Деятельностная теория личности Леонтьев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельностная теория личности Леонтьев



Проблема личности

Одна из главных тайн человека - тайна человеческой личности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. Личность предстает в трудах мыслителей устремленной к миру и другим людям.

В философии определились следующие черты личности:

-способность к "трансцендированию", т.е. выходу за собственные пределы; способность отказаться, "освободиться" от своего Я, чтобы открыться "другому";

- способность понимания другого, принятие его позиции, точки зрения. Понять - значит простить. Личность всегда склонна не к осуждению, а к прощению другого. Личность пытается найти вину в себе, а не в другом;

-способность взять на себя ответственность за судьбу "другого", разделить с ним его огорчения, радости и заботы;

- способность к самоотдаче, бескорыстному великодушию.

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные определения, подходы и теории изучения личности.

Биологический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Социокультурная теория объясняет особенности личности, ис-ходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Согласно этому направлению все богатство развития человеческой психики обусловлено усвоением человеком общественно-исторического опыта. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

Природа личности сложна, в ней неразрывно связаны биологическая и социальная основы. Существующие точки зрения на природу и базовые факторы развития личности отличаются друг от друга акцентированием различных сторон (биологической, социальной, деятельностной и т. д.), которые разрабатываются как основа личностного развития человека. Многочисленные теории скорее дополняют друг друга, раскрывают многогранность личности.

В психологии имеется множество определений, отражающих многогранность, многосторонность личности.

А. Н. Леонтьев определил личность как "субъект деятельности".

С. Л. Рубинштейну принадлежит следующее определение: "Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия"

Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев дают такое определение личности: " Личность есть целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность - субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.

Тайна человека как личности и индивидуальности, по мнению авторов, окончательно раскрывается в его универсальности. Универсальность - это высший уровень духовного измерения личности, высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в Мире, Тайну своей единоприродности с Миром, свою причастность к Миру как бесконечному целому.

 

Системный подход

Фундаментом системного подхода выступает методология диалектического и исторического материализма.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство.

Общие характеристики системы:

• целостность – несводимость к сумме частей и невыводимость из какой-либо части системы

• структурность – связи и отношения упорядочиваются в структуру, которая определяет поведение системы

• взаимосвязь системы со средой – “закрытый” (не изменяющий среду и систему) или “открытый” характер

• иерархичность – каждый элемент системы может быть подсистемой или включать в себя систему

• множественность описания

 

Человек – элемент различных систем, приобретающий присущие им качества.

-изучение эволюции и истории порождающих человека систем

-анализ целевой детерминации живых систем

-необходимость возникновения феномена личности и ее роли

-системообразующие основания, обеспечивающие приобщение человека к миру природы, культуры, его саморазвитие.

Нельзя рассматривать человека в диадах типа человек – среда, человек – общество, вырывая его из природы.

Ключ к пониманию природы человека лежит в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь.

Системная методология анализа развития человека включает положения:

-о человеке как «элементе» различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человеком приобретаются и проявляются присущие этим системам качества

-об изучении эволюции и истории порождающих человека систем

-об анализе целевой детерминации живых систем

-о необходимости возникновения феномена личности и её роли в развитии различных систем

-о выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие.

Психологи каждый по-своему обращались к этим параметрам, и с 20х гг большинство исследователей личности пришли к тому, что личность можно понять только при изучении человека как целостности (Левин, Мюррей, Маслоу, Олпорт). Необходимость рассматривать человека не только как систему, но и как элемент других систем: полисистемное знание.

 

Экзистенциальные аспекты

Экзистенциальная психология – это направление современной психологии, в котором синтезированы различные учения и теории, посвященные психологическим проблемам человеческого существования. В состав современной экзистенциальной психологии чаще всего включают экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра и Л. Бинсвангера, логотеорию и логотерапию В. Франкла, аналитическую экзистенц-психологию М. Босса, экзистенциальную антипсихиатрию Р. Лэнга, экзистенциальную персонологию С. Мадди, экзистенциально-аналитическую теорию Дж. Бьюдженталя и, в первую очередь, психотеологию Р. Мэйя. Идейными источниками экзистенциальной психологии явились «философия жизни», экзистенциализм и феноменология.

Общая характеристика экзистенциальной психологии как одного из направлений современной психологической науки.

В истории развития экзистенциальной психологии прослеживаются единичные попытки очертить ее собственный предмет. Один из родоначальников экзистенциальной психологии Р. Мэй полагает, что ее основным предметом является жизненный выбор человека. М. Босс и Л. Бинсвангер дают предмету экзистенциальной психологии более широкое толкование: это психические феномены, возникающие при столкновении человека с «экзистенциалами» – специфическими проблемами человеческого бытия (свободой, ответственностью, потребностью в смысле жизни, любовью, верой). Достаточно большая группа психологов экзистенциального толка привержены точке зрения, что предмет экзистенциальной психологии – это психологические предпосылки и условия осмысленной жизни (В. Франкл, К. Фабри, К. Попельский). Те специалисты, которые в большей мере ориентированы на клинические проблемы, склоняются к мнению, что предмет экзистенциальной психологии – экзистенциальные неврозы и другие формы психопатологии, порожденные экзистенциальными факторами (одиночеством, нигилизмом, крушением веры, бессмысленностью жизни). Основатель экзистенциальной персонологии С. Мадди высказывает мысль, что предмет экзистенциальной психологии – психологические закономерности формирования личности экзистенциального типа – свободной, ответственной, полагающейся на свои силы.

На современном этапе развития экзистенциальной психологии ее предмет все чаще получает синтетическую, комплексную характеристику. Известный экзистенциальный психолог Ирвин Ялом весьма точно очертил проблемное поле данного направления:

1) психологические проблемы отношения человека ко времени, к жизни и смерти;

2) психологические проблемы свободы, ответственности и выбора судьбы;

3) психологические проблемы общения, любви, веры и одиночества;

4) психологические проблемы смысла жизни и абсурда существования, осмысленного и бессмысленного бытия.

 

Компоненты теории личности

Существует множество различных теоретических подходов к пониманию личности. Несмотря на все их разнообразие, теории личности имеют общую концептуальную основу, каркас, состоящий из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопатология, психическое здоровье и изменение личности вследствие терапевтического воздействия. Совокупность концепций, выдвигаемых теорией с целью объяснить каждый из этих блоков, говорит нам об основном содержании данной теории личности. Способы решения этих концептуальных вопросов дают возможность понять наиболее общие перспективы каждой теоретической позиции.

 

1. Структура личности

Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга.

Любой подход к личности должен так или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности.

 

2. Мотивация

Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации, или, другими словами, процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие специфические мотивы заставляют человека действовать и направляют его поступки?»

 

3. Развитие личности

Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности. Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни.

 

4. Психопатология

Еще одна проблема, с которой сталкивается всякая теория личности, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем. На самом деле, каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология — изучение и объяснение причин ненормального функционирования — является центральной темой этого компонента теории личности.

 

5. Психическое здоровье

Пытаясь учесть многообразие аспектов поведения человека, надежная теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. Вопрос состоит в том, что именно входит в понятие здорового образа жизни. Поставленный теоретиками личности, он является важным компонентом их наиболее общих концептуальных моделей. В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие. Критерии оценки психического здоровья — центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности.

 

6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия

Поскольку теории личности дают определенную информацию для понимания причин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Шестой и последний вопрос имеет решающее значение для теоретических рассуждений о личности. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.

 

Ковалев, Платонов

К.К.Платонов - вводит понятие структурной единицы Личности. Л- это динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состояние элементов и связей между ними при сохранении функций (иногда называют не структурный подход, а функциональной структурой Л.).

4 уровня в структуре Личности (взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти, эмоции, ощущения, мышление, воля); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).

Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека. В свою очередь уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.

В качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что «выделение этих структур в какой-то мере условно, так как одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей. Однако – продолжает он – следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру».

Дальнейшая эволюция взглядов А. Г. Ковалева на структуру личности незначительна. В 1981 г. в главе, посвященной личности, в учебнике по общей психологии он пишет, что первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым – способности, третьим – характер, четвертым – система управления, которую обозначают понятием «Я», а пятый – психические процессы.

Сама личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом.

Мясищев

Мясищев считал, что личность это система отношений человека. Отношения – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами окружающей действительности.

Три уровня отношений:
1. Отношение к самому себе.
2. Отношения к окружающим людям
3. Отношение к окружающему миру в целом (к вещам, культуре, ценностям)

С точки зрения Мясищева у ребенка до 2-х – 3-х лет выделяется отношение, оно характеризуется неосознаваемой мотивацией поведения и отсутствием сознательного компонента в переработке опыта.

В отношении Мясищев выделял следующие компоненты: эмоциональный аффективный этот компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к себе, окружающим людям и миру. Может выражаться негативными (неприязнь, ненависть) и позитивными (любовь, дружба) эмоциями.

Познавательный компонент (когнитивный) способствует восприятию и оценке (осознание, объяснения и понимание). Выражается в моральных ценностях, убеждениях, вкусах, идеалах.
Могут быть как позитивные так и негативные.

Поведенческий – компонент, он способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к самому себе, окружающим людям и миру в целом. Выражается компонент через потребностную сферу личности.

Мерлин

Приступая к характеристике категории Личности, Мерлин выделяет 4 основных признака:1) активность - под Л понимается такая организация психики, благодаря кот. человек в состоянии активно изменять окружающую среду. 2) Л - это то, что характеризует целостность психики- это проявление сознания в целом.3) направленность - это самая существенная характеристика 4) индивидуальное своеобразие - важнейшей причиной индивидуальности является природные св-ва организма и мозга (биологический аспект индивидуальности). Идея интегральной индивидуальности, ее уровни: (т.к. разделение на типичное и индивидуальное невозможно, все типичное в любом случае индивидуально по каким-то признакам). Для изучения индивид-ти необходим системный подход: Интегральная индивидуальность - это иерархичная, саморегулируемая система, состоящая из индивидуальных свойств человека. 3 уровня этой системы: 1)система индив-х св-в орг-ма: биохимические процессы, общесоматические, нейродинамические. 2) сис-ма индивидуальных психических св-в: психодинамические процессы (темп-т), психические св-ва Л-ти. 3) сис-ма социально - психологических индивидуальных св-в: соц. роли в социальном коллективе и группе, соц. роли в соц. - исторических общностях (класс, народ). Рассматривая систему интегральной индивидуальности Мерлин и его ученики нашли, что первичным источником и связью между уровнями является индивидуальный стиль жизнедеятельности. Предметом П Л-ти является система психических свойств, кот. определяются отношением Л к объективным сторонам действительности. Структура Л у Мерлина- это многоуровневая система взаимных связей и организации свойств Личности.

Асмолов

Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, её предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности.

Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.).

Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

А. Г. Асмоловым опубликовано свыше 330 научных работ.

Узнадзе

Совершенно особое место в советской психологической науке занимал этот ученый – автор оригинальной теории установки. Получив высшее образование в Германии, занимаясь у В. Вундта, И. Фолькета и др., он защищает в 1909 г. докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева и его теория познания», после чего возвращается в Грузию.

Согласно концепции Узнадзе в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности.

Таким образом, установка выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

По мнению Д.Н.Узнадзе, установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном, или импульсивном, уровне осуществляется на основе импульсивной (момент-ной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе назвал объективацией. Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению». Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка теоретического поведения или установка познания, которая составляет основу теоретической, познавательной деятельности субъекта.

Ш.А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил еще один, социальный, уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения.

Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете».

Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе – А.С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.

Петровские

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный

А.НЛеонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В.Петровского и

В.А.Петровского. А.В.Петровский дается следующее определение личности:

«Личностью обозначается системное социальное качество, приобретаемое

индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее

уровень и качество представленности общественных отношений в инди-

виде».

Что же такое личность как социальное качество индивида? Это особое

качество, которое приобретается индивидом в обществе. Только анализ

отношения «индивид-общество» позволяет понять, почему формируются те

или иные свойства личности. Включенность индивида в общество определяет

содержание и характер его деятельности, круг и способы общения с другими

людьми, т.е. образ жизни.

Рассматривая личность в системе субъективных отношений, А. В.

Петровский выделяет 3 аспекта трактовки личности (3 типа атрибуции - при-

писывания, наделения):

1) интраиндивидная личностная атрибуция - личность трактуется как

свойство, присущее самому субъекту; личностное трактуется как внутреннее

свойство индивида.

2) интериндивидная личностная атрибуция - сферой определения

личности становится «пространство межиндивидных связей».

3) метаиндивидная личностная атрибуция - здесь обращается вни-

мание на воздействие, которое индивид оказывает своей деятельностью

(индивидуальной и совместной) на других людей. Личностные

характеристики при этом оказываются детерминированны не только

качествами индивида, но и особенностями других людей.

Разумеется, личность может быть характеризуема только в единстве всех

трех предложенных аспектов рассмотрения.

С современных позиций в структуру личности обычно включаются спо-

собности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация,

социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства

человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

 

Адлер

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – Теория Адлера основана на 7-ми понятиях и принципах:1) Чувство неполноценности – всякое чувство, возникающее из переживания свей беспомощности, слабости, несостоятельности в любой жизненной сфере; 2) Стремление к совершенству – врожденно побуждение к постоянному развитию своих способностей и возможностей, т.е. компенсации нормального чув-ва неполноценности. Выделил 2-а направления: а)Позитивное – предполагает социальный интерес; б) Негативное –эгоистический интерес, самовозвышение и стремление ощущать личное превосходство за счет других; 3) Стремление к превосходству – результат стремления компенсировать преувеличенное чув-во неполноценности, препятствующее позитивному росту и развитию. 4) Социальный интерес; 5) Творческое «Я»; 6) Порядок рождения; 7) Фикционный финализм.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ –

1. Социально полезный. Ведущая установка: сотрудничество.

2. Управляющий. Ведущая установка: превосходство по сути враждебная и антисоциальная личность.

3. Берущий тип. Установка: паразитическая (за счет других).

4. Избегающий тип. Установка: избегание, страх неудач и бегство от решения проблем.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ – Детерминантой в развитии личности является стремление к превосходству. Но из-за дефекта в развитии телесных органов человек переживает чувство своей неполноценности и прибегает к видам компенсации (адекватные и неадекватные). Адлер выделил 3-ри основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к совершенству с соц. интересом.

2. Сверхкомпенсация, которое означает одностороннее приспособление к жизни в рез-те чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь. В этом случае чел. не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

ЛИЧНОСТЬ – Не сексуальное, а социальное существо. Обладает уникальностью, самосознанием и контролем над своей судьбой, т.е. может свободно создавать свой жизненный стиль. И ответственна за то чем она становится.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – едина. Структуру самоосоглашающейся и единой личности автор определял как стиль жизни – уникальный способ достижения целей, избираемый личностью.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – Постулировались 3 фактора стабильности и динамики личности:

1) чувство общности;

2) чувство неполноценности:

3) стремление к самозначимости.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – психотерапия, Консультирование, клинические наблюдения.

 

Адлер стиль жизни

Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения.

Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

Стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения его индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, какими сторонами своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни.

Социальный интерес как чувство общности означает заинтересованность всего человечества в эволюции. В социальных средах человек формирует личность.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития.

Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" – показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился. Развитие социального интереса Адлер рассматривал как главную цель терапии.

 

Психоанализ

Человек – энергетическая система, в которой количество энергии ограничено. Затраты энергии на что-то одно уменьшают ее количество на другое.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ –

Оральная фаза – начинается с момента рождения. Большая часть либидозной энергии направлена или сфокусирована на зоне рта.

Анальная фаза – физиологический контроль ассоциируется с осознанием и является источником удовольствия.

Фаллическая фаза – в которой дети начинают понимать различие полов.

Латентная фаза – расширение и углубление социальных контактов со сверстниками.

Генитальная фаза – является результатом либидозной энергии к сексуальным органам.

ЛИЧНОСТЬ – Энергетическая система инстинктов (сексуальных и агрессивных) и защитных механизмов, которые определяются взаимодействием между выражением инстинкта и его торможением.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – 1) Оно (Ид) – исходная, хаотичная часть психики, включающая биологические врожденные инстинкты: а) Эрос (инстинкты жизни), б) Танатос

2) Я (Эго) – часть психики, обеспечивающая нам самосохранение и, обслуживающая Ид, подчиняясь принципу реальности; 3) Сверх Я (Супер –Эго) – высшая инстанция психики, которая «наблюдает» за Я, но само наблюдение остается бессознательным. Выполняет роль внутреннего цензора. Состоит из 3-х компонентов: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет «Эдипов комплекс» и защитные механизмы личности: вытеснение, противодействие, регрессия, проекция, замещение, рационализация, сублимация.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – психоанализ, анализ сноведений, метод свободных ассоциаций.

 

Год жизни

Согласно ортодоксальной психоаналитической теории, новорожденный ребенок не осознает внешнего мира и испытывает только изменения напряжения в собственном состоянии. Эго начинает функционировать, когда возникает желание удовлетворения из внешнего мира. Считается, что различение между собственной личностью и окружением происходит в контексте попустительства и депривации, при этом для развития необходима некоторая депривация. Самоуважение, одно из достояний эго, первоначально регулируется получением питания, магический источник кормления позволяет младенцу ощущать величие. Позднее следует период пассивно-рецептивного господства, при котором младенец разделяет недавно обнаруженное величие взрослых, побуждая их выполнять свои желания. По мере роста ребенка ранние формы поиска удовольствия в чистом виде постепенно замещаются принципом реальности – способностью замещать сиюминутное удовлетворение будущими благами.

Мелани Клейн отклоняется от ортодоксальной теории и постулирует активное функционирование эго и супер-эго в течение первого года жизни. Ее теории опираются на предположение о выраженных бессознательных фантазиях в этот период. Салливан, из неофрейдистской школы, описывает первый год жизни в аспекте прототаксического модуса. Первоначально младенец знает только сиюминутные состояния, не ориентируется во времени и месте, воспринимает мир только в понятиях "хорошего" и "плохого".

В отношении психосексуального развития ортодоксальная теория изображает младенца как "полиморфно перверзного". Считается, что на ранней орально-пассивной стадии сексуальный инстинкт выражается в акте сосания. Вскоре младенец обнаруживает удовлетворение от сосания независимо от ситуации кормления, поэтому первую психосексуальную цель представляет аутоэротическая стимуляция слизистой рта. Позднее прибавляется желание инкорпорации людей и предметов. Окружающие рассматриваются в фантазиях об инкорпорации прежде всего в качестве пищи или поставщиков пищи, фантазии часто сопровождаются оральными страхами, наподобие страха оказаться съеденным. Второй этап оральной стадии, начинающийся с прорезывания зубов, является садистским: ребенок кусанием мстит за фрустрацию.

Клейн описывает широкий ряд сексуальных и агрессивных фантазий первого года жизни, включая эдиповы влечения, желание инкорпорировать отцовский пенис, желание разрушить тело матери и т.д. Для Юнга самая ранняя фаза характеризуется почти исключительно питанием и ростом. Предполагается, что связью между функцией питания и позднейшей сексуальностью служит ритмическая активность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.144 с.)