Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология, педагогическая техника, мастерство
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями с большим или меньшим мастерством, более или менее технично, точно по инструкции или творчески, что и обусловливает различие результатов. Здесь на сцену выступают педагогическое ма- стерство, педагогическая техника исполнителя, учителя. Понятия педагогическое мастерство, педагогическая техника до сих пор не имеют об- щепринятой трактовки идостаточно четкого разграничения ни в теории, ни на практике. Педагогическое мастерство – 1) высокий уровень развития профессиональных умений (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин), 2) комплекс качеств (способностей) личности (Ю.Н. Ку- люткин), 3) мастерство часто отождествляют с понятием «искусство» (С.И. Ожегов). В гу- манистической педагогике мастерство учителя включает признание детства, заботу о каждом ученике и его личностном развитии на основе учета индивидуальности и предоставления свободы выбора ребенку в сложившейся ситуации. И.А.Зязюн определяет педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспе- чивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельно- сти и выделяет следующие его элементы: – гуманистическую направленность (интересы, ценности, идеалы); – профессиональное знание (предмета, методики его преподавания, педагогики, психоло- гии); – педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности, дина- мизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность); – педагогическую технику (умение управлять собой, умение взаимодействовать). Современная трактовка и применение понятия педагогическая техника также достаточно широка: 1) комплекс профессиональных умений, приемов, методов и средств взаимодействия с объектами обучения или воспитания (пример: техника урегулирования конфликтов); 2) педаго- гическое мастерство; 3) методика или локальная технология (пример: техника демонстраци- онного эксперимента); 4) микротехнология (пример: техника интервьюирования). Итак, в исполнении технологии (процессов обучения, воспитания) неизбежно присутствует индивидуальность, личностная специфика учителя (его мастерство, педагогическая техника), хотя определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения матери- ала, состав и последовательность действий учащихся. Естественно, результаты применения од- ной и той же технологии различными педагогами будут различными, однако близкими к неко- торому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Таким об- разом, педагогическая технология опосредуется педагогической техникой и свойствами личности педагога, его мастерством.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, при- меняет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога.
К сожалению, сегодня в педагогике отсутствует общепринятый категориальный тезаурус, в педагогической практике встречается применение не совсем корректных терминов-ярлы- ков, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ воспитания, систе- ма Базарного, методика Макаренко и др.). Поэтому избежать терминологических неточно- стей, затрудняющих понимание, удается далеко не всегда.
Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно пере- стает быть тем, что оно есть. Гегель Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, сле- дует прежде всего выделить их основные общие качества.
Системность. Важнейшим качеством любой технологии выступает системность как особое качество множества определенным образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов. Технологический процесс включает цели, содержания, методы и формы взаимодействия участников, достигаемые при этом результаты. Между ними существуют многообразные причинно-следственные, генетические, исторические и другие содержательные и функцио- нальные связи. Новые интегральные качества технологии как системы проявляются в новых образовательных результатах, отношениях, качествах субъектов деятельности и т.д. Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических про- цессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаи- модействия различных педагогических, психологических, организационно-управленческих и др. элементов.
Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у нее об- щих интегративных качеств при сохранении специфических свойств составляющих элемен- тов. Целостность представляет также единство компонентов технологии на основе общей цели и концептуальной основы и структурную взаимосвязь входящих в нее обособленных подсистем.
Научность. Педагогическая технология как научно-обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и др. качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элемен- тов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демо- кратизацией общества. Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то гло- бальных социальных целей на основе: · представлений о процессе и его закономерностях; · выбора методологических, идейно-философских позиций, на которых основывается технология; · выдвижения гипотезы о механизме освоения общественного опыта. Эта основа и составляет концепцию технологии - систему взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность. Развивающий характер современных педагогических технологий состоит в: · направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка; · выделении и использовании психогенных факторов развития индивида; · выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации вос- питательного процесса; · разработке направлений развития (модернизации) процесса.
Структурированность. Структурированность означает наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надежность системы. Иерархичность. Четыре иерархически соподчиненных класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально- педагогических структур деятельности и образуют модель «матрешки» (рис. 15).
Рис. 15. Иерархия педагогических технологий. 1) Метатехнологии (социально-политический уровень). 2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень). 3) Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкомето- дический (локальный) уровни. 4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень). Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и четко- сти действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учеб- но-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики). Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совер- шаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.
Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является ча- стью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и дру- гим параметрам. Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспектов. В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта (профессиона- лизм) и качества объекта (способности, потребности). Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления техно- логии.
Процессуальность Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс - развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению со- стояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управ- ляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, пла- нирования, организации, реализации целей и аналитический. Управляемость. Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой ее ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического це- леполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование сред- ствами и методами с целью коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий. Инструментальность – инструментальная обеспеченность комплексом учебно-методи- ческих, дидактических средств и инструментов, сопровождающих основные операции об- разовательного процесса (учебники, методические материалы на всех видах носителей ин- формации, оборудование, ИКС и т.п.) Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможно- сти получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов. Прогнозируемость результатов является обобщенным качеством любой технологии, и выражается в частности в «гарантированности» достижения определенных целей.
Своеобразие обучения как системы управления состоит прежде всего в том, что управляе- мый процесс учения, усвоения осуществляется всегда конкретной личностью, но сложность и многообразие личностных факторов так велики, что при осуществлении основной техноло- гии обучения они не всегда могут быть учтены. Поэтому педагогические процессы отличаются вероятностным характером и подчиняются статистическим законам, а не детерминистским. Прогнозируемый результат характеризуется степенью его вероятности и допустимыми отклонениями. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определенного доверительного интервала значений результата. Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существу- ют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; опти- мальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, вос- произведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.014 с.) |