Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего соб- ственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появле- ние стихийных деловых и групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутвер- ждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу. Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярными являются учебные дело- вые игры.
Деловые игры Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это: – педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения; – особое отношение к окружающему миру; – субъективная деятельность участников; – социально заданный вид деятельности; – особое содержание усвоения; – социально-педагогическая «форма организации жизни». Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит опи- сание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфиче- ских операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаган- ды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполне- ние функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли раз - рабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязатель- ным содержанием». «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти пра- вильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ори- ентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интере - сы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому теат- ру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается уме- ние чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 31). Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - услов- ного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: - учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп). Этапы |
Деятельность участников | |||||
Этап подготовки | Разработка сценария (ав- торы-разработчики) | • разработка сценария (проспекта) • план деловой игры • общее описание игры • содержание инструктажа • подготовка материального обеспечения | |||||
Ввод в игру (руководи- тель) | • «разогревающие» игровые эпизоды • постановка проблемы, целей • условия, инструктаж • регламент, правила • планируемый результат • распределение ролей • формирование групп • консультации |
|
Этап проведения | Групповая работа над за- данием (тренеры, коор- динаторы) | Виды работы: • работа с источниками • тренинг • мозговой штурм • работа с игротехником • активизация групповых ролей |
Межгрупповая дискус- сия (координаторы, ана- литики) | • выступления групп • защита результатов • правила дискуссии |
Этап анализа и обобщения | Работа экспертов | • вывод из игры • анализ, рефлексия • оценка и самооценка работы • выводы и обобщения, итоги игры • рекомендации |
Рис. 31. Технологическая схема деловой игры
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуа- ции. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополни- тельная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Неглас- ные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они ухо- дят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отно- шению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диа- гност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, ма- нипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, кон- серватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексиру- ющий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независи- мый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатиру- ет достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей обла- стью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.008 с.)