Патриотические движения молодёжи областей верхнего поволжья по оказанию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотические движения молодёжи областей верхнего поволжья по оказанию помощи фронту в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг. )



 

Аннотация. Рассмотрены основные направления участия молодёжи областей Верхнего Поволжья в тех или иных формах патриотических движений по оказанию помощи фронту. Дана качественно-количественная характеристика сбора средств и материалов в патриотические фонды. Показана патриотическая деятельность молодежи в 1941 – 1945 гг.

Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, Фонд обороны, Фонд Красной Армии, помощь фронту, сбор средств на вооружения.

 

В предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны уделялось значительное внимание воспитанию у молодёжи патриотических качеств. Эффективность этой работы выразилась в готовности молодых патриотов активно участвовать в движениях по оказанию помощи фронту. Провозглашённый директивой Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей (29 июня 1941 г.) лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!», реализовался в в раличных формах и направлениях патриотических движений.

Всенародная помощь фронту выражалась в: ударном труде на производстве и в сельском хозяйстве; массовом добровольном вступлении в армию или в ряды народного ополчения; огромной помощи действующей армии материальными и денежными средствами.

Последнее направление реализовывалось через следующие формы:

Создание патриотических денежных фондов (Обороны, Красной Армии, Главного командования Красной Армии, Здоровья защитников Родины и пр.) и активное участие в их пополнении; добровольный сбор народных средств на вооружение и боевую технику для Красной Армии и Флота; участие в государственных займах, денежно-вещевых лотереях; проведение субботников и воскресников; сбор тёплых вещей для Красной Армии; подготовка и отправка подарков на фронт, обмен делегациями воинов и трудящихся; оказание помощи раненым; донорское движение и др.

В условиях массового оттока взрослого мужского и части женского населения на фронт основную часть патриотической работы взяли на себя оставшиеся в тылу граждане страны. В связи с этим можно утверждать, что роль молодёжи в решении патриотических задач однозначно выросла.

Центральное место в органзации всенародной помощи фронту занимали партийные и советские, а так же комсомольские органы и организации. Так же важную роль играли местные органы военного управления (военные комиссариаты): через отделы военной подготовки учащихся учебных заведений, органы Всевобуча они оказывали мобилизующее воздействие практически на всю молодёжь. Актив военкоматов на местах – военруки и военные преподаватели, начальники военно-учебных пунктов и их заместители по политической части, партийно-комсомольский актив – выступали застрельщиками патриотических движений.

Условно все виды помощи фронту можно разделить на финансовые и материально-вещественные. Первые связаны с безвозмездным жертвованием денег, драгоценностей и благородных металлов; вторые проявлялись в отправке на фронт подарков для красноармейцев, в сборе тёплых вещей, в донорском движении и пр. Некоторые патриотические движения, такие как уход за ранеными, участие в субботниках и воскресниках носили комплексный характер, сочетающий денежный и вещественный компонент.

Патриотические движения финансового характера имели большое значение. Подсчитано, что за годы войны в СССР по линии Фонда обороны при сборе средств на боевую технику и вооружение от займов и денежно-вещевых лотерей было получено 118 млрд. руб. [12, с. 191].

С началом войны начали образовываться различные патриотические денежные фонды. Среди них центральное место занимал уже упоминавшийся Фонд обороны. Уже в первые дни войны в различные государственные, партийные и комсомольские инстанции стали поступать добровольные денежные пожертвования. В июле 1941 г. Ярославский обком партии разъяснил, что «не следует организовывать специальных сборов с вычетом из зарплаты, пожертвования должны быть индивидуальными» [6, с. 108]. 29 июля 1941 г. газета «Правда» поместила обзор писем «Трудящиеся предлагают создать фонд обороны», в котором указывалось, что любое отделение Госбанка СССР принимает пожертвования граждан. 1 августа 1941 г. «Правда» поставила задачу «придать фонду обороны соответствующие организационные формы», о чём «должны позаботиться партийные и комсомольские организации». Местным организациям предлагалось разъяснять значение фонда, распространять положительный опыт, вести лицевые счета активных участников, особенно популяризируя положительный опыт коммунистов и комсомольцев. Так же были рекомендованы такие формы участия в фонде, как ежемесячные отчисления одно-, двух-, трёхдневного заработка, вознаграждений за рационализаторскую работу, доходы от «гектаров обороны», доплат за сверхплановый откорм скота и пр.

Фонд обороны стремительно рос: 1 сентября 1941 г. в нём числилось 340 млн. руб., 1 октября 1941 г. – 684 млн. руб., 1 ноября 1941 г. – 1 млрд. руб., 1 июня 1942 г. – 2, 74 млрд. руб. [9]. К этому времени молодёжь внесла в фонд только деньгами более 1 млрд. руб. [3, с. 42].

Внесли свой вклад в создание Фонда обороны и жители областей Верхнего Поволжья: всего за годы войны ими было сдано 276 млн. 186 тыс. руб., в том числе: по Ивановской области – 90 млн. руб., Калининской области – 29 млн. 495 тыс. руб., Ярославской области – 100 млн. 839 тыс. руб., Владимирской области – 23 млн. 620 тыс. руб., Костромской области – 32 млн. 232 тыс. руб. [6, с. 109].

Первое упоминание о сдаче средств в Ивановской области появилось 26 июня 1941 г. в газете «Рабочий край»: ткачихи Новой Ивановской мануфактуры предложили перечислить фронту однодневный заработок. В течение нескольких дней этот призыв был поддержан работниками меланжевого комбината, фабрик имени Ф.Э. Дзержинского, «Красная Талка», перечисливших 48,6 тыс. руб. [11]. 27 июня 1941 г. ярославская областная газета «Северный рабочий» сообщила, что инженеры Рыбинского кожевенного завода В.Н. Александров, П.Ш. Рохлин и В.И. Поляков передали причитающуюся им премию (за рационализаторское предложение, которое позволило сократить срок дубления кож более чем в три раза - с 24 до 7 дней) в Фонд обороны. 8 августа 1941 г. газета «Пролетарская правда» сообщила, что по 20 районам Калининской области в Фонд обороны собрано 259 978 руб. наличными, 157 550 руб. облигациями, 712 кг драгоценных металлов.

Активно участвовали в сборе средств молодые люди: 31 июля 1941 г. бюро Ярославского обкома партии предложило именно комсомольским организациям возглавить инициативы патриотов. К осени 1942 г. молодёжь Ивановской области сдала в Фонд обороны 6,5 млн. руб. молодёжь Костромского района в 1943 г. – 4, 2 млн. руб. [6, с. 110; 7, с. 37].

Активно участвовали в пополнении Фонда обороны военнослужащие военных комиссариатов Верхнего Поволжья. Например, по всей Ивановской области в органах местного военного управления прошли собрания, на которых было принято решение до конца войны ежемесячно отчислять в Фонд обороны однодневный заработок (по области – около 12 тыс. руб.); но реальность превзошла эти планы – за сентябрь 1941 г. было собрано около 280 тыс. руб. Особенно отличились работники и военнослужащие военкоматов Шуйского района, где было собрано около 30 тыс. руб. В августе 1941 г. сделали свои первые отчисления в Фонд обороны работники военкоматов Ярославской области: угличский райвоенком старший батальонный комиссар И.А. Квашин сдал в фонд около 1 200 руб., Красноперекопский военком батальонный комиссар С.А. Чистов – 900 руб.,начальник первой части Ярославского облвоенкомата П.С. Чатов – 600 руб. [2, с. 176; 6, с. 110].

В сельской местности широкое распространение получили «гектары обороны» - сельскохозяйственные угодья, засеваемые сверх плана, доходы от которых зачислялись в Фонд обороны. В начале 1943 г. комсомольцы сельхозартели «Горшиха» Ярославского района обратились ко всем колхозникам Советского Союза с предложением о подобных посевах [10]; в этом же году комсомольцы Ростовского района засеяли дополнительно 538 га зерном, картофелем и овощами. К 7 июля 1943 г. по 20 районам Ярославской области в Фонд обороны было сдано 22 тыс. яиц, 34 головы крупного рогатого скота, 8,3 т мяса, 35 овец, 290 кг шерсти, 12,4 т картофеля [6, с. 110; 8, с. 93].

Фонд обороны до конца 1942 г. оставался главным получателем добровольных пожертвований граждан. Труженики областей Верхнего Поволжья активно участвовали и в создании других денежных патриотических фондов. Например, в Фонд Красной Армии за годы Великой Отечественной войны в Калининской области было сдано 209 625 руб., в Ивановской области – только к 15 мая 1943 г. – 1,5 млн. руб.; в Костромском районе к 14 февраля 1943 г. сдали 45 тыс. пудов хлеба и пр. [4, с. 189; 6, с. 111; 13, с. 224].

Важным источником пополнения денежных фондов стало проведение субботников и воскресников. В годы Великой Отечественной войны по решению ЦК ВЛКСМ было проведено пять Всесоюзных комсомольско-молодёжных воскресников, доход от которых в Фонд обороны составил около 200 млн. руб.: первый воскресник проводился 17 августа 1941 г. (9 млн. 340 тыс. его участников заработали 44 млн. 140 тыс. руб. и 1 781 трудодень); второй – 7 сентября 1941 г. (соответственно – 13 млн. чел., 60 млн. руб. и 7 млн. трудодней) [1, с. 42; 12, с. 137 – 138]. Ещё 260 млн. руб. было перечислено в фонд из средств, заработанных молодёжью на региональных воскресниках [5, с. 187].

Таким образом, патриотический подвиг населения СССР, особенно молодёжное участие в патриотических движениях оказания помощи фронту сыграли весьма важную роль в достижении Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.).

 

Литература:

1. Всенародная поддержка фронта в годы Великой Отечественной  войны // Военно-исторический журнал. – 1972. - № 12. – С. 38 – 46.

2.   Ивановские патриоты – Родине. – Иваново: Облиздат, 1943. – 176 с.

3. Ивановцы в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). –  Иваново: Облиздат, 1970. – 286 с.

4.  Кострома – фронту. – Ярославль: Верхне-Волжское издательство, 1975. – 264 с.

5.   Ленинский комсомол в Великой Отечественной войне. – М.: Молодая гвардия, 1976 7 – 474 с.

6.   Осьмачко С.Г. Военные комиссариаты в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.): на материалах областей Верхнего  Поволжья. – Ярославль: ЯГТУ, 2000. – 248 с.

7.  Очерки истории Владимирской организации КПСС. – Ярославль:  Верхне-Волжское издательство, 1972. – 397 с.

8. Партийные организации Верхней Волги в годы Великой Отечественной войны. – Иваново: Облиздат, 1968. – Вып. 1. – 174 с.

9. Правда. – 1941. – 7 сентября; 7 октября; 10 декабря; 1942 г. – 26 июня.

10. Правда. – 1943. – 23 апреля.

11. Рабочий край. – 1941. – 26 июня.

12. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. – М.: Воениздат, 1985. – 191 с.

13. Страницы народного подвига. (Калининская область в годы Великой Отечественной войны): Сборник документов и материалов. - М.: Политиздат, 1974. - 412 с.

 

УДК 378.147

Останина В. А.

 Воспитатель детского сада (Нижняя Салда, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. Статья посвящена деятельности детских дошкольных образовательных учреждений в годы Великой Отечественной войны. Автор рассказывает о том, как все сотрудники детского сада пытались сохранить жизнь и здоровье детей в нелёгкие для страны годы.

Ключевые слова: Детский сад, Великая отечественная война.

 

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь советского народа неожиданно. Раннее июньское утро началось с бомбёжки и воя сирен, с огромных разрушений и жестокости. Всё мужское население встало на защиту своих родных и близких, на защиту своей Родины. Женщины тоже не остались в стороне - ушли на фронт медсёстрами, заменили своих мужей у станков на заводах и фабриках.

В эти дни появилось огромное доверие семьи к нашим детским учреждениям. Родители спокойно расставались с детьми, хотя многие из них попадали в большой детский коллектив впервые. Детские сады взяли на себя серьёзную ответственность – за жизнь и здоровье детей, чьи родители защищали Родину от врага.

С первых дней войны встала задача о расширении сети детских садов: об уплотнении уже имеющихся и о создании новых. Например, в детских садах с численностью 150 детей, изыскивали возможность принять до 250 детишек [3, с. 16].

Требовалось увеличить количество оборудования. Нужны были столы, кроватки, стулья. Члены коллективов детских садов с помощью родителей старались решить все эти задачи, ремонтировали всю возможную мебель, вместо стульчиков изготавливали скамейки. С бельём помогали общественные организации. Одним из необходимых условий, обеспечивающих жизнь детей, является правильная организация питания. Детские сады обеспечивались питанием бесперебойно. Питание в детских садах не ухудшилось. Многие сотрудники детского сада разбили на своих и прилежащих территориях огороды, сумели сделать большие запасы овощей. Засолили огурцы, помидоры, заготовили зелень, засыпали морковь, картофель, свеклу [1, с. 15].

Военное время внесло много изменений в жизнь дошкольных организаций. Необходимо было увеличить часы работы детских садов, ведь мамы работали на заводах порой и в две смены. Учитывая это, многие воспитатели работали по 9, а то и 12 часов, оставаясь, порой в ночную смену. Никто из сотрудников не спрашивал о дополнительной оплате труда, о переработках. Понимали – в сложившейся ситуации это необходимо, иначе нельзя.

В условиях военного времени каждый ребёнок требует большего внимания, порой приходилось и помыть ребятишек, постирать им одежду, подстричь ногти, пришить пуговицу. Родители, отдавая все свои силы трудовому фронту, стали реже видеть своих детей.

Жизнь в детских садах кипела. Все сотрудники детских садов трудились на благо детей. Здесь уже было неважно, воспитатель ты или нянечка, о детях нужно было заботиться всем вместе. Их нужно было оградить от тягот войны. Сохранить жизнь и здоровье детей.

В эти нелёгкие годы ни один детский сад не закрылся, а наоборот их стало больше. Многие детские сады стали интернатами, где ребятишки находились и днём и ночью. В стужу отпускать ребёнка из относительно тёплой температуры детского сада домой, где он попадал в леденящий холод – это значит обрекать его на неминуемую болезнь. Слабые дети в первую очередь переводились на интернатное обслуживание. Около 70% детей детских садов было охвачено интернатными группами.

Порой воспитатели и нянечки стали для детей и мамой и папой сразу, ведь многие родители детей гибли в кровопролитных боях и пропадали без вести. Старшие ребята проявляли заботу о младших, они делятся своими игрушками, помогают одеваться, укладывают спать, играют с ними. В играх маленьким ребятам отводится роль детей, а старшие изображают отцов и матерей. Ребёнок загрустил – это не останется незамеченным в детском саду. Тёплое слово, беседа, интересное занятие и ребёнок снова улыбается.

Спокойное поведение воспитателя во время бомбёжки, ровный тон её голоса успокаивающе действовали на детей. Они без капризов следовали за ним в бомбоубежище, когда это было необходимо. При прогулках жарким днём, при звуках приближающихся самолётов, дети моментально снимали с головы панамки и прятали их. Светомаскировка в детских садах, сигналы воздушной тревоги отразились и в играх детей. Дети играют в «тревогу». Изображают сирену, и прячут свои игрушки в щели, сделанные в песке. Через несколько минут громко и радостно кричат: «Отбой! Угроза миновала!» И снова радость и смех. Так же чаще стали играть в «больницу», называя эту игру «госпиталь». Они лечат своих мишек и матрёшек, а потом торжественно провожают на фронт, чтобы победить врага.

Изменилась тематика детских рисунков: они рисуют наши самолёты в небе, которые бьют врага, танки на выжженной земле, обязательно наши, с красной звездой, гонящие немцев далеко с родной земли. В рисунках появляются дома без дверей – печальные картины пережитых бомбёжек. В пояснительных рассказах к рисункам дети показывают твёрдую уверенность в скорой победе наших бойцов над беспощадным врагом.

Много творческой инициативы проявили воспитатели, чтобы всеми возможными способами отвлечь детей от тягот военных будней и скрасить их существование. Они придумывали новые игры, загадки, сюрпризы. Переносили все эти игры порой в бомбоубежища, чтобы дети не пугались необходимости пребывания там во время вражеских налётов. Подарить детям радость, помочь забыть об ужасах войны, вернуть им смех – вот задача воспитателя.

Дети получают письма отцов с фронта. Эти письма полны бодрости и веры в победу над врагом, благодарности воспитателям за заботу о детях. Например, воспитанница детского сада-интерната города Тула показала ребятам письмо своего отца с фронта, где он рассказывал о своём товарище, который очень переживал за свою жену и дочку, оставшихся в его родном городе, не успев эвакуироваться, и ребята решили написать ему письмо со словами поддержки. Пытались успокоить, вселить веру в то, что его близкие живы и ждут домой с победой. Так завязалась переписка. Ребята слали одно большое письмо, которое им помогали писать воспитатели, а в ответ получали много треугольников от солдат. Вот строки одного из таких писем: «Дорогие мои! Я вас ведь не видел ни разу, но кажется, знаю всех в лицо! Как я благодарен вам за ваши тёплые, искренние строки! Знали бы вы, как они важны для меня, как я жду их. У меня словно появилось много-много родных...». Так дети пытались поддержать дух солдат. Старшие ребята вместе с воспитателями посещали госпитали, где поддерживали раненых солдат, дарили им свои рисунки, слушали рассказы о войне.

Позже в детские сады стали привозить ребят после лечения в госпиталях. Воспитатели старались заранее рассказать детям о приходе нового ребёнка, возбудить в них потребность оказать ему особое внимание. Ребята встречали таких детей как уже знакомых, рассказывали им о своих игрушках, показывали свои рисунки, приглашали вместе играть. Так новым ребятам было проще войти в коллектив, забыть о пережитом, сблизиться с детьми.

Не все детские сады оставались в своих городах. Реальность военного времени заставляла руководителей дошкольных учреждений проводить экстренную эвакуацию детских садов в тыл. Заведующие детскими садами приобрели функции начальников объектов. От них требуется большая оперативность, чёткость руководства, строжайшая дисциплина, инициатива и самоотверженность в труде [1, с. 17].

К примеру, из Ленинграда детские сады эвакуировали в тыл. Перевозили детей в основном ночью, боясь попасть под бомбёжку. Фашистские самолёты обстреливали детские эшелоны. Детям пришлось пережить многое. Большое мужество и героизм проявили педагоги в защите детей. Заведующие детскими садами грамотно руководили своими сотрудниками, настраивали их на чёткие, слаженные действия. Педагоги старались оградить детей от тягот и ужасов войны. Малышам старались не говорить, что необходимо покинуть автобус или эшелон и спрятаться в лесу от бомбёжки, объясняя, что идут гулять. Старшим детям, говорили правду, настраивая их не бояться и не пугать малышей. Не редкий случай, когда дети видели вражеские самолёты над головой и начинали паниковать, но воспитатели убеждали их, что вот сейчас прилетят наши и прогонят врагов. И дети им верили! 

В тылу детей встречали, размещали в подготовленные здания. Районные организации и колхозники обеспечили ребятишек всем необходимым.

Много сил положили лучшие дошкольные работники, чтобы не только не снизить качества работы в детских садах, но и поднять её на высшую ступень. Дошкольные работники нашей страны были бойцами в тылу, они ковали победу плечом к плечу с защитниками Родины!

С гордостью и доблестью выполнили свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжёлыми испытаниями!

Литература:

1. Колесникова А.А. Детские сады Московской области в дни войны // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 14-24.

2. Милютинская, А. О детских садах во время войны. - Военное обозрение. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://topwar.ru/107211-o-detskih-sadah-vo-vremya-voyny.html, свободный.

3. Раскин Л.Е. Год работы с дошкольниками в Ленинграде //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 13-25.

 

УДК 373.1

Паршуткина И. Г.

Педагог-организатор СОШ № 1

им. Героя Советского Союза В. П. Ферапонтова (Белебей, Россия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.028 с.)