Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии



 

Образование - это индустрия, направ- ленная в будущее.

С.П. Капица

Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos

– учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

1. Педагогические технологии как средство. Педагогические технологии как средство обучения, то есть как производство и применение методического инструментария, аппара- туры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер).

· Педагогическая технология включает всё: «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер).

· Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов  обуче-


ния, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий пе- дагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

· Педагогическая технология – это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов).

· Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения тео- ретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализо- вать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»).

· Школьные технологии – средства учебной деятельности, связанные с применением современной техники (Н.Б. Крылова).

· В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указа- но, что эта позиция представляет первоначальный смысл понятия педагогическая техноло- гия, порожденный революцией в области коммуникаций, изобретением аудиовизуальных средств, телевидения, компьютеров и т.д.

2. Педагогические технологии как способ. Вторую позицию выдвигают В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сака- мото и др. Они считают, что педагогическая технология – это процесс коммуникации (способ выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.

Близко к данной позиции понимание педагогической технологии и как искусства, мастер- ства преподавания, воспитания.

· Педагогическая технология – это систематическое использование людей, идей, учеб- ных материалов и оборудования для решения педагогических проблем (С. Гибсон).

· Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного про- цесса (В.П. Беспалько).

· Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).

· Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроиз- ведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

· Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной пе- дагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

· Педагогическая технология – это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М. Кушнир).

3. Педагогические технологии как научное направление. Представители третьей пози- ции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные со- циальных, управленческих и естественных наук.

· Технология обучения (педагогическая технология) - новое направление в педагогиче- ской науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проек- тированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).

· Образовательная технология - это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий (В.В. Гузеев).

· Педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисципли- нарный конгломерат с элементами бихевиористской психологии, социальной философии, тех- ники, теории коммуникации, аудиовизуального образования и кибернетики (С. Ведемейер).

Данная позиция требует от технологии однозначной детерминации, гарантированности результатов (пусть даже в области вероятностных характеристик).

4. Педагогические технологии как многомерное понятие. Четвертая позиция представ- ляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образователь-


37

ные) технологии как многомерный процесс (В.И.Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева, В.Э.Штейнберг, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).

· Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функциони- рования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

· Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планиро- вания, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспек- ты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

В «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологии» (Лондон, 1978) П.Д. Митчелл пишет, что педагогическая технология представляет собой междисциплинар- ный конгломерат, имеющий связи (отношения) фактически со всеми аспектами образования

– от короткого обучающего фрагмента до национальной системы со всеми ее функциями.

· Педагогическая технология есть область исследований и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциаль- но воспроизводимых педагогических результатов (П.Д. Митчелл).

· Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и опреде- ления всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

· Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограм- мированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

 

Из приведенных определений следует, что педагогическая технология – это категория пе- дагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, многомерности. Поль- зуясь терминологией В.В. Давыдова, педагогическую технологию можно рассматривать как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех вышеприведенных определе- ний, включая генетические корни понятия.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» пе- дагогики.

 

 

Хорошее содержание всегда должно быть в хорошей форме.

Наука есть организованное знание.

Г. Спенсер

Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных взаимо- связанных компонента:

1) научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и передо- вой практики;

2) формализованно-описательный (дескриптивный): технология представляется моде- лью, описанием (вербальным, текстовым, схемным) целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;


38

3) процессуально-деятельностный: технология предстает как сам процесс осуществле- ния деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реа- лизацию целей и анализ результатов.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки (область педа- гогической теории), исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса обучения и воспитания (рис. 13). Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием алгоритма (программы) действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.

 

 

Рис. 13. Три аспекта горизонтальной структуры педагогической технологии.

В нашей концепции педагогической (образовательной) технологии в качестве базового определения будет использоваться следующее.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммиро- ванная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Вертикаль технологий. Любая педагогическая технология охватывает определенную об- ласть педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд составляющих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой сторо- ны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широ- кого (высокого) уровня. В структуре этой иерархии (технологической вертикали) можно выделить четыре соподчиненных класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций).

1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации соци- альной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепеда- гогические (общедидактические, общевоспитательные, социально-воспитательные) техноло- гии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология дошкольного воспитания, технология развивающего обуче- ния, технология управления качеством образования в регионе, технология антиалкогольного воспитания.

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии (общепедагогический и общеметодический уровень), охватывают деятельность в рамках какой-либо образователь- ной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины. Приме- ры: технология компенсирующего обучения, технология преподавания учебного предмета.

3. Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой техноло- гии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспита- тельных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний в границах данного модуля.

4. Микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных за- дач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов пе- дагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирова- ния навыков письма, тренинговые технологии по коррекции отдельных качеств индивида.

Структура понятия «педагогическая технология» может быть представлена в виде логико- смысловой модели (семантического фрактала по В.Э. Штейнбергу)

Семантический фрактал представляет логико-смысловую модель знания в виде многомер- ной системы координат. Геометрически он изображается как плоский радиально-концентричес- кий каркас, на котором размещены смысловые элементы знания (знаково-символические эле- менты, опорные сигналы, понятийные, графические и символические обозначения), образую- щие семантически связную систему.


39

Инвариантная многомерная структура педагогических технологий содержит следующие компоненты:

– уровень технологии (метатехнологии, отраслевые, модульно-локальные, микротехнологии);

– научный компонент (идеи, принципы, закономерности, классификации, фолософские основы, методологические подходы, факторы и механизмы развития, техническая база, обоб- щение передового опыта и т.д.);

– формализованно-описательный компонент (содержание, модель, цели и задачи, структура);

– процессуально-деятельностный компонент (целеполагание, планирование, учет ресур- сов, организация, формы и методы деятельности, реализация целей, управление, анализ ре- зультатов, рефлексия);

– свойства субъекта технологии (ориентация педагогического взаимодействия, профессио- нализм, технологическая компетентность, коммуникативность, педагогическая техника, ма- стерство, творчество, индивидуальность, подход к учащимся, стиль);

– свойства объекта технологии (обученность, обучаемость, способности, потребности, Я-концепция, воспитанность, направленность, индивидуальные и возрастные особенности).

 

 

Рис. 14. Логико-смысловая модель понятия «педагогическая технология».

Различают еще технологические микроструктуры: технологические приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют микро- технологии, которые являются частью какой-то модульно-локальной, входящей соответ- ственно в определенную отраслевую технологию, которая в свою очередь входит в состав крупной метатехнологии. Пример: прием самовнушения → микротехнология релаксации → модульная технология коррекции трудновоспитуемости → отраслевая технология коррек- ционного учреждения → метатехнология реализации правительственной программы помо- щи детям.

Технологическая схема – условное изображение (описание) алгоритма процесса, пред- ставление его в виде функциональных или структурных элементов и обозначение (графиче- ское, символьное) логических связей между ними.

Технологическая карта – описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применя- емых средств.

 

 

Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвиде- ние предстоящей реальности.

А.А. Ухтомский



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.036 с.)