Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
Образование - это индустрия, направ- ленная в будущее. С.П. Капица Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции. 1. Педагогические технологии как средство. Педагогические технологии как средство обучения, то есть как производство и применение методического инструментария, аппара- туры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер). · Педагогическая технология включает всё: «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер). · Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обуче- ния, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий пе- дагогического процесса (Б.Т. Лихачев). · Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов). · Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения тео- ретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализо- вать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»). · Школьные технологии – средства учебной деятельности, связанные с применением современной техники (Н.Б. Крылова). · В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указа- но, что эта позиция представляет первоначальный смысл понятия педагогическая техноло- гия, порожденный революцией в области коммуникаций, изобретением аудиовизуальных средств, телевидения, компьютеров и т.д. 2. Педагогические технологии как способ. Вторую позицию выдвигают В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сака- мото и др. Они считают, что педагогическая технология – это процесс коммуникации (способ выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.
Близко к данной позиции понимание педагогической технологии и как искусства, мастер- ства преподавания, воспитания. · Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учеб- ных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон). · Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного про- цесса (В.П. Беспалько). · Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов). · Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроиз- ведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин). · Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной пе- дагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). · Педагогическая технология – это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Кушнир). 3. Педагогические технологии как научное направление. Представители третьей пози- ции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные со- циальных, управленческих и естественных наук. · Технология обучения (педагогическая технология) - новое направление в педагогиче- ской науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проек- тированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый). · Образовательная технология - это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В. Гузеев). · Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисципли- нарный конгломерат с элементами бихевиористской психологии, социальной философии, тех- ники, теории коммуникации, аудиовизуального образования и кибернетики (С. Ведемейер).
Данная позиция требует от технологии однозначной детерминации, гарантированности результатов (пусть даже в области вероятностных характеристик). 4. Педагогические технологии как многомерное понятие. Четвертая позиция представ- ляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образователь- 37 ные) технологии как многомерный процесс (В.И.Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева, В.Э.Штейнберг, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас). · Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функциони- рования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). · Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планиро- вания, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспек- ты усвоения знаний (К.Н. Силбер). В «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологии» (Лондон, 1978) П.Д. Митчелл пишет, что педагогическая технология представляет собой междисциплинар- ный конгломерат, имеющий связи (отношения) фактически со всеми аспектами образования – от короткого обучающего фрагмента до национальной системы со всеми ее функциями. · Педагогическая технология есть область исследований и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциаль- но воспроизводимых педагогических результатов (П.Д. Митчелл). · Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и опреде- ления всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). · Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограм- мированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
Из приведенных определений следует, что педагогическая технология – это категория пе- дагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, многомерности. Поль- зуясь терминологией В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно рассматривать как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех вышеприведенных определе- ний, включая генетические корни понятия. Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» пе- дагогики.
Хорошее содержание всегда должно быть в хорошей форме. Наука есть организованное знание. Г. Спенсер Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных взаимо- связанных компонента: 1) научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передо- вой практики;
2) формализованно-описательный (дескриптивный): технология представляется моде- лью, описанием (вербальным, текстовым, схемным) целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов; 38 3) процессуально-деятельностный: технология предстает как сам процесс осуществле- ния деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реа- лизацию целей и анализ результатов. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки (область педа- гогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания (рис. 13). Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием алгоритма (программы) действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.
Рис. 13. Три аспекта горизонтальной структуры педагогической технологии. В нашей концепции педагогической (образовательной) технологии в качестве базового определения будет использоваться следующее. Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммиро- ванная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Вертикаль технологий. Любая педагогическая технология охватывает определенную об- ласть педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд составляющих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой сторо- ны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широ- кого (высокого) уровня. В структуре этой иерархии (технологической вертикали) можно выделить четыре соподчиненных класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций). 1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации соци- альной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепеда- гогические (общедидактические, общевоспитательные, социально-воспитательные) техноло- гии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология дошкольного воспитания, технология развивающего обуче- ния, технология управления качеством образования в регионе, технология антиалкогольного воспитания.
2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии (общепедагогический и общеметодический уровень), охватывают деятельность в рамках какой-либо образователь- ной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. Приме- ры: технология компенсирующего обучения, технология преподавания учебного предмета. 3. Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой техноло- гии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспита- тельных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний в границах данного модуля. 4. Микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных за- дач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов пе- дагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирова- ния навыков письма, тренинговые технологии по коррекции отдельных качеств индивида. Структура понятия «педагогическая технология» может быть представлена в виде логико- смысловой модели (семантического фрактала по В.Э. Штейнбергу) Семантический фрактал представляет логико-смысловую модель знания в виде многомер- ной системы координат. Геометрически он изображается как плоский радиально-концентричес- кий каркас, на котором размещены смысловые элементы знания (знаково-символические эле- менты, опорные сигналы, понятийные, графические и символические обозначения), образую- щие семантически связную систему. 39 Инвариантная многомерная структура педагогических технологий содержит следующие компоненты: – уровень технологии (метатехнологии, отраслевые, модульно-локальные, микротехнологии); – научный компонент (идеи, принципы, закономерности, классификации, фолософские основы, методологические подходы, факторы и механизмы развития, техническая база, обоб- щение передового опыта и т.д.); – формализованно-описательный компонент (содержание, модель, цели и задачи, структура); – процессуально-деятельностный компонент (целеполагание, планирование, учет ресур- сов, организация, формы и методы деятельности, реализация целей, управление, анализ ре- зультатов, рефлексия); – свойства субъекта технологии (ориентация педагогического взаимодействия, профессио- нализм, технологическая компетентность, коммуникативность, педагогическая техника, ма- стерство, творчество, индивидуальность, подход к учащимся, стиль); – свойства объекта технологии (обученность, обучаемость, способности, потребности, Я-концепция, воспитанность, направленность, индивидуальные и возрастные особенности).
Рис. 14. Логико-смысловая модель понятия «педагогическая технология». Различают еще технологические микроструктуры: технологические приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют микро- технологии, которые являются частью какой-то модульно-локальной, входящей соответ- ственно в определенную отраслевую технологию, которая в свою очередь входит в состав крупной метатехнологии. Пример: прием самовнушения → микротехнология релаксации → модульная технология коррекции трудновоспитуемости → отраслевая технология коррек- ционного учреждения → метатехнология реализации правительственной программы помо- щи детям. Технологическая схема – условное изображение (описание) алгоритма процесса, пред- ставление его в виде функциональных или структурных элементов и обозначение (графиче- ское, символьное) логических связей между ними. Технологическая карта – описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применя- емых средств.
Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвиде- ние предстоящей реальности. А.А. Ухтомский
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.036 с.) |