Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация правовых систем.

Поиск

Правовая система (семья) представляет собой объединение нескольких гос-в по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них правового регулирования общественных отношений. Существует несколько взглядов на классификацию правовых систем. Марксизм осуществил дифференциацию правовых систем на основе общественно-экономической формации и классовой структуры общества: рабовладельческое право (основа – частная собственность на рабов), феодальное право (производитель частично зависим от собственника земли - монарха), капиталистическое или буржуазное право (формальное равенство субъектов права, в основе – частная собственность на рседства производства), социалистическое право (вся собственность госуд-ая). Классификация правовых семей Р.Давида: континентальная или Романо-германская (системы базируются на нормативных правовых актах, в основе – древнеримское право); англосаксонская семья (основной источник – судебные прецедент); мусульманская (большое влияние имеет Коран); социалистическая (отсутствие частной собственности); правовые семьи с обычным правом (основа права – обычаи этих стран). Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикцион-ные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала.

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо- германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на традициях римского права. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм не велико. Основным источником права являются нормативные акты, ведущее место среди которых занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Структура права характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты.

Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, в последствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Как единая система англосаксонское право стало складываться с момента завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем (1060 год). Основным источником права здесь является судебный прецедент.

Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяется только на лиц, исповедывающих ислам. Во многих из них действует светское право, в других – мусульманское право хотя и действует, но в определённых ограниченных пределах. Источниками мусульманского права являются коран, сунна, иджма, кияс.

Семья традиционного (обычного) права – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).

 

39. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ.

Правотворчество - это деятельность гос. органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают гос. органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность; - профессионализм; - законность; - демократизм; - гласность (открытость, «прозрачность»); – оперативность (своевременность издания нормативных актов). Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. Стадии правотворчества: 1) законодательная инициатива (право внесения законопроекта в одну из палат парламента); 2) обсуждение и доработка законопроекта; 3) принятие (в РФ – Гос.думой); 4) его санкционирование (в РФ одобрение Советом Федерации и подписание президентом); 5) его обнародование (официальное опубликование).

ПРАВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩ-ВА НА ПРИМЕРЕ РФ

Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения:

1. Право—это результат деятельности человека, общества и гос-ва, обозначающий пределы свободы человека. В гос-но-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой гос-ва и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы полит. системы, в том числе само гос-во, вынуждены корректировать свои полит. притязания с учетом данных пределов.

2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются полит. институты, определяются полномочия структурных элементов политич. системы.

3. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.

4. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений.

5. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер.

6. Источниками права являются не только нормативные акты гос-ва, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые, на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.008 с.)