Предтечи, разновидности, последователи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предтечи, разновидности, последователи



 Нетрадиционные типы урока:

интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях: объединенные двух-, трех- и четырехпредметные, урок-погружение, -экскурсия, -поход, -путешествие;

– уроки в форме соревнований и игр: урок-конкурс, -турнир, -эстафета (лингвистический бой), -дуэль, -деловая или ролевая игра, -кроссворд, -викторина, -аукцион;

– уроки творчества: урок-исследование, -изобретательство, -эврика, -анализ первоисточни- ков, -поиск, -проект, -комментарий, -мозговая атака, -интервью, -репортаж, -рецензия, КТД;

– уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, урок-«дублер начинает действовать»;

– уроки с имитацией публичных форм общения: урок - пресс-конференция,  -аукцион,

-бенефис, -митинг, -регламентированная дискуссия, -диспут, -сражение, -панорама, -телепе- редача, -телемост, -рапорт, -«живая газета», -устный журнал;

– уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от вол- шебника, урок на тему инопланетян, урок открытых мыслей;

– уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:  урок-суд,

-следствие, -дебаты в парламенте, -цирк, -патентное бюро, -ученый совет, -выборы;

– уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: урок-заочная экскурсия в прошлое, -путешествие, -литературная прогулка, -гостиная, -интервью, -репортаж, -спек- такль, -кино;

– перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы:  урок-КВН,

-«Следствие ведут знатоки», -«Что? Где? Когда?», -«Эрудицион», -утренник, -спектакль,

-концерт, -инсценировка, -диспут, -«посиделки», -«клуб знатоков» и др.

 

 

О мир, как дивно круг ты совершаешь – Ломаешь то, а это исправляешь!

Абу аль Касим Фирдоуси

С самого возникновения классно-урочной системы начались попытки ее улучшения, усо- вершенствования. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Гербарт, Д. Дьюи, Р. Оуэн, П. Ферреро, П. Гудман, Н.В. Пирогов, Н.В. Лобачевский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.Ф. Лес- гафт, П.Ф. Каптерев, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и многие другие внесли свой вклад в совершенствование содержания и методов школьного образования.

Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века как по содержанию, так и по средствам, и по методам обучения. Появилось много новых образовательных технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих отдельные аспекты ТО. Но все они не затрагивали основных принципов и организационной классно-урочной структуры ТО.

Эти технологии будем называть модернизационными. Их число постоянно растет, они яв- ляются результатом инновационной деятельности учителей и ученых.

Наиболее распространены ныне в российской школе модернизации традиционного обуче- ния, которые заключаются в гуманизации и демократизации учебного процесса. Идеи но- вого гуманно-демократического педагогического мышления распространяются и на содержа- ние образования, и на взаимоотношения участников педагогического процесса. На этой базе родились педагогика сотрудничества, инновационное общественно-педагогическое движе- ние педагогов-новаторов, образовались авторские школы.

Резервы традиционной организации учебного процесса используются в модернизациях, основанных на активизации и интенсификации деятельности детей. Это игровые техноло- гии, технологии проблемного, проектного, коммуникативного обучения. Особенно высокого уровня интенсификация учебной деятельности детей достигает в технологиях В.Ф. Шатало-


ва, Е.И. Пассова, И.П. Волкова и других частнопредметных технологиях. Интенсификация происходит за счет организационных нововведений: форма преподнесения материала, опор- ный конспект, уплотненный контроль и т.д.

Отдельная линия модернизации представлена технологиями, изменяющими и улучшаю- щими управление педагогическим процессом и познавательной деятельностью учащихся. Это технологии программированного обучения, групповой и коллективный способы обуче- ния, организация нелинейной структуры занятий и др.

Часть нововведений направлено на дидактическое реконструирование и изменение су- ществующего содержания образования:

– изменение его качественного состава - учебных планов, программ, содержания учебни- ков, учебно-методического сопровождения;

– реконструкцию дидактической структуры на основе идей генерализации и интеграции знаний;

– идеи комплектования информации в укрупненные дидактические единицы, в различные блоки и модули и т.д.

Группа технологий, основанных на применении новых современных информационных средств наиболее близко подходит к замене (отмене) основных атрибутов традиционной техно- логии - класса и урока.

В ряде технологий модернизация состоит в усилении социально-воспитательных функ- ций школы. Это особенно проявляется в воспитательных технологиях.

Наивысшей степенью модернизации отличаются альтернативные технологии, которые предполагают изменение каких-либо глубинных, кардинальных основ, принципов, пара- дигм образования.

В современной педагогике альтернативными технологиями называются такие, которые отказываются от каких-либо концептуальных оснований традиционного педагогического процесса (социальных, философских, психологических), предлагая принципиально другие.

Так, одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитар- ность, подчиненное положение ребенка по отношению к школе и к педагогу. Альтернатива этому свойству – свободное образование (Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нейлл и др.). Они провозглашают в качестве основной концепции освоения культурного опыта - обеспечение ребенку самостоятельного, независимого свободного выбора деятельности в процессе об- разования.

Еще одной альтернативой традиционной педагогики выступают развивающие техноло- гии, основанные на субъектности позиции ребенка в учебно-воспитательном процессе и при- оритетности целей формирования способов мышления (СУД).

Важнейшей стороной традиционной технологии образования является групповая, фронтальная – классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой органи- зации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации (см. гл. 6), дея- тельность разновозрастных групп, различные формы внеурочной работы, а также такие, ко- торые вообще отказываются от классно-урочной системы.

Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рожда- ющейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный саморазвиваю- щийся и самосовершенствующийся творческий человек.

В данной книге логика изложения материала основана на классификации образовательных технологий по направлениям модернизации традиционной системы обучения.

Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной классно-урочной технологии представлена в таблице 2.


Таблица 2. Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной

Классно-урочной технологии

Аспекты и атрибуты тради- ционной классно-урочной технологии Модернизации и альтернативы

1. Цели образования

Обучение – приоритет зна- ний – ЗУНов Воспитание – ориентир на господствующую идеологию (сегодня в России – приоритет человека рынка) Формирование исполнителя Утопия: воспитание всесто- ронне и гармонично развитого человека Технологии развивающего обучения: приоритет развития, СУД, СУМ, СЭН, СДП Приоритет общечеловеческих ценностей (Истина, Добро, Красота) Воспитание свободы, гуманизма, демократизма (гумани- стические воспитательные системы – И.П. Иванов, В.А. Караковский) Воспитание веры, духовности. Конфессиональные ОУ Воспитание человека самосовершенствующегося (Г.К. Се- левко), авторизованного (Н.Н. Халаджан)

2. Содержание

Технократическое Гуманитарные профили, интегрирование с культурологи- ческими учреждениями
Стандартизированное, еди- ное образовательное про- странство (программы, учебни- ки) Беспрограммное и безучебниковое образование (А.М. Лобок) Профилизация, факультативы Технологии продвинутого и компенсирующего обучения
Туннельное (канальное, огра- ниченное рамками программы) Разностороннее: школы-комплексы (М.П. Щетинин, Н.П. Гузик, Е.А. Ямбург) Система дополнительного образования
Структура – предметоцентри- ческая Проектное обучение (Е. Паркхерст) Вальдорфская школа (Р. Штейнер)
Многопредметность Укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев) «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
Класс (помещение, двухмест- ная посадка) Одноместная посадка (В.Ф. Шаталов), конторки (Н.П. Ду- бинин, В.Ф. Базарный), непринужденные позы (Д.Б. Эль- конин – В.В. Давыдов)
Логика науки и ее преподава- ния – индуктивная Дедуктивная логика (развивающее обучение Д.Б. Элько- нина – В.В. Давыдова)

3. Методы

Принуждения Авторитарные Субъект-объектные Технологии свободного образования (А. Нейл, М. Монтес- сори, Р. Штейнер, С. Френе, Л.Н. Толстой) Школа-парк (М. Балабан) Субъект-субъектные Технологии на основе личностной ориентации педагогиче- ского процесса: Педагогика сотрудничества (С.Л. Соловейчик) Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Природосообразные технологии (А.М. Кушнир)
Пассивные Методы готовых знаний Педагогические технологии на основе активизации и ин- тенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии Проблемное обучение (Д. Дьюи, М.И. Махмутов)

 

  Технология проектного обучения (Д. Дьюи, Е. Паркхерст) Технология коммуникативного обучения (Е.И. Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Репродуктивные Догматические Методы развивающего обучения (проблематизация, моде- лирование, учебные задачи, продуктивность; Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Востриков) Творческие методы (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) Технология саморазвития личности (А.А. Ухтомский – Г.К. Селевко) Технология продуктивного образования (И. Бём, Й. Шнайдер)
Индуктивные Дедуктивные (В.В. Давыдов)

4. Организация учебного процесса

Класс – гомогенная возрастная группа Совместное обучение Ориентация на «среднего» уче- ника Строго определенное содержа- ние обучения в каждом классе Технологии дифференцированного обучения: по уровню способностей (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов), по интересам (И.Н. Закатова) Система сводных групп Разновозрастные группы (РВГ) Гендерное обучение ГСО, коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко Технологии индивидуализированного обучения (И. Унт, А.С. Границкая) Индивидуальные образовательные программы (В.Д. Шадриков) Интегральная технология (В.В. Гузеев)
Урок (нерациональная структу- ра) Технология погружения (М.П. Щетинин) Технология мастерских (А.А. Окунев) Парк-студии (О.М. Леонтьева) Нетрадиционные формы урока Лекционно-семинарско-зачетная система Технология эффективных уроков (А.А. Окунев)
Управление: – разомкнутое (слабая обрат- ная связь) – ручное (без технических средств) Основной рычаг управления – итоговая проверка и оценка ЗУН Технология программированного обучения Новые информационные технологии Технология С.Н. Лысенковой на основе опорных схем при комментируемом управлении Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) Безотметочное обучение Оценка по Ш.А. Амонашвили Рейтинговая система Само- и взаимооценка (В.Ф. Шаталов, В.К. Дьяченко)
Учитель – центр, субъект обу- чения Ведущая роль учителя Новые информационные технологии – компьютер Интернет-технологии Дистанционное обучение, экстернат Самостоятельная работа Самообразование Тьютор-технология (Т.М. Ковалева)
Учебник Обучение без стандартного учебника (С. Френе) Учебно-методические комплекты (учебник + задачник + книга для чтения + рабочая тетрадь + справочник + …)

 

  Обучение с избытком учебников по выбору
Временной распорядок (твердое расписание, учебные четверти, полугодие, год) Объединение возрастных классов в блоки РВГ Свободное посещение Триместры Вальдорфская школа Йена-план-школа

5. Принципы обучения

Систематичности и последова- тельности Метод проектов (Д. Дьюи) Погружение (М.П. Щетинин) Продуктивное образование
Доступности Обучение на высоком уровне трудности, в ЗБР (технологии РО) Опережающее обучение С.Н. Лысенковой
Наглядности Ведущая роль теоретического мышления (технология РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Сознательности Рефлексия, самоуправление, самосовершенствование (тех- нология саморазвития А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко)

 

Большинство указанных в таблице технологий описаны в данном пособии; более подроб- ное их освещение содержится в рекомендованной педагогической литературе.

 

Рекомендуемая литература

1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (курс лекций). – М.: Институт практической психологии, 1996.

2. Горячев Б. В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М., 1994.

3. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.

– М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

4. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. - М., 1995.

5. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уро- ков) // Школьные технологии. – 2002. – № 4.

6. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 1987.

7. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.

8. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983.

9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просве- щение, 1984.

10. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.

11. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

12. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

13. Концепция общего среднего образования. - М., 1988.

14. Крылова Н. Методологические идеи Фрейре // Народное образование. – 2000. – № 8.

15. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

17. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

18. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1992.

19. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 1983.

20. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.

21. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1986.

22. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.

23. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, Т.В. Воликовой, В.А. Сластенина. - М., 1976.

24. Педагогика / Под ред. Б.П. Есипова. - М., 1967.

25. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996.

26. Педагогика / Под ред. Г.И. Щукиной, Е.Я. Голанта, К.Д. Радиной. - М., 1966.

27. Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978.

28. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1977.

29. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987.

30. Педагогический словарь: В 2-х т. - М.: Изд-во АПН, 1960.

31. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. - М.: Просвещение, 1990.

32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993.


33. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – М.: РИПКРО, 1996.

34. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: Знание, 1992.

35. Смоляницкий С. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987.

36. Современный урок физики в средней школе / Под ред. В.Г. Разумовского и Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983.

37. Суворова Г. Урок с несколькими классами // Сельская школа. – 2003. – № 2.

38. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983.

39. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987.

40. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

41. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: «Педагогический поиск», 2001.

42. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.: Просвещение, 1985.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие стороны технологии традиционного обучения содержат в свете современных идей больше достоинств, чем недостатков:

а) класс; б) урок; в) учитель; г) программы; д) массовость; е) учебники? Какие это достоинства?

2. Какие из атрибутов технологии ТО являются главными факторами (источниками) авторитарно- сти (субъект-объектности) отношений:

а) класс; б) урок; в) программы; г) учитель; д) учебники?

3. Какие методы являются характерными для современного ТО:

а) проблемные; б) словесные; в) практические; г) самостоятельной работы; д) репродуктивные?

4. Что является главной особенностью объяснительно-иллюстративного способа обучения:

а) урок; б) рассказ учителя; в) наглядные средства; г) репродукция знаний; д) самостоятельная ра- бота; е) авторитаризм отношений учитель - ученик?

5. Какой подход характерен для технологии ТО:

а) индивидуальный; б) коллективный; в) дифференцированный; г) усредненный; д) деятельност- ный; е) уравнительно-распределительный?


 

Все школы, какие бы они ни были, делятся на две группы: те, в которых любят детей, и те, в кото- рых не любят детей.

С. Соловейчик

Один из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, – это мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могуще- ства педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ре- бенка – личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет деятельностный, практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная лич- ность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможно- стей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личност- но ориентированных технологий образования являются «развитие»,  «индивидуальность»,

«свобода», «самостоятельность», «творчество». Это понятие разбирается в гуманисти- ческой психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр), основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в челове- ка как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать реше- ния и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитив- ных условий.

Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным техноло- гиям являются:

доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятель- ностного и профессионального развития ребенка;

акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку инди- видуального развития;

акцент на самопроектирование и самоуправление;

партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;

диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценно- стями;

предоставление учащимся свободы выбора и личная ответственность за принятые ре- шения всех участников образовательного процесса;

эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью образования в  от-

личие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традицион- ной технологии.

Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориен- тации на имманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соот- ветствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отноше- ний учителя и ученика в педагогическую технологию.

Такая ориентация достигается с помощью:

обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;


учета психологических закономерностей;

применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;

структурирования, дидактического преобразования материала учебника.

Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию дея- тельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагоги- ческой деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных поня- тий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, само- строительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивиду- альности (Е.Н. Степанов).

Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свой- ственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического про- цесса становится гуманно-личностной.

Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:

современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;

цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;

развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образова- ния, находятся под защитой;

групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, причем особое вни- мание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;

образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а так- же на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в совместном принятии решении уважается и поощряется;

наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, со- трудничества, а не формального руководства.

Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезли- ченному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают ат- мосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации лично- сти.

В данной главе описаны (упоминаются) следующие технологии:

Педагогика сотрудничества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.064 с.)