Философские основы педагогических технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основы педагогических технологий



Школа как социальный институт отражает состояние всего общества и общественного со- знания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой филосо- фии.

Так и любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определен- ном (осознаваемом или неосознаваемом ее субъектами) философском фундаменте. Философ- ские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологи- ческого обеспечения педагогической технологии.

Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей (пример: религиозное воспитание, гуманистическая педагогика и др.).

Достаточно определенно философские позиции прослеживаются в содержании образова- ния, в содержании учебных дисциплин. Однако часто в идеологической направленности раз- личных школьных учебных дисциплин нет единства, общей философской основы, поэтому содержание школьного образования не приводит к образованию у учащихся целостной кар- тины мира, отличается эклектичностью.

Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или дру- гой философской основе (пример: игровые технологии).

В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые в той или иной степени находят отражение в образовательном процессе. Дать классификацию педагогических технологий на основе всего этого множества не пред- ставляется возможным.

Выделим лишь несколько альтернативных общественно-научных философских направле- ний, наиболее ясно выступающих в концепциях педагогических технологий: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сциентизм, технократизм и природосообраз- ность, гуманизм, антропология, прагматизм, религиозная философия, экзистенциализм, эзотеризм, космизм, коэволюционизм.

В российском банке образовательной информации, в учебно-методической литературе от- ражено прежде всего материалистическое философское направление (Л. Фейербах, Ф. Эн- гельс, В.И. Ленин): в мире нет ничего, кроме движущейся материи; материя – объективная реальность, данная нам в ощущении.

Антропологизм (Л. Фейербах, Кришнамурти, Н.Г. Чернышевский) – понимание человека как высшего продукта природы, объяснение всех особенностей и свойств человека на основе их природного происхождения. Антропологизм ставит задачу развития духовных сил, скры- тых в человеке.

Гуманизм (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бекон, К. Роджерс) представляет собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и про- явление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки соци- альных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе.

К философии гуманизма примыкают такие течения, как неомарксизм, неопозитивизм, по- зитивный экзистенциализм и педагогические направления педологии, свободного воспита-


ния, природосообразности. Идеи гуманизма лежат и в основе всех религиозных систем. Ан- тигуманные философско-политические течения (фашизм, национализм, расизм, религиозный фанатизм и т.п.) исповедуют насилие, пренебрежение к человеку, неравенство.

Диалектика (Г. Гегель) – философское учение о всеобщей связи и взаимообусловленно- сти, развитии как единстве и борьбе противоречий.

Идеализм (И. Кант, Платон) исходит из первичности духовного, нематериального и вто- ричности вещного, материального мира, что сближает его с положениями о сотворении мира Богом (объективный идеализм). Субъективный идеализм представляет мир как продукт че- ловеческого сознания.

Космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.) – мировоззрение, основанное на идее целостности мироздания, органической включенности в него жизни и со- знаний. Русский космизм конкретизирует эту идею, присоединяя к ней учение о биосфере и ноосфере.

Коэволюционное мировоззрение (Н.Н. Моисеев, П. Тейяр де Шарден) представляет собой интеграцию природного и человеческого, материалистического и идеалистического, техно- кратического и гуманистического начал на основе современного уровня человеческого по- знания мира. Человек рассматривается во всем богатстве его отношений с природно-соци- альной сферой.

Метафизика (Андроник Родосский, Л. Фейербах), в противоположность диалектике, рассматривает вещи и явления вне связи друг с другом, как нечто законченное и неизменное, начало чего постигается лишь умозрительно, отрицает саморазвитие через противоречия.

В мировой педагогической науке и практике существует еще ряд альтернативных подхо- дов к проблемам мироздания, на основе которых эффективно решаются задачи всесторонне- го (нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, физического) развития де- тей и молодежи.

Прагматизм (Д. Дьюи, П. Джемс). Концепция прагматизма (к которой примыкают и фи- лософские течения неопозитивизма, неофрейдизма) исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связа- но прежде всего с индивидуальным опытом человека.

Ставя достижение индивидуального успеха главной целью жизни человека, сторонники праг- матической концепции воспитания ограничивают успех лишь индивидуальными рамками жизни человека, освобождая его от необходимости ставить перед собой высокие цели, стремиться к об- щественному идеалу (современная неопрагматистская философия примиряет противоречия индивидуалистической позиции личности и гуманистической ее ориентации).

Природосообразность (от Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского до Ю. Одума, В.А. Анучина). Альтернативой сциентизму и технократизму является природосообразность; природосообра- зие – мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на естественные законы развития, а также принципы единства человека с приро- дой, согласованность и гармонию их взаимодействия.

Рационализм (Спиноза, Лейбниц, Р. Декарт) – вера в разум, в очевидность разумного об- основания (происхождения) всех проявлений природы и человека. Рассудочное мышление и мировоззрение сказывается в психологии, этике, эстетике, сводя, например, принципы нрав- ственности – к рациональным мотивам, волю – к разуму и т.д.

Религиозная философия является содержательным фундаментом школ религиозного направления. Теософская парадигма (ее гуманистическое содержание) имеет глубокие корни в народной педагогике, формирует у молодежи представления о добре и зле, нравственном поведении.

Сциентизм (П. Веблен, Г. Скотт, С. Чейз). Сциентизм (разновидность – технократизм) как мировоззренческая ориентация проявляет себя в абсолютизации роли науки и техники в систе- ме культуры человеческого общества. Абсолютизируются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще. Сциентистские установки выражаются во внеш-


48

нем подражании методам точных и технических наук: в искусственном применении математи- ческой символики, схематизации, теоретизировании, технологизации и технизации.

Фрейдизм (З. Фрейд) исходит из положения о безусловном доминировании биологическо- го над социальным. В системе З. Фрейда личность человека имеет два имманентно присущих ей влечения: влечение к жизни, или половой инстинкт, и влечение к смерти, или разрушение. Инстинкт продолжения рода образует энергетический потенциал личности, источник актив- ности, базис индивидуальности («Оно»). В силу социально-нормативных ограничений не- медленное удовлетворение инстинктивной потребности невозможно – это осознает «Супер-

-эго». Между ними – «Эго», – полубессознательное, выполняющее компромисс между глу- бинным влечением и общественно приемлемым способом его реализации.

Эзотерические учения основаны на эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. В эзотерической парадигме педагогический про- цесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине, путь духовных исканий (esotericos – греч. – внутренний, тайный, скрытый). Сам человек (ребенок) становится цент- ром информационно-энергетического взаимодействия со всей Вселенной. Отсюда – перво- степенное внимание к внутреннему миру человека.

Экзистенциализм – это «философия существования» (Ж.П. Сартр, С.Кьеркегор М. Хей- деггер, К. Ясперс, Н.А. Бердяев, О. Больнов). Экзистенциализм исходит из первичности вну- треннего бытия человека, независимого от внешнего мира: «смысл жизни есть сама  жизнь»,

«человек сам является своей единственной целью», «человек есть то, что он сам из себя дела- ет». Представители классического экзистенциализма сводили суть экзистенции, ее нрав- ственный аспект к чувствам и настроениям, имеющим негативный характер (страх, вина, от- чаяние, враждебность к социуму). Неоэкзистенциалисты берут на вооружение некоторые гу- манистические идеи, наделяя экзистенцию такими добродетелями, как чувство приподнято- сти, доверие, надежда и вера в лучшее будущее. Благодаря этим добродетелям, считают они, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активного отношения к миру.

 

Методологические подходы к образовательному процессу

Подход – это методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязан- ных идей, понятий и способов педагогической деятельности.

В научной литературе понятие «подход» понимается как комплексное педагогическое средство, включающее три основных компонента:

1) основные понятия, используемые в процессе изучения; управления и преобразования воспитательной практики, выступающие качестве главного инструмента мыследеятельности;

2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогиче- ской деятельности; оказывающие существенное влияние на отбор содержания, форм и спосо- бов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения и отношений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитатель- ной деятельности;

3) методы и приемы построения образовательного процесса, которые в наибольшей сте- пени соответствуют избираемой ориентации.

Осуществление образовательного процесса с необходимостью требует использования определенных методологических подходов. Во-первых, применение образовательной техно- логии уже само по себе реализует технологический подход к учебно-воспитательному про- цессу. Во-вторых, философская основа технологии также представляет определенный фило- софский подход. В третьих, подход существует как определенный акцент всей совокупно- сти содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе. Имеют большое распространение следующие подходы.


49

Акмеологический подход – ориентация на максимальную творческую самореализацию учителя и учащихся в различных жизненных сферах. Akme (греч) – пик, вершина, высшая ступень чего-либо.

Валеологический подход – постановка во главу угла развития здорового образа жизни учащегося. Va le (лат.) – «будь здоров».

Гуманистический подход – это реализация в процессе образования гуманистических идей; гуманистическая философия в действии. Альтернативами гуманистическому подходу являются авторитарный, манипулятивный.

Детерминистский подход – в основе которого лежит однозначное соответствие причины и следствия.

Деятельностный подход. Абсолютизируя роль деятельности, можно сформулировать этот подход так: «Личность человека формируется и проявляется только в деятельности».

Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для че- ловека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, паль- цев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с ре- альными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.

Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка.

Диагностический подход – построение технологии на основе процедур диагностики.

Интегральный подход – направление деятельности, при котором объединяются (интегриру- ются) ряд важнейших объектов системы.

Информационный подход заключается в описании педагогического процесса в понятиях информатики (источник, приемник, канал информации, обратная связь и т.п.).

Коммуникативный подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых взаимоотношениях с целью достижения прогнозиру- емых конечных результатов.

Комплексный подход предполагает учет и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса.

Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном об- разовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, на основе принципа культуросообразности и закономерностей развития личности, в котором личность ребенка выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Личностно ориентированный подход означает, во-первых, создание благоприятной сре- ды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязан- ных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопозна - ния, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой ин- дивидуальности.

Поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают, соответственно, включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества.

Практико-ориентированный подход ставит одной из главных целей технологии практи- ческий результат.

Природосообразный подход – следование естественным, природным факторам развития ребенка.

Проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем.

Синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практи- ческой деятельности, предполагающая применение совокупности идей и понятий открытых нелинейных самоорганизующихся систем, какими являются педагогические объекты.

Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразо-


50

вания рассматривается как система. Система есть упорядоченное множество взаимосвязан- ных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.

Ситуативный, тактический, стратегический подходы – расчет деятельности на вре- менной отрезок соответственно «здесь и сейчас», «зона ближайшего развития» и далекого будущего.

Социокультурный (культурно-исторический) подход исходит из того, что главная зако- номерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредствованной знаками) дея- тельности.

Средовой подход подразумевает обязательный учет и использование педагогического влияния окружающей среды.

Стохастический (статистический) подход основан на допущении неопределенности, неоднозначности результата.

Целостный подход рассматривает педагогический процесс как целостный объект, объеди- ненный едиными обобщенными характеристиками. Аспектный подход предполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон.

Ценностный подход – ориентация на определенный набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.

В зависимости от основополагающей идеи построения оригинальных авторских техноло- гий выделяют еще следующие подходы: образовательно-когнитивный, эмоционально-воле- вой, теоретико-понятийный (В.В. Давыдов), мыследеятельностный (Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий) и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.031 с.)