Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г. Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, центрами, формирующими подрастающую лич- ность, являются: школа, семья и ближайший «кусочек» социальной среды – микрорайон. Без сомнения, школа среди них является наиболее целенаправленным, педагогически правиль- ным, профессионально организованным институтом. Однако, как показывает жизнь, в насто- ящее время результаты (качества личности выпускников) определяются не столько школой, сколько совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отно- шению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотре- на и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, яв- ляются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подраста- ющем поколении – будущем всей страны. В педагогике давно существует проблема объединения воспитательных усилий школы и семьи, школы и воспитательных учреждений микрорайона, сотрудничества школы с обще- ственными организациями. Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе ее педагогизации, осознания того, что «общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить». Со - гласно одной из идей педагогики сотрудничества, школа не может быть демократизирована, если не будет налажено сотрудничество с обществом, с окружающей социально-педагоги- ческой средой. Общественная подсистема школы не может развиваться изолированно. Она должна быть принципиально открытой. Жизнь дала немало примеров решения этих проблем. Прежде всего, здесь интересен опыт создания школ-комплексов, представляющих объединение под одной «крышей школы» учреждений искусства, спорта, технического творчества (А.Л. Захаренко, М.П. Щетинин). В ряде регионов организованы системы сотрудничества всех социальных институтов микро- района, участвующих в воспитании молодежи – социально-педагогические комплексы (Свердловская, Челябинская, Горьковская области, Таллинн, Новосибирск). Е.Б. Куркин ор- ганизовал экспериментальную площадку «Город – воспитатель» в Тюменской области. Шко- ла в этих случаях играет роль профессионального центра по педагогической перестройке со- циальной среды. Только так, «всем миром», можно решить задачи перестройки школы.
Педагогика сотрудничества и развития ориентирует семью на классические образцы роди- тельского воспитания А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, на новаторские идеи Б.П. и Л.А. Никитиных, В.А. Караковского, на личностный подход в семье, пропагандируе- мый С.Л. Соловейчиком, Ю.П. Азаровым, А.М. Маркушей, А.А. Лихановым и др. В опыте новаторов они предстают как система постепенного вовлечения детей в посиль- ную трудовую деятельность, выявление и развитие их склонностей в целях самоопределения, обоснованного выбора будущей деятельности. От творческих трудовых заданий младшему школьнику (по И.П. Волкову) – к выполнению общественно полезных трудовых дел в сред- нем возрасте и далее – к участию в производительном труде на предприятиях, в колхозах, совхозах или школьных хозяйствах – путь, которым добиваются успехов школы Г.М. Куб- ракова, З.Г. Шоюбова, Н.Н. Дубинина, А.А. Католикова и других новаторов. Подробнее этот раздел раскрыт в главе XIII «Социально-воспитательные технологии».
Рекомендуемая литература 1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.: Знание, 1982. 2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – М., 1991. 3. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. – 1994. – № 5. 4. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе // Народное образование. – 1988 – № 1. 5. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Педагогический поиск, 2000. 6. Гузенко И., Раковский М. Опыт Липецкой школы: забыть или переосмыслить заново? // Народное образова- ние. – 2002. – № 4. 7. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
8. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988. 9. Концепция общего среднего образования. – М.: ВНИК «Школа», 1988. 10. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990. 11. Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. – Ярославль, 1994. 12. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003. 13. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989. 14. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994. 15. Отчеты о встречах учителей-новаторов: – Педагогика сотрудничества. - Учительская газета. - 1986. - 18 марта. – Демократизация личности. - Учительская газета. - 1987. - 17 октября. – Методика обновления. - Учительская газета. - 1988. - 19 марта. – Войдем в новую школу. - Учительская газета. - 1988. - 18 октября. – Поворот. Бухара. – Перемена. – 1990. 16. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987. 17. Педагогика сотрудничества (газета «Первое сентября»): – От ученика - к личности. - 1996. - 03.09. – Человек свободный. – 1994. – 01.09. – Школа сотрудничества: эстафета педагогических идей. - 1991. - № 51-56. – Школа сотрудничества: хрестоматия. - 2000. - № 54-58. 18. Селевко Г. К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Те- зисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989. 19. Селевко Г. К. Опыт разработки теории педагогики сотрудничества // Республиканская конференция по активным методам обучения. - Пермь, 1991. 20. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. Ч. I, II. - Яро- славль, 1988, 1989. 21. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. - Ярославль,1990. 22. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. 23. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Просвещение, 1987. 24. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. – М.: Детская литература, 1979. 25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4-х частях. – М.: Генезис, 1998. 26. Цирлина Т.В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997. 27. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1990. 28. Школа сотрудничества. – М.: Первое сентября, 2000.
Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обо- гащение их разными знаниями. Гогебашвили
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.009 с.) |