Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможное (социально допустимое)

Поиск

- желательное (участие в выборах, обжалование неправомерных действий должностных лиц, вступление в брак);

- нежелательное (развод, забастовка и др.) – закрепляется как правило, в диспозитивных нормах как права субъекта, а не как его обязанности, реализуется в соответствии с его волей (интересом) и обеспечивается государством.

По объективной стороне правомерное поведение выражается в:

- действии;

- бездействии (напр., отказ обвиняемого от дачи показаний).

По особенностям субъективной стороны различают виды правомерного (законопослушного) поведения:

-активное;

-обычное (привычное);

- пассивное (конформистское – его разновидность);

- маргинальное.

Активное правомерное поведение – это вид правомерного поведения, состоящий в целенаправленной деятельности граждан, должностных лиц по реализации своих прав, обязанностей, компетенции в рамках правовых норм и связанный с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств.

Обычное (привычное) правомерное поведение – вид законопослушного поведения, представляющий собой повседневную служебную, бытовую и иную деятельность человека, соответствующую предписаниям правовых норм, ставшую привычкой и не требующую дополнительных затрат и усилий.

Пассивное правомерное поведение – вид правомерного поведения, проявляющийся в бездействии, в намеренном не использовании субъектом принадлежащих ему прав и обязанностей: неучастии в выборах и т.п.

Маргинальное поведение – это вид поведения, характеризующийся «промежуточным» (пограничным) между правомерным и противоправным состоянием личности.

Маргинальное поведение лица выражается в готовности к противоправным действиям в случае снижения надзора за его поведением, но не становится антиобщественным, ведущим к правонарушению, из-за страха перед юридической ответственностью (например, оплата пассажиром проезда в автобусе только потому, что в него зашел контролер).

30.Правонарушение: понятие, признаки, состав. Виды правонарушений.

Правонарушение – это противоправное, общественно-вредное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное, деликтоспособное, то есть способно отвечать за свои поступки.

Признаки правонарушения:

1) вина лица

2) только те неправомерные действия, которые совершены деликтоспособным субъектом права

3) совершение действия или бездействия, то есть выражение деяния во вне. Мысли и намерения правонарушением не являются

4) противоправность – объективное нарушение правовых норм

5) общественно вредный характер деяния

Юридический состав правонарушения – совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение. Состоит из 4 элементов:

1) субъект правонарушения – деликтосопосбное лицо, субъектом правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной и иной ответственности.

2) объект правонарушения – охраняемые правом общественные отношения и интересы.

3) объективная сторона правонарушения – внешнее проявление поступка, выражается в действии или бездействии, представляющее общественную опасность или общественный вред. При исследовании объективной стороны правонарушения также анализируют время, место, обстоятельство, способ совершения правонарушения, размер причиненного вреда, причинную связь между причиненным вредом и совершенным деянием.

4) субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной.

Виды правонарушения:

1. По степени общественной опасности (вредности) подразделяются:

- преступление

- проступки

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правонарушений и выражаются в неисполнении, в ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда личности или имуществу.

Административные правонарушения – посягают в основном на порядок государственного управления и общественный строй.

Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, учебной, служебной, воинской и иной дисциплины.

Уголовные правонарушения (преступления) – виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

31.Понятие и структура правосознания. Правовая культура.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми

Структура правосознания

- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Правовая культура - качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений.

32.Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика.

Понятие «правовая система» следует отличать от понятия «система права». Как говорилось выше, система права характеризует его внутреннюю структуру. Понятие правовая система значительно шире по объему, и в содержательном плане включает в себя: нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Иначе говоря, правовую систему определяют в основном как обусловленную историческим развитием совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии в конкретном государстве.

Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития у разных государств неодинаков. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств (национальные правовые системы) могут иметь существенные различия.

Классификация правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы. Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков. Группы близких по характеристикам национальных правовых систем принято относить к обособленным «семействам» политических и культурно-правовых образований и именовать правовыми семьями.

Существуют различные классификации правовых семей в зависимости от того, какие признаки положены в ее основание. Например, современный французский ученый Р. Давид выделил три правовые семьи, немецкий юрист К. Цвайгерт назвал восемь. Охарактеризуем некоторые из называющихся в литературе правовых семей: романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую правовые семьи и семью обычного права.

33.Англосаксонская правовая система: общая характеристика.

К англосаксонской правовой системе (системе общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Данная правовая система существенно отличается от романо-германской и характеризуется следующими признаками:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;

2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

3) нормы права не отделены от судебного решения и поэтому носят казуистический характер;

4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) нет кодифицированных отраслей права;

6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

34.Романо-германская правовая система: общая характеристика.

Романо-германская правовая система сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).

Среди признаков романо-германской правовой системы можно выделить следующие:

1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;

3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также система кодифицированных актов (кодексов);

6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;

7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм.

35.Религиозные правовые системы.

К системе религиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.), а также индусская (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Бангладеш, Непал, Танзания, Уганда, Кения некоторых др.).

Среди признаков данной правовой системы можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому в них нужно верить и соответственно строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

36.Понятие и признаки государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач.

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

37.Понятие и признаки государственной власти. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти.

Государственная власть - это разновидность общественных отношений, которых у одной из сторон отношения больше властных полномочий, позволяющих добиться от другой стороны выполнения своих требований.

Признаки государственной власти:

1) власть – есть явление социальное (общественное, существует в обществе)

2) власть является атрибутом общества на всех этапах его развития

3) власть может существовать и функционировать только в рамках общественного отношения (отношения, которые существуют между людьми, группами, коллективами) – то есть не может быть власти между человеком и вещью, власти в отношении между человеком и животным

4) осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс – когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта должен первоначально обусловить волю и поведение самого властвующего субъекта, то есть он должен быть воспринят его сознанием.

5) Власть всегда базируется на силе и именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в обществе; сила может носить различную природу и имеется в виду не физическая сила, ядерную силу, а сила авторитета, убеждения, сила интеллекта, сила красоты, доброты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.012 с.)