Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предтечи, разновидности, последователи⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
Частично-поисковый метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем; в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бе- сед ученики под руководством преподавателя решают проблемы. Преподаватель придумыва- ет систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т. е. вопросы должны вызывать интеллекту- альные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятель- ность и наиболее эффективные и прочные знания (знания трансформации). Она предполага- ет, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают ее (на опыте, в проекте, в олимпиадной работе, в учебной научной работе и т.п.). Алгоритм обучения как учебного исследования можно представить следующим образом: – знакомство с литературой, – выявление (видение) проблемы, – постановка (формулирование) проблемы, – прояснение неясных вопросов, – формулирование гипотезы, – планирование и разработка учебных действий, – сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), – анализ и синтез собранных данных, – сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, – подготовка и написание (оформление) сообщения, – выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе отве- тов на вопросы, – проверка гипотез, построение обобщений, – построение выводов, заключений. Первый и второй элементы в зависимости от ситуации могут меняться местами. Контроль преподавателя – минимальный. Технология учебного исследования описана в работах Дж. Брунера, Д. Шваба, Г.С. Альт- шуллера, В. Бухвалова, М.В. Кларина, Б.Е. Райкова, Л.Я. Зориной и др. Эвристическое обучение (см. п. 9.4.) имеет семь отличительных признаков по сравне- нию с проблемным обучением: 1. Большое внимание уделяется эвристическим вопросам, которые стимулируют творче- ское мышление учащихся и в зависимости от переформулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.
2. Особое внимание уделяется эвристическим предписаниям, которые представляют собой ориентировочную основу третьего типа (по классификации Н.Ф. Талызиной). Например, при проведении наблюдений учащимся дается предписание: как рационально и эффективно его осуществить, при выдвижении гипотез: какие существуют приемы и правила выдвижения гипотез. 3. Специальные исследования показали, что возможно программирование учебно-иссле- довательской деятельности, особенностью которой является оптимизация сложности, труд- ности и проблемности учебно-исследовательских заданий в совокупности с поэтапной помо- щью в их выполнении, где также широко используются эвристики. 4. В условиях эвристического обучения одна из приоритетных стратегий ориентирует учи- теля на развитие методологической культуры учащихся в решении творческих задач. 5. В условиях эвристического обучения большое внимание уделяется стимулированию та- ких процедур творческой деятельности, как творческое воображение, генерация идей, твор- ческая рефлексия и др. 6. Эвристическое обучение большое внимание уделяет развитию способностей и прогно- зированию явлений, принятию оригинальных решений, развитию критического мышления, эмпатии.
Рекомендуемая литература 1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. 2. Булгаков В. И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников. -1985. - № 8. 3. Генц Н. и др. Проблемное обучение в системе образования. - М., 1980. 4. Дискуссия «Проблемное обучение - понятие и содержание»// Вестник высшей школы. -1976-1983. 5. Дьюи Дж. Образование и демократия. - М., 2000. 6. Дьюи Дж. Школа и общество. - М., 1925. 7. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Цырлина Т.В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997. 8. Ильина Т. А. Проблемное обучение // Вестник Высшей школы. - 1976. - №2. 9. Ильина Т.А. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? // Вестник высшей шко- лы. - 1984. - № 9. 10. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. 11. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985.
12. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991 13. Курбатов Р. Педагогика ковчега // Частная школа. - 1995. - №3, 4, 5. 14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. 15. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975. 16. Мельникова Е.Л.Проблемный урок или как открывать знания с учениками.М.: АПК и ПРО,2002 17. Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. - 1983. - № 12. 18. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968. 19. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961. 20. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976. 21. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М., 1962. 22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 23. Шевкин В.С. Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции. - М., 1959. 24. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
Проект – это: Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр 1) замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определен- ным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед»; 2) разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо. В этом случае «проект» есть результат некоторой – «проектной, проектировоч- ной» деятельности, целостный образ будущего объекта; 3) предварительный, предположительный текст какого-либо документа; 4) определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, компаний, дел, имеющих определен- ные цели (пример: «атомный проект»); 5) название организации. В построении и реализации деловых проектов могут участвовать разные специалисты, образуя временную организацию, которую часто именуют также «проектом». Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредован- ного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, тех- нические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культур - ных ценностей. Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специ- ально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные педагогом условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать ре- зультат, но в безопасных условиях. Проектное обучение отличается от проблемного обучения тем, что деятельность учащих- ся носит характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практическо- го) результата и его публичного предъявления. Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и созда- нии учащимся под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Теоретические концепции Дж. Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно вы- брана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односто- ронним, важны и побочные сведения и др.
В России эти идеи первым реализовал С.Т. Шацкий. Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творче- скую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе дея- тельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание уче- ником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и консультировани- ем учителя. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.016 с.) |