Сд. 13. Болезни уха, горла, носа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сд. 13. Болезни уха, горла, носа



СД. 13. Болезни уха, горла, носа

Рабочая программа дисциплины для специальностей 060101 Лечебное дело,

 

 

Предметно-цикловая комиссия №6

 

Курс 4

Учебный план 2002 года

Форма обучения очная

 

 

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС СПО: 52 часа

 

 

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС СПО по специальности 060101 Лечебное дело, 060109 Сестринское дело Утвержденного 21.01.2002 г № гос. рег.

 

2. Разработчик (и) рабочей программы

Преподаватель Полежаева О.В. _______________________________

(подпись)

 

3. РАССМОТРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии №1 (наименование ПЦК)

 

_____________________________ протокол № ___________

(дата)

 

Председатель ПЦК _________________________________Ашихмина Ю.Г.

(подпись) (ФИО)

 

4. Рабочая программа СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

Зав. УМЧ __________________ Н. Н. Грызина

(подпись)

 

 

5. Рабочая программа РАССМОТРЕНА и ПРОДЛЕНА на заседании ПЦК №6 (наименование ПЦК)

до _____________ протокол № _____________ _________________________________________

(год) (дата)

 

 

6. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании ПЦК______________________

_____________________________________________ протокол № ____ дата __________________________

 

Председатель ПЦК______________________________ ________________________________________________

(подпись) (ФИО)

 

 


Пояснительная записка

1.1. Цели учебной дисциплины

Необходимость изучения студентами оториноларингологии (ЛОР-болезней) обусловлена распространенностью ЛОР-заболеваний, причинно-следственной связью патологии ЛОР-органов с заболеваниями различных органов и систем, актуальностью проблемы современной диагностики и лечения травм и патологии ЛОР-органов, тесной взаимосвязью данной дисциплины с терапией, педиатрией, неврологией, инфекционными заболеваниями.

Знание основ оториноларингологии особенно необходимо фельдшеру ФАПа (сельской амбулатории, здравпункта), так как неотложная помощь при ряде ЛОР-заболеваний и травм является средством сохранения жизни больного или избавления его от тяжелых осложнений.

Основное направление курса оториноларингологии – изучение наиболее распространенных заболеваний ЛОР-органов, их лечение и профилактика.

Эффективность лечебных мероприятий в значительной мере зависит от их своевременного назначения, поэтому средний медицинский работник должен уметь диагностировать типичные заболевания ЛОР-органов, оказывать неотложную помощь, проводить лечение и профилактику ЛОР-заболеваний.

Для решения поставленных задач в предлагаемой программе предусмотрены разделы, отражающие современные анатомические, физиологические особенности органов слуха и верхних дыхательных путей, методы исследования, этиологию, клинику, принципы лечения и профилактик наиболее распространенных заболеваний Лор-органов с учетом последних достижений науки и практики.

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности 060101 Лечебное дело:

Выпускник должен:

· Понимать сущность и социальную значимость своей профессии;

· Иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности;

· Анализировать и оценивать состояние здоровья пациента, влияние на него факторов окружающей и производственной среды;

· Анализировать эффективность собственных действий;

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения данной дисциплины студент должен:

Иметь представление:

-о здоровом образе жизни;

-о новейших методах лечения заболеваний ЛОР-органов;

 

Знать:

-систему организации ЛОР-помощи населению;

-причины механизма развития заболеваний;

-клинические проявления;

-методы диагностики, осложнения;

-принципы лечения ЛОР-органов

Уметь:

-определить остроту слуха;

-определить тактику ведения пациента;

-оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в отроларинголоогии;

-организовать транспортировку пациента в лечебно-профилактическое учреждение;

-осмотреть ЛОР-органы;

-закапать капли в нос и ухо;

-наложить пращевидную повязку на нос;

-наложить повязку и согревающий компресс на ухо;

-приготовить и ввести тампон в нос;

-взять мазок из носа, зева и уха;

-производить туалет слухового прохода;

-вводить лекарственные вещества на турунде в слуховой проход.

1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

 

Особое место дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено её наличием в структуре учебного плана

Изучение дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как анатомия, латинский язык, фармакология, сестринское дело, терапия, педиатрия, инфекционные болезни, глазные болезни и т.д.

Необходимость изучения курса «Болезни уха, горла, носа» обусловлена не только тесной связью с такими клиническими дисциплинами, педиатрия, терапия, глазные болезни, неврология,онкология, инфекционные болезни, но и возможностью опасных для жизни внутричерепных осложнений, а также частотой регистрации ЛОР-заболеваний.

Данная программа построена в соответствии с требованиями ГОС СПО.

Учебная программа разработана на основе учебного плана специальности «Лечебное дело».

Дисциплина «Болезни уха, горла, носа» общим объемом 52 часа. Изучается в течение восьмого семестра.

Курс способствует развитию в общеинтеллектуальном плане, умению анализировать, дифференцировать, развитию клинического мышления.

Курс воспитывает такие человеческие качества, как сострадание, терпеливое отношение и умение общаться с пациентами, потерявшими слух, учит уважать права пациента;

Изучение курса обеспечивает: умение диагностировать и своевременно выявлять осложнения заболеваний ЛОР-органов, оказание неотложной помощи, осуществление отдельных лечебных и манипуляций и профилактики ЛОР-болезней;

Освоение дисциплины способствует достижению студентами высокого уровня знаний. Учебный материал дисциплины отобран таким образом, чтобы он отражал все актуальные вопросы

Дисциплина включает следующие разделы: введение в оториноларингологию, клиническая анатомия, физиология носа и придаточных пазух, методы исследования заболевания носа и придаточных пазух, уход за больными; клиническая анатомия, физиология глотки, методы исследования, острые заболевания глотки, уход за больными; хронические заболевания глотки, уход за больными; клиническая анатомия, физиология гортани, трахеи, методы исследования, заболевания гортани, трахеи, уход за больными; хронические заболевания среднего уха, заболевания внутреннего уха; клиническая анатомия, физиология уха, методы исследования; острые заболевания среднего уха, заболевания наружного уха.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение контрольных работ.

Дисциплина «Болезни уха, горла, носа» изучается студентами отделения «Лечебное дело» медицинских училищ и колледжей на четвертом курсе. Занятия проводятся лекцинно-семинарско-практическим методом.

Учитывая важность практического аспекта здравоохранения, в предлагаемой программе больше времени уделено семинарско-практическим занятиям студентов, в ходе которых внимание уделяется освоению ими практических навыков по обследованию, лечению и уходу за пациентом на доклиническом этапе. Дальнейшее закрепление полученных умений и навыков проводится во время прохождения производственной (профессиональной) практики.

В ходе изучения данной дисциплины студент слушает лекции 12 часов, посещает практические и семинарские занятия 28 часов, занимается индивидуально – 12 часов.

Освоение дисциплины предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа.

Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе на практических занятиях.

Дисциплина завершается зачетом в восьмом семестре. Изучение дисциплины завершается зачетом, который включает в себя основной перечень вопросов для подготовки к зачету, перечнем практических умений.

Обязательным условием допуска студента к зачету является выполнение всех практических занятий и сдача семинарских занятий.


1.4. Организационно-методический план

Форма обучения – очная. Трудоемкость аудиторной учебной работы в восьмом семестре в соответствии с учебным планом составляет 52 часа.

Вид учебной работы Кол-во часов № семестров (по учебному плану)
          6…    
I. Аудиторная:                  
лекции                  
семинары                  
…..практические занятия                  
…..лабораторные работы                  
ИТОГО:                  
II. Внеаудиторная:                  
курсовые проекты                  
курсовые работы                  
рефераты                  
расчетно-графические работы                  
контрольные работы                  
домашние контрольные работы                  
самоподготовка:                  
самостоятельное изучение разделов                  
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий                  
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.                  
……подготовка к экзамену                  
другие виды внеаудиторной работы                  
ИТОГО:                  
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) зачет             зачет  
                   
Общая трудоемкость дисциплины:                  

1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Полежаева О.В. Болезни уха, горла, носа. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия) Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной*) Петряков В.А. «Болезни уха, горла, носа» Минск. «Высшая школа». 1997. Библиотека
2.2 Учебник (и) (дополнительные) Библиографический список приведен в РП (разд. 3.1) Библиотека
3 Практический элемент
3.1 Практикум Полежаева О.В. Планы семинарско-практических занятий (рукопись, электронная версия) Учебно-методическая часть МПСИ
3.2 Тесты, ЭКиМы Тесты Учебно-методическая часть МПСИ
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины Полежаева О.В. Болезни уха, горла, носа. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия) В рабочей программе Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru
4.2 Методические рекомендации по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ Полежаева О.В. Болезни уха, горла, носа. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2009 (рукопись, электронная версия) В рабочей программе Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru

2. Структура и содержание дисциплины

2.1. Тематический план

Дидактические единицы ГОС СПО по дисциплине

Ситуационные задачи

 

1) Мальчик, 12 лет занимаясь боксом получил сильный удар в область левой ушной раковины, после чего появились неприятные ощущения в верхних отделах ушной раковины.

ОБЪЕКТИВНО: общее состояние удовлетворительное,. Температура тела 36, 2°С на передней поверхности левой ушной раковины в верхних отделахполушаровидное выпячивание, флюктуйрующее при пальпации. Кожа над выпячиваеним гиперемироана с багроово-синюшным оттенком. Остальные Лор-органы без патологии.

Поставьте диагноз. Назначьте лечение.

 

Эталон ответа:

 

Диагноз: Гематома ушной раковины.

Лечение: обработать кожу над гематомой антисептическим средством стерильным шприцем сделать пункцию и отсосать содержимое гематомы. После этого наложить давящую антисептическую повязку.

 

2) Ребенок, 4 лет ел арбуз. Внезапно поперхнулся, посинел. Появился приступообразный кашель и затрудненное дыхание.

ОБЪЕКТИВНО: общее состояние средней тяжести. Сильный приступообразный кашель, во время которого выслушивается симптом «хлопанья». Выраженные явление инспираторной и экспираторной одышки. При аускультации выслушиваются грубые сухие хрипы над легкими с обоих сторон. Поставьте диагноз. Тактика фельдшера.

 

Эталон ответа:

 

Срочно госпитализировать больного в лор-отделение. Транспортировать в положении сидя во избежание ущемления арбузного семечка в голосовой щели, что приведет к внезапной асфиксии.

 

Вопросы для подготовки к зачету:

  1. Особенности течения и лечения острого ринита у грудных детей.
  2. Инородные тела носа, признаки, правила удаления.
  3. Дифференциальная диагностика налета при лакунарной ангине и налета при дифтерии зева.
  4. Баллотирующее инородное тело трахеи: клиника, правила транспортировки.
  5. Гематома носовой перегородки, причины, признаки, принципы лечения, осложнения.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

РЕФЕРАТА

Целью реферата является корректное и обоснованное раскрытие актуальной темы, на основе применения современной методологии, ознакомление с репрезентативными источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме. В реферате должно быть продемонстрировано умение рассматривать тему, классифицировать различные подходы к ней, отношение к интерпретациям, оперировать категориальным аппаратом науки, излагать собственное понимание проблемы.

Содержание реферата, предпочтительно, должно соответствовать разделам курса лекций.

Для обоснованного анализа необходимо реферирование не менее восьми источников по избранной теме (монографий и статей).

Адекватный данному реферату понятийный аппарат должен быть представлен в начале реферата. Понятийный аппарат - необходимый инструментарий для корректного раскрытия темы. Если используемые понятия в рамках соответствующей научной дисциплины имеют разные трактовки, стоит привести разные суждения, а затем указать какую интерпретацию выбирает автор и дать обоснование.

Структура реферата. Реферат состоит из «Введения», где обосновывается актуальность темы, ставится цель и задачи реферата, определяется уровень исследования проблемы; 2-3 глав (разделов), при необходимости разбитых на параграфы, и «Заключения», где подводится итог анализа и формулируются некоторые выводы.

Список реферируемой литературы приводится в конце реферата в алфавитном порядке. План реферата или оглавление приводится в начале реферата перед «Введением».

Структура реферата должна быть обоснованна, логична, соответствовать содержанию, целям и задачам.

Объем реферата от 20 до 30 страниц, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный. Бумага: формат А4, отступ сверху и снизу - 2 см, слева - 3 см, справа - 1,5 см. Нумерация страниц - справа внизу, первая страница не нумеруется.

Типы рефератов

• «обзор» - корректное рассмотрение воззрений различных авторов по предложенной теме;

• «анализ» - предполагает помимо изложения различных точек зрения, обоснованное суждение самого автора;

• «эссе» - размышление-анализ по выбранной теме, что не должно исключать ознакомления с соответствующими историко-научными работами.

Оформление реферата предполагает наличие титульного листа, обложки, библиографии после текста реферата.

На практических занятиях Вам предстоит выполнить манипуляции:

- передняя риноскопия;

- фарингоскопия;

- отоскопия;

- смазывание слизистой глотки;

- туалет слухового прохода;

- введение турунды в слуховой проход;

Методы:

- репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- творческий.

Формы: индивидуальная, парами, малыми группами, групповой.

Средства обучения:

ТСО – ПК, оборудование лор-кабинета.

Самостоятельной работе студента по изучения курса дисциплины «Болезни уха, горла, носа» отводится важное место в профессиональной подготовке будущего фельдшера.

После прослушивания одной из тем лекционного курса рекомендуется тщательно проработать конспект лекции, дополнить информацию сведениями из учебника, справочной литературы, периодических медицинских изданий, таких как «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Медицинская помощь», «Медицинская газета» и др.

При подготовке к семинарско-практическим занятиям, Вам необходимо познакомившись с целями занятия, изучив конспект лекции и тексты учебника, дать ответы на контрольные вопросы.

В соответствии с картой самостоятельной работы выполните задание (составить конспект, таблицу, отработать манипуляции и т.д.).

Результаты самостоятельной работы должны быть представлять преподавателю в разных формах:

1. сдача манипуляции на оценку;

2. собеседование;

3. тестирование;

4. решение задач;

5. составление таблиц и пр.

В конце 8 семестра, студенту предстоит сдать зачет (по вопросам к зачету)

 

3.3. Методические рекомендации (материалы) по организации изучения дисциплины «Болезни уха, горла, носа» для преподавателя

 

В соответствии с учебным планом специальности 060101 Лечебное дело по дисциплине проводятся лекции.

Преподавателю заранее, до проведения занятий необходимо познакомиться с рабочей программой дисциплины, требованиями ГОС СПО по специальности.

Согласно целям, содержанию, распределению времени дисциплины составить конспекты лекций.

Желательно подготовить мультимедийные презентации лекций. Распечатанный и электронный вариант лекций должен быть представлен в методический кабинет медицинского колледжа.

В ходе лекции преподаватели используют репродуктивный, проблемный, частично-поисковый методы. Примеры из практики оживляют изложение материалы, дополняют и иллюстрируют содержание. Лекции обычно читают преподаватели для потока, т.е. 2 – 3 групп (60 – 90 студентов).

Руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, студента следует научить уважительно и бережно относиться к пациентам, независимо от его возраста, пола, национальности, состояния здоровья, религиозных взглядов.

Преподаватель для более эффективной подготовки будущих фельдшеров, оптимизации удобного процесса должен использовать взаимосвязи дисциплины «Болезни уха, горла, носа» с другими дисциплинами.

Конспектирование студентами материала лекций позволяет лучше усвоить содержание и выстроить логические связи между составляющими частями.

При подготовке лекций по данному курсу необходимо опираться на следующие принципы:

· научность и информативность;

· доказательность и аргументированность;

· эмоциональность формы изложения;

· постановка вопросов для размышления.

Цель семинарско-практических занятий по данному курсу – углубить, расширить, детализировать знания, полученные на лекции и при самостоятельной подготовке к занятиям.

Семинарско-практические занятия проводятся с подгруппой студентов (10 – 12 человек) в лор-кабинете.

Семинар – двухчасовой, проводится актуализация базовых знаний студентов в виде опроса (собеседование); решения ситуационных задач, тестирования (20 – 25 тестов в 2 вариантах на ПК или бумажном носителе). Осуществляется ежедневный контроль знаний на семинарах.

При необходимости вводится этап – формирования новых понятий и представлений (заслушивание и обсуждение рефератов, объяснение преподавателем нового материала, изучение методических пособий и теоретического материала по определенным вопросам).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

РЕФЕРАТА

Целью реферата является корректное и обоснованное раскрытие актуальной темы, на основе применения современной методологии, ознакомление с репрезентативными источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме. В реферате должно быть продемонстрировано умение рассматривать тему, классифицировать различные подходы к ней, отношение к интерпретациям, оперировать категориальным аппаратом науки, излагать собственное понимание проблемы.

Содержание реферата, предпочтительно, должно соответствовать разделам курса лекций.

Для обоснованного анализа необходимо реферирование не менее восьми источников по избранной теме (монографий и статей).

Адекватный данному реферату понятийный аппарат должен быть представлен в начале реферата. Понятийный аппарат - необходимый инструментарий для корректного раскрытия темы. Если используемые понятия в рамках соответствующей научной дисциплины имеют разные трактовки, стоит привести разные суждения, а затем указать какую интерпретацию выбирает автор и дать обоснование.

Структура реферата. Реферат состоит из «Введения», где обосновывается актуальность темы, ставится цель и задачи реферата, определяется уровень исследования проблемы; 2-3 глав (разделов), при необходимости разбитых на параграфы, и «Заключения», где подводится итог анализа и формулируются некоторые выводы.

Список реферируемой литературы приводится в конце реферата в алфавитном порядке. План реферата или оглавление приводится в начале реферата перед «Введением».

Структура реферата должна быть обоснованна, логична, соответствовать содержанию, целям и задачам.

Объем реферата от 20 до 30 страниц, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный. Бумага: формат А4, отступ сверху и снизу - 2 см, слева - 3 см, справа - 1,5 см. Нумерация страниц - справа внизу, первая страница не нумеруется.

Типы рефератов

• «обзор» - корректное рассмотрение воззрений различных авторов по предложенной теме;

• «анализ» - предполагает помимо изложения различных точек зрения, обоснованное суждение самого автора;

• «эссе» - размышление-анализ по выбранной теме, что не должно исключать ознакомления с соответствующими историко-научными работами.

Оформление реферата предполагает наличие титульного листа, обложки, библиографии после текста реферата.

При оценке реферата преподаватель исходит из следующих критериев:

• соответствие темы реферата содержанию,

• достаточность и современность привлеченных к рассмотрению источников,

• аналитичность работы,

• методологическая корректность,

• нетривиальность суждений,

• обоснованность выводов,

• логичность построения,

• использование научного понятийного аппарата,

• стиль работы и оформление реферата.

На практических занятиях студенты отрабатывают и сдают на оценку манипуляции, изучают таблицы.

Преподаватель на практических занятиях демонстрируют студентам методику опроса.

Методы обучения, применяемые в ходе преподавания дисциплины «Болезни уха, горла, носа»:

- репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- творческий.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, парами, малыми группами, групповой.

Перечень манипуляций, исследований и процедур, которыми должны владеть студенты в области дисциплины «Болезни уха, горла, носа»

- передняя риноскопия;

- фарингоскопия;

- отоскопия;

- смазывание слизистой глотки;

- туалет слухового прохода;

- введение турунды в слуховой проход;

Рекомендации по использованию информационных технологий

Мультимедийные технологии (лекции)

Тестирование (ЭКиМы)

 

3.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мебель и стационарное оборудование

1. Доска классная 1

2. Стол преподавательский 1

3. Стул для преподавателя 1

4. Столы для студентов 30

5. Стулья для студентов 60

6. Шкафы для учебно-методической документации 1

СД. 13. Болезни уха, горла, носа

Рабочая программа дисциплины для специальностей 060101 Лечебное дело,

 

 

Предметно-цикловая комиссия №6

 

Курс 4

Учебный план 2002 года

Форма обучения очная

 

 

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС СПО: 52 часа

 

 

1. Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС СПО по специальности 060101 Лечебное дело, 060109 Сестринское дело Утвержденного 21.01.2002 г № гос. рег.

 

2. Разработчик (и) рабочей программы

Преподаватель Полежаева О.В. _______________________________

(подпись)

 

3. РАССМОТРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии №1 (наименование ПЦК)

 

_____________________________ протокол № ___________

(дата)

 

Председатель ПЦК _________________________________Ашихмина Ю.Г.

(подпись) (ФИО)

 

4. Рабочая программа СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

Зав. УМЧ __________________ Н. Н. Грызина

(подпись)

 

 

5. Рабочая программа РАССМОТРЕНА и ПРОДЛЕНА на заседании ПЦК №6 (наименование ПЦК)

до _____________ протокол № _____________ _________________________________________

(год) (дата)

 

 

6. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании ПЦК______________________

_____________________________________________ протокол № ____ дата __________________________

 

Председатель ПЦК______________________________ ________________________________________________

(подпись) (ФИО)

 

 


Пояснительная записка

1.1. Цели учебной дисциплины

Необходимость изучения студентами оториноларингологии (ЛОР-болезней) обусловлена распространенностью ЛОР-заболеваний, причинно-следственной связью патологии ЛОР-органов с заболеваниями различных органов и систем, актуальностью проблемы современной диагностики и лечения травм и патологии ЛОР-органов, тесной взаимосвязью данной дисциплины с терапией, педиатрией, неврологией, инфекционными заболеваниями.

Знание основ оториноларингологии особенно необходимо фельдшеру ФАПа (сельской амбулатории, здравпункта), так как неотложная помощь при ряде ЛОР-заболеваний и травм является средством сохранения жизни больного или избавления его от тяжелых осложнений.

Основное направление курса оториноларингологии – изучение наиболее распространенных заболеваний ЛОР-органов, их лечение и профилактика.

Эффективность лечебных мероприятий в значительной мере зависит от их своевременного назначения, поэтому средний медицинский работник должен уметь диагностировать типичные заболевания ЛОР-органов, оказывать неотложную помощь, проводить лечение и профилактику ЛОР-заболеваний.

Для решения поставленных задач в предлагаемой программе предусмотрены разделы, отражающие современные анатомические, физиологические особенности органов слуха и верхних дыхательных путей, методы исследования, этиологию, клинику, принципы лечения и профилактик наиболее распространенных заболеваний Лор-органов с учетом последних достижений науки и практики.

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности 060101 Лечебное дело:

Выпускник должен:

· Понимать сущность и социальную значимость своей профессии;

· Иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности;

· Анализировать и оценивать состояние здоровья пациента, влияние на него факторов окружающей и производственной среды;

· Анализировать эффективность собственных действий;

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения данной дисциплины студент должен:

Иметь представление:

-о здоровом образе жизни;

-о новейших методах лечения заболеваний ЛОР-органов;

 

Знать:

-систему организации ЛОР-помощи населению;

-причины механизма развития заболеваний;

-клинические проявления;

-методы диагностики, осложнения;

-принципы лечения ЛОР-органов

Уметь:

-определить остроту слуха;

-определить тактику ведения пациента;

-оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в отроларинголоогии;

-организовать транспортировку пациента в лечебно-профилактическое учреждение;

-осмотреть ЛОР-органы;

-закапать капли в нос и ухо;

-наложить пращевидную повязку на нос;

-наложить повязку и согревающий компресс на ухо;

-приготовить и ввести тампон в нос;

-взять мазок из носа, зева и уха;

-производить туалет слухового прохода;

-вводить лекарственные вещества на турунде в слуховой проход.

1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

 

Особое место дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено её наличием в структуре учебного плана

Изучение дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как анатомия, латинский язык, фармакология, сестринское дело, терапия, педиатрия, инфекционные болезни, глазные болезни и т.д.

Необходимость изучения курса «Болезни уха, горла, носа» обусловлена не только тесной связью с такими клиническими дисциплинами, педиатрия, терапия, глазные болезни, неврология,онкология, инфекционные болезни, но и возможностью опасных для жизни внутричерепных осложнений, а также частотой регистрации ЛОР-заболеваний.

Данная программа построена в соответствии с требованиями ГОС СПО.

Учебная программа разработана на основе учебного плана специальности «Лечебное дело».

Дисциплина «Болезни уха, горла, носа» общим объемом 52 часа. Изучается в течение восьмого семестра.

Курс способствует развитию в общеинтеллектуальном плане, умению анализировать, дифференцировать, развитию клинического мышления.

Курс воспитывает такие человеческие качества, как сострадание, терпеливое отношение и умение общаться с пациентами, потерявшими слух, учит уважать права пациента;

Изучение курса обеспечивает: умение диагностировать и своевременно выявлять осложнения заболеваний ЛОР-органов, оказание неотложной помощи, осуществление отдельных лечебных и манипуляций и профилактики ЛОР-болезней;

Освоение дисциплины способствует достижению студентами высокого уровня знаний. Учебный материал дисциплины отобран таким образом, чтобы он отражал все актуальные вопросы

Дисциплина включает следующие разделы: введение в оториноларингологию, клиническая анатомия, физиология носа и придаточных пазух, методы исследования заболевания носа и придаточных пазух, уход за больными; клиническая анатомия, физиология глотки, методы исследования, острые заболевания глотки, уход за больными; хронические заболевания глотки, уход за больными; клиническая анатомия, физиология гортани, трахеи, методы исследования, заболевания гортани, трахеи, уход за больными; хронические заболевания среднего уха, заболевания внутреннего уха; клиническая анатомия, физиология уха, методы исследования; острые заболевания среднего уха, заболевания наружного уха.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение контрольных работ.

Дисциплина «Болезни уха, горла, носа» изучается студентами отделения «Лечебное дело» медицинских училищ и колледжей на четвертом курсе. Занятия проводятся лекцинно-семинарско-практическим методом.

Учитывая важность практического аспекта здравоохранения, в предлагаемой программе больше времени уделено семинарско-практическим занятиям студентов, в ходе которых внимание уделяется освоению ими практических навыков по обследованию, лечению и уходу за пациентом на доклиническом этапе. Дальнейшее закрепление полученных умений и навыков проводится во время прохождения производственной (профессиональной) практики.

В ходе изучения данной дисциплины студент слушает лекции 12 часов, посещает практические и семинарские занятия 28 часов, занимается индивидуально – 12 часов.

Освоение дисциплины предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа.

Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе на практических занятиях.

Дисциплина завершается зачетом в восьмом семестре. Изучение дисциплины завершается зачетом, который включает в себя основной перечень вопросов для подготовки к зачету, перечнем практических умений.

Обязательным условием допуска студента к зачету является выполнение всех практических занятий и сдача семинарских занятий.


1.4. Организационно-методический план

Форма обучения – очная. Трудоемкость аудиторной учебной работы в восьмом семестре в соответствии с учебным планом составляет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.193 с.)