Правовая культура общества и личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая культура общества и личности.



Правовая культура – часть общей культуры, характерные для данной цивилизации модели поведения в юридически значимых ситуациях. Она определяется экономическими и иными факторами. Различают правовую культуру личности и общественную правовую культуру. Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также приверженность к правомерному типу поведения, т.е. соблюдение правовых запретов, исполнение обязанностей, а также использование дозволений, когда это нужно для удовлетворения своих интересов. Как и для общественного правосознания, для личности характерна правовая идеология и психология, которые и находят свое выражение в юридически значимом поведении. Правовая культура общ-ва – это уровень развития общественного правосознания, который характеризуется: 1) пониманием ценности права как такого; 2) осознанием необходимости всех людей, а также их объединений, включая гос-во, действовать исключительно в рамках правомерного поведения. Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества. Базой правовой культуры являются правовые знания, умение применять их, защищать права и свободы, с помощью закона регулировать отношения. Все это вместе взятое является важным условием создания правового государства, к которому мы стремимся. Следовательно, правокулыурность — это особый срез или уровень правосознания, законности, законодательства и юридической практики, а также правовых учреждений, характеризующийся их соответствием ценностям человеческой культуры

 

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Не все из них урегулированы правом. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм: 1) социальный (общественный) характер; 2) общий характер (они представляют собой общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения); 3) объективно-субъективный характер (с одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека); 4) системный характер (характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями); 5) подзаконный характер; 6) обеспеченный характер (если за нарушения права применяются гос. санкции, то иные соц. нормы обеспечиваются санкциями негос-го, общ-го характера).

Рассмотрим виды социальных норм: корпоративные нормы, религиозные нормы (в отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определенностью), обычаи (особенность - полное отсутствие их материальной фиксации).

46. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Правовое регулирование (ПР) – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие но общ-ные отношения. Механизм ПР – взятая в единстве система правовых средств, с помощью кот. осуществляется ПР общественных отношений. Элементы: нормы права, юридические факты, акты применения права, правовые отношения, акты реализации прав и обязанностей.

Структура ПР характеризуется методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов ПР. В теории ПР принято выделять два метода правового воздействия: 1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично–правовых отраслях.

Способы ПР – пути юр. воздействия, выраженные в юр. нормах и др. элементах правовой системы. Способы ПР: а) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

Понятие механизма ПР позволяет:

- не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы, правоотношения, юр. акты и др., участвующие в правовом воздействии, - и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, системно–воздействующем виде, что характеризует результативность ПР;

- высветить в связи с этим специфич. функции, кот. выполняют те или иные юр. явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

СИСТЕМА ПРАВА.

Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство. Таким образом нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

Единство системы права – специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений.

Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права. Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Итак, система права – это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли и институты.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предмет правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.007 с.)