Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональная восприимчивость мировоззренческих и моральных идей, принципов, истинСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассказывая о своем тяжелом детстве, о тяжелой руке деда Каширина, М. Горький писал: "С той поры во мне появилось неспокойное внимание к людям, и, словно мне содрали кожу с сердца, оно стало нестерпимо чувствительным ко всякой обиде и боли своей и чужой"20. Выработать беспокойное внимание, нестерпимую чуткость к человеку - одна из важнейших задач школы. Это большое счастье, что в жестокое время и в жестокой обстановке сердце, с которого "содрали кожу", стало эмоционально восприимчивым. В подавляющем большинстве случаев бывает иначе: обида и жестокость огрубляют сердце, делают его жестоким. Однако воспитание эмоциональной восприимчивости состоит вовсе не в том, чтобы человек прошел через горнило обид и унижений. Важнейшим средством воспитания эмоциональной восприимчивости, которая играет исключительную роль в становлении всех человеческих качеств, является единство слова воспитателя и деятельности воспитанника. Эмоциональная чуткость к мировоззренческим истинам, идеям, принципам, закономерностям - это, образно говоря, тот огонек, от которого вспыхивает порох убежденности, принципиальности, верности человека своим убеждениям. Человек дорожит священным и непоколебимым только тогда, когда он пережил, перестрадал, ощутил глубину идей, принципов, истин. Коммунистическая убежденность формируется благодаря единству логического познания мировоззренческих идей и эмоционального познания: осмысливая сущность мировоззренческих истин и идей, воспитанники переживают восхищение, удивление, гордость за величие, мудрость, красоту человека. Это достигается не какими-то специфическими приемами, не громкими фразами или искусственным пафосом, а глубиной материалистического толкования истин, идей, принципов - такого объяснения, при котором подчеркивается могущество разума человека, его творчества, идейной непримиримости к злу, тьме. Эмоциональное познание не требует от подростка каких-то специальных средств выражения чувств. Оно должно отражаться в глубине души - в этом как раз и состоит его сила. Восприимчивость к мировоззренческим идеям, истинам, принципам через переживание их величия, мудрости и красоты только начинается. В отрочестве роль активного выражения взглядов, убеждений в духовной жизни человека особенно велика. Для полноты духовной жизни, для жизнерадостного мировосприятия, оптимистического видения мира и становления уверенности в своих силах важно, чтобы подросток чувствовал словно бы столкновение своих взглядов и убеждений с чем-то противодействующим. Это противодействие является как бы горючим для новой эмоциональной вспышки, для ярчайшей личной оценки правды, справедливости, величия, красоты мировоззренческой истины. Мы всегда заботились о мировоззренческом характере труда подростков, стремились к тому, чтобы труд для подростка был не только обязанностью, но и формой, средством выражения взглядов, отношения к истине. Противодействием являются трудности, преграды, которые нужно преодолеть, чтобы выразить самого себя. Подросток, например, знает, что мертвую глину можно за год превратить в живую, плодоносящую почву,- для этого нужно создавать среду, которая способствует жизнедеятельности полезных микроорганизмов. Выполняя эту работу, он не просто убеждается в истинности научных знаний - он утверждается в своем чувстве гордости за науку, познания человека, за самого себя. Это и есть та духовная борьба, в которой закаляются моральные силы человека. Настоящее моральное воспитание невозможно без воспитания эмоционального. Моральная и политическая идеи обобщают тысячи и тысячи явлений, событий, человеческих страстей. По своей природе моральная и политическая идеи имеют могучий эмоциональный корень, который при надлежащем воспитании дает живую ветвь человеческих поступков, забот, тревог. Но этот корень требует определенной среды. Чтобы он ожил и дал росток, идею нужно пережить, почувствовать, а это значит - соотнести с собой. Глубоко личное, эмоциональное отношение к идее у подростка рождается, крепнет, развивается лишь при том условии, если в его жизни есть личное отношение к человеку: чтобы понять нравственность, нужно полюбить человека и вместе с тем нужно уметь ненавидеть все, что унижает человека. Эмоциональная восприимчивость к моральным истинам, идеям, принципам становится реальностью тогда, когда подросток, познавая мир, входит в него как активное, действенное начало. Познавать окружающий мир умом и сердцем - это значит постичь моральные истины, идеи, принципы в их реальном, конкретном выражении: в отношениях с живыми людьми, в пристрастиях, поступках, столкновении взглядов и судеб. Становление морального облика в годы отрочества определяется главным образом идеей: нравственным является все, что помогает борьбе за коммунизм. Доносить до сердца эту великую нравственную и вместе с тем политическую идею - значит вводить подростка в мир гражданской жизни, давать ему гражданскую радость служения Отчизне, обществу. Мы всегда усматривали высокую воспитательную миссию школы в том, чтобы ведущими, самыми сильными в духовной жизни подростков были гражданские чувства: радость, гордость и ответственность. Эти чувства гармонично сливаются, подросток видит в своей деятельности гражданскую целенаправленность. Большое внимание уделяли мы также познанию идей: делай добро людям, понимай и ощущай радости и горе человека, который живет рядом с тобой, вкладывай в него частицу своей души, будь непримирим к равнодушию, ненавидь унижение человеческого достоинства - и ты будешь настоящим человеком. Воспитывать эмоциональную восприимчивость к этой идее - это не значит без конца повторять ее с целью закрепить в сознании, памяти. Человек даже может не знать этой идеи как логического суждения, но если он делает добро другим людям и переживает при этом благородные чувства, то постигнет моральную идею и умом и сердцем. Для подростка характерна одна очень важная особенность: чем ближе он принимает к сердцу все, что совершается вокруг, тем больше у него интерес к явлениям окружающего мира, тем тоньше чувствительность, восприимчивость его души к слову воспитателя, к моральному поучению, к словесному выражению моральной идеи. Восприятие окружающего мира умом и сердцем - важнейшая предпосылка становления моральной культуры. Моральное равнодушие имеет своим корнем эмоциональное равнодушие. Воспитывать чувства -- это не значит говорить о чувствах или учить переживать. К. С. Станиславский не раз говорил, что "чувства наказывать нельзя". Если искусственность, нарочитость в воспитании вообще недопустимы, то в воспитании эмоциональной куль туры они особенно вредны. Вера педагога в действенность и воспитательную силу схемы: пойми то, что я тебе говорю, почувствуй то, что я хочу утвердить в твоей душе, и ты будешь хорошим человеком,- ведет к тому, что высокие слова в сознании подростка могут превратиться в разменную монету, обесценятся. К чувству нужно подвести, необходимое для становления моральной и эмоциональной культуры чувство нужно вызвать, пробудить, а для этого необходимы эмоциональные ситуации. Использование безграничного богатства жизненных ситуаций в отношениях между людьми, умышленное создание ситуаций для воспитания эмоциональной культуры это сфера наитончайшего педагогического мастерства, суть педагогической культуры. Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально-эстетическим видением окружающего мира. Как много из того, что происходит рядом с детьми, подростками, юношами и девушками, безвозвратно теряется для морального и эмоционального воспитания, и при чиной этих утрат является то, что педагог не вырабатывает, не развивает в себе эмоционально-эстетическое видение мира. Это не какое-то врожденное духовное качество. Оно только приобретается. постигается, вырабатывается, совершенствуется, умудряется жизнью. Если говорить о педагогическом опыте, о годах труда как его источнике, то в это понятие я включил бы прежде всего тонкость эмоционально-эстетического видения мира, и прежде всего чело века. Педагог становится наставником детей и юношества постольку, поскольку он тонко и чутко познает мир умом и сердцем. В воспитании подростков это качество приобретает особый смысл. Пе ред подростком неудержимо расширяется горизонт, его ум приобретает способность к познанию, логическому анализу обобщающих истин; человек в этом возрасте видит то, что далеко от него, и часто не замечает того, что близко. Развивая и углубляя то, что требует природа отрочества и общественное положение подростка, воспитатель должен в то же время развивать в нем способность видеть умом и сердцем вещи и явления буквально в двух шагах от себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.01 с.) |