Ведущий фактор развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущий фактор развития личности



По ведущему фактору психического развития различаются: биогенные, социогенные, пси- хогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что развитие индивида есть ре- зультат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкрет-


55

ная технология может учитывать или делать ставку, опираться на какой-либо из них, считать его основным.

Научная концепция освоения опыта

По научной концепции процессов обучения, воспитания и социализации (освоения опыта и отражения окружающего мира) выделяются: ассоциативно-рефлекторные, деятельност- ные, развивающие, интериоризаторские, бихевиористские, гештальттехнологии, техноло- гии нейролингвистического программирования, суггестивные, психоаналитические, генети- ческие, социоэнергетические и др.

Ориентация на сферы и структуры индивида

По целевой ориентации на сферы и структуры индивида: информационные технологии

- формирование знаний, умений, навыков по основам наук (ЗУН); операционные - формиро- вание способов умственных действий (СУД); эмоционально-художественные и эмоциональ- но-нравственные - формирование сферы эстетических и нравственных отношений (СЭН), технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ); эвристические - развитие сферы творческих способностей (СТВ), практические - формиро- вание действенно-практической сферы (СДП) и сферы психофизиологического развития (СПФР), а также различные ключевые компетентности личности.

Характер содержания

По характеру содержания и структуры называются технологии: светские и религи- озные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и техно- кратические, валеологические и экологические, различные отраслевые (частнопредметные), можно выделять также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие тех- нологии, жесткостандартные и адаптивно-вариативные и др.

Вид социально-педагогической деятельности

По основному виду социально-педагогической деятельности в настоящее время разли- чают:

Ø обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии;

Ø технологии педагогической поддержки (сопровождения), заключающиеся в совместной с ребенком деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; технологии реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций; технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности учителя;

Ø технологии, направленные на создание условий эффективной социализации - самостоя- тельного освоения ребенком общественных норм и ценностей; возможны акценты в этих тех- нологиях на социальную адаптацию (приспособление) к условиям среды, на социальную автоно- мизацию (сохранение и развитие самостоятельности и индивидуальности), на социальное зака- ливание (подготовленность к встрече с неблагоприятными обстоятельствами);

Ø управленческие, охватывающие не только целостный педагогический процесс, но и его отдельные части; к ним примыкают технологии диагностики, мониторинговые, а также коррекционные (компенсирующие);

Ø наконец, педагогическая деятельность в некоторых технологиях неотделима от пси- хологической, социальной, медицинской, культурологической, экономической: отсюда возни- кают соответствующие названия технологий.

Тип управления

По типу управления учебно-воспитательным процессом академиком В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических технологий (по В.П. Беспалько - систем). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролиру- емая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, на- конец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Кро- ме того, необходимо учесть направление педагогического взаимодействия (учитель  → уче-


56

ник, ученик → учитель, ученик → ученик, учитель → класс, учитель → малая группа (вну- три класса), ученик → класс, класс → ученик; в роли субъекта может отдельно выступать книга или компьютер).

Обобщая предложенную В.П. Беспалько классификацию педагогических систем по типу организации и управления познавательной деятельностью на все виды учебно-воспитатель- ных взаимодействий и деятельности педагогов и учащихся (субъектов и объектов), можно представить следующие виды педагогических технологий:

Ø классическое традиционное, классно-урочное лекционное обучение (управление - разо- мкнутое, рассеянное, ручное; учитель → класс);

Ø современное традиционное обучение с помощью учебной книги (цикличное, направлен- ное, ручное; книга → ученик) - самостоятельная работа;

Ø классическое традиционное обучение (лекция + самостоятельная работа)

Ø обучение с применением лекции, книги и аудиовизуальных технических средств (цик- личное, рассеянное, автоматизированное; учитель → класс) - современное традиционное обучение;

Ø система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное + автоматизированное; учи- тель → малая группа) - коллективные, групповые, дифференцированные способы обучения и воспитания;

Ø система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное; учитель → ученик) - ин- дивидуальные консультации без обратной связи;

Ø система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное + автоматизированное; учи- тель → ученик) - индивидуальное обучение и воспитание;

Ø компьютерное обучение (цикличное, направленное, автоматизированное;  компьютер

→ ученик);

Ø программное, или программированное обучение (цикличное, направленное, автомати- зированное; учитель, компьютер → ученик), для которого имеется заранее составленная про- грамма – «персонифицированное образование».

Ø Следует еще выделить не попадающие под классификацию В.П. Беспалько самоуправ- ление (самостоятельная работа, самообразование, самовоспитание) - сознательное управле- ние учащимся своей деятельностью, взаимоуправление (общение в паре) и управление с по- мощью средств массовой коммуникации (СМК).

Ø И, наконец, особое место занимают технологии административного управления педа- гогическими коллективами, учреждениями, образовательными объектами.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем.

Методы и способы

Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, принужде- ния, свободного выбора, программированного образования, проблемные, поисковые, исследо- вательские, развивающие, саморазвития, групповые, коллективные, информационные, диа- логические, коммуникативные, интерактивные, игровые, трудовые, творческие, арт-техно- логии и др.

Организационные формы

По организационным формам учебно-воспитательного процесса наиболее яркими типа- ми технологий являются: классно-урочные и альтернативные им, академические и клубные, индивидуальные и групповые, открытые и закрытые, коллективные способы обучения и вос- питания, дифференцированное обучение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.007 с.)