Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предтечи, разновидности, последователи
Гуманистическая психология, возникшая в 60-х гг. ХХ в. (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон) как психотерапевтическая практика, получила широкое признание в образовании, медицине, политике. На идеях и принципах гуманистической психологии оформилась особая новая педагогическая практика – гуманно-личностные педагогические технологии. В них про- возглашаются новые, гуманистические отношения между миром взрослых и миром детства. Таблица 3. Сравнение традиционных и гуманистических отношений
Гуманистическая педагогика Януша Корчака (1878 - 1942). Польский педагог и врач, руководитель детских приютов – «Дома сирот» и «Нашего дома» в Варшаве. Я. Корчак - че- ловек-легенда, символ бескорыстия и самопожертвования. В 1942 г., отказавшись от личного помилования, был казнен фашистами вместе со своими детьми в газовой камере. Концептуал. Народная, свободная, трудовая школа. Воспитание трудом. Самоуправление в школе. Мир делится не на богатых и бедных, мир делится на два неравных класса - на взрослых, которые имеют все, и детей, которые не имеют ничего. Необходимо равенство детей и взрослых во всем.
Экологическое воспитание. Изменение мира путем изменения системы воспитания. Воспитание. Воспитание – процесс постепенного познания ребенка и развитие его врожденных способ- ностей. Детство - это не подготовка к жизни, а сама жизнь детей. Ребенок не когда-нибудь, не завтра, а уже сейчас человек. Воспитание при помощи коллектива. В ребенке изначально заложены положительные качества. Первое условие воспитания – знание ребенка. Познайте себя прежде, чем захотите познать детей. Обучение. Природные наклонности детей - верные ориентиры, чему их учить и как. Уважайте незнание ребенка. Не опускаться до понятий ребенка, а подниматься до их чувств. Знайте ребенка; все дети философы и поэты. Самовоспитание детей. Методу принуждения противопоставлялось самоуправление. Детский товарищеский суд – учил детей считаться с нормами человеческого общежития и обдумывать свои поступки. Детский суд чести – суд без наказаний. Воспитание не окриком, а мирно и спокойно. Дети сами вольны выбирать свой путь. Основа воспитательной системы Корчака – два необходимых инструмента самовоспита- ния детей: детский совет самоуправления и детский сейм. Учитель. Знайте наперед реакцию ребенка и не раздражайтесь, не сердитесь. Пусть вас не покидает сознание, что вы можете ошибаться. Задача воспитателя - завоевать для ребенка право быть ребенком. Издание журнала «Малы Пшеглёнд» (до 1939 г.). При журнале образовались творческие группы «Поможем друг другу», «Ты мой друг и я твой друг», «Придумай сам», «Поиграем вместе». Дискуссия на тему «Мальчик и девочка». Корреспонденты получали открытки с благодарностью. Картотека. В «Доме сирот» выходила газета. Московский молодежный корчаковский центр (И.Д. Демакова) разрабатывает гумани- стическую идею поддержки детства как очень сложного и трудного для ребенка периода на основе идей Я. Корчака. Липецкий опыт (Липецкая образовательная гуманистическая инновационная система Константина Александровича Москаленко – ЛОГИС). Был началом учебного сотрудничества учителей и учеников (конец пятидесятых годов).
Главным объектом этой инновации был объединённый урок. Его особенности состояли в том, что: – в учебном процессе объединён опрос учащихся по изученному учебному материалу с объяснением нового; – школьники работали каждый в своём темпе; – новое проблемное начало (зачин) урока; – комментированные упражнения, идея которых – думанье вслух; – новый темп урока; – поурочный балл; – ответы с места (без вставания); – обучающие тетради; – активизация самостоятельной работы детей; – опорные сигналы обучения; – игровые упражнения; – обучающий опрос. На уроках разрешалось отвечать сидя, можно было спорить, дополнять, предлагать свои варианты, поддерживать понравившуюся мысль, критиковать. Любая активность мысли учи- тывалась и оценивалась поурочным баллом. Цель урока по Москаленко – сделать обучение интересным, плодотворным, гуманным. К.А. Москаленко понял, что у многих ребят все силы уходят на борьбу со своей неуспеш- ностью, а на рост и развитие сил уже не остаётся. Поэтому дети перестают задавать во- просы, спорить с учителем, высказывать своё мнение. Не подчинение, а согласование ин- тересов учителя и ребёнка – таково кредо К.А. Москаленко. Действия комментированного обучения по образцу: 1) Индивидуальное и коллективное проговаривание учебного текста. 2) Коллективное отслеживание (под руководством учителя) правильности речевых, орфо- графических, грамматических, математических, физических и других учебных действий уча- щихся (рефлексия). 3) Оценочное сопровождение негласными промежуточными баллами и суммарным глас- ным поурочным баллом, выставляемым (иногда коллективно) каждому школьнику в конце урока за результат и творческое отношение к уроку. Опыт липецкой школы доказал исключительную роль и значимость соединения рефлексии с целью и действием в обучении. Малые действия, малые успехи как слагаемые общего успеха окрыляют ребят, повышают их уверенность и интерес к учению, способствуют образованию мотивогенной ситуации. 119 «Справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга - это воспитательная система, где свойственная большинству школ «нравственность принуждения» заменяется на «нравствен- ность сотрудничества», где учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге. Нравственное развитие стимулируется дискуссиями во время собраний, демократическим принятием решений. Наиболее значительной чертой «справедливых сообществ» является также их акцент на фор- мирование чувства сообщества (читай – коллектива). Эти идеи нашли отражение в практике американских школ и университетов, а также разного рода исправительных учреждений. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) было разработано американскими педагогами – групповая технология, основанная на идеях кооперации, взаимодействия, со- трудничества (см. п. 6.6.). «Школа без неудачников» У. Глассера представляет гуманистическую систему, где в центре – личность ребенка, его интересы, успехи. И задачу школы У. Глассер видит прежде всего в «обеспечении такой системы, где успех был бы делом не только возможным, но и ре- альным, где дети успешно учились и могли бы реализовать свои способности».
Причину очень многих социальных и личных бед американский ученый видит в проблеме неудачников. Отсюда и концепция воспитательной системы «школы успеха». Технология «Школа Жизни». В постсоветский период Ш.А. Амонашвили разработал технологию, в которой встал на позиции сближения светского и религиозного воспитания. Она изложена в «Трактате о начальной ступени образования, основанного на принципах гу- манно-личностной педагогики» - «Школа Жизни». Положения, основанные на допущении в процессе образования подрастающего поколения четвертого измерения, которое заключа- ется в признании Души ребенка как реальной субстанции, реальности духовного мира, Высших Сил. Это принципиальнейшее стержневое «допущение» уже давно прорывается в практику ра- бот общеобразовательной школы. Проект «Подлинно гуманная педагогика» (Д. Яцутко). Реальное воплощение педаго- гики сотрудничества требует талантливого учителя, который смог бы осуществлять это самое сотрудничество без ущерба для собственно педагогики, для воспитательного и образо- вательного процесса. А без этого получается не сотрудничество, а подельничество, суть ко- торого в том, что учителя сами не готовятся к урокам, не повышают собственного уровня, напротив, забывая постепенно даже то немногое, чему научились в пединститутах, и детям позволяют подобным же образом филонить. Гуманность, человечность принято понимать как потакание человеческим слабостям и по- рокам, Т.е. школьник или студент ленив, глуп, бездарен, не хочет ничего знать, кроме, допу- стим, хип-хопа и футбола, а мы это терпим и потакаем этому, потому что мы, дескать, гуман- ные и раскрываем то, к чему стремится личность ребёнка. Чушь это -всё и преступление. Это не человечность, а лицемерная маскировка собственного непрофессионализма и собственной же лени. Это боязнь возникновения конфликтных (а точнее, собственно педагогических) си- туаций, потому что достойно решать их самостоятельно и ненасильственно большинство ны- нешних педагогов не умеют и не хотят. Нынешние учителя в большинстве своём чрезвычайно редко ставят «двойки». На вопро- сы, почему так, отвечают, что, мол, «жалко детей». Подобно лекарю, неспособному вылечить болезнь, но боящемуся показаться некомпетентным, а потому убеждающему больного в том, что тот абсолютно здоров, нынешние педагоги, которых самих в своё время «пожалели», пе- дагоги, не умеющие научить, но понимающие, что к ним возникнет много вопросов, если у их учеников будут сплошь одни двойки, «жалеют» теперь своих питомцев, в результате чего каждое следующее поколение выглядит ещё более жалким, чем предыдущее. Они говорят:
«Ну, зачем я буду ставить ему двойку и ломать тем самым жизнь, когда знаю, что алгебра эта ему в жизни никогда не пригодится...» 120 Пора прервать эту эстафету жалости и выпустить из школ и вузов одно честное поколе- ние! То есть поставить всем именно те оценки, которых они на самом деле заслуживают. Пусть будет одно честное поколение, которое сделает всё то же самое, но без липовых оце - нок в аттестате, липовых медалей и лживых дипломов. Поколение, которое фактом своего существования покажет, что можно и так, что весь этот мыльный пузырь никому, по большо- му счёту, не нужен и раздувает сам себя. Подлинная гуманность должна включать в себя определённый компонент если не жесто- кости, то жёсткости и уж во всяком случае – честности. И именно такое её понимание следу- ет сделать официальным и внедрять в школьные программы и в умы учителей. Технология успешного обучения. Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной актив- ности в частности необходим в учении. Переживание успеха может быть вызвано различны- ми причинами. He случайно в зарубежной психологии выделилось такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты дей- ствительно станешь таким. Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока все же определяется нормами, установ- ленными заранее, учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложен- ным уровнем. Итак, ситуация успеха создается педагогом (или психологом) в учебной деятельности. Но, как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последова- тельной цепи: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного ре- шения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к ре- зультату своего учебного труда). Следовательно, если ситуация успеха создается учителем последовательно и сознательно, она должна включать в себя все перечисленные компоненты. Этапы создания ситуации успеха 1. Мотивационный этап. Учитель ставит задачу сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сфор- мировать мотив достижения.
– стремление самостоятельно решить интересные задачи; – попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым; – рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей; – установить новые контакты в ходе выполнения и т. д. 2. Организационный этап. Задача учителя: обеспечить учащемуся условия для успешно- го выполнения задания (с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств), за- интересовать ученика самим познавательным процессом. На этом этапе у некоторых детей непосредственный интерес к работе переживает состоя- ние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой — недостаток условий для реализации задачи. Психологи и педагоги к таким условиям относят четыре ас- пекта: недостаток способностей, трудность задания, отсутствие везения, слабость волевых усилий. Первые два условия могут быть учтены учителем заранее, стоит лишь подобрать за- дачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика. Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способно- стей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, яв- ляется единственной контролируемой попыткой улучшить результат деятельности. Здесь осо- бо нужна помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая помо- жет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов ситуа- ции успеха. К ним, в частности, относятся эмоциональная разгрузка, смена задания по жела- нию учащегося, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику и пр.; «подсказка» (работа с учебником) и т.п. 3. Итоговый этап. Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, что- бы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами, ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе дея- тельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше. Сегодня важным условием осознанного отношения не столько к отметке, сколько к ре- зультатам учебной деятельности является рефлексия: размышления о себе, своей работе, ди- намике познания. Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический харак- тер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требуют к себе слабо- успевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную оцен- ку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности. Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: уче- ник испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями. Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности (именно этому учат многочисленные и популярные в последнее вре- мя теории «Как стать счастливым», «Как добиваться успеха» и т. д.). Учитель не столько учит, сколько помогает найти области знания, необходимые для раз- вития личности конкретного ученика. В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она: • организуется на всех этапах учебного процесса; • усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; • реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что находит свое отра - жение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником; • формирует у субъекта положительные эмоции в деятельности → чувство успеха, вызван- ное преодолением трудностей, предложенных учителем → эмоции радости, интеллектуаль- ного подъема в процессе решения учебных задач → удовлетворение, вызванное преодолени- ем трудностей, выбранных самим учащимся → осознание недостаточности уровня своих зна- ний, умений в ситуациях преодоления → формирование устойчивой потребности в самооб- разовании. Таблица 4. Цикличность алгоритма ситуации успеха Цик- лы
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.033 с.) |