Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Манифест «Поворот» (Бухара, апрель 1990 г.)
5-1. Поворот к сообществу. Теперь мы должны учить детей мирному сосуществованию самых противоположных взглядов и идей. 97 Да, сегодня школе нужен не коллектив с единой волей, единым агрессивным органом управ- ления, лишь по недоразумению называемым органом самоуправления, а мирное школьное сооб- щество, в котором равноправно объединяют свои усилия дети разных национальностей, разных способностей, разных убеждений, если они есть, верующие в Бога и неверующие, придержива- ющиеся разных религий, активные по характеру и пассивные. Сообщество, которое обеспечива- ет каждому свободу от насилия, разврата и наркотиков. Сообщество, цель которого – справедли- вость, культура развитие. Сообщество для сотрудничества. 5-2. Поворот к вечным ценностям. При всех обстоятельствах мы обязаны сохранить в себе и передать детям ценности, которые помогали и помогают человечеству выжить. Вду- маемся в библейские заповеди: даже те, кто никогда не читал священных книг, знают, что не- льзя убивать, красть, лгать, прелюбодействовать, желать чужого, лжесвидетельствовать, мо- литься ложным богам. И есть вечные общественные ценности — стремление нации, народа, человечества к сво- боде, равенству в правах, братским отношениям, к справедливости и законности. Есть нерушимые права взрослого и права ребенка. 5-3. От принуждения к побуждению. Сегодня хороший учитель тот, кто овладевает ис- кусством мотивации. Педагогика сотрудничества – это комплекс методов и методик, побу- ждающих детей учиться и в учении сотрудничать с учителем. Пусть слова «мотивация», «по- буждение» станут одними из главных слов на педагогических советах. 5-4. Поворот к труду. Мы утверждаем, что учение – это прежде всего труд. Попробуем в беспорядке перечислить главные мотивы труда: любовь к труду, не- обходимость зарабатывать на жизнь, любовь к деньгам – жадность, чувство мастерства, при- вычка к труду, любовь к красивому, стыд показаться лентяем, соревнование, потребность в самоутверждении и самореализации, желание помочь людям, желание добиться успеха, же- лание научиться, обогатить себя, чувство долга, желание быть в первых – это с одной сторо- ны. Принуждение – с другой. 5-5. Поворот к себе. Школа для ребенка – и школа ПРО ребенка. Школа для тебя – и шко- ла про тебя. Труднейшая из педагогических задач преподавать так, чтобы каждый предмет и каждая тема раскрывали ребенку самого себя соединяли его с самим собой. Чтобы была ма- тематика про тебя, история про тебя, биология про тебя, искусство про тебя и чтобы труд раскрывал ребенку, на что же он способен.
5-6. Поворот в программах. Учитель должен получить и право на программу. Мировой опыт показывает, что по своим программам учитель учит лучше, чем по чужим, даже если чужие лучше, чем свои. Программа – последний якорь педагогической административно-командной системы. 5-7. Поворот в предметах. Школьные предметы необходимо повернуть, как и всю шко- лу, к ребенку. Учитель должен создавать картину мира, в котором живет ребенок. Что бы мы ни преподавали, пусть всюду присутствует одна мысль: как красиво устроен наш мир, как в нем все связано, все необычно, как противоречив он, как трудно людям его понять и как много еще непонятного и неузнанного. 5-8. Поворот к доступности. Демократическая школа доступна всем, она принимает всех детей и учит их бесплатно. Ключ к доступности – ясность. Практически всякий материал, необходимый для дальней- шего изучения предмета может быть изложен ясно. 5-9. Поворот к практикам. И. Волков постоянно проводит мысль настолько же очевид- ную, сколько и пренебрегаемую: по складу ума и характера дети делятся на теоретиков и практиков, причем практиков значительно больше, чем теоретиков. Как подвести практика к успехам и в теории? Дать детям возможность работать в мастерских, в кооперативах – это один путь; вовлечь их в изготовление школьных пособий – другой; объеди- нить практиков и теоретиков в одни группы для совместного изучения материала – третий. 98 5-10. Поворот к методикам. Несмотря на то, что свобода в методах преподавания повсюду провозглашается, учитель по-прежнему не имеет возможности пользоваться новыми, более эф- фективными методиками. Школа должна предоставить ему эти возможности и средства.
VI. Манифест «От ученика к личности» (Первое сентября. – 3.09.1996. – № 83) 6-1. Вписаться в жизнь. Как воспитывать современного ребенка в школе так, чтобы он мог вписаться в жизнь.
6-2. Цель образования определяется философией образования. 6-3. Приспособленец или… Иногда высказывают мнение, что надо растить людей, кото- рые могли бы приспособиться к новым условиям жизни, но не приспособленца. 6-4. Вырастить личность. Мы должны стараться каждому ребенку помочь стать лично- стью, не мешать ему становиться личностью, поддерживать его собственные усилия стать личностью. 6-5. Современное воспитание – это воспитание личности. Вот наша цель, вот наш долг, вот что нужно и человеку, и стране - личность. Просто личность. 6-6. Личность самостоятельна. Личность независима; она не подчиняется нелепым, не- разумным требованиям, чаще идет на конфликт, умеет отстоять себя, обычно имеет свое мнение и сохраняет его. 6-7. Личность независима, можно сказать – автономна, самостоятельна, и в то же время именно личности притягивают к себе людей и умеют находить общий язык с людьми. 6-8. Личность воспитывается. Воспитанием или самовоспитанием. Как правило, чело- век становится личностью своими собственными усилиями, если он вырастает в благоприят- ной обстановке. 6-9. Отношение воспитывает личность. Ребята с сильным характером и большими способностями вырастут и станут заметными личностями без наших усилий. Поэтому мы должны стараться; чтобы не только отдельные выдающиеся ученики выходи- ли из школы личностями, но и каждый из наших питомцев был хоть в какой-то степени лич- ностью. 6-10. Ученик или личность? Взгляд на ребенка как на ученика принципиально отлича- ется от взгляда на того же ребенка как на личность. Мы должны научиться не просто доброму отношению к детям, не просто уважительному, а какому-то особому отношению, которое мы всегда проявляем ко взрослым людям, когда чувствуем в них личность. 6-11. Воспитание и академические успехи. Если вдуматься, то отношение к ребенку как к ученику и как к личности – не просто разное, но противоположное. Воспитание личности почти не имеет отношения к школьным академическим успехам. 6-12. Личность – это духовность. В школе должен быть такой настрой, идущий от ди- ректора, при котором все относятся к детям не как к ученикам только, а как к личностям. В воспитании личности важно не только то, чего нельзя делать – унижать, оскорблять и про- чее. Нужны какие-то особые действия, от учителя требуется что-то, что помогало бы детям уви- деть мир, состоящий из личностей. Нужно что-то, что наполняет и возвышает душу.
VII. Манифест «Человек свободный» (Первое сентября. – 1.09.1994. – № 83) 7-1. Высшая ценность. Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно по- нимать, в чем же состоит высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания – СВОБОДА. Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНОГО. 7-2. Что такое свобода. Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения, и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода мо- жет быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
7-3. Что такое внутренняя свобода. От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего – от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений. 7-4. Что такое совесть? Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть то, что соединяет людей. Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды. 7-5. Свободный ребенок. Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, ко- торый можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить. Воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране. 7-6. Свободный учитель. Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть ря- дом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя. Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек. 7-7. Свободная школа. В свободной школе свободные дети и свободные учителя. Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не осво- бождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю. 7-8. Путь к воспитанию свободных. Свобода – это и цель, и дорога. Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно полное избавление от страха. Человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.009 с.) |