Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии процесса применения права: установление фактической основы дела; установление юридической основы дела; принятие решения по делу.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Установление фактической основы дела. В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми. Установление и анализ фактических обстоятельств осуществляются при помощи юридических доказательств, фактов, добытых в установленных законом формах и порядке. 2.Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела, решается вопрос о распространении конкретной нормы права на конкретное дело. 3.Принятие решения по делу. При принятии решения властный субъект реализует свои властные полномочия, сводя воедино фактическую и юридическую основы дела, определяя права конкретных субъектов правоотношения. Решение по делу сопровождается принятием индивидуального юридического акта, служащего основанием для возникновения правоотношения. Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям. 1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства — Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные; з) акты местного самоуправления. 2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые, г) акты применения материального и процессуального права. 3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению. 4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Функции актов этого вида состоят, главным образом, в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования. 5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия. Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, строгая определенность в фиксации. По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д. Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п. Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты регулировщика, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов). 6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные). 7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
23.Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве нормы, регулирующей общественное отношение, находящееся в сфере правового регулирования. Условия констатации наличия пробела в праве: Данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования; Отсутствует (полностью, частично) норма права, регулирующая данное отношение. Пробелы в праве устраняются (восполняются) законодателем (принимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм), преодолеваются правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине неполноты законодательства). Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона - это решение юридического дела, применяя к общественным отношениям закон, регулирующий сходные отношения. Аналогия права - это решение юридического дела, на основе общих принципов права (исходя из общих начал и смысла законодательства). 24.Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права. Коллизия в праве – это противоречия между нормами права, регулирующими одно и тоже общественное отношение. Причины коллизий в праве: 1) Объективные (введение в действие нового НПА и одновременное действие ранее принятых актов) 2) Субъективные (недостатки юридической техники; недостаточный уровень правосознания и правовой культуры участников правотворческой деятельности) Устранить коллизию можно: 1) В ходе правотворческой деятельности путем изменения или отмены норм права 2) В ходе правоприменительной деятельности путем признания правовой нормы судом не действующей Виды коллизий в праве и правила их разрешения: 1) Между актами разной юридической силы. Коллизия разрешается в пользу акта большей юридической силы 2) Между актами равной юридической силы, принятыми одним и тем же органом в разное время. Применяется акт, принятый позднее. 3) Между общем и специальным актами. Применяется специальный акт. 4) Между кодифицированным и не кодифицированным актами. Применяется кодифицированный акт. 5) Между федеральным актом и актом субъекта федерации. · Если эти акты приняты по предмету ведения федерации или по предмету совместного ведения, то применяется федеральный акт · Если эти акты приняты по предмету ведения субъекта федерации, то применяется акт субъекта федерации 6) Между внутригосударственным актом и международным договором РФ Между конституцией государства и международным договором. Применяется конституция государства. 25.Понятие и способы толкования норм права. Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте. Способы толкования права Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются. Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др. Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. 26.Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты. Виды толкования права: По объему · Буквальные (действительное содержание норм права полностью совпадает с её словесной формулировкой) · Расширительная (распространительная) (действительное содержание, нормы права шире её словесной формулировки) · Ограничительное (действительное содержание нормы права уже её словесной формулировки) По субъекту · Официальные (дается уполномоченными субъектами, содержатся в правовом акте, является обязательным): - Нормативные (дается в ходе интерпретационной деятельности, содержится в акте толкования, является общеобязательным): - Аутентичные (дается органом ранее принявшим толкуемую норму права) - Легальные (дается органом не принимавшим толкуемую норму права, но которому предоставлено право давать официальное толкование) - Казуальные (дается в ходе правоприменительной деятельности содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, является обязательным для данного дела) Интерпретационный акт (акт толкования) – это официальный письменный документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальные разъяснения нормы права и порядка их применения. Признаки актов толкования: 1) Представляется собой официальный письменный документ 2) Принимается уполномоченным субъектом 3) Имеет установленную форму и реквизиты 4) Принимается в ходе интерпретационной деятельности 5) Принимается на основе норм права 6) Принимается в порядке, предусмотренном нормами права 7) Содержит официальные разъяснения норм права и порядка их применения 27.Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы. Виды юридической ответственности. Юридическая ответственность– обязанность правонарушителя претерпеть за совершенное им правонарушение предусмотренные санкцией правовой нормы лишения личного, имущественного и организационного характера. Функции юридической ответственности: 1)наказание, цель которого – предупредить повторение подобных деяний в будущем; 2)восстановление нарушенного права; 3)воспитание население как средство профилактики правонарушений. Принципы юридической ответственности: 1)законность,которая выражается в том, что юридическая ответственность наступает только на основе, в пределах и во исполнение закона только за предусмотренные законодательством деяния; 2)неотвратимость,которая проявляется в том, что ни один правонарушитель не должен уйти от ответственности, а также ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым со стороны государства и общественности; 3)обоснованность,по которой при назначении юридической ответственности должны быть установлены и исследованы все факты, которые относятся к делу и имеют юридическое значение, а также установление факта совершения лицом конкретного правонарушения; 4)справедливость,означающая соразмерность совершенного деяния и наказания, недопустимость уголовных наказаний за проступки, возмещение причиненного правонарушением вреда, соответствие ответственности тяжести совершенного правонарушения, а также назначение за одно правонарушение только одного наказания; 5)целесообразность,т.е. установление вида наказания в рамках юридической нормы и соответствия избираемой меры воздействия целям юридической ответственности, тяжести совершенного правонарушения, свойствам личности нарушителя, обстоятельствам совершения правонарушения; 6)гуманность,которая не допускает применение мер наказания, причиняющих физические или нравственные страдания. Виды юридической ответственности: 1)уголовная ответственность– строго регламентируемая процессуальной формой ответственность, которая наступает за совершение преступления только при наличии юридического состава преступления. 2)гражданско–правовая ответственность– ответственность, наступающая за совершение гражданского правонарушения и выражающаяся в возмещении правонарушителем причиненного имущественного вреда и восстановлении нарушенного права, осуществляемая в судебном, арбитражном и административном порядке. 3)административная ответственность– ответственность, наступающая за совершение административного правонарушения, выражающаяся в применении к нарушителю административных взысканий, возлагаемых органами исполнительной власти, местного самоуправления и судами. 4)дисциплинарная ответственность,наступающая за дисциплинарные проступки, выражающаяся в применении дисциплинарных санкций (таких как замечание, выговор, увольнение и др.) и осуществляемая должностными лицами, обладающими дисциплинарной властью; 5)материальная ответственность,наступающая за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими данного предприятия при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя. 28.Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования. Правовое регулирование - одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права. Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, требующие правового воздействия. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования. 1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). 2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). 3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Как процесс правовое регулирование состоит из следующих стадий: - правотворчество и его влияние на регламентацию общественных отношений; - возникновение субъективных прав и субъективных обязанностей; - осуществление права посредством реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в конкретном правоотношении; - применение права. Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования. 1. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений. 2. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения. 29.Понятие и типология правомерного поведения. Правомерное поведение – общественно полезное правовое поведение лица (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям юридических норм и охраняется государством. Состав правомерного поведения – система признаков поведения, соответствующего предписаниям права. Субъект – (физические и юридические лица, которые признаны дееспособными и деликтоспособными т.е. способными осуществлять свои права и обязанности и нести юридическую ответственность). Субъективная сторона – внутреннее отношение (заинтересованность, равнодушие) субъекта права к своей деятельности и ее результатам, определение качества поступков, из которых состоит поведение, оценка их. Объект – явление окружающей среды, на которые направлены правомерные проступки: материальные и нематериальные блага, общественные отношения. Объективная сторона – внешняя форма выражения правомерных поступков: действие или бездействие; их полезные результаты; причинная связь между деяниями и их последствиями. В зависимости от характера правовых предписаний различаются виды правомерного поведения: Должное (социально необходимое) – (защита родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил дорожного движения и др.) – закрепляется в императивных нормах в виде обязанностей и обеспечивается, кроме других способов, государственным принуждением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.009 с.) |