ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составное именное сказуемое.



Простое глагольное сказуемое

может быть выражено:

 

1) одним глагольным словом: Опять идутдожди. Я жду тебя.

Он встретил меня у метро.

2) составной глагольной формой Я буду ждать тебя. Экзамены

будущего времени будут проводиться в мае.

(у глаголов несоверш. вида):

 

составной формой повелительного Пусть они работаютвместе.

и сослагательного наклонения: Давайте ему поможем.

Пришёл бы ты вовремя хоть раз!

3) может состоять из нескольких Он далеко не сразу пришел к

слов, если выражено устойчивым этому выводу.

словосочетанием, фразеологизмом: Ты целый день баклуши бьёшь.

Он задел меня за живое, и я

потерял терпение. Что ты мне

мозолишь глаза?

Составное глагольное сказуемое

всегдасодержит две части:

 

Вспомогательная часть: Основная часть:
слово с фазисным или модальным значением* *значение выделенных терминов см. ниже глагол в неопределенной форме, то естьинфинитив(или устойчивое сочетание, фразеологизм, в составе которого есть инфинитив)

 

Например: начал работать, хочет учиться, надо ехать,

Могу потерять терпение, не должны идти на поводу.

Охарактеризуем подробнее разновидности составного глагольного сказуемого.

 

1) составное глагольное сказуемое с фазисными (фазовыми) глаголами, то есть с глаголами со значением начала, продолжения, конца (фазы) действия, например:

начать – начинать

продолжить – продолжать

завершить – завершать+ инфинитив

Закончить – заканчивать

перестать – переставать и др.,

а также с глаголами

стать, бросить – бросать,

броситься – бросаться+ инфинитив

в фазисном значении.

 

Он начал рассказывать свою историю, а мы сталиего слушать.

Мы перестали встречаться не по моей вине.

Он бросал курить уже несколько раз.

Юноша бросился помогать пожилой женщине с тяжелой сумкой.

Ты и дальше будешь продолжать дурака валять?

Он начал делать доклад только после того, как в зале прекратили

Разговаривать.

2) составное глагольное сказуемое с модальными словами, то есть со словами и сочетаниями со значением

возможности / невозможности: могу, сумею, имею возможность, можно, нельзя, невозможно, способен / не способен и др.

+ инфинитив:

 

Я могу / имею возможность / сумею это сделать.

Ему можно / невозможно / нельзя верить после этого случая.

Он способен / не способен исправить всё самотоятельно.

Малыш больше не в силах идти.

Пока я не могу дать ответ на этот вопрос.

волеизъявления, желания:хочу, хочется, желаю, намереваюсь, имею намерение, задался целью, горю желанием, не прочь, готов, лень, неохота и др.

 

+ инфинитив:

Он давно уже намеревается / имеет намерение навестить вас.

Ему не хочется / лень туда ехать.

Он готов тренироваться с утра до ночи.

Они горят желанием вам помочь.

Ей надоело учиться и в то же время лень работать.

долженствования, необходимости: должен, обязан, вынужден, намерен, необходимо, надо, не стоит, нужно и др.

 

+ инфинитив:

 

Ты ни в коем случае не должен оправдываться.

Она вынуждена работать в нескольких местах.

Вам необходимо / надо пересмотреть свое отношение к работе.

 

3) в роли вспомогательного компонента может выступать краткое прилагательное рад с оценочным значением + инфинитив:

Он всегда будет рад видеть вас в нашем доме.

Я рад вам помочь.

Таким образом, вспомогательные единицы с модальным значением – это слова разных частей речи, а не только глаголы.(Это важно учитывать при выполнении заданий по данной теме.)

 

Обратите внимание! Инфинитив может не только входить в составное глагольное сказуемое, но и быть любым членом предложения, например:

Он просил (кого?) меня (о чём?) никому об этом не рассказывать. = действие подлежащего он только просил, а не рассказывать будет другое лицо, то есть инфинитив здесь – это дополнение.

Аналогично: Он научит (кого?) тебя (чему?) пользоватьсясправочной литературой. Сказуемое в этом предложении научит, а инфинитив пользоваться – это дополнение.

(Подробнее о синтаксической роли инфинитива будет сказано далее).

 

 

Составное именное сказуемое

всегдасодержит две части:

связочная часть (глагол-связка) именная часть
может быть выраженной словом и нулевой может быть выражена как именами, так и, вопреки названию, другими частями речи.

Например: Она стала студенткой; Он будет экономистом;

Мой ответ – четыре; Здесь всегда многолюдно; Дом уже построен.

Охарактеризуем подробнее именную часть и типы связок.

Именная часть может быть выражена:

1) именем существительным (чаще всего в Им. или в Тв. п.):

«Война и мир» – этоизвестный романЛ.Н.Толстого.

Он стала переводчиком.

2)именем прилагательным в полной и краткой форме, в форме простой или составной сравнительной и превосходной степени:

Эта станция метро моя любимая.

Она не кажется мне больной.

После этой истории он стал внимательней / более внимательным.

Как же она была в молодости красива!

Сегодня он оказался сильнейшим.

3) Причастием в полной или краткой форме:

Документы будут оформлены вовремя.

Ребята показалисьмне повзрослевшими после этого похода.

4) местоимением:

Эта книга моя / раньше была моей.

Ты стал другим.

5) числительным:

Высший балл за эту работу – десять.

Он будет первым на этих соревнованиях.

6) наречием и словом категории состояния (в школьном курсе этот разряд слов включается в категорию наречий):

Они будут рядом.

Здесь прохладно.

Мне стало стыдно.

7) предложно-падежным оборотом:

У него вся одежда в грязи.

Квартира у нас с балконом.

8) инфинитивом:

В такой ситуации уйти – значит подвести всех нас.

9) Словосочетанием и фразеологизмом, синонимичным имени:

По-моему, он опытный человек,хотя исебе на уме.

Ваш компаньон, так сказать, стреляный воробей, но и я тёртый

Калач.

Типы связок:

1)глагол-связка быть (в настоящем времени имеет нулевую форму):

Она больна / была больна.

Работа сделана своевременно (ср.: была / будет сделана).

Связки есть и суть (3 лицо наст. вр. глагола быть, устаревшая форма) в современном русском языке употребляются преимущественно в научном стиле, а также в некоторых разговорных оборотах:

Мать есть мать. Да кто ты есть такой, чтобы меня учить?

Движение есть форма существования материи. Что есть истина?

Теория и практика суть альфа и омега познания.

Нулевая связкауказывает на грамматическое значение настоящего времени в изъявительном наклонении:

Она студентка (ср.: была студенткой / будет студенткой в прош. и буд. времени).

 

2) полузнаменательные (неполнозначные) глаголы и сочетания:

стать,становиться, являться, представлять собой, казаться, представляться, считаться, слыть, приниматься, оказаться, делаться, называться и некоторые другие в любой грамматической форме:

Небо потихоньку становилось ясным.

А он стал бы неплохим мастером!

Спектакль представляет собой необычный диалог.

Он казалсямне вполне надёжным человеком.

Это не представляется / не кажется мне важным.

Он давно уже является её верным другом.

В такую пору вокруг делается светлее и радостнее.

Он слывёт болтуном.

Перевод оказался на редкость удачным.

3) Более редко в роли вспомогательных выступают глаголы со значением движения и положения в пространстве прийти, лежать, наступить, стоять и др., когда они синонимичны связке быть:

Осень пришла / стояла(была)дождливая.

Письмо лежало(было)распечатанным.

Обратите внимание на то, что между частями сказуемого, состоящего из нескольких слов, могут быть какие-то другие члены предложения:

Он не будет этого делать.

Мы хотим сегодня вечером пойтив кафе.

Надо правильно определять тип сказуемых, имеющих некоторое сходство. Сравните, например, такие предложения: Мы будем у вас около восьми. – Мы будем учиться в первую смену. – Мы будем студентами этого вуза.

Я рада / буду рада вашему приходу. – Я рада видеть вас.

Наконец-то на небе показалось солнышко. – Задание показалось мне трудным.

 

В заключение отметим ещё раз, что если простое глагольное сказуемое чаще всего выражено одним глагольным словом (спрягаемой формой глагола: Она преподает /преподавала / будет преподавать в вузе), то составные сказуемые всегда состоят из двух частей, хотя в составном именном сказуемом вспомогательная часть может быть нулевой связкой. Изобразим составные сказуемые так:

 

вспомог. часть: инфинитив:

составное хочу, хочется подумать, спать,

глагольное = могу, нужно + работать, учиться

сказуемоене надо, не стоит унывать, бояться

начал, перестал заниматься, болеть

 

связка: именная часть:

был, станет студентом, другим,

составноеказался умным, спящим

именное =представлялось +иным, чудом

сказуемоеделается старше, умней

пришла=была усталая

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.012 с.)