Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте



В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего соб- ственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появле- ние стихийных деловых и групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутвер- ждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.

Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярными являются учебные дело- вые игры.

 

Деловые игры

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это:

– педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;

– особое отношение к окружающему миру;

– субъективная деятельность участников;

– социально заданный вид деятельности;

– особое содержание усвоения;

– социально-педагогическая «форма организации жизни».

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит опи- сание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфиче- ских операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаган- ды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполне- ние функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли раз - рабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязатель- ным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти пра- вильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ори- ентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интере - сы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому теат- ру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается уме- ние чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.


Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 31).

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - услов- ного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:

- учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).

Этапы

Деятельность участников

Этап подготовки

Разработка сценария (ав- торы-разработчики) • разработка сценария (проспекта) • план деловой игры • общее описание игры • содержание инструктажа • подготовка материального обеспечения
Ввод в игру (руководи- тель) • «разогревающие» игровые эпизоды • постановка проблемы, целей • условия, инструктаж • регламент, правила • планируемый результат • распределение ролей • формирование групп • консультации

 

 

Этап проведения

Групповая работа над за- данием (тренеры, коор- динаторы) Виды работы: • работа с источниками • тренинг • мозговой штурм • работа с игротехником • активизация групповых ролей
Межгрупповая дискус- сия (координаторы, ана- литики) • выступления групп • защита результатов • правила дискуссии

 

 

Этап анализа и обобщения Работа экспертов • вывод из игры • анализ, рефлексия • оценка и самооценка работы • выводы и обобщения, итоги игры • рекомендации

Рис. 31. Технологическая схема деловой игры

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуа- ции. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополни- тельная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Неглас- ные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они ухо- дят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отно- шению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диа- гност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, ма- нипулятор.


Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, кон- серватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексиру- ющий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независи- мый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатиру- ет достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей обла- стью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.008 с.)