Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патриотические движения молодёжи областей верхнего поволжья по оказанию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг. )
Аннотация. Рассмотрены основные направления участия молодёжи областей Верхнего Поволжья в тех или иных формах патриотических движений по оказанию помощи фронту. Дана качественно-количественная характеристика сбора средств и материалов в патриотические фонды. Показана патриотическая деятельность молодежи в 1941 – 1945 гг. Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, Фонд обороны, Фонд Красной Армии, помощь фронту, сбор средств на вооружения.
В предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны уделялось значительное внимание воспитанию у молодёжи патриотических качеств. Эффективность этой работы выразилась в готовности молодых патриотов активно участвовать в движениях по оказанию помощи фронту. Провозглашённый директивой Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей (29 июня 1941 г.) лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!», реализовался в в раличных формах и направлениях патриотических движений. Всенародная помощь фронту выражалась в: ударном труде на производстве и в сельском хозяйстве; массовом добровольном вступлении в армию или в ряды народного ополчения; огромной помощи действующей армии материальными и денежными средствами. Последнее направление реализовывалось через следующие формы: Создание патриотических денежных фондов (Обороны, Красной Армии, Главного командования Красной Армии, Здоровья защитников Родины и пр.) и активное участие в их пополнении; добровольный сбор народных средств на вооружение и боевую технику для Красной Армии и Флота; участие в государственных займах, денежно-вещевых лотереях; проведение субботников и воскресников; сбор тёплых вещей для Красной Армии; подготовка и отправка подарков на фронт, обмен делегациями воинов и трудящихся; оказание помощи раненым; донорское движение и др. В условиях массового оттока взрослого мужского и части женского населения на фронт основную часть патриотической работы взяли на себя оставшиеся в тылу граждане страны. В связи с этим можно утверждать, что роль молодёжи в решении патриотических задач однозначно выросла. Центральное место в органзации всенародной помощи фронту занимали партийные и советские, а так же комсомольские органы и организации. Так же важную роль играли местные органы военного управления (военные комиссариаты): через отделы военной подготовки учащихся учебных заведений, органы Всевобуча они оказывали мобилизующее воздействие практически на всю молодёжь. Актив военкоматов на местах – военруки и военные преподаватели, начальники военно-учебных пунктов и их заместители по политической части, партийно-комсомольский актив – выступали застрельщиками патриотических движений.
Условно все виды помощи фронту можно разделить на финансовые и материально-вещественные. Первые связаны с безвозмездным жертвованием денег, драгоценностей и благородных металлов; вторые проявлялись в отправке на фронт подарков для красноармейцев, в сборе тёплых вещей, в донорском движении и пр. Некоторые патриотические движения, такие как уход за ранеными, участие в субботниках и воскресниках носили комплексный характер, сочетающий денежный и вещественный компонент. Патриотические движения финансового характера имели большое значение. Подсчитано, что за годы войны в СССР по линии Фонда обороны при сборе средств на боевую технику и вооружение от займов и денежно-вещевых лотерей было получено 118 млрд. руб. [12, с. 191]. С началом войны начали образовываться различные патриотические денежные фонды. Среди них центральное место занимал уже упоминавшийся Фонд обороны. Уже в первые дни войны в различные государственные, партийные и комсомольские инстанции стали поступать добровольные денежные пожертвования. В июле 1941 г. Ярославский обком партии разъяснил, что «не следует организовывать специальных сборов с вычетом из зарплаты, пожертвования должны быть индивидуальными» [6, с. 108]. 29 июля 1941 г. газета «Правда» поместила обзор писем «Трудящиеся предлагают создать фонд обороны», в котором указывалось, что любое отделение Госбанка СССР принимает пожертвования граждан. 1 августа 1941 г. «Правда» поставила задачу «придать фонду обороны соответствующие организационные формы», о чём «должны позаботиться партийные и комсомольские организации». Местным организациям предлагалось разъяснять значение фонда, распространять положительный опыт, вести лицевые счета активных участников, особенно популяризируя положительный опыт коммунистов и комсомольцев. Так же были рекомендованы такие формы участия в фонде, как ежемесячные отчисления одно-, двух-, трёхдневного заработка, вознаграждений за рационализаторскую работу, доходы от «гектаров обороны», доплат за сверхплановый откорм скота и пр.
Фонд обороны стремительно рос: 1 сентября 1941 г. в нём числилось 340 млн. руб., 1 октября 1941 г. – 684 млн. руб., 1 ноября 1941 г. – 1 млрд. руб., 1 июня 1942 г. – 2, 74 млрд. руб. [9]. К этому времени молодёжь внесла в фонд только деньгами более 1 млрд. руб. [3, с. 42]. Внесли свой вклад в создание Фонда обороны и жители областей Верхнего Поволжья: всего за годы войны ими было сдано 276 млн. 186 тыс. руб., в том числе: по Ивановской области – 90 млн. руб., Калининской области – 29 млн. 495 тыс. руб., Ярославской области – 100 млн. 839 тыс. руб., Владимирской области – 23 млн. 620 тыс. руб., Костромской области – 32 млн. 232 тыс. руб. [6, с. 109]. Первое упоминание о сдаче средств в Ивановской области появилось 26 июня 1941 г. в газете «Рабочий край»: ткачихи Новой Ивановской мануфактуры предложили перечислить фронту однодневный заработок. В течение нескольких дней этот призыв был поддержан работниками меланжевого комбината, фабрик имени Ф.Э. Дзержинского, «Красная Талка», перечисливших 48,6 тыс. руб. [11]. 27 июня 1941 г. ярославская областная газета «Северный рабочий» сообщила, что инженеры Рыбинского кожевенного завода В.Н. Александров, П.Ш. Рохлин и В.И. Поляков передали причитающуюся им премию (за рационализаторское предложение, которое позволило сократить срок дубления кож более чем в три раза - с 24 до 7 дней) в Фонд обороны. 8 августа 1941 г. газета «Пролетарская правда» сообщила, что по 20 районам Калининской области в Фонд обороны собрано 259 978 руб. наличными, 157 550 руб. облигациями, 712 кг драгоценных металлов. Активно участвовали в сборе средств молодые люди: 31 июля 1941 г. бюро Ярославского обкома партии предложило именно комсомольским организациям возглавить инициативы патриотов. К осени 1942 г. молодёжь Ивановской области сдала в Фонд обороны 6,5 млн. руб. молодёжь Костромского района в 1943 г. – 4, 2 млн. руб. [6, с. 110; 7, с. 37]. Активно участвовали в пополнении Фонда обороны военнослужащие военных комиссариатов Верхнего Поволжья. Например, по всей Ивановской области в органах местного военного управления прошли собрания, на которых было принято решение до конца войны ежемесячно отчислять в Фонд обороны однодневный заработок (по области – около 12 тыс. руб.); но реальность превзошла эти планы – за сентябрь 1941 г. было собрано около 280 тыс. руб. Особенно отличились работники и военнослужащие военкоматов Шуйского района, где было собрано около 30 тыс. руб. В августе 1941 г. сделали свои первые отчисления в Фонд обороны работники военкоматов Ярославской области: угличский райвоенком старший батальонный комиссар И.А. Квашин сдал в фонд около 1 200 руб., Красноперекопский военком батальонный комиссар С.А. Чистов – 900 руб.,начальник первой части Ярославского облвоенкомата П.С. Чатов – 600 руб. [2, с. 176; 6, с. 110]. В сельской местности широкое распространение получили «гектары обороны» - сельскохозяйственные угодья, засеваемые сверх плана, доходы от которых зачислялись в Фонд обороны. В начале 1943 г. комсомольцы сельхозартели «Горшиха» Ярославского района обратились ко всем колхозникам Советского Союза с предложением о подобных посевах [10]; в этом же году комсомольцы Ростовского района засеяли дополнительно 538 га зерном, картофелем и овощами. К 7 июля 1943 г. по 20 районам Ярославской области в Фонд обороны было сдано 22 тыс. яиц, 34 головы крупного рогатого скота, 8,3 т мяса, 35 овец, 290 кг шерсти, 12,4 т картофеля [6, с. 110; 8, с. 93].
Фонд обороны до конца 1942 г. оставался главным получателем добровольных пожертвований граждан. Труженики областей Верхнего Поволжья активно участвовали и в создании других денежных патриотических фондов. Например, в Фонд Красной Армии за годы Великой Отечественной войны в Калининской области было сдано 209 625 руб., в Ивановской области – только к 15 мая 1943 г. – 1,5 млн. руб.; в Костромском районе к 14 февраля 1943 г. сдали 45 тыс. пудов хлеба и пр. [4, с. 189; 6, с. 111; 13, с. 224]. Важным источником пополнения денежных фондов стало проведение субботников и воскресников. В годы Великой Отечественной войны по решению ЦК ВЛКСМ было проведено пять Всесоюзных комсомольско-молодёжных воскресников, доход от которых в Фонд обороны составил около 200 млн. руб.: первый воскресник проводился 17 августа 1941 г. (9 млн. 340 тыс. его участников заработали 44 млн. 140 тыс. руб. и 1 781 трудодень); второй – 7 сентября 1941 г. (соответственно – 13 млн. чел., 60 млн. руб. и 7 млн. трудодней) [1, с. 42; 12, с. 137 – 138]. Ещё 260 млн. руб. было перечислено в фонд из средств, заработанных молодёжью на региональных воскресниках [5, с. 187]. Таким образом, патриотический подвиг населения СССР, особенно молодёжное участие в патриотических движениях оказания помощи фронту сыграли весьма важную роль в достижении Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.).
Литература: 1. Всенародная поддержка фронта в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. – 1972. - № 12. – С. 38 – 46. 2. Ивановские патриоты – Родине. – Иваново: Облиздат, 1943. – 176 с. 3. Ивановцы в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). – Иваново: Облиздат, 1970. – 286 с. 4. Кострома – фронту. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1975. – 264 с. 5. Ленинский комсомол в Великой Отечественной войне. – М.: Молодая гвардия, 1976 7 – 474 с. 6. Осьмачко С.Г. Военные комиссариаты в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.): на материалах областей Верхнего Поволжья. – Ярославль: ЯГТУ, 2000. – 248 с.
7. Очерки истории Владимирской организации КПСС. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1972. – 397 с. 8. Партийные организации Верхней Волги в годы Великой Отечественной войны. – Иваново: Облиздат, 1968. – Вып. 1. – 174 с. 9. Правда. – 1941. – 7 сентября; 7 октября; 10 декабря; 1942 г. – 26 июня. 10. Правда. – 1943. – 23 апреля. 11. Рабочий край. – 1941. – 26 июня. 12. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. – М.: Воениздат, 1985. – 191 с. 13. Страницы народного подвига. (Калининская область в годы Великой Отечественной войны): Сборник документов и материалов. - М.: Политиздат, 1974. - 412 с.
УДК 378.147 Останина В. А. Воспитатель детского сада (Нижняя Салда, Россия) ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Аннотация. Статья посвящена деятельности детских дошкольных образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны. Автор рассказывает о том, как все сотрудники детского сада пытались сохранить жизнь и здоровье детей в нелёгкие для страны годы. Ключевые слова: Детский сад, Великая отечественная война.
Великая Отечественная война ворвалась в жизнь советского народа неожиданно. Раннее июньское утро началось с бомбёжки и воя сирен, с огромных разрушений и жестокости. Всё мужское население встало на защиту своих родных и близких, на защиту своей Родины. Женщины тоже не остались в стороне - ушли на фронт медсёстрами, заменили своих мужей у станков на заводах и фабриках. В эти дни появилось огромное доверие семьи к нашим детским учреждениям. Родители спокойно расставались с детьми, хотя многие из них попадали в большой детский коллектив впервые. Детские сады взяли на себя серьёзную ответственность – за жизнь и здоровье детей, чьи родители защищали Родину от врага. С первых дней войны встала задача о расширении сети детских садов: об уплотнении уже имеющихся и о создании новых. Например, в детских садах с численностью 150 детей, изыскивали возможность принять до 250 детишек [3, с. 16]. Требовалось увеличить количество оборудования. Нужны были столы, кроватки, стулья. Члены коллективов детских садов с помощью родителей старались решить все эти задачи, ремонтировали всю возможную мебель, вместо стульчиков изготавливали скамейки. С бельём помогали общественные организации. Одним из необходимых условий, обеспечивающих жизнь детей, является правильная организация питания. Детские сады обеспечивались питанием бесперебойно. Питание в детских садах не ухудшилось. Многие сотрудники детского сада разбили на своих и прилежащих территориях огороды, сумели сделать большие запасы овощей. Засолили огурцы, помидоры, заготовили зелень, засыпали морковь, картофель, свеклу [1, с. 15]. Военное время внесло много изменений в жизнь дошкольных организаций. Необходимо было увеличить часы работы детских садов, ведь мамы работали на заводах порой и в две смены. Учитывая это, многие воспитатели работали по 9, а то и 12 часов, оставаясь, порой в ночную смену. Никто из сотрудников не спрашивал о дополнительной оплате труда, о переработках. Понимали – в сложившейся ситуации это необходимо, иначе нельзя.
В условиях военного времени каждый ребёнок требует большего внимания, порой приходилось и помыть ребятишек, постирать им одежду, подстричь ногти, пришить пуговицу. Родители, отдавая все свои силы трудовому фронту, стали реже видеть своих детей. Жизнь в детских садах кипела. Все сотрудники детских садов трудились на благо детей. Здесь уже было неважно, воспитатель ты или нянечка, о детях нужно было заботиться всем вместе. Их нужно было оградить от тягот войны. Сохранить жизнь и здоровье детей. В эти нелёгкие годы ни один детский сад не закрылся, а наоборот их стало больше. Многие детские сады стали интернатами, где ребятишки находились и днём и ночью. В стужу отпускать ребёнка из относительно тёплой температуры детского сада домой, где он попадал в леденящий холод – это значит обрекать его на неминуемую болезнь. Слабые дети в первую очередь переводились на интернатное обслуживание. Около 70% детей детских садов было охвачено интернатными группами. Порой воспитатели и нянечки стали для детей и мамой и папой сразу, ведь многие родители детей гибли в кровопролитных боях и пропадали без вести. Старшие ребята проявляли заботу о младших, они делятся своими игрушками, помогают одеваться, укладывают спать, играют с ними. В играх маленьким ребятам отводится роль детей, а старшие изображают отцов и матерей. Ребёнок загрустил – это не останется незамеченным в детском саду. Тёплое слово, беседа, интересное занятие и ребёнок снова улыбается. Спокойное поведение воспитателя во время бомбёжки, ровный тон её голоса успокаивающе действовали на детей. Они без капризов следовали за ним в бомбоубежище, когда это было необходимо. При прогулках жарким днём, при звуках приближающихся самолётов, дети моментально снимали с головы панамки и прятали их. Светомаскировка в детских садах, сигналы воздушной тревоги отразились и в играх детей. Дети играют в «тревогу». Изображают сирену, и прячут свои игрушки в щели, сделанные в песке. Через несколько минут громко и радостно кричат: «Отбой! Угроза миновала!» И снова радость и смех. Так же чаще стали играть в «больницу», называя эту игру «госпиталь». Они лечат своих мишек и матрёшек, а потом торжественно провожают на фронт, чтобы победить врага. Изменилась тематика детских рисунков: они рисуют наши самолёты в небе, которые бьют врага, танки на выжженной земле, обязательно наши, с красной звездой, гонящие немцев далеко с родной земли. В рисунках появляются дома без дверей – печальные картины пережитых бомбёжек. В пояснительных рассказах к рисункам дети показывают твёрдую уверенность в скорой победе наших бойцов над беспощадным врагом. Много творческой инициативы проявили воспитатели, чтобы всеми возможными способами отвлечь детей от тягот военных будней и скрасить их существование. Они придумывали новые игры, загадки, сюрпризы. Переносили все эти игры порой в бомбоубежища, чтобы дети не пугались необходимости пребывания там во время вражеских налётов. Подарить детям радость, помочь забыть об ужасах войны, вернуть им смех – вот задача воспитателя. Дети получают письма отцов с фронта. Эти письма полны бодрости и веры в победу над врагом, благодарности воспитателям за заботу о детях. Например, воспитанница детского сада-интерната города Тула показала ребятам письмо своего отца с фронта, где он рассказывал о своём товарище, который очень переживал за свою жену и дочку, оставшихся в его родном городе, не успев эвакуироваться, и ребята решили написать ему письмо со словами поддержки. Пытались успокоить, вселить веру в то, что его близкие живы и ждут домой с победой. Так завязалась переписка. Ребята слали одно большое письмо, которое им помогали писать воспитатели, а в ответ получали много треугольников от солдат. Вот строки одного из таких писем: «Дорогие мои! Я вас ведь не видел ни разу, но кажется, знаю всех в лицо! Как я благодарен вам за ваши тёплые, искренние строки! Знали бы вы, как они важны для меня, как я жду их. У меня словно появилось много-много родных...». Так дети пытались поддержать дух солдат. Старшие ребята вместе с воспитателями посещали госпитали, где поддерживали раненых солдат, дарили им свои рисунки, слушали рассказы о войне. Позже в детские сады стали привозить ребят после лечения в госпиталях. Воспитатели старались заранее рассказать детям о приходе нового ребёнка, возбудить в них потребность оказать ему особое внимание. Ребята встречали таких детей как уже знакомых, рассказывали им о своих игрушках, показывали свои рисунки, приглашали вместе играть. Так новым ребятам было проще войти в коллектив, забыть о пережитом, сблизиться с детьми. Не все детские сады оставались в своих городах. Реальность военного времени заставляла руководителей дошкольных учреждений проводить экстренную эвакуацию детских садов в тыл. Заведующие детскими садами приобрели функции начальников объектов. От них требуется большая оперативность, чёткость руководства, строжайшая дисциплина, инициатива и самоотверженность в труде [1, с. 17]. К примеру, из Ленинграда детские сады эвакуировали в тыл. Перевозили детей в основном ночью, боясь попасть под бомбёжку. Фашистские самолёты обстреливали детские эшелоны. Детям пришлось пережить многое. Большое мужество и героизм проявили педагоги в защите детей. Заведующие детскими садами грамотно руководили своими сотрудниками, настраивали их на чёткие, слаженные действия. Педагоги старались оградить детей от тягот и ужасов войны. Малышам старались не говорить, что необходимо покинуть автобус или эшелон и спрятаться в лесу от бомбёжки, объясняя, что идут гулять. Старшим детям, говорили правду, настраивая их не бояться и не пугать малышей. Не редкий случай, когда дети видели вражеские самолёты над головой и начинали паниковать, но воспитатели убеждали их, что вот сейчас прилетят наши и прогонят врагов. И дети им верили! В тылу детей встречали, размещали в подготовленные здания. Районные организации и колхозники обеспечили ребятишек всем необходимым. Много сил положили лучшие дошкольные работники, чтобы не только не снизить качества работы в детских садах, но и поднять её на высшую ступень. Дошкольные работники нашей страны были бойцами в тылу, они ковали победу плечом к плечу с защитниками Родины! С гордостью и доблестью выполнили свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжёлыми испытаниями! Литература: 1. Колесникова А.А. Детские сады Московской области в дни войны // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 14-24. 2. Милютинская, А. О детских садах во время войны. - Военное обозрение. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://topwar.ru/107211-o-detskih-sadah-vo-vremya-voyny.html, свободный. 3. Раскин Л.Е. Год работы с дошкольниками в Ленинграде //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 13-25.
УДК 373.1 Паршуткина И. Г. Педагог-организатор СОШ № 1 им. Героя Советского Союза В. П. Ферапонтова (Белебей, Россия)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.028 с.) |