Предмет, система и методы теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, система и методы теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук.



Предмет, система и методы теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности.

Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретические модели «идеальных» и реальных государственно-правовых систем, юридическая техника правотворческой и правореализационной деятельности.

Особенностями или характерными чертами предмета теории государства и права являются:

1) общие специфические закономерности: возникновение и историческое движение государства и права; развитие и функционирование государства и права; переход одного типа государства к другому; развитие демократии, законности и правопорядка; формирование правового государства;

2 ) общая теория - теория государства и права формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются другие науки, является основой всех других гуманитарных наук;

3) единство науки - является единой наукой, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимодействии.

Структура тпгсостоит из:

1.Общетереотические и исторические наукитпг.

-философия права

-социология права

-история тгп и т.д

2.Отраслевые

3.Прикладные криминалистика, судмедэкспертиза, психиатрия.

4. Мездународно-правовые дисциплины МЧП МПП

Методология тгп — это совокупность логических приемов и конкретных способов познания общих и основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

- Метод сравнения

- Метод анализа (изучение объекта по частям)

- Метод синтеза (изучение информации в целом)

- Метод индукции (от общего к частному)

- Метод дидукции (переход от частного к общему)

- Метод системного подхода

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

- Социологический метод (наблюдение, анкетирование, интервьювирование)

- Статистический метод (определяет количественные и качественные показатели)

- Системный метод - изучение объекта в виде совокупности взаимосвязь и взаимодействие между собой элементов

- Математический метод

- Кибернетический метод

3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

- Формально-юридический метод

- Сравнительно-правовой

- Правовой эксперимент

- метод юр толкования

По отношению к юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т. д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции

2.Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.

К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами.

 

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу.

В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

 

По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

 

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

 

Афинская форма - Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

 

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

 

В зависимости от сферы реализации: общие (принцип справедливости), межотраслевые, отраслевые, институциональные или отдельных правовых институтов.

В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закрепленные в конкретном нормативно-правовом акте.

Отсылочный способ.

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть.

Бланкетный способ.

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права.

8.Понятие и виды форм и источников права.

В юридическом смысле под источниками права понимают способ внешнего выражения, закрепления и придания общеобязательной силы правовым норма. В настоящее время термины "источник права" и "форма права" используются в юридической науке как тождественные. При этом чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле.

Все источники можно объединить в две группы: типичные (традиционные) и нетипичные (нетрадиционные).

Нетипичные (нетрадиционные) источники права

Общие принципы права – нормы права, которые выступают источниками права практически во всех правовых системах, используются при пробелах в законодательстве; если невозможно найти похожую норму; если аналогия права запрещена, как, например.

Юридическая доктрина – это авторитетное мнение выдающегося юриста, которому придается общеобязательное значение.

Религиозные тексты – это священная книга, какой-то концессии, которая содержит правила поведения.

9.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Содержание правоотношения

Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Следует иметь в виду, что для возникновения и осуществления правоотношений

Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного лица.

Фактическое содержание правоотношения - это сами действия, в которых реализуются права и обязанности сторон.

20.Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определённых юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Классификация юридических фактов:

Классификация юридических фактов:

1) по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2) по связи с волей участников (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3) по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

Различают два вида фактических составов:

1) по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие;

2) по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

Фактический (юридический) состав — это совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

В число элементов фактических составов часто входит особый юридический факт — сроки.

21.Понятие и формы реализации права.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Способы толкования права

Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий.

Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл.

26.Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты.

Виды толкования права:

По объему

· Буквальные (действительное содержание норм права полностью совпадает с её словесной формулировкой)

· Расширительная (распространительная) (действительное содержание, нормы права шире её словесной формулировки)

· Ограничительное (действительное содержание нормы права уже её словесной формулировки)

По субъекту

· Официальные (дается уполномоченными субъектами, содержатся в правовом акте, является обязательным):

- Нормативные (дается в ходе интерпретационной деятельности, содержится в акте толкования, является общеобязательным):

- Аутентичные (дается органом ранее принявшим толкуемую норму права)

- Легальные (дается органом не принимавшим толкуемую норму права, но которому предоставлено право давать официальное толкование)

- Казуальные (дается в ходе правоприменительной деятельности содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, является обязательным для данного дела)

Интерпретационный акт (акт толкования) – это официальный письменный документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальные разъяснения нормы права и порядка их применения.

Признаки актов толкования:

1) Представляется собой официальный письменный документ

2) Принимается уполномоченным субъектом

3) Имеет установленную форму и реквизиты

4) Принимается в ходе интерпретационной деятельности

5) Принимается на основе норм права

6) Принимается в порядке, предусмотренном нормами права

7) Содержит официальные разъяснения норм права и порядка их применения

27.Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы. Виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность– обязанность правонарушителя претерпеть за совершенное им правонарушение предусмотренные санкцией правовой нормы лишения личного, имущественного и организационного характера.

Функции юридической ответственности:

1)наказание, цель которого – предупредить повторение подобных деяний в будущем;

2)восстановление нарушенного права;

3)воспитание население как средство профилактики правонарушений.

Принципы юридической ответственности:

1)законность,которая выражается в том, что юридическая ответственность наступает только на основе, в пределах и во исполнение закона только за предусмотренные законодательством деяния;

2)неотвратимость,которая проявляется в том, что ни один правонарушитель не должен уйти от ответственности, а также ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым со стороны государства и общественности;

3)обоснованность,по которой при назначении юридической ответственности должны быть установлены и исследованы все факты, которые относятся к делу и имеют юридическое значение, а также установление факта совершения лицом конкретного правонарушения;

4)справедливость,означающая соразмерность совершенного деяния и наказания, недопустимость уголовных наказаний за проступки, возмещение причиненного правонарушением вреда, соответствие ответственности тяжести совершенного правонарушения, а также назначение за одно правонарушение только одного наказания;

5)целесообразность,т.е. установление вида наказания в рамках юридической нормы и соответствия избираемой меры воздействия целям юридической ответственности, тяжести совершенного правонарушения, свойствам личности нарушителя, обстоятельствам совершения правонарушения;

6)гуманность,которая не допускает применение мер наказания, причиняющих физические или нравственные страдания.

Виды юридической ответственности:

1)уголовная ответственность– строго регламентируемая процессуальной формой ответственность, которая наступает за совершение преступления только при наличии юридического состава преступления.

2)гражданско–правовая ответственность– ответственность, наступающая за совершение гражданского правонарушения и выражающаяся в возмещении правонарушителем причиненного имущественного вреда и восстановлении нарушенного права, осуществляемая в судебном, арбитражном и административном порядке.

3)административная ответственность– ответственность, наступающая за совершение административного правонарушения, выражающаяся в применении к нарушителю административных взысканий, возлагаемых органами исполнительной власти, местного самоуправления и судами.

4)дисциплинарная ответственность,наступающая за дисциплинарные проступки, выражающаяся в применении дисциплинарных санкций (таких как замечание, выговор, увольнение и др.) и осуществляемая должностными лицами, обладающими дисциплинарной властью;

5)материальная ответственность,наступающая за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими данного предприятия при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя.

28.Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования.

Правовое регулирование - одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права.

Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, требующие правового воздействия.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором).

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования).

Как процесс правовое регулирование состоит из следующих стадий:

- правотворчество и его влияние на регламентацию общественных отношений;

- возникновение субъективных прав и субъективных обязанностей;

- осуществление права посредством реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в конкретном правоотношении;

- применение права.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования.

1. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

2. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

29.Понятие и типология правомерного поведения.

Правомерное поведение – общественно полезное правовое поведение лица (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям юридических норм и охраняется государством.

Состав правомерного поведения – система признаков поведения, соответствующего предписаниям права.

Субъект – (физические и юридические лица, которые признаны дееспособными и деликтоспособными т.е. способными осуществлять свои права и обязанности и нести юридическую ответственность).

Субъективная сторона – внутреннее отношение (заинтересованность, равнодушие) субъекта права к своей деятельности и ее результатам, определение качества поступков, из которых состоит поведение, оценка их.

Объект – явление окружающей среды, на которые направлены правомерные проступки: материальные и нематериальные блага, общественные отношения.

Объективная сторона – внешняя форма выражения правомерных поступков: действие или бездействие; их полезные результаты; причинная связь между деяниями и их последствиями.

В зависимости от характера правовых предписаний различаются виды правомерного поведения:

Должное (социально необходимое) – (защита родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил дорожного движения и др.) – закрепляется в императивных нормах в виде обязанностей и обеспечивается, кроме других способов, государственным принуждением.

Структура правосознания

- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Правовая культура - качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений.

32.Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика.

Понятие «правовая система» следует отличать от понятия «система права». Как говорилось выше, система права характеризует его внутреннюю структуру. Понятие правовая система значительно шире по объему, и в содержательном плане включает в себя: нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Иначе говоря, правовую систему определяют в основном как обусловленную историческим развитием совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии в конкретном государстве.

Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития у разных государств неодинаков. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств (национальные правовые системы) могут иметь существенные различия.

Классификация правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы. Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков. Группы близких по характеристикам национальных правовых систем принято относить к обособленным «семействам» политических и культурно-правовых образований и именовать правовыми семьями.

Существуют различные классификации правовых семей в зависимости от того, какие признаки положены в ее основание. Например, современный французский ученый Р. Давид выделил три правовые семьи, немецкий юрист К. Цвайгерт назвал восемь. Охарактеризуем некоторые из называющихся в литературе правовых семей: романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую правовые семьи и семью обычного права.

33.Англосаксонская правовая система: общая характеристика.

К англосаксонской правовой системе (системе общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Данная правовая система существенно отличается от романо-германской и характеризуется следующими признаками:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;

2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

3) нормы права не отделены от судебного решения и поэтому носят казуистический характер;

4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) нет кодифицированных отраслей права;

6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

34.Романо-германская правовая система: общая характеристика.

Романо-германская правовая система сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).

Среди признаков романо-германской правовой системы можно выделить следующие:

1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;

3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также система кодифицированных актов (кодексов);

6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;

7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм.

35.Религиозные правовые системы.

К системе религиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.), а также индусская (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Бангладеш, Непал, Танзания, Уганда, Кения некоторых др.).

Среди признаков данной правовой системы можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому в них нужно верить и соответственно строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

36.Понятие и признаки государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач.

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

37.Понятие и признаки государственной власти. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти.

Государственная власть - это разновидность общественных отношений, которых у одной из сторон отношения больше властных полномочий, позволяющих добиться от другой стороны выполнения своих требований.

Признаки государственной власти:

1) власть – есть явление социальное (общественное, существует в обществе)

2) власть является атрибутом общества на всех этапах его развития

3) власть может существовать и функционировать только в рамках общественного отношения (отношения, которые существуют между людьми, группами, коллективами) – то есть не может быть власти между человеком и вещью, власти в отношении между человеком и животным

4) осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс – когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта должен первоначально обусловить волю и поведение самого властвующего субъекта, то есть он должен быть воспринят его сознанием.

5) Власть всегда базируется на силе и именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в обществе; сила может носить различную природу и имеется в виду не физическая сила, ядерную силу, а сила авторитета, убеждения, сила интеллекта, сила красоты, доброты

Предмет, система и методы теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности.

Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретические модели «идеальных» и реальных государственно-правовых систем, юридическая техника правотворческой и правореализационной деятельности.

Особенностями или характерными чертами предмета теории государства и права являются:

1) общие специфические закономерности: возникновение и историческое движение государства и права; развитие и функционирование государства и права; переход одного типа государства к другому; развитие демократии, законности и правопорядка; формирование правового государства;

2 ) общая теория - теория государства и права формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются другие науки, является основой всех других гуманитарных наук;

3) единство науки - является единой наукой, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимодействии.

Структура тпгсостоит из:

1.Общетереотические и исторические наукитпг.

-философия права

-социология права

-история тгп и т.д

2.Отраслевые

3.Прикладные криминалистика, судмедэкспертиза, психиатрия.

4. Мездународно-правовые дисциплины МЧП МПП

Методология тгп — это совокупность логических приемов и конкретных способов познания общих и основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

- Метод сравнения

- Метод анализа (изучение объекта по частям)

- Метод синтеза (изучение информации в целом)

- Метод индукции (от общего к частному)

- Метод дидукции (переход от частного к общему)

- Метод системного подхода

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

- Социологический метод (наблюдение, анкетирование, интервьювирование)

- Статистический метод (определяет количественные и качественные показатели)

- Системный метод - изучение объекта в виде совокупности взаимосвязь и взаимодействие между собой элементов

- Математический метод

- Кибернетический метод

3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

- Формально-юридический метод

- Сравнительно-правовой

- Правовой эксперимент

- метод юр толкования

По отношению к юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т. д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции

2.Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.

К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.954 с.)