Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация правовых систем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правовая система (семья) представляет собой объединение нескольких гос-в по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них правового регулирования общественных отношений. Существует несколько взглядов на классификацию правовых систем. Марксизм осуществил дифференциацию правовых систем на основе общественно-экономической формации и классовой структуры общества: рабовладельческое право (основа – частная собственность на рабов), феодальное право (производитель частично зависим от собственника земли - монарха), капиталистическое или буржуазное право (формальное равенство субъектов права, в основе – частная собственность на рседства производства), социалистическое право (вся собственность госуд-ая). Классификация правовых семей Р.Давида: континентальная или Романо-германская (системы базируются на нормативных правовых актах, в основе – древнеримское право); англосаксонская семья (основной источник – судебные прецедент); мусульманская (большое влияние имеет Коран); социалистическая (отсутствие частной собственности); правовые семьи с обычным правом (основа права – обычаи этих стран). Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикцион-ные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран. Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. 3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. 4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т. п. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо- германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на традициях римского права. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм не велико. Основным источником права являются нормативные акты, ведущее место среди которых занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Структура права характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, в последствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Как единая система англосаксонское право стало складываться с момента завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем (1060 год). Основным источником права здесь является судебный прецедент. Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяется только на лиц, исповедывающих ислам. Во многих из них действует светское право, в других – мусульманское право хотя и действует, но в определённых ограниченных пределах. Источниками мусульманского права являются коран, сунна, иджма, кияс. Семья традиционного (обычного) права – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).
39. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СТАДИИ. Правотворчество - это деятельность гос. органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают гос. органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность; - профессионализм; - законность; - демократизм; - гласность (открытость, «прозрачность»); – оперативность (своевременность издания нормативных актов). Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. Стадии правотворчества: 1) законодательная инициатива (право внесения законопроекта в одну из палат парламента); 2) обсуждение и доработка законопроекта; 3) принятие (в РФ – Гос.думой); 4) его санкционирование (в РФ одобрение Советом Федерации и подписание президентом); 5) его обнародование (официальное опубликование). ПРАВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩ-ВА НА ПРИМЕРЕ РФ Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения: 1. Право—это результат деятельности человека, общества и гос-ва, обозначающий пределы свободы человека. В гос-но-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой гос-ва и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы полит. системы, в том числе само гос-во, вынуждены корректировать свои полит. притязания с учетом данных пределов. 2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются полит. институты, определяются полномочия структурных элементов политич. системы. 3. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ. 4. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений. 5. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. 6. Источниками права являются не только нормативные акты гос-ва, но и обычаи, прецеденты, а также решения (законы), принятые, на всенародном референдуме. В этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.008 с.) |