Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово и эмоциональная культура человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тут мы вступаем в менее всего исследованную, таинственную сферу воспитания. Почему слово у одного учителя является могучим средством воспитания, а у другого оно мука адовая для воспитанников? Ведь никак нельзя согласиться с утверждением: словами человека не воспитаешь. Много ущерба принесла и приносит "теория" о том, что словесное воспитание - это "однобокое" воспитание. Есть учителя, убежденные в том, что к слову, как средству воспитания, нужно обращаться как можно реже; главное - режим, труд, контроль. В этих взглядах и утверждениях отражается примитивное представление о воспитательном процессе. В воспитании нет единого, универсального средства влияния на духовный мир человека. Азбучной истиной является то, что труд могучая воспитательная сила. Но и эта сила будет спящим богатырем, если к чувствительнейшим уголкам человеческой души не прикасается тончайший инструмент человеческого воспитания - слово. Неуважение к слову, неверие в слово порождают педагогическое бескультурье и примитивизм. "Если в самом понятии "словесное воспитание" есть что-то предосудительное,- думает кое-кто из учителей,- то для чего утруждать себя поисками и творчеством в этом деле?" Духовные отношения между воспитателями и воспитанниками во многих школах я назвал бы педагогическим косноязычием. Большая беда в том, что воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу. Случайные слова отскакивают от сознания воспитанников как горох от стенки. Ученик не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к словам. Слово является в определенном понимании единственным средством воспитания. Это особенно касается отрочества - возраста познания идей, принципов, обобщающих истин. Желание охватить сложные явления и отношения требует большой чуткости к слову и его оттенкам. Моральное, эмоциональное, эстетическое воспитание подростка немыслимо без развития в нем способности ощущать оттенки мысли и чувств людей. Эта чувствительность вырабатывается тогда, когда человек понимает и ощущает игру слова: его внутреннее смысловое богатство, эмоциональную окраску. Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам одна из предпосылок гармонического развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности. В соединении работы преподавателя языка и воспитателя (классного руководителя) я видел благоприятные условия для создания этой гармонии. Средством воспитания чувствительности к оттенкам эмоциональных красок, игры слова была высокая культура ощущений и восприятии. Я не случайно приводил примеры тех определений, которые давали подростки оттенкам красок и звуков. Каждое слово, найденное подростком в сокровищнице родного языка, требовало большого напряжения интеллектуальных и эмоциональных сил. Слово выражало большую внутреннюю работу подростка по самовоспитанию чувств. Это интеллектуальное вхождение человека в окружающий мир требует большой эмоциональной культуры, материальным носителем которой является только слово. Чтобы слово педагога воспитывало, оно должно жить в душе воспитанника. Я рассказываю воспитанникам о красоте коммунистических идей, о борьбе за свободу и независимость Родины, о силе человеческого духа. Мои слова были бы пустым звуком, если бы в душах воспитанников я не извлекал тонкой чувствительности к слову, если бы каждое мое слово не пробуждало в них внутреннего эмоционального отклика. Чтобы воспитывать словом, нужно создать в юном сердце духовное богатство слова. Если его нет, начинается педагогическое косноязычие. Я твердо убежден: много трудностей воспитания подростков скрывается в том, что интеллектуальное вхождение в мир не сопровождается тонкой работой воспитателя по развитию эмоционально-эстетической культуры, чувствительности к слову. В подростковые годы продолжались наши путешествия к источникам мысли и слова, но уже ставилось целью не только ввести в активный запас новые слова и раскрыть их эмоционально-эстетическую окраску, но и дать эмоциональной культуре выразить себя в индивидуальном творчестве подростков, в духовных взаимоотношениях. Я стремился, чтобы слово, тонкости и эмоционально-эстетическая окраска которого раскрывались благодаря путешествиям к источникам мысли и слова, начало свою жизнь в душе подростка. Вот мы любуемся полем цветущей гречихи: вслушиваемся в неповторимые звуки пчелиной арфы, проникаем в тонкости слов. В младшем возрасте в таких случаях тут же начиналось коллективное творчество: дети писали сочинения, стихи. Теперь вдохновение красотой приобретало более индивидуальный, личный характер. Мальчики и девочки словно стыдились выражать свои чувства в присутствии коллектива. Начиналось индивидуальное творчество. Каждый сочинял свой рассказ-миниатюру, свое стихотворение о природе. В отрочестве буквально все увлекались стихосложением. Это был важный этап становления эмоционально-эстетической культуры. Время от времени мы проводили вечера поэтического творчества. Тем, что создано в минуты вдохновения, мальчики и девочки хотели поделиться с товарищами. То, что стихи твердо сохранялись в памяти, свидетельствовало, что слово живет в духовном мире воспитанников. Почти все стихи были свободными. В этом в определенной степени обозначилось мое влияние: я часто слагал именно такие стихи; дети заимствовали не только стиль, но и дух мышления, характер восприятия окружающего мира. Я записал несколько десятков стихов, сложенных моими мальчиками и девочками. Вот одно из стихотворений нашей поэтессы Вари: Песня жаворонка Дождь на рассвете вымыл голубое небо. Стал голубой небосвод звонким и радостным, словно песня. На колосках пшеницы-капли воды дождевой, в каждой капле играет маленькое солнце. Тихо-тихо в степи. К земле склонились колосья и капля дождя. Я иду по траве и боюсь потревожить тишину полей. Выхожу на древнюю скифскую могилу, поднимаю руки над головой, вдыхаю запахи грозы. Стою и вслушиваюсь в тишину. И вдруг от солнца, из глубин небосвода, вымытого на рассвете дождем, звонкого, словно колокол из голубого стекла, плывут тихие, нежные звуки. Словно кто-то сыплет и сыплет зерно золотое на прозрачный колокол - на голубой свод неба. Колокол дрожит, и поет, и играет. Я смотрю в лазурь, вижу: комочек серый дрожит. Это жаворонок солнце встречает. Есть чудесная сказка о весенней птице: падают искры на черную ниву, искры от солнца, оживают на земле комочки, взлетают птицы в небо... Поет жаворонок о матери теплой земле, о ярком солнце, о своих детках,- где-то в пшенице в гнездышке сладко спят птенчики... Влюбленный в красоту слова, человек становится чувствительней и требовательней к эстетическому и моральному бытию вокруг себя. Чем тоньше чувствительность к слову, к богатству его оттенков, тем глубже восприимчивость юного сердца к моральным поучениям, к тончайшим средствам влияния на духовный мир подростка - слову воспитателя и красоте всего человеческого. Большое значение в воспитании этой восприимчивости имеют путешествия в мир идей: беседы о силе духа, идейном мужестве, непримиримости к злу, несгибаемости в преодолении трудностей, величии и красоте преданности человека высокой идее. Характерной особенностью этих бесед является словно бы отход от конкретных фактов, событий, явлений к обобщающей истине, принципу. Подростки ощущают огромную потребность в таких беседах: им хочется рассуждать. Познание мира идей - особенность отрочества. Но чтобы идея воспитывала, подросток должен почувствовать, пережить ее красоту. Это возвышает, облагораживает человека. Путешествие в мир идей я начинал с рассказа о явлении, событии, в которых раскрывалась духовная жизнь человека. Тихим зимним вечером подростки пришли в "Комнату сказки". Я рассказал об Александре Ульянове. Мальчиков и девочек в этом человеке увлекла красота мужества, верность убеждениям. Когда я рассказал, как Александр Ульянов с возмущением отверг предложение адвокатов просить милости у палачей народа, в глазах моих воспитанников загорелись огоньки гордости за настоящего человека. Началась волнующая беседа. Мальчики и девочки, словно отдаляясь от конкретного исторического события и конкретного подвига, высказывали свои мысли об идейной стойкости, верности убеждениям, чести. Перед нами раскрывался настоящий смысл этих понятий. Подростки убеждаются: быть настоящим человеком, дорожить своей честью, пронести верность высоким идеалам через всю свою жизнь - это несравненно выше элементарной человеческой порядочности. Это убеждение я стараюсь еще больше углубить, рассказывая о героическом подвиге Сергея Лазо, о титаническом труде Льва Толстого и Константина Циолковского, Ильи Репина и Игоря Курчатова. Стараюсь, чтобы в сознании и сердце подростков не стиралось настоящее значение высоких слов "честь", "подвиг", "мужество", "героизм", чтобы у них не утвердился легкомысленный взгляд на афоризмы: "В жизни всегда есть место подвигу" 19, "Подвиг может совершить каждый". Подростки убеждаются, что есть большая разница между благородным поступком и подвигом, элементарной порядочностью и коммунистической убежденностью, осуществлением требований дисциплины и мужеством, честностью в быту, в повседневной жизни и высокой гражданской честью. ПОЗНАНИЕ ИДЕЙ После того как истина стала понятной, все духовные силы человека устремляются на то, чтобы запомнить, заучить, знать, ответить, "выложить" учителю свои знания. И тогда уже сердце остается равнодушным к тому, что осмысливает разум. Воспитательная сила моральных, политических, общественных, эстетических истин у отдельных преподавателей снижается тем, что на уроках, где раскрывается смысл этих истин, преобладают приемы умственного труда, направленные на запоминание, логическую классификацию фактов и т. д. Я знаю преподавателя истории, который очень увлекался разнообразными таблицами и схемами. Вот перед подростками раскрыт величественный подвиг нашего народа в Отечественной войне 1812 года. С замиранием сердца слушают мальчики и девочки рассказ о всенародной борьбе против захватчиков. Но вдруг учитель скороговоркой заканчивает свой рассказ и предлагает ученикам составить логическую схему: "разложить по полочкам" причины, способствовавшие нашей победе. Одухотворенность угасла, "анатомирование фактов" превращает живую плоть идеи в мертвую схему. Идея словно ползает по поверхности сознания и не затрагивает сердца. Настоящее познание идеи (познание умом и сердцем, формирование личного отношения к моральной истине, принципу) начинается тогда, когда вы обращаетесь к внутреннему духовному миру своих воспитанников. Если материал уже понятен, не торопитесь переходить к следующему разделу или теме. Найдите слова, которые побуждают к раздумьям, к осмыслению. В подростковом возрасте очень важно дать возможность взглянуть на вещи собственными глазами, стать словно бы участником и судьей событий. С этого, по сути, начинается эмоционально-эстетическое познание, в этом состоит формирование убеждений. Подростки очень чутки к добру и злу, справедливости и несправедливости, чести и бесчестью. Поэтому познание закономерностей общественной жизни и духовного мира человека должно быть для них в то же время эмоционально-эстетическим познаниям добра и зла. Найдите такие слова для обращения к уму, сердцу, совести своих воспитанников, чтобы они не только поняли суть добра и зла, но и четко определили свою моральную, идейную позицию. Найдите слова, которые бы побуждали переживать чувство непримиримости к социальному злу. Переживание непримиримости к идейному противнику - это важное духовное состояние, без которого немыслимо формирование моральных убеждений. Когда я рассказывал о Джордано Бруно, в глазах мальчиков и девочек вспыхивали огоньки ненависти к инквизиторам, которые жестоко расправлялись с лучшими людьми, открывавшими человечеству глаза на мир. Раскрывая идею борьбы разума и невежества, свободомыслия и религии, я видел перед собой не абстрактного ученика, ум которого "обрабатывает" то, о чем рассказывается, а живых, с чуткими сердцами Толю и Колю, Славка и Нину. Вера воспитанников в торжество добра, в справедливость, во все светлое и честное зависит от того, как они будут относиться к реальным носителям добра и зла. Я считал большим успехом своей воспитательной работы то, что образы мужественных людей, для которых отказ от истины был великим позором, а смерть со словом истины на устах - честью, вошли в сердца мальчиков и девочек, которые видели в жизни вокруг себя не только добро, но и зло. Рассказывая о фашистских зверствах на нашей советской земле, об адских печах Майданека и Бабьем Яре в Киеве, я стремился утвердить в юных сердцах дух борьбы против сил, которые и в наши дни готовятся разжечь мировую войну. На уроках литературы и истории перед сознанием и сердцами мальчиков и девочек раскрывалась история морали. Я показывал, как в человеческом обществе складывались элементарные нормы моральной культуры, как человек труда бережно заботился и передавал из поколения в поколение все лучшее, добытое и созданное общим трудом, борьбой за счастливую жизнь. В беседах по истории морали особое место занимало становление идеи и чувства Родины. Эмоциональное отношение к этой идее определяет моральное лицо гражданина. В жизни человека должно быть что-то самое главное, что стоит выше всех повседневных забот, тревог, страстей. Двое могут переживать неприязнь друг к другу, но там, где речь идет о великом и священном - Родине, они единомышленники, соратники и друзья. Отношение к идее Родины как к священнейшему и самому дорогому облагораживает все человеческие чувства, сближает, роднит людей, очищает души от всего, что унижает их достоинство. Утверждение святого и нерушимого в сердце каждого юного гражданина требует внимательного, вдумчивого взгляда на историю человечества. Я показывал, как чувство Родины возвеличивает человека, вдохновляет на героические подвиги. Настоящее бессмертие человека - в безграничной любви к Отчизне. Несколько раз рассказывал я мальчикам и девочкам о бессмертном подвиге нашего земляка, Героя Советского Союза, черноморского моряка Алексея Калюжного, который в битве за Севастополь был смертельно ранен и, умирая, написал письмо своим родителям, молодежи, будущим поколениям. Читал слова этого письма, вычеканенные на могиле героя, призывал задуматься над своей судьбой и судьбой Родины. Рассказ всегда пробуждал глубокий интерес и желание поделиться раздумьями. С таким же интересом слушали мальчики и девочки рассказы об Александре Матросове, Николае Гастелло и тех, кто повторил их подвиги. Никогда не забуду, как после рассказа о подвиге Александра Матросова, Толя сказал: "Без Родины настоящий человек и дня прожить не может. Родина делает каждого из нас настоящим человеком". "Почему это так? - спросил Ваня.- О самом дорогом мы как-то забываем. Вот перед нами широкие поля, дозревает пшеница. Мы думаем: будет хороший урожай. И почему-то забываем, что это наша Родина. Наверное, потому, что человек забывает и о своих глазах, когда они у него есть. И о руках, если есть руки. А вот я слышал рассказ инвалида Отечественной войны. Он попал в плен к фашистам. В кармане у него как-то сберегся маленький серый камешек, который он подобрал, когда военнопленных фашисты гнали на запад, в неволю. И этот камешек согревал ему душу, напоминал о Родине, поддерживал веру в победу, потому что напоминал, что есть родная земля". Слова Коли: "Посмотрел я на высокую степную могилу и подумал: "Ведь тут, на нашей земле, далекие предки наши били татарских пришельцев. И шведов били, когда они бежали от Полтавы в Турцию. И белогвардейцев, и фашистов били. Это уже наши деды и отцы. Вот и путь, по которому пришла в наше село освободительница Советская Армия. Так ведь это Отчизна". Казалось бы, обычные, много раз произнесенные слова. Но нет, они - откровение для подростков. В этих словах живет идея Родины, потому что живет она в их сердцах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.144 (0.009 с.) |