Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские основы педагогических технологий
Школа как социальный институт отражает состояние всего общества и общественного со- знания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой филосо- фии. Так и любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определен- ном (осознаваемом или неосознаваемом ее субъектами) философском фундаменте. Философ- ские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологи- ческого обеспечения педагогической технологии. Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей (пример: религиозное воспитание, гуманистическая педагогика и др.). Достаточно определенно философские позиции прослеживаются в содержании образова- ния, в содержании учебных дисциплин. Однако часто в идеологической направленности раз- личных школьных учебных дисциплин нет единства, общей философской основы, поэтому содержание школьного образования не приводит к образованию у учащихся целостной кар- тины мира, отличается эклектичностью. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или дру- гой философской основе (пример: игровые технологии). В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые в той или иной степени находят отражение в образовательном процессе. Дать классификацию педагогических технологий на основе всего этого множества не пред- ставляется возможным. Выделим лишь несколько альтернативных общественно-научных философских направле- ний, наиболее ясно выступающих в концепциях педагогических технологий: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сциентизм, технократизм и природосообраз- ность, гуманизм, антропология, прагматизм, религиозная философия, экзистенциализм, эзотеризм, космизм, коэволюционизм. В российском банке образовательной информации, в учебно-методической литературе от- ражено прежде всего материалистическое философское направление (Л. Фейербах, Ф. Эн- гельс, В.И. Ленин): в мире нет ничего, кроме движущейся материи; материя – объективная реальность, данная нам в ощущении.
Антропологизм (Л. Фейербах, Кришнамурти, Н.Г. Чернышевский) – понимание человека как высшего продукта природы, объяснение всех особенностей и свойств человека на основе их природного происхождения. Антропологизм ставит задачу развития духовных сил, скры- тых в человеке. Гуманизм (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бекон, К. Роджерс) представляет собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и про- явление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки соци- альных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе. К философии гуманизма примыкают такие течения, как неомарксизм, неопозитивизм, по- зитивный экзистенциализм и педагогические направления педологии, свободного воспита- ния, природосообразности. Идеи гуманизма лежат и в основе всех религиозных систем. Ан- тигуманные философско-политические течения (фашизм, национализм, расизм, религиозный фанатизм и т.п.) исповедуют насилие, пренебрежение к человеку, неравенство. Диалектика (Г. Гегель) – философское учение о всеобщей связи и взаимообусловленно- сти, развитии как единстве и борьбе противоречий. Идеализм (И. Кант, Платон) исходит из первичности духовного, нематериального и вто- ричности вещного, материального мира, что сближает его с положениями о сотворении мира Богом (объективный идеализм). Субъективный идеализм представляет мир как продукт че- ловеческого сознания. Космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.) – мировоззрение, основанное на идее целостности мироздания, органической включенности в него жизни и со- знаний. Русский космизм конкретизирует эту идею, присоединяя к ней учение о биосфере и ноосфере. Коэволюционное мировоззрение (Н.Н. Моисеев, П. Тейяр де Шарден) представляет собой интеграцию природного и человеческого, материалистического и идеалистического, техно- кратического и гуманистического начал на основе современного уровня человеческого по- знания мира. Человек рассматривается во всем богатстве его отношений с природно-соци- альной сферой.
Метафизика (Андроник Родосский, Л. Фейербах), в противоположность диалектике, рассматривает вещи и явления вне связи друг с другом, как нечто законченное и неизменное, начало чего постигается лишь умозрительно, отрицает саморазвитие через противоречия. В мировой педагогической науке и практике существует еще ряд альтернативных подхо- дов к проблемам мироздания, на основе которых эффективно решаются задачи всесторонне- го (нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, физического) развития де- тей и молодежи. Прагматизм (Д. Дьюи, П. Джемс). Концепция прагматизма (к которой примыкают и фи- лософские течения неопозитивизма, неофрейдизма) исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связа- но прежде всего с индивидуальным опытом человека. Ставя достижение индивидуального успеха главной целью жизни человека, сторонники праг- матической концепции воспитания ограничивают успех лишь индивидуальными рамками жизни человека, освобождая его от необходимости ставить перед собой высокие цели, стремиться к об- щественному идеалу (современная неопрагматистская философия примиряет противоречия индивидуалистической позиции личности и гуманистической ее ориентации). Природосообразность (от Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского до Ю. Одума, В.А. Анучина). Альтернативой сциентизму и технократизму является природосообразность; природосообра- зие – мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на естественные законы развития, а также принципы единства человека с приро- дой, согласованность и гармонию их взаимодействия. Рационализм (Спиноза, Лейбниц, Р. Декарт) – вера в разум, в очевидность разумного об- основания (происхождения) всех проявлений природы и человека. Рассудочное мышление и мировоззрение сказывается в психологии, этике, эстетике, сводя, например, принципы нрав- ственности – к рациональным мотивам, волю – к разуму и т.д. Религиозная философия является содержательным фундаментом школ религиозного направления. Теософская парадигма (ее гуманистическое содержание) имеет глубокие корни в народной педагогике, формирует у молодежи представления о добре и зле, нравственном поведении. Сциентизм (П. Веблен, Г. Скотт, С. Чейз). Сциентизм (разновидность – технократизм) как мировоззренческая ориентация проявляет себя в абсолютизации роли науки и техники в систе- ме культуры человеческого общества. Абсолютизируются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще. Сциентистские установки выражаются во внеш- 48 нем подражании методам точных и технических наук: в искусственном применении математи- ческой символики, схематизации, теоретизировании, технологизации и технизации. Фрейдизм (З. Фрейд) исходит из положения о безусловном доминировании биологическо- го над социальным. В системе З. Фрейда личность человека имеет два имманентно присущих ей влечения: влечение к жизни, или половой инстинкт, и влечение к смерти, или разрушение. Инстинкт продолжения рода образует энергетический потенциал личности, источник актив- ности, базис индивидуальности («Оно»). В силу социально-нормативных ограничений не- медленное удовлетворение инстинктивной потребности невозможно – это осознает «Супер-
-эго». Между ними – «Эго», – полубессознательное, выполняющее компромисс между глу- бинным влечением и общественно приемлемым способом его реализации. Эзотерические учения основаны на эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. В эзотерической парадигме педагогический про- цесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине, путь духовных исканий (esotericos – греч. – внутренний, тайный, скрытый). Сам человек (ребенок) становится цент- ром информационно-энергетического взаимодействия со всей Вселенной. Отсюда – перво- степенное внимание к внутреннему миру человека. Экзистенциализм – это «философия существования» (Ж.П. Сартр, С.Кьеркегор М. Хей- деггер, К. Ясперс, Н.А. Бердяев, О. Больнов). Экзистенциализм исходит из первичности вну- треннего бытия человека, независимого от внешнего мира: «смысл жизни есть сама жизнь», «человек сам является своей единственной целью», «человек есть то, что он сам из себя дела- ет». Представители классического экзистенциализма сводили суть экзистенции, ее нрав- ственный аспект к чувствам и настроениям, имеющим негативный характер (страх, вина, от- чаяние, враждебность к социуму). Неоэкзистенциалисты берут на вооружение некоторые гу- манистические идеи, наделяя экзистенцию такими добродетелями, как чувство приподнято- сти, доверие, надежда и вера в лучшее будущее. Благодаря этим добродетелям, считают они, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активного отношения к миру.
Методологические подходы к образовательному процессу Подход – это методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязан- ных идей, понятий и способов педагогической деятельности. В научной литературе понятие «подход» понимается как комплексное педагогическое средство, включающее три основных компонента: 1) основные понятия, используемые в процессе изучения; управления и преобразования воспитательной практики, выступающие качестве главного инструмента мыследеятельности;
2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогиче- ской деятельности; оказывающие существенное влияние на отбор содержания, форм и спосо- бов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения и отношений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитатель- ной деятельности; 3) методы и приемы построения образовательного процесса, которые в наибольшей сте- пени соответствуют избираемой ориентации. Осуществление образовательного процесса с необходимостью требует использования определенных методологических подходов. Во-первых, применение образовательной техно- логии уже само по себе реализует технологический подход к учебно-воспитательному про- цессу. Во-вторых, философская основа технологии также представляет определенный фило- софский подход. В третьих, подход существует как определенный акцент всей совокупно- сти содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе. Имеют большое распространение следующие подходы. 49 Акмеологический подход – ориентация на максимальную творческую самореализацию учителя и учащихся в различных жизненных сферах. Akme (греч) – пик, вершина, высшая ступень чего-либо. Валеологический подход – постановка во главу угла развития здорового образа жизни учащегося. Va le (лат.) – «будь здоров». Гуманистический подход – это реализация в процессе образования гуманистических идей; гуманистическая философия в действии. Альтернативами гуманистическому подходу являются авторитарный, манипулятивный. Детерминистский подход – в основе которого лежит однозначное соответствие причины и следствия. Деятельностный подход. Абсолютизируя роль деятельности, можно сформулировать этот подход так: «Личность человека формируется и проявляется только в деятельности». Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для че- ловека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, паль- цев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с ре- альными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. Диагностический подход – построение технологии на основе процедур диагностики. Интегральный подход – направление деятельности, при котором объединяются (интегриру- ются) ряд важнейших объектов системы. Информационный подход заключается в описании педагогического процесса в понятиях информатики (источник, приемник, канал информации, обратная связь и т.п.). Коммуникативный подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых взаимоотношениях с целью достижения прогнозиру- емых конечных результатов.
Комплексный подход предполагает учет и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса. Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном об- разовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, на основе принципа культуросообразности и закономерностей развития личности, в котором личность ребенка выполняет приоритетную, системообразующую роль. Личностно ориентированный подход означает, во-первых, создание благоприятной сре- ды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязан- ных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопозна - ния, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой ин- дивидуальности. Поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают, соответственно, включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества. Практико-ориентированный подход ставит одной из главных целей технологии практи- ческий результат. Природосообразный подход – следование естественным, природным факторам развития ребенка. Проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем. Синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практи- ческой деятельности, предполагающая применение совокупности идей и понятий открытых нелинейных самоорганизующихся систем, какими являются педагогические объекты. Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразо- 50 вания рассматривается как система. Система есть упорядоченное множество взаимосвязан- ных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка. Ситуативный, тактический, стратегический подходы – расчет деятельности на вре- менной отрезок соответственно «здесь и сейчас», «зона ближайшего развития» и далекого будущего. Социокультурный (культурно-исторический) подход исходит из того, что главная зако- номерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредствованной знаками) дея- тельности. Средовой подход подразумевает обязательный учет и использование педагогического влияния окружающей среды. Стохастический (статистический) подход основан на допущении неопределенности, неоднозначности результата. Целостный подход рассматривает педагогический процесс как целостный объект, объеди- ненный едиными обобщенными характеристиками. Аспектный подход предполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон. Ценностный подход – ориентация на определенный набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир. В зависимости от основополагающей идеи построения оригинальных авторских техноло- гий выделяют еще следующие подходы: образовательно-когнитивный, эмоционально-воле- вой, теоретико-понятийный (В.В. Давыдов), мыследеятельностный (Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий) и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.031 с.) |