Характерные черты тоталитарной политической системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты тоталитарной политической системы.



Полит.система общества – это упорядоченная на основе права и иных соц.норм совокупность институтов общ-ва (гос.органов, полит.партий, движений, общ-ых организаций и т.д.), форм взаимодействия между ними, в рамках которой проходит полит.жизнь общества и осуществляется полит.власть. В зависимости от характера господствующего политического режима полит. системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными. Характерные черты тоталитарной полит.системы: 1) отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля гос-ва над всеми сторонами жизни общества; 2) стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным; 3) ломка всесильным полит.механизмом автономии всех общественных отношений; 4) радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от гос. машины в решении практически всех полит.проблем.

Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией. К инакомыслящим применяются жесткие репрессивные меры. К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Правящая партия срастается с гос.аппаратом, отмечается абсолютная концентрация власти, объединяющей и законодательную, и исполнительную власть в одном органе. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

 

4.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРАВА.

Основной постулат естественно-правового подхода – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от гос-ва норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Нормативное понимание права – самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Положительное в данном подходе: 1) подчеркивает определяющее св-во права – нормативность; 2) нормативность органически связана с формальной определенностью права; 3) фиксированность средств гос. принуждения в случаях нарушения права; 4) противостояние режиму произвола и беззаконию; 5) косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей воли; 6) ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юр.практики; 7) признание широких возможностей гос-ва влиять на общественное развитие. Отрицательное в данном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юр.норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития. Сторонником психологической теории права является Л.И.Петражицкий. По его мнению, субъекты правового общения в своем поведении должны руководствоваться эмоциями, «обязательственно-притязательными переживаниями». Специфическая природа права, нравственности, эстетики, их отличия друг от друга и других переживаний коренятся не в области интеллектуального, а в области эмоционального, импульсивного. Не позитивные нормы, а «императивно-атрибутивные переживания и нормы» интуитивного происхождения ставятся во главу угла. Интегративный подход к пониманию права. Право всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требует разных изменений и неодинаковой трансформации, в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия. Интегративное определение права: это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Социологический подход к праву. Представители социологического направления под правом понимают правоотношения или право в действии. Юристы-социологи обращаются к процессу реализации норм права и выдвигают лозунг "право в действии — живое право". Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения, сложившиеся в действующую систему права.
С позиций нормативной теории социологический подход к праву означает отказ от авторитета закона и предоставление судье правотворческих функций. Положительной стороной социологического направления является стремление исследовать право во взаимодействии с другими элементами социальной структуры и выявить реальные механизмы действия права. Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.
Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие - нет.

 

Государственно-правовой режим РФ

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ - в конституционном праве система средств и способов осуществления государственной власти. В зависимости от характера используемых гос-ной властью средств и способов различают демократический и авторитарный Г.-п.р. При демократическом режиме провозглашаются и обеспечиваются общедемократические права и свободы, граждане получают реальную возможность влиять на состав гос-ных органов и содержание их наиболее важных решений, гарантируются политический плюрализм и разделение властей как основа формирования гос-ного аппарата. При авторитарном режиме население отстранено от управления обществом и государством, существенно ограничиваются основные права и свободы граждан. Различают конституционно-авторитарный и тоталитарный режимы как виды авторитарного режима. Существуют также переходные и чрезвычайные Г.-п.р., которые, как правило, имеют временный характер.

Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический государственный режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России - республика.

Характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм;

2) республиканская форма правления;

3) федерализм;

4) разделение властей;

5) идеологическое и политическое многообразие;

6) признание и гарантирование местного самоуправления;

7) правовое государство;

8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;

9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления). Основной Закон РФ закрепляет, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.)