Раздел VI. Клиническая анатомия, физиология гортани, трахеи. Методы исследования, заболевания гортани, трахеи. Уход за больными. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VI. Клиническая анатомия, физиология гортани, трахеи. Методы исследования, заболевания гортани, трахеи. Уход за больными.



Тема 1. Клиническая анатомия, физиология гортани, трахеи. Методы исследования, заболевания гортани, трахеи. Уход за больными.

 

Клиническая анатомия, физиология гортани, трахеи. Голосообразование. Методы исследования гортани и трахеи. Голосообразование. Методы исследования, эзофагоскопия. Острые заболевания гортани – острый ларингит. Этиология, патогенез, клиника, лечение, осложнения. Хронический ларингит, причины, классификация, диспансеризация. Острый и хронический ларингиты (включая подскладочный ларингит) – этиология, клиника, диагностика, принципы лечения, профилактика. Дифтерия гортани – этиология, клиника, диагностика, принципы лечения. Острые и хронические стенозы гортани – классификация, этиология, клиника, диагностика, принципы лечения. Тактика фельдшера на догоспитальном этапе. Трахеотомия, коникотомия - показания, методика проведения. Опухоли гортани.

 


2.3. Содержание практических разделов дисциплины (семинарские и практические занятия)

 

Тематика практических занятий

 

№ п/п Тема Содержание Количество часов
ауди- торные само- стоя- тель- ная работа
Практические занятия
1. Введение в оториноларингологию. Клиническая анатомия, физиология носа и придаточных пазух. Методы исследования заболевания носа и придаточных пазух. Уход за больными. Знакомство с подготовкой лоркабинета к приему, знакомство с основным набором лор-инструментов. Демонстрация преподавателем на одном из студентов методики работы с лобным рефлектором, исследование дыхательной, обонятельной функций. Студенты самостоятельно друг на друге овладевают этими методиками. Знакомятся с промыванием придаточных пазух методом перемещения. Проводится деловая игра (элементы) по теме «Доврачебная помощь при носовых кровотечениях». Осваиваются следующие манипуляции: 1.Приготовление тампона для носа. 2.Взятие мазка из носа. 3.Наложение пращевидной повязки. 4.Закапывание капель в нос. 5.Пользоваться лобным рефлектором. 6.Проведение передней риноскопии. 7. Проведение передней тампонады носа.    
2. Хронические заболевания глотки. Уход за больными. Клиническая анатомия, физиология глотки. Методы исследования. Острые заболевания глотки. Уход за больными. Учатся пальпировать тонзиллярные лимфоузлы. Присутствуют на операции аденотомия. Присутствуют на приеме больных с врачом. Знакомятся с методикой консервативного лечения хронического тонзиллита при помощи аппарата «тонзиллор». Знакомятся с документами по диспансеризации больных с хроническим тонзиллитом. Уход за больными с заболеваниями глотки. Студенты закрепляют методику работы с лобным рефлектором друг на друге. После демонстрации преподавателем осваивают методику осмотра преддверия полости рта, осмотра ротоглотки. Осваивают методику приготовления тампона для смазывания глотки, смазывание глотки друг на друге. Закрепляют методику взятия мазка из зева на дифтерию, наложение согревающего компресса при заболеваниях глотки. Овладевают следующими умениями: 1.Методика осмотра глотки-фарингоскопия; 2.Пальпировать тонзиллярные лимфоузлы; 3.Приготовление тампона для смазывания глотки; 4.Смазывание слизистой оболочки миндалин и задней стенки глотки; 5.Методика взятия мазка из зева; 6. Наложение согревающего компресса на подчелюстную область    
3. Хронические заболевания среднего уха, заболевания внутреннего уха. Уход за больными. Клиническая анатомия, физиология уха, методы исследования. Острые заболевания среднего уха, заболевания наружного уха. Уход за больными. Студенты осваивают методику проверки слуха друг на друге шепотной речью. Осваивают методику осмотра слухового прохода – отоскопию после демонстрации преподавателем. Учатся накручивать ватный тампон на ушной зонд, проводить туалет слухового прохода друг на друге. Знакомятся с методикой промывания серных пробок, продуванием слуховых труб по Политцеру. Участвуют на приеме больных с врачом. Выписывают рецепты на ушные капли. Осваивают следующие манипуляции: 1. Проведение отоскопии. 2. Исследование слуха шепотной речью. 3. Проведение туалета слухового прохода. 4. Введение турунды в слуховой проход. 5. Закапывание капель в ухо. 6. Наложение повязки на ухо. Наложение согревающего компресса на ухо.    
4. Клиническая анатомия, физиология гортани, трахеи. Методы исследования, заболевания гортани, трахеи. Уход за больными. Уход за больными с заболеваниями гортани трахеи. Студенты знакомятся с методами осмотра гортани – прямая и непрямая ларингоскопия, трахеобронхоскопия, эзофагоскопия, с методикой проведения ингаляций, введением в гортань лекарственных веществ. Манипуляции: 1. Проведение непрямой ларингоскопию. 2. Проведение туалета и смены внутренней трахеотомической трубки. 3. Наложение согревающего компресса на область гортани. 4. Проведения ингаляций.    
  Тематика семинарских занятий
1. Введение в оториноларингологию. Клиническая анатомия, физиология носа и придаточных пазух. Методы исследования заболевания носа и придаточных пазух. Уход за больными. Устный опрос, тестирование    
2. Хронические заболевания глотки. Уход за больными. Клиническая анатомия, физиология глотки. Методы исследования. Острые заболевания глотки. Уход за больными. Устный опрос, тестирование    
3. Хронические заболевания среднего уха, заболевания внутреннего уха. Уход за больными. Клиническая анатомия, физиология уха, методы исследования. Острые заболевания среднего уха, заболевания наружного уха. Уход за больными. Устный опрос, тестирование    
4. Клиническая анатомия, физиология гортани, трахеи. Методы исследования, заболевания гортани, трахеи. Уход за больными. Устный опрос, тестирование    
  Итого      

 

Примерный перечень рефератов:

 

1. «Исследование слуха у новорожденных и грудных детей»

2. «Отит у новорожденных и грудных детей»

3. «Острый ринит у детей грудного возраста»

4. «Классификация хронических ринитов»

5. «Дифференциальный диагноз ложного и истинного крупа»

2.4. Программа самостоятельной познавательной деятельности студента

 

Карта самостоятельной работы студента

 

Номер раздела, темы Самостоятельная работа студентов Формы контроля
содержание работы, формы работы   общая трудоемкость
Раздел I, Тема 1. Демонстрация преподавателем на одном из студентов методики работы с лобным рефлектором, исследование дыхательной, обонятельной функций. Студенты самостоятельно друг на друге овладевают этими методиками. Осваивают следующие манипуляции: 1. Приготовление тампона для носа. 2. Взятие мазка из носа. 3. Наложение пращевидной повязки. 4. Закапывание капель в нос. 5. Пользоваться лобным рефлектором. 6. Проведение передней риноскопии. 7. Проведение передней тампонады носа. Составление схемы «Классификация хронических ринитов»   Тестирование, собеседование, сдача манипуляций на оценку
Раздел II, Тема 1. Учатся пальпировать тонзиллярные лимфоузлы. Присутствуют на операции аденотомия. Присутствуют на приеме больных с врачом. Знакомятся с методикой консервативного лечения хронического тонзиллита при помощи аппарата «тонзиллор». Знакомятся с документами по диспансеризации больных с хроническим тонзиллитом. Уход за больными с заболеваниями глотки. Студенты закрепляют методику работы с лобным рефлектором друг на друге. После демонстрации преподавателем осваивают методику осмотра преддверия полости рта, осмотра ротоглотки.   собеседование, собеседование, сдача манипуляций на оценку
Раздел III, Тема 1. Осваивают методику приготовления тампона для смазывания глотки, смазывание глотки друг на друге. Закрепляют методику взятия мазка из зева на дифтерию, наложение согревающего компресса при заболеваниях глотки. Овладевают следующими умениями: 1. Методика осмотра глотки-фарингоскопия; 2. Пальпировать тонзиллярные лимфоузлы; 3. Приготовление тампона для смазывания глотки; 4. Смазывание слизистой оболочки миндалин и задней стенки глотки; 5. Методика взятия мазка из зева; 6. Наложение согревающего компресса на подчелюстную область Составление схемы «Классификация тонзиллитов». Составление рисунка-схемы «Средний отдел глотки при мезофарингоскопии»   тестирование, собеседование, сдача манипуляций на оценку
Раздел IV, Тема 1. Студенты осваивают методику проверки слуха друг на друге шепотной речью. Осваивают методику осмотра слухового прохода – отоскопию после демонстрации преподавателем. Учатся накручивать ватный тампон на ушной зонд, проводить туалет слухового прохода друг на друге.   тестирование, собеседование
Раздел V, Тема 1. Знакомятся с методикой промывания серных пробок, продуванием слуховых труб по Политцеру. Участвуют на приеме больных с врачом. Выписывают рецепты на ушные капли. Осваивают следующие манипуляции: 1. Проведение отоскопии. 2. Исследование слуха шепотной речью. 3. Проведение туалета слухового прохода. 4. Введение турунды в слуховой проход. 5. Закапывание капель в ухо. 6. Наложение повязки на ухо. 7. Наложение согревающего компресса на ухо.   тестирование, собеседование, сдача манипуляций на оценку
Раздел VI, Тема 1. Студенты знакомятся с методами осмотра гортани – прямая и непрямая ларингоскопия, трахеобронхоскопия, эзофагоскопия, с методикой проведения ингаляций, введением в гортань лекарственных веществ. Отрабатывают следующие манипуляции: 1. Проведение непрямой ларингоскопию. 2. Проведение туалета и смены внутренней трахеотомической трубки. 3. Наложение согревающего компресса на область гортани. 4. Проведения ингаляций. Составление таблицы по теме «Дифференциальный диагноз ложного и истинного крупа».   тестирование, собеседование, сдача манипуляций на оценку

2.5. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины

 

Текущий контроль - оценка уровня подготовки студентов определяется системой оценки знаний и умений по разделам и темам.

Итоговый контроль – зачет

В ходе изучения тем студенту предстоит пройти тестирование, решение ситуационных задач, написание рефератов, выполнение практических манипуляций, таких как проведение отоскопии, исследование слуха шепотной речью, проведение туалета слухового прохода, введение турунды в слуховой проход, закапывание капель в ухо, наложение повязки на ухо, наложение согревающего компресса на ухо и т.д.

Ситуационные задачи

 

1) Мальчик, 12 лет занимаясь боксом получил сильный удар в область левой ушной раковины, после чего появились неприятные ощущения в верхних отделах ушной раковины.

ОБЪЕКТИВНО: общее состояние удовлетворительное,. Температура тела 36, 2°С на передней поверхности левой ушной раковины в верхних отделахполушаровидное выпячивание, флюктуйрующее при пальпации. Кожа над выпячиваеним гиперемироана с багроово-синюшным оттенком. Остальные Лор-органы без патологии.

Поставьте диагноз. Назначьте лечение.

 

Эталон ответа:

 

Диагноз: Гематома ушной раковины.

Лечение: обработать кожу над гематомой антисептическим средством стерильным шприцем сделать пункцию и отсосать содержимое гематомы. После этого наложить давящую антисептическую повязку.

 

2) Ребенок, 4 лет ел арбуз. Внезапно поперхнулся, посинел. Появился приступообразный кашель и затрудненное дыхание.

ОБЪЕКТИВНО: общее состояние средней тяжести. Сильный приступообразный кашель, во время которого выслушивается симптом «хлопанья». Выраженные явление инспираторной и экспираторной одышки. При аускультации выслушиваются грубые сухие хрипы над легкими с обоих сторон. Поставьте диагноз. Тактика фельдшера.

 

Эталон ответа:

 

Срочно госпитализировать больного в лор-отделение. Транспортировать в положении сидя во избежание ущемления арбузного семечка в голосовой щели, что приведет к внезапной асфиксии.

 

Вопросы для подготовки к зачету:

  1. Особенности течения и лечения острого ринита у грудных детей.
  2. Инородные тела носа, признаки, правила удаления.
  3. Дифференциальная диагностика налета при лакунарной ангине и налета при дифтерии зева.
  4. Баллотирующее инородное тело трахеи: клиника, правила транспортировки.
  5. Гематома носовой перегородки, причины, признаки, принципы лечения, осложнения.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.013 с.)