Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы создания ситуации успеха
|
Результат | ||
Мотивация | Операции | Итог | ||
I | Учитель формиру- ет у учащегося мотив к достиже- нию успеха в кон- кретной учебной ситуации | Педагог обеспечи- вает ученика зада- нием, соответству- ющим способно- стям; при необхо- димости оказыва- ет помощь в ходе выполнения | Ученик испытыва- ет положительные эмоции в ре- зультате успешно выполненного за- дания | Положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивиру- ют ученика на выполне- ние нового задания |
II | Ученик испытыва- ет желание вновь достичь успеха в учебной деятель- ности, готов на определенные уси- лия для этого | Учитель предлага- ет задание, реше- ние которого тре- бует определен- ных волевых уси- лий и/или напря- женной мысли- тельной деятель- ности | Ученик оценивает результат своих усилий, сравнива- ет свою оценку с оценкой педагога, уточняет причины расхождения | Удовлетворение от преодоления трудно- стей оставляет более глубокое впечатление и закрепляет успех; появ- ляется желание под- твердить и упрочить по- ложительные результа- ты |
III | Мотив достиже- ния из внешнего побуждения ста- новится внутрен- ним стимулом; учащегося начина- ет привлекать про- цесс поиска исти- ны | Из предлагаемых педагогом вариан- тов учащийся сам определяет себе объем и степень трудности учеб- ной задачи, фор- мируя индивиду- альный стиль дея- тельности | Воспитывается осознанное отно- шение к учению, формируется объективное отно- шение к результа- там работы; выяв- ляются сильные и слабые стороны стиля учения | Осознание уровня своих знаний, умений, возможностей; понима- ние необходимости со- вершенствования свое- го образовательного уровня |
IV | Внутренняя по- требность в само- образовании и самосовершен- ствовании | Самостоятельное обеспечение себя условиями для до- стижения успеха в деятельности | Ученик оценивает свои действия как основу для даль- нейшего позитив- ного развития | Умение самостоятельно ставить себе задачи для дальнейшего совершен- ствования и создание ситуации успеха в дея- тельности как самому себе, так и окружаю- щим |
Осуществление «Педагогики сотрудничества» как проникающей технологии широ- ко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вы- шеупомянутых, известны также школы и имена: Агишева З.М. (Йошкар-Ола, Марий-Эл); Жаренова Т.Н. (Лакинск, Владимирская обл.).
|
Рекомендуемая литература
1. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти (техника профессионального поведения). – М.: Народное образова- ние, 1994.
2. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991.
3. Гузенко И., Раковский М. Опыт Липецкой школы: забыть или переосмыслить заново? // Народное образова- ние. – 2002. – № 4.
4. Корчак Я. Воспитание личности / Сост. В.Ф. Кочнов. – М.: Просвещение, 1992.
5. Корчак Я. Избранное. – Киев: Радянська школа, 1988.
6. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: Дом, 1990.
7. Корчак Я. Король Матиуш Первый.// Избранное. – Киев: Радянська школа, 1988.
8. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким..// Избранное. – Киев: Радянська школа, 1988.
9. Кочнов В. Януш Корчак. - М.: Просвещение, 1991.
10. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.
12. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М., 1999.
13. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002.
14. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - М.: Пеленг, 1993.
15. Щуркова Н. Е ., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. – М.: Педагогический поиск, 2004.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие положения и принципы являются приоритетными в: 1) педагогике сотрудничества; 2) тех- нологии Е.Н. Ильина; 3) технологии Ш.А. Амонашвили; 4) технологии А.С. Белкина:
а) индивидуальный подход; б) экологизация окружающей среды; в) единство обучения и воспита- ния; г) педоцентризм; д) дидактоцентризм; е) централизм управления; ж) возрождение народных традиций; з) адаптация к рыночным условиям?
2. Какие педагогические приемы формируют положительную Я-концепцию личности:
а) создание ситуации успеха; б) непрямое принуждение; в) презумпция талантливости ребенка; г) справедливость оценки; д) предоставление полной свободы выбора?
3. На что направлен акцент целевых ориентаций в: 1) педагогике сотрудничества; 2) технологии Е.Н. Ильина; 3) технологии Ш.А. Амонашвили; 4) технологии А.С. Белкина:
|
а) на ЗУН; б) СУД; в) СУМ; г) СЭН; д) СДП; е) компетентности?
4. Выберите пять глаголов, наилучшим образом характеризующих 1) гуманно-личностный; 2) лич- ностно ориентированный; 3) оптимально-личностный подход:
а) любить ребенка; б) ограничивать; в) уважать; г) хвалить; д) понимать; е) развивать; ж) принимать; з) опекать; и) сострадать; к) помогать; л) учить; м) освобождать; н) разрешать; о) требовать; п) про- щать.
5. Какие отличительные качества выделяют технологию Ш.А. Амонашвили среди личностно ориен- тированных технологий:
а) оценивание результатов деятельности учащихся; б) перенесение центра тяжести с обучения на воспитание; в) акцент на духовные ценности; г) роль мастерства общения (педагогической техни- ки); д) перестройка содержания обучения; е) облегчение процесса учения для детей?
6. Каковы отличительные качества технологии Е.Н. Ильина:
а) системность; б) соединение процессов обучения и воспитания; в) развитие СУД; г) урок – ду- ховное общение; д) творческая деятельность учащихся; е) гуманизм отношений; ж) голографичес- кий подход?
Либо я найду путь, либо проложу его!
Ф. Сидней
Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащими- ся изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразуме- вает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их соб- ственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно-значимых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф. Эн- гельс).
Активность выступает во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т.п. и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире.
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освое- ния содержания и т. п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «сопри- косновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделя- ются следующие компоненты:
– готовность выполнять учебные задания;
– стремление к самостоятельной деятельности;
– осознание выполняемых действий;
– устойчивость внимания к предмету активности;
– стремление повысить свой личный уровень и др.
Различают два уровня активности. Первый, низший уровень активности обеспечивает достаточно продуктивную исполнительскую, воспроизводящую деятельность человека, со- вершаемую в системе, где он является преимущественно управляемым объектом. Это - ак- тивность объекта, или объектная активность, имеющая адаптивный, исполнительский характер. Она обеспечивает процесс социальной адаптации. Пример: человек получил зада- ние покрасить стену. Он выполнил это задание досрочно. Это - исполнительская актив- ность.
На втором, высшем уровне активность является первопричиной, источником деятельно- сти ребенка, имеющей творческий, преобразующий характер. Это – активность, идущая от воли субъекта, или субъектная активность, которая отличается:
|
– спецификой внутренних качеств и состояний субъекта непосредственно в момент действования - наличием внутренней мотивации деятельности целеполагания, планирова- ния, предвидения (в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предше- ствующей ситуацией);
– произвольностью, т.е. обусловленностью собственной целью и волей субъекта (в от- личие от ролевого, конформного поведения);
– надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей (в отличие от ограниче- ния действий в узких рамках заданного);
– автономизацией - устойчивостью и самостоятельностью деятельности в отношении принятой цели (в отличие от адаптации - пассивного приспособления к той обстановке, в которой приходится действовать объекту).
В субъектно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большой степенью самостоятельно- сти и собственного выбора. Пример: этот же человек не только покрасил стену, но и рас- писал ее - сделал на ней рисунок, орнамент. Это - творческая субъектная активность.
Через субъектную активность выступают такие важнейшие качества личности, как индивидуальность личности, трудоспособность, творчество, инициативность, лидерство, конкурентоспособность и т.п.
Любая педагогическая технология ставит целью и обладает средствами, активизирую- щими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Наибольший активизирующий эф- фект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
– самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
– отстаивать свое мнение;
– принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
– ставить вопросы своим товарищам и учителям;
– рецензировать ответы товарищей;
– оценивать ответы и письменные работы товарищей;
– заниматься обучением отстающих;
– объяснять более слабым ученикам непонятные места;
– самостоятельно выбирать посильное задание;
– находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
– проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные позна- вательные и практические действия;
– решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им спосо- бов решения.
|
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют глав- ную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:
– игровые технологии,
– технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, твор- ческие, продуктивные; в них ребенок выводится в ситуации, требующие от него самостоя- тельного поиска выхода;
– интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (деба- ты, мозговой штурм, критическое мышление и др.);
– технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, субъектной
социальной активности, самозащитных качеств личности).
Активные методы обучения. В педагогической литературе 70-90 гг. ХХ века широко ис- пользовался термин «активные методы обучения» (АМО). Им обозначались методы и формы организации обучения, побуждавшие учащихся к активной мыслительной и практи- ческой деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, выделяющиеся активностью обучаемых. В данном пособии АМО названы технологиями и отнесены к классу образовательных техно- логий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
К классу технологий, в той или иной мере использующих познавательную субъектную ак- тивность, относятся и технологии свободного воспитания, развивающего обучения и не- которые другие.
В данной главе рассматриваются
Игровые технологии
● Игровые технологии в дошкольном периоде
● Игровые технологии в младшем школьном возрасте
● Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
Организационно-деятельностные игры
Школа-театр
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет
«Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В.)
Внеклассные ролевые игры
Финансово-экономические деловые игры
Игровые автоматы
Проблемное обучение
Частично-поисковый метод
Технология учебного исследования
Эвристическое обучение
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.036 с.)