V. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.)



5-1. Поворот к сообществу. Теперь мы должны учить детей мирному сосуществованию самых противоположных взглядов и идей.


97

Да, сегодня школе нужен не коллектив с единой волей, единым агрессивным органом управ- ления, лишь по недоразумению называемым органом самоуправления, а мирное школьное сооб- щество, в котором равноправно объединяют свои усилия дети разных национальностей, разных способностей, разных убеждений, если они есть, верующие в Бога и неверующие, придержива- ющиеся разных религий, активные по характеру и пассивные. Сообщество, которое обеспечива- ет каждому свободу от насилия, разврата и наркотиков. Сообщество, цель которого – справедли- вость, культура развитие. Сообщество для сотрудничества.

5-2. Поворот к вечным ценностям. При всех обстоятельствах мы обязаны сохранить в себе и передать детям ценности, которые помогали и помогают человечеству выжить. Вду- маемся в библейские заповеди: даже те, кто никогда не читал священных книг, знают, что не- льзя убивать, красть, лгать, прелюбодействовать, желать чужого, лжесвидетельствовать, мо- литься ложным богам.

И есть вечные общественные ценности — стремление нации, народа, человечества к сво- боде, равенству в правах, братским отношениям, к справедливости и законности.

Есть нерушимые права взрослого и права ребенка.

5-3. От принуждения к побуждению. Сегодня хороший учитель тот, кто овладевает ис- кусством мотивации. Педагогика сотрудничества – это комплекс методов и методик, побу- ждающих детей учиться и в учении сотрудничать с учителем. Пусть слова «мотивация», «по- буждение» станут одними из главных слов на педагогических советах.

5-4. Поворот к труду. Мы утверждаем, что учение – это прежде всего труд.

Попробуем в беспорядке перечислить главные мотивы труда: любовь к труду, не- обходимость зарабатывать на жизнь, любовь к деньгам – жадность, чувство мастерства, при- вычка к труду, любовь к красивому, стыд показаться лентяем, соревнование, потребность в самоутверждении и самореализации, желание помочь людям, желание добиться успеха, же- лание научиться, обогатить себя, чувство долга, желание быть в первых – это с одной сторо- ны. Принуждение – с другой.

5-5. Поворот к себе. Школа для ребенка – и школа ПРО ребенка. Школа для тебя – и шко- ла про тебя. Труднейшая из педагогических задач преподавать так, чтобы каждый предмет и каждая тема раскрывали ребенку самого себя соединяли его с самим собой. Чтобы была ма- тематика про тебя, история про тебя, биология про тебя, искусство про тебя и чтобы труд раскрывал ребенку, на что же он способен.

5-6. Поворот в программах. Учитель должен получить и право на программу. Мировой опыт показывает, что по своим программам учитель учит лучше, чем по чужим, даже если чужие лучше, чем свои.

Программа – последний якорь педагогической административно-командной системы.

5-7. Поворот в предметах. Школьные предметы необходимо повернуть, как и всю шко- лу, к ребенку. Учитель должен создавать картину мира, в котором живет ребенок. Что бы мы ни преподавали, пусть всюду присутствует одна мысль: как красиво устроен наш мир, как в нем все связано, все необычно, как противоречив он, как трудно людям его понять и как много еще непонятного и неузнанного.

5-8. Поворот к доступности. Демократическая школа доступна всем, она принимает всех детей и учит их бесплатно.

Ключ к доступности – ясность. Практически всякий материал, необходимый для дальней- шего изучения предмета может быть изложен ясно.

5-9. Поворот к практикам. И. Волков постоянно проводит мысль настолько же очевид- ную, сколько и пренебрегаемую: по складу ума и характера дети делятся на теоретиков и практиков, причем практиков значительно больше, чем теоретиков.

Как подвести практика к успехам и в теории? Дать детям возможность работать в мастерских, в кооперативах – это один путь; вовлечь их в изготовление школьных пособий – другой; объеди- нить практиков и теоретиков в одни группы для совместного изучения материала – третий.


98

5-10. Поворот к методикам. Несмотря на то, что свобода в методах преподавания повсюду провозглашается, учитель по-прежнему не имеет возможности пользоваться новыми, более эф- фективными методиками. Школа должна предоставить ему эти возможности и средства.

 

VI. Манифест «От ученика к личности» (Первое сентября. – 3.09.1996. – № 83)

6-1. Вписаться в жизнь. Как воспитывать современного ребенка в школе так, чтобы он мог вписаться в жизнь.

6-2. Цель образования определяется философией образования.

6-3. Приспособленец или… Иногда высказывают мнение, что надо растить людей, кото- рые могли бы приспособиться к новым условиям жизни, но не приспособленца.

6-4. Вырастить личность. Мы должны стараться каждому ребенку помочь стать лично- стью, не мешать ему становиться личностью, поддерживать его собственные усилия стать личностью.

6-5. Современное воспитание – это воспитание личности. Вот наша цель, вот наш долг, вот что нужно и человеку, и стране - личность. Просто личность.

6-6. Личность самостоятельна. Личность независима; она не подчиняется нелепым, не- разумным требованиям, чаще идет на конфликт, умеет отстоять себя, обычно имеет свое мнение и сохраняет его.

6-7. Личность независима, можно сказать – автономна, самостоятельна, и в то же время именно личности притягивают к себе людей и умеют находить общий язык с людьми.

6-8. Личность воспитывается. Воспитанием или самовоспитанием. Как правило, чело- век становится личностью своими собственными усилиями, если он вырастает в благоприят- ной обстановке.

6-9. Отношение воспитывает личность. Ребята с сильным характером и большими способностями вырастут и станут заметными личностями без наших усилий.

Поэтому мы должны стараться; чтобы не только отдельные выдающиеся ученики выходи- ли из школы личностями, но и каждый из наших питомцев был хоть в какой-то степени лич- ностью.

6-10. Ученик или личность? Взгляд на ребенка как на ученика принципиально отлича- ется от взгляда на того же ребенка как на личность.

Мы должны научиться не просто доброму отношению к детям, не просто уважительному, а какому-то особому отношению, которое мы всегда проявляем ко взрослым людям, когда чувствуем в них личность.

6-11. Воспитание и академические успехи. Если вдуматься, то отношение к ребенку как к ученику и как к личности – не просто разное, но противоположное. Воспитание личности почти не имеет отношения к школьным академическим успехам.

6-12. Личность – это духовность. В школе должен быть такой настрой, идущий от ди- ректора, при котором все относятся к детям не как к ученикам только, а как к личностям.

В воспитании личности важно не только то, чего нельзя делать – унижать, оскорблять и про- чее. Нужны какие-то особые действия, от учителя требуется что-то, что помогало бы детям уви- деть мир, состоящий из личностей. Нужно что-то, что наполняет и возвышает душу.

 

VII. Манифест «Человек свободный» (Первое сентября. – 1.09.1994. – № 83)

7-1. Высшая ценность. Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно по- нимать, в чем же состоит высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания – СВОБОДА.

Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО.

7-2. Что такое свобода. Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения, и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.


Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода мо- жет быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

7-3. Что такое внутренняя свобода. От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего – от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

7-4. Что такое совесть? Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть то, что соединяет людей.

Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом.

Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

7-5. Свободный ребенок. Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, ко- торый можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить.

Воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране.

7-6. Свободный учитель. Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть ря- дом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя.

Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.

7-7. Свободная школа. В свободной школе свободные дети и свободные учителя.

Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не осво- бождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю.

7-8. Путь к воспитанию свободных. Свобода – это и цель, и дорога.

Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно полное избавление от страха.

Человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.009 с.)