю решетку (16), через то выйдет крутости (17) по расстоянию в перпендикулярном поднятии десятая часть, а можно сделать и еще положе (18) въезд по мосту в трубу. На берегах по той же линии дорогу (19) делать вымосткой, концы на берегах оныех стен, а особливо лежащих линейных брусьев (20) припереть к каменному фундаменту с железными квадратными обоймами плотно, а фундамент должен быть вышиною 6½ сажен, длиною по берегу 24 сажени, для того что с короткими решетками концы на берегах распространятся шириною на 19½ сажен, в ширину по земле.. сажен, а поверху.. сажен.

мосты

Внутри оного фундамента для хождения воздуха сделать должно перемычки.

А коликое число какого материалу по сему чертежу опричь строения на берегах и под мостом полатей быть имеет, предлагаю при сем реестр:

Брусьев сосновых длиною по 5 сажен, толщиною и шириною по 6 вершков, числом 5046

В том числе 1740 шириной по 6, а толщиной по 5 вершков.

Длиною по 7 сажен, толщиной и шириною по 5 вершков, числом 2100

Длиною по 5½ сажен, толщиною и шириною по 5 вершков 700

Длиною от 5 и до 1 сажени, толщиною по 4, а шириною по 5

вершков 1400

Длиною по 5½ сажен, толщиной и шириной по 4 веркша 232

Длиною по 4½ сажени, толщиною и шириною в 4 вершка 58

по 2½ сажени, толщины и ширины той же 116

Длиною от 5 и до 4-х сажен, толщиною по 3, а шириною по 4

вершка 464

от 3½ и до 1 сажени, толщины и ширины такой же 116

в 2½ сажени, толщины и ширины той же 232

Длиною по 7 сажен, шириною по 6, а толщиною по 4 вершка 16

Длиною по 6 сажен, толщиной и шириной по 6 вершков 24

Длиною по 5 сажен, шириною по 6 вершков, а толщиною по 4

Вершка 116

Длиною по 5 сажен, толщиною по 4 вершка, а шириною по 5

Вершков 350

Длиною по 1½ сажени, толщиной и шириной по 3 вершка 700

Длиною по 7 сажен, толщиной по 4, а шириною по 5 вершков 80

Длиною по 5 сажен, толщиною и шириною по 5 вершков 60

Длиною от 4-х и до 1 сажени, толщиною по 4, а шириною по 5

Вершков 104

Длиною по 6 сажен, толщиною и шириною по 6 вершков 16

Всего брусьев разной меры и толщины 11930

На мост досок длиною по 4 сажени с четвертью, аршином шириною, по 3 доски.

В аршин толщиною половина по 2½ дюйма, а другая половина по 2 дюйма ровно.

Числом всех 2520

Железных винтов, на каждом по две бляхи и по одной гайке, длиною по 9 вершков аршина, толщиною по 9 линей аглинского фута, круглых числом 14490

Винтов длиною по 11 вершков, толщиною по 9 дюймов 1750

По 13 вершков, толщиною по 10 линей 200

По 15 вершков, толщиной по 10 линей 350

По 19 вершков, толщиною по 10 линей 16098

По 2 аршина, толщиною по 11 линей 880

По 2 аршина и по 5 вершков, толщиною по 12 линей 3132

Итого 36900

Винтов плоских в подобие связей, на одном конце по квадратной плоской скважине, а на другом по винту с гайкою длиною по 10 четвертей аршина, толщиною но ⅝, шириною по 1½ вершку 464

Таким же манером плоских длиною половина количества но 10, а другая по 5 четвертей аршина, толщиною по ½, шириною по 1¼ вершка 928

Таким же манером длиною по 4 аршина, толщиною по ¾,

шириною по 1¾ вершка 96

Такой же толщины и ширины, длиною по 10 четвертей аршина 24 Таких же длиною по 5 четвертей 48

Таких же длиною по 2 четверти 24

Итого плоских 1584

Всех вообще винтов 38484

Квадратных обойм в диаметре по 6 вершков, шириною по 3, а

толщиною по ¼ вершка 2520

Колец в одну сторону по 6, а в другую по 5 вершков, ширины и

толщины той же 1800

ширины и толщины той же, по 5 вершков в диаметре 60

Итого колец 4380

А во время делания настоящей модели иногда усмотрится дерева и железа частей прибавить или отменить для лучшего способа.

Самая справедливость, ваше высокородие, что ко всякому неизвестному делу приступать весьма трудно, но я вижу пример моему делу: Московский каменный мост, при начатии которого монаху в том, я думаю, ему мало верили, и не прежде уверил, как сделал тот мост. Кольми паче в моем предприятии не без причины сумневаться в рассуждении большого расстояния против прежде сделанной малой модели, хотя она и много против своей тяжести на себе поднимала; главная же причина сумнительства та, что я не мог чрез ее доходить к тяжести настоящего моста, а ныне помощию всевышнего творца чрез опыты несколько дошел, что чрез малую модель можно познать настоящему мосту тяжесть, а каким образом, следует ниже сего.

Настоящему мосту должно быть мерою на 140 саженях, а весу в нем по счислению выходит 237 568 пудов. Взять от него для делания модели по мачтабу равную какую-нибудь из нижеписанных одну долю, например: пускай будет модель сделана против настоящего на 16-й доле мерою на 8 саженях и 21/4 аршинах; весу в ней против настоящего выйдет 58 пудов. Ей должно поднять на себе тяжести, сколько в ней есть против того в 16 раз больше, то есть 928-мь пудов. Если сделать модель на 8-й доле мерою на 1714 саженях, весу в ней выйдет 464 пуда, она должна на себе поднять по реченной пропорции против своей тяжести в осьмеро больше, то есть 3712 пудов, ежели модель пли мост сделать на четвертой доле мерою на 35 саженях, весу в нем выйдет 3712 пудов, он на себе поднять должен против своей тяжести вчетверо больше, то есть 14 848-м пуд. Если же сделать мост мерою на семидесяти саженях, весу в нем выйдет 29 696 пудов, он должен поднять на себе против своей тяжести вдвое больше, то есть 59392 пуда, а если сделать настоящий мост мерою на 140 саженях, весу в нем выйдет 237 508 пудов, он должен поднять одну только свою собственную тяжесть, без накладной тяжести. И по сему расположению выходит, если первая модель мерою на 8 саженях и 21/4 аршинах показанной против себя в 16 раз тяжести 928 пудов больше ничего не поднимет, то настоящему мосту стоять сумнительно, потому что будет держать свою только собственную тяжесть без накладной тяжести, а ежели первая модель поднимет против показанной в 16 раз больше тяжести, например в 32 раза против своей, то настоящему мосту должно поднять на себе еще такую же тяжесть, сколько в нем есть собственной тяжести. Предписанное ж расположение выкладывал я из следующих обстоятельств: обыкновенно делаются модели чему-нибудь, берется малая пропорциональная часть; в настоящем мосте в решетке брус длиною 7 сажен, толщиною и шириною по 5 вершков, а в моделе, делаемой на 16 доле, вместо того должен быть длиною 1 аршин 5 вершков, толщиною и шириною 5/16 вершка, такою пропорциею сделается первая модель, мерою на 8 саженях и 2 1/4 аршинах, весу в ней 58 пудов. Она должна поднять на себе тяжести по первому счислению против своей в 16 раз больше, а вторая модель, если соберется из брусков вдвое доле, толще и шире первых же, то есть в осьмеро тяжелее, и сама модель собою вдвое ж доле, толще и шире первый, и в осьмеро ж тяжелее. Первая имеет толстоты одну меру, а другая имеет толстоты такие ж 4 меры да прибавки в длине 4 ж меры, которые прибавочные по длине 4 меры присовокупить. Такую ж в ней тяжесть и занятием себя тою присовокупленною тяжестию убавит несение на себе накладной тяжести против пропорции первыя модели вполы, оттого она должна против своей тяжести на себе поднять в 8-мь, а не в 16 раз больше своей. И из того видится, ежели модель модели вдвое по расстоянию больше, то будет поднимать на себе тяжести показанною пропорцией) вполы меньше, а собственной в них тяжести от первой до другой будет распространяться в осьмеро больше. Ежели бы вторая модель против первыя сделана была вдвое толще и шире, а длины такой, как первая, то б она на себе подняла против всей своей тяжести в 10 раз больше, потому что такие четыре крепости, что вчетверо толще н шире первыя без занятия такой же по длине меры и тяжести, совокупней вместе, пребудут в поднятии против своей тяжести в 10 раз больше.

Второй пример: если б сделать строение наподобие столпа какой-нибудь меры кубической, пускай мерою будет в 1 сажень, весу в нем по примеру положить 100 пудов, а крепости в себе имеет на себе поднять тяжести только в 16 раз больше против своей, то есть 1600 пудов, ежели настроить на него вверх еще такую же другую сажень, то прибудет тяжести столько же и вообще будет 200 пудов, и оные две сажени понесут на себе тяжести в осьмеро больше против своей, потому что 200 пудов против 1000 состоит осьмая доля, а ежели настроить еще две, вообще будет четыре сажени, весу в них будет всего 400 пуд, то понесут на себе тяжести против своей вчетверо больше, понеже 400 пудов против 1600 - четвертая доля, а ежели построить всего 8 сажен, весу в них будет 800 пудов, то понесут на себе тяжести против своей вдвое больше, а ежели построить настоящий столп вышиною в 16 сажен, то оную тяжесть первое исподнее строение на себе держать будет, понеже во всем весу будет не более 1600 пудов, а ежели еще прибавить какую тяжесть, то уже разрушится. Сему примеру соответствует выше писанное счисление от малой модели до настоящего мосту. Понеже и мост подобен сему столпу поставленой дугою на обоих своих концах с таким укреплением, которое соответствует к несению его упорной тяжести, а хотя разница сих примеров и состоит в том, что сего столпа тяжесть имеет одно только перпендикулярное давление к горизонту, а в дуге или своде два давления: одно перпендикулярное к горизонту ж, и оное ж умножается от наклонения на другое упорное давление в берега, а сколько в упорном давлении в мосте будет тяжести против перпендикулярного, то как в малых моделях, так и в настоящем мосте против их весов будет выходить препорциями равными, о чем изъяснится ниже сего.

А вышеперечисленная накладная тяжесть на моделях настоящему без накладной тяжести мосту соответствует ясно, потому что в моделе, делаемой длиною на 16-й доле, в линейных сводах брусья толщиною против настоящего по 16 доле, то есть по 5/16 доль вершка, а в настоящем мосте те брусья будут толщиною в 5 вершков, и оные модельные в 16 раз будут толще, а квадратом в 256 раз толще модельного, следовательно и всему мосту против модели в 256 раз должно быть толще, которого б моста примером сделать в настоящей той толщине, а длиною и свод вышиною против модели (или б 256 таких же моделей, то как 256 моделей каждая на себе понесет в 16 раз больше тяжести против себя, то и 16-я доля длины настоящего моста против себя понесет в 16 же раз больше себя), и оный будет длиною на 16-й доле против настоящего в моделе весу 58 пудов. Сей вес умножить в 256 раз, то есть против настоящей мостовой толщины квадратно, выйдет 14 848 пудов, а если к 16-й доле настоящего моста настроить в длину еще таких же 15 доль, то есть весь мост, то в последних 15-ти долях выйдет весу 222 720 пудов, а с, первой 16 долею во всем вообще выйдет 237 568 пудов весу, когда положена будет вдоль всей модели поровну реченная тяжесть в 16 раз ее тяжелее, то она отдаст свою и накладную на себе тяжесть. Вообще в упорном давлении на оба конца в два с половиною раза тяжелее против своей и накладной тяжести, а если б реченную модель сделать примером длиною в шестнадцать раз ее доле и в 16 раз ее выше, то есть на всей мере моста, и она вместо накладной: тяжести занята будет своею пристроющею тяжестью, против такого ж накладного весу поддаст свою тяжесть на концы упорным давлением; в два же с половиною раза против своей, а не более, то самые концы как накладную первую тяжесть, так и последнюю всея длины пристройку, того ж накладного весу равную, будут держать за равномерно, а почему — изъяснится ниже сего. Но, однако, такую долгую модель поставить не можно, понеже от тонкости ее нет в ней пропорции, а упомянуто только для того изъяснении, что в моделе одна крепость понесет на себе весу, скопившегося в концы ее, против своего 16 раз больше тяжести, хотя накладной, хотя вдоль строения равномерно, а в настоящем месте в концах такиех крепостей 256, и каждая из них на себе понесет тяжести в 16 раз своей тяжелее, то есть все строение настоящего моста. И из сего видится, что накладная тяжесть на моделе в 16 раз больше модельной тяжести будет соответствовать пристроющим к реченной первой 16|-(й) доле последним 15-ти долям тяжести, то есть строению и стоянию всего настоящего моста. В расстояниях же от первой модели по реченной выкладке и до настоящего мосту по умножениям одна другой мерою вдвое - в тяжестях разницы не предвидится (то есть как у малой модели против ее весу какая тяжесть в концах в упорном давлении будет выходить в равновесии, так и у настоящего моста против его тяжести; в упорном же давлении такою же пропорциею у модели будет в полтретья ее больше и у настоящего будет в полтретья ж его тяжести больше, а от прибавления расстояния не прибавится), потому что каждая из них, сколько имеет в себе по расстоянию меры и сколько меры против расстояния средина ее от горизонтальной линии поднимается вверх перпендикулярно, в упорную линию по той пропорции от первой малой модели и до настоящего мосту в поднятиях от горизонтальной упорная линия идет равная. А для поверения о непризнавании в расстояниях разницы по речонному расположению делал я к тому особливые махины, чрез которые пробовал я следующим образом: сделав три бруса, один другого вдвое дольше, толще и шире, взвеся их каждый на весах и поставя высоты перпендикулярно мерою против каждого бруса четвертую долю, каждый брус одним концом приперши к своей высоте на земле, а другой подняв от земли вышиною против поверхности поставленной высоты на ровной и привязав к поднятому концу веревку, протяня горизонтально на машину, сделанную в подобие колеса и поставленную на высоте, чрез оное колесо на конец положенной веревки навешивал тяжесть (и вдел) и в держании на взлом реченного бруса в равновесии как у малого первого, так и большого последнего, у всех против их тяжести пропорцией) выходило вдвое тяжелее. Другим опытом пробовал я чрез другие машины, какая тяжесть во упоре концов у показанной дуги или свода на разных же мерах, и тут выходит по такой же пропорции, а в прибавлении расстояния по показанной выкладке излишней тяжести не признавается. Лежащие в мосте линии, которые имеют дугу, сделаны вышиною двух мер: первый, который имеет в себе 72 линии, высоты имеет в средине от горизонту полурасстояния шестую долю, а второй свод в 72-х линиях такой же вышины имеет четвертую долю, то по опыту выходит на шестой доле в концах имеет по горизонту упорной тяжести в полтора того больше, сколько во всем мосте есть весу, а на четвертой доле свод такой же тяжести имеет в концах столько, сколько во всем мосте есть весу. И из двух оных сводов сообщенная упорная по горизонту тяжесть, опричь стремительной к горизонту тяжести, выходит четвертою долею больше того, сколько во всем мосте есть весу. В каждом конце оного без проезжающей или какой накладной тяжести, которая упорная в берега тяжесть, рожденная от наклонения, будет давить концами моста по горизонту наличные от воды стороны построенных на берегах каменных высот, реченным количеством каждую высоту. Стремительная ж к горизонту тяжесть только та, сколько во всем мосте есть весу, и оная разделится надвое, будет иметь давления по половине того весу в каждом конце, а накладная тяжесть какая-нибудь, когда вступает с конца моста, бывает в перпендикулярной тяжести в том конце только своим весом, а в упорном давлении почесть нечувствительна, и чем ближе идет к средине, тем более умножается, а когда придет на самую средину моста, впятеро себя умножится, и в каждом конце моста отдаст свою тяжесть в два с половиною раза против своей, а перпендикулярным давлением вполы себя. Того ради лежащие поверху и исподу, опричь средних решеток и внутри перехрестья от берегов с концов труб, имеют в себе брусья долгие, а чем ближе к средине, тем короче, и оттого и строении тяжесть в концах тяжелее, а к средние легче, но тем реченное неравенство накладной тяжести будет несколько равняться, и для того же неравенства накладной тяжести и высота с тем или толщина всего моста сделать надлежит 6 сажен. Сверх того пробовал я о накладной тяжести и третьим опытом: веревку привязав одним концом к высоте, а другой конец протянул на колесо, поставленное поверхностию своей на такой же мере вышиною, на какой привязан первый конец, на средину веревки навешивал тяжесть, а на конец оныя веревки, висящей чрез колесо, навешивал тяжести вдвое той больше, которая висит на средине, то в равновесии выходило упорного давления на средине, то есть веревочного провесу от горизонтальной той верхней линии, по которой лежат веревочные концы, четвертая доля полурасстояния как на малом, так и на большом расстоянии равно, которая проба соответствует первым пробам накладной тяжести и тому своду, который высоты полурасстояния четвертая доля равномерно, а если, вчетверо навесить на конец веревки против среди висящей тяжести больше, то по такой доле в равновесии против полурасстояния будет и провес, то есть осьмая доля, как можно пробовать и до настоящего расстояния, которое мерою на 140 саженях. Понеже накладная тяжесть как вышеписанных опытах упорной линии, так и на веревочном провесе в равновесии против другой: на концах висящей тяжести выходит по расстояниям долями рапными, только разница в том, что в первых двух опытах упорное давление идет но горизонту от средины расстояния к концам, а в веревочном провесе идет по горизонту в средину расстояния от концов. Что же касается до того, вести таким же расположением по горизонтальной, а не по упорной линии, то и уже видится из опыту, что возможности нет, понеже в разности расстояния будет прибавляться великая тяжесть, а по фигуре упорной линии, то есть дуги или свода, по всем вышеописанным обстоятельствам сумнительства не предвидится. Того ради вашего высокородия всенижайше прошу, дабы мои долговременные труды, которые я употреблял в данное мне от Академии после полудни на себя работать время и на своем собственном коште единственно для пользы общества, не остались тщетны, пожаловать отеческим, вашего высокородия, милосердием сие мое предприятие рассмотреть и приказать сделать на казенном коште настоящую модель из вышеписанных, на какой мере благоволить соизволите. Понеже доказывает к тому и прежде сделанная модель немалую по выкладке надежду, потому что она собрана ныне мерою на 11 аршинех из липового дерева, притом связана вместо винтов нитками, не имеет ни одной штуки железного укрепления в ней же лежащих линейных брусков, которые делают упорную линию и несут на себе всю тяжесть, сделано во всей только восемь линей, а в настоящей моделе таких линей в сводах 144, в том числе 72 круче первый, однако и при такой слабости несет на себе тяжести в 15 раз больше того, сколько в ней есть весу, да притом оная тяжесть полагалась на ее средину, а по выкладке настоящих моделей должно класть по всему расстоянию от конца до конца, сколько надлежит по всей равномерно. Если бы она была сделана таким укреплением, как нынешняя модель, то б она понесла на себе по пропорции предписанной второй выкладке (что если первая модель вместо 16 в 32 раза поднимает на себе тяжести против своего весу) довольную тяжесть, ибо все в нынешней моделе против первыя ко утверждению приняты меры другие. Другие имеют везде равновесно свод, которого фигура сделана полинии слабо натянуто веревочного провесу или излучины такие, какой вышины от горизонту дуге быть должно, которую излучину чрез размер обратить провесом вверх, а подпорные их брусья, то есть, стоящие в стенах, сделаны в треугольник. Оттого в сей стене уже на ребро гнуться не можно как в подпорныех брусьях или решеточных стенах, так и в линейных дугами лежащиех брусьях сообщенная между ими крепость. А почему модель, собранная из таких тонких брусков, поднимает, против чаяния, на себе великую тяжесть, что между перекрестьями в решетках линейные брусья, которые несут упорную тяжесть длиною по масштабу только по дна аршина и на такой короткости погнуться им как по стоящим, так и по лежащим решеткам, вдоль угла оных ни в которую сторону неможно, что во всяком перекрестье или сложении свинтятся железными винтами. Что же касается до его постановления, о том есть удобность разными способами, но за продолжением сего описания оставлена, а представлю о том и во что оный по примеру стать может вторительное описание, а здесь я описал больше о том, что видится в нем надежная возможность, о чем доказывают и предписанные разные опыты.

Опубликовано: Раскин Н.М., Малькевич Б.А. Рукописные материалы И.П. Кулибина в Архиве Академии наук СССР. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 151-159.

Документ № 30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.01 с.)