Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и Усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенству- ется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: – развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, во- одушевить, пробудить интерес); – коммуникативную: освоение диалектики общения; – самореализации в игре как полигоне человеческой практики; – игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других ви- дах жизнедеятельности; – диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; – функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показа- телей; – межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социаль- но-культурных ценностей; – социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм челове- ческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову): – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); – творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); – эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конку- ренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); – наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, ре- ализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возмож- ностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в само- утверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. заме- щение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возмож- ностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и
проявлений в труде, в воспитании. Игра – это жизненная лаборатория ребенка, ядро «разум- ной школы» детства.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на ак- тивизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в сле- дующих случаях: – в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; – как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; – в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, за- крепления, упражнения, контроля); – как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогиче- ских игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими ре- зультатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризу- ются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по та- ким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактиче- скую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 30).
Рис. 30. Классификация педагогических игр. Виды педагогических игр В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двига- тельные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «воль- ные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, в которых наличе- ствует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возни- кающие по ее ходу. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математиче- ские, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строи- тельные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), риту- ально-обрядовые и т.п. По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические игры и т.п. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: разли- чают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. И, наконец, по форме: форма есть способ существования и выражения содержания. Мож- но выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игро- вые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; со- ревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; сва- дебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маска- рады; игровые аукционы и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.006 с.) |