Факторная теория черт Раймонд Кеттелл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторная теория черт Раймонд Кеттелл



ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – Теория личности основана на психометрических процедурах, а не на клинических исследованиях. Кеттелл выделил 35 личностных черт первого порядка -23 черты присущие нормальной личности, среди которых 16 наиболее изучены и входят в 16-факторный опросник Кеттелла, и 12 патологических черт. Первичные факторы приобретают психологическое значение в свете 3-х категорий свойств личности – темперамента, способностей и мотивации. Первичные и вторичные черты факторы называются основными чертами личности, но все они преимущественно яв-ся темпераментными чертами.

Кеттелл классифицировал способности и мотивационные (динамические) черты. Динамические подразделяются на врожденные побуждения (эрги), и приобретенные посредством культурного влияния мотивов (семы). Все они элементы динамической решетки, в которую входят аттитюды.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ – тип складывается из 16-ти факторных черт, и уникален сам по себе.

ЛИЧНОСТЬ – набор из 35-ти черт, т.е. факторов определяющих эмоциональный аспект, динамику и стиль поведения. Личность – это то, что позволяет предсказать, что делает человек в данной ситуации.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт:

А. Аффектомия–Шизотимия; В. Интеллект;С. Слабое «я» - Сильное «я»;D. Флегматичный темперамент – Возбужденность;E. Комформность – Доминантность;F. Десугренсия – Сугренсия;

G. Стабильность сверх «я» - Сила сверх «я»;H. Тректия – Пармия;I. Харрия – Премсия;L. Протенсия – Алаксия;M. Аутия – Праксерния;N. Дипломатичность – Прямолинейность;O. Гипотимия – Гипертимия;Q1. Радикализм – Конснрватизм;Q2. Самодостаточность – Зависимость от группы;Q3. Высокое самомнение – Низкое самомнение;Q4. Высокая эго-напряженность – Низкая эго-напряженность

 

Вторичные факторы:

F1. Высокая тревожность – Низкая тревожность; F2. Экставерт – Интраверт; F3. реактивная уравновешенность – Сензитивность; F4. Независимость – Конформность.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ - Для формирования динамики личности используются 3 понятия: аттюиды, эрги и семы.

 

Факторная теория типов Ганс Айзенк

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Им была построена 4-хуровневая иерархическая система организации поведения:

1.Нижний уровень- специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, кот. могут быть характеристиками личности;

2.Второй уровень- привычные действия или мысли, т.е. реакции кот. при определенных условиях повторяются. Выделяются посредством анализа специфических реакций;

3.Третий- черта. Определяется как важное. Относительное, постоянное личное свойство. Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций;

4.Высший- уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собою черт.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ – Все 3-и типа биполярны и зависят от генетических факторов:

1.Тип Е – экстраверсия – интроверсия (Их физиологическая основа – уровень возбуждения коры головного мозга);

2.Тип N – нейротизм – стабильность (Их харак-ет раздражительность, возбудимость, эмоциональные реакции на возбуждение);

3.Тип P – психотизм – сильное супер-Эго. (В основе лежит эмпатия, чувствительность, т.е. социальная приспособленность или асоциальность)

ЛИЧНОСТЬ – Иерархическая система организации поведения, которая включает 3-и типа или суперфактора, которые независимы друг от друга и биполярны; имеют строгую биологическую основу, т.е. Айзенк сводил свойства личности к темпераменту.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – Разработал 4-ре личностных опросника: Модсли (MPI), айзенка (EPI), Айзенка (IPQ), Пересмотренный личностный опросник Айзенка (EPQtR)

 

Экзистенциальная

Это современное направление в психологии личности уходит корнями в экзистенциализм как популярную философскую школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А. Камю и др.

Экзистенциальная психология личности (далее Э.п.л.) связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией.

Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества.

Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание.

В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью является активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личностного потенциала.

Как и гуманистическая психология, Э. п. л. ориентирована на будущее, а не на прошлое.

Детерминация личностного развития выбором определенного будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личностью новых, более глубоких смыслов.

В то же время выбор определенного будущего неизбежно ведет к онтологическому беспокойству, тревоге, что требует от личности мужества.

Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологии, вины как неиспользованной возможности.

Развиваясь, двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собственных просчетах.

Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собственного достоинства сохраняться перед лицом онтологические тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологическую вину.

Важнейшей целью Э. п. л. является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе.

Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление.

Среди типов личности, описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста.

Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение.

Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности.

В отличие от индивидуалиста — конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности.

Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения.

В экзистенциальной психологии личность рассматривается преимущественно в пограничных ситуациях.

Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизненных коллизий.

 

35 Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, Д. Роджерс, В. Франкл)

Г. Олпорт под личностью понимал открытое, саморазвивающееся социальное существо. Это индивидуальность, состоящая из совокупности определенных черт, которые разделяются а основные и инструментальные. Основные черты включают в себя - врожденные (генотипические), которые стимулируют определенное поведение. Инструментальные черты формируются в процессе жизни и оформляют поведение. Черты являются автономными образованиями и составляют ядро личности.

Им были предложены методы системного анализа психики - многофакторные опросники (ММРI), где степень выраженности каждой черты имела математически количественный эквивалент - объективные методы. Однако, считал, что интервью дает больше материала для анализа, чем анкетирование, т.к. психолог получает возможность следить за невербальными реакциями испытуемого.

А. Маслоу основной характеристикой личности считал стремление к самоактуализации. Личности присуща следующая иерархия потребностей:

1. физиологические - пища, вода, сон и т.д.

2. в безопасности - стабильность, порядок

3. в любви и принадлежности - семья, дружба

4. в уважении - самоуважение, признание

5. в самоактуализации - саморазвитие.

Более высокие потребности могут появляться, если удовлетворены предыдущие. Кроме того, Маслоу делил потребности на потребности нужды (дефицитарные) и потребности развития (самоактуализации). Наиболее значимые моменты процесса самоактуализации - это наличие пик-переживаний или плато-переживаний. Человек находится между отчуждением от себя в интересах общества и идентификацией с типичными его представителями, что является основой нарушения самоактуализации.

К. Роджерс является основателем клиент-центрированной терапии. Основное понятие - "феноменальное поле", или поле опыта, под которым понимается индивидуальный опыт человека, который совпадает либо не совпадает с реальностью. Опыту присуща конгруэнтность как степень соответствия реальности. Нарушение конгруэнтности приводит к тревожности и невротизации, посредством чего человек уходит от своей индивидуальности. Важную роль для существования конгруэнтности играет самооценка личности, которая должна быть не только адекватной, но и гибкой. Он акцентировал значение переживания настоящего момента, который обозначал термином "здесь и сейчас", считая, что неконгруэнтность опыта человека зависит от его направленности в прошлое (ригидности) и в будущее (на недостижимые идеалы), а адекватность переживаемого зависит от умения ценить настоящее.

В процессе терапии личность научается доверять себе, вследствие чего происходит озарение, которое помогает "переструктурировать гештальт". Роджерс является создателем так называемых "групп встреч".

Основные положения теории Роджерса:

1. Поле опыта - индивидуальный опыт человека, обладающий определенной степенью конгруэнтности.

2. самость - соответствие человека своей индивидуальной сущности.

3. Я-реальное и Я-идеальное - инстанции, совпадение либо несовпадение которых определяют степень конгруэнтности опыта.

4. тенденция к самоактуализации - базовая потребность в самосовершенствовании.

В. Франкл создал метод логотерапии, заключающейся в поиске смысла человеческого существования. Основная характеристика человека - это созидание собственной духовности. Он считал, что существуют три типа человеческих поступков:

1. способствующие духовному созиданию.

2. разрушающие духовность.

3. безразличные.

Человек свободен в их выборе.

Основные понятия теории Франкла:

1. свобода воли как свобода выбора поступков.

2. воля к смыслу как потребность иметь цель в жизни.

3. смысл жизни как образование, придающее ей целостность и ценность.

Смысл жизни можно найти в трех сферах человеческой жизнедеятельности- в творчестве, в сильных эмоциональных переживаниях (любовь), в созидательном принятии обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить. Центральное понятие теории - самотрансценденция как выход за свои границы и самоотстранение.

 

АБРАХАМ МАСЛОУ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ –Самой важной частью теории яв-ся модель иерархии потребностей, включающей полный набор мотиваций чел-ка. Главная концепция – самоактуализация (высший уровень потребностей). Изучая вершины переживания, различал 2 основных типа психологии:

1.Дефицитарную – занимается поведением чел-ка в сфере удовлетворения основ-х потребностей;

2.Бытийную – изучает поведение чел-ка и его переживания на стадии высшей осознанности и стремления удов-ть нужды самоактуализации.

Интересовало соц-ое применение его теории в утопическом общ-ве – ЭУПСИХЕЯ (гуманистические сообщества, члены-здровые самоак-ся люди), и для сотрудничества внутри чел-го общ-ва–СИНЕРГИЯ (комбинированное дейс-е рзличных элементов, более эффективное, чем сумма воздействия всех элементов в отдельности.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ – Последовательность удовлетворения потребностей служит неким ориентиром в развитии.

1.физиологические потребности-(в пище, еде, сексе, сне, кислор-де);

2.Потребность в безопасности-(жить в относительно стабильной, предсказуемой обстановке);

3.Потребность в принадлежности и любви-(стремление установить тесные связи и отношения между собой);

4.Потребности уважения: а) Желание чувствовать компетентность и личные достижения; б) Потребность уважения другими (общественное положение, слава, оценка и признание);

5.Самоактуализация- полное применение талантов, способностей, потенциалов. Постоянно действующий процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно.

ЛИЧНОСТЬ – Личность – феноменальный мир человеческого «я», как результат самоактуализации, - индивидуальное соотношение реального и идеального «я».

Каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое, или истинное «я», которое чел. ощущает при трансперсональных состояниях. Это «я» явл-ся источником мудрости, душевного здоровья и гармонии.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – Маслоу описал 8 типов поведения, ведущих к самоактуализации:

1.Концентрация – возвышенные моменты осознания чув-ва слияния со всем миром;

2.Выбор роста – открытие нового и привлекательного опыта с риском встречи незнакомого и возможным провалом;

3.Самопознание – познание своей внутренней природы и действие в соответствии с этим;

4.Честность – поиск ответов в себе, благодаря кот.прикасаемся к своему внутреннему «я»;

5.Суждения – следование инстинктам ведет к более точным и крупным жизненным решениям;

6.Саморазвитие – неприкр-ся процесс развития потенциальных возможностей чел.;

7.Вершинные переживания – краткие моменты в самоактуализации;

8.Отсутствие защиты для собственного «я» - необходимость распознавать защиты своего «я» и борьба с ними в соответствующий момент.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ –психотерапия по типу «даосского» помощника, научно-исследовательская работа, разработан опросник личностной ориентации.

 

Франкл

В. Франкл создал метод логотерапии, заключающейся в поиске смысла человеческого существования. Основная характеристика человека - это созидание собственной духовности. Он считал, что существуют три типа человеческих поступков:

1. способствующие духовному созиданию.

2. разрушающие духовность.

3. безразличные.

Человек свободен в их выборе.

Основные понятия теории Франкла:

1. свобода воли как свобода выбора поступков.

2. воля к смыслу как потребность иметь цель в жизни.

3. смысл жизни как образование, придающее ей целостность и ценность.

Смысл жизни можно найти в трех сферах человеческой жизнедеятельности- в творчестве, в сильных эмоциональных переживаниях (любовь), в созидательном принятии обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить. Центральное понятие теории - самотрансценденция как выход за свои границы и самоотстранение.

Роджерс

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ – Он утверждал, что человек – это активное, интенциональное, творческое существо, которое обладает потенциалом к непрерывному росту, развитию и самоактуализации. Человек руководствуется в своем выборе собственными ценностями и смыслами.

ЛИЧНОСТЬ – феноменальный (индивидуальный, неповторимый) мир человеческого «Я», как результат самоактуализации, индивидуальное соотношение реального и идеального «Я».

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ –

«Я» или «я»-концепция – понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах будущего. «Я» - неустойчивая, постоянно меняющаяся сущность.

«Я»-идеальное – это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать. Это структура постоянно трансформирующаяся и меняющая свое определение.

Тенденция к самоактуализации. Самоактуализация – Стремление живого существа к росту, развитию самостоятельности, самовыражению, Активизации всех возможностей своего организма. Е. к с. – центр, на котором сфокусированы все остальные стремления.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ –Личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей «Я»-концепции, отношений и «Я»-поведения.

Роджерс обосновал естественное движение личности от конфликта к его разрешению. Он рассматривает приспособленность не как статичное состояние, а как процесс, в котором ассимилируются всякое новое знание и опыт.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – психотерапия или терапия, центрированная на личности; клиент-центрированная терапия.

Мей

В своей концепции человека Мэй особенно подчеркивал уникальность личности, свободный выбор и телеологию поведения, то есть его осознанный целевой аспект. Как и другие экзистенциалисты, Мэй полагал, что: 1) существование (existence) предшествует сущности (essence), то есть более важно, что люди делают, а не что они есть; 2) люди сочетают в себе черты и субъекта, и объекта; это значит, что они являются и думающими, и действующими существами; 3) люди стремятся найти ответы на важнейшие вопросы, касающиеся смысла жизни; 4) свобода и ответственность всегда уравновешивают друг друга, поэтому ни одна из них не может присутствовать в человеке отдельно от другой; 5) жесткие теории личности склонны дегуманизировать человека и превращать его в объект или предмет для исследования.

- Экзистенциалисты применяли феноменологический подход к изучению личности, настаивая на том, что человека лучше всего можно понять с его собственной точки зрения. Единство человека и его феноменологического мира выражается термином Dasein (бытие-в-мире). Есть три формы бытия-в-мире: Umwelt - наши отношения с миром внешних объектов или вещей, Mitwelt - наши отношения с другими людьми и Eigenwelt - отношения с собственной личностью. Здоровые люди живут во всех этих трех мирах одновременно.

- Чувство вины, как и чувство тревоги, является нормальным для человека. Люди испытывают чувство вины в результате: 1) разделения с миром природы; 2) невозможности точно судить о нуждах окружающих; 3) отрицания собственных возможностей.

- Интенциональность - это фундаментальная структура, которая придает переживаниям человека смысл и позволяет ему принимать решения относительно будущего. Интенциональность предполагает активное действие, а не одно только пассивное желание.

- Как любовь, так и воля вызывают отношение заботы и требуют ответственности. Любовь означает восхищение от присутствия другого человека и утверждение его ценностей наравне с собственными, воля порождает сознательное решение действовать. Мэй выделял четыре вида любви: 1) секс, который является физиологической функцией; 2) эрос, стремящийся к длительному союзу с любимым человеком; 3) филия - дружба, не имеющая выраженной сексуальной направленности; 4) агапе, или альтруистическая любовь, не требующая ничего взамен.

- Мэй считал, что свобода приходит к человеку, когда он противостоит своей судьбе и понимает, что смерть или небытие возможно в любой момент. Существует свобода действия, которая есть у многих, но более глубокий, более редкий вид свободы - это свобода бытия. Человек может быть внутренне свободен, даже если он физически находится в тюрьме.

- Вслед за Фроммом, Мэй полагал, что разрушение мифов как культурной основы сыграло роль и в общественных потрясениях, и в том, что человек чувствует одиночество и отчуждение от мира.

- Так как психопатология есть результат отчуждения от природы, от других людей и от самого себя, цель психотерапии, по мнению Мэя, - помочь людям расширить свое сознание, чтобы они стали способны делать выбор и жить в мире и взаимопонимании с природой, с другими людьми и с собой.

 

Фазы развития

Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии (либидо) через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

По мнению Фрейда, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удовольствия (оральная стадия). Таковой он остается на протяжении всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения: употребление жевательной резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание, употребление алкоголя, оральный секс и т. п.

Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, как считал Фрейд, сформируется орально-пассивный тип личности. Он будет ждать от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно искать поддержки и одобрения, окажется чрезмерно зависимым и доверчивым.

Во вторую половину первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистская, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на этой стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними, чтобы удовлетворить собственные нужды.

При фиксации на оральной стадии формируются следующие черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие от привычки курить, употреблять алкоголь, объедаться, быть словесно агрессивным, заниматься оральным сексом и т. п. Уже на данной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

 

С приучением к туалету основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (уретральная фаза). В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.

Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если они ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удержи-вающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, неспособность переносить беспорядок и неопределенность.

Родительская строгость в таком аспекте приводит также к тому, что возникает анально-выталкивающий тип, которому свойственны склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Наконец, примерно в возрасте 4 лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с этими тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского ролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется Сверх-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, или неполной семьи, либо в случае материнской холодности, отчужденности мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса. В дальнейшей его жизни могут тогда проявиться психологические затруднения (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не способен создать собственную семью, встретить свою любовь) или отклонения (синдром «Дон-Жуана», склонность к гомосексуализму, инцесту).

Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин, как это делал Дон-Жуан (проявляют фаллически-нарциссический характер). У женщин фаллическая фиксация приводит к манере флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, быть напористой и самоуверенной. Фаллическая фиксация обусловливает формирование у женщин истерического характера.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, который был бы «заменой» родителей. По мнению этого психолога, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет: тогда и формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры Я и Сверх-Я). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.

Анна Фрейд, изучала закономерности детского развития и отметила, что параллельно с сексуальным (оральная, анальная, фаллическая, латентная, пубертатная стадии) происходит соответствующее развитие агрессивности (кусание, выплевывание, схватывание рукой как оральная агрессивность, затем разрушение и жестокость, садизм — на анальной стадии, потом — властолюбие, хвастовство, зазнайство на фаллической, и все завершается дисоциальными проявлениями у подростков на пубертатной стадии).

 

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в своем развитии делают как бы два шага вперед и один назад. Оно рассматривается как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Если поиск первого — внутренний принцип ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве — во многом от матери. Поэтому мать выступает первым законодателем для своих детей, и ее настроение, ее пристрастия и антипатии заметно влияют на их развитие. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется» (А. Фрейд).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.062 с.)