Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодежи в Д. Урман-бишкадак
В 2019 годуУрман-Бишкадакской средней школе исполнилось 95 лет со дня основания. Она имеет свою богатую и интересную историю. Давайте мысленно перенесемся в далекие годы становления нашей республики... 20 марта 1919 года Советское правительство утвердило «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии». 23 марта он был опубликован в газете «Известия». Этот день считается днем рождения автономной Башкирской республики. Первой столицей автономной республики стал г. Стерлитамак. В 1919—1922 он являлся резиденцией правительства Башкирской Советской Республики. Первая мировая война, две революции 1917 года, последовавшая за ними гражданская война, подорвали экономику, затормозили развитие страны. Башкортостан также находился в плачевном состоянии после грабежей и разрухи гражданской войны. Правительство Малого Башкортостана, провозгласившее о своей независимости, начинает делать первые шаги. Наряду с восстановлением экономики республики необходимо было возрождать образование. Вставал вопрос: с чего начинать? Дореволюционной системы образования не было. Медресе, в которых обучали раньше, не имели права учить детей. Перед правительством стояла задача - создать новую систему образования, подготовить педагогические кадры, построить здания для школ. Все это невозможно было сделать за короткий период времени. В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР» [1]. Правительство Заки Валидова в 1919 году постановило в каждой деревне Башкортостана открыть единые трудовые школы. Они должны были давать начальное образование детям 8-10 лет. Большая нехватка ощущалась в педагогических кадрах. Учитывая это, коммисариат народного просвещения попросил разрешения у правительства преподавать в школах бывшим муллам и муэдзинам. С 10 октября 1919 года правительством было дано разрешение на открытие школ 1 и 2 ступени. Система общеобразовательных школ в республике к концу 1920-х годов включала в себя несколько основных типов: начальная школа II ступени, семилетка, девятилетка, школы фабрично-заводского ученичества и школы крестьянской молодёжи [10]. Наша деревня Урман-Бишкадак расположена близко к г.Стерлитамак, и ее не обошли стороной вихри революции, гражданской войны и послевоенные преобразования.
В 1920 году в тихой размеренной жизни д. Урман-Бишкадак, произошло неординарное событие. В деревню приехал соратник З.Валидова Абдрашит Бикбауов. На сельском сходе он выступил перед жителями с речью. Он говорил о том, что башкирское правительство, их семьи, учителя голодают. Затем он обратился с таким предложением: жители села вырастят для правительства урожай, а горожане выделят для этой цели лошадей и посевной материал. Осенью же, когда будут рассчитываться, оставят деревне лошадей. Сверх этого, в знак благодарности, правительство обещало построить в этой маленькой башкирской деревне школу. Об этом эпизоде в истории нашей деревни писали в своих очерках Супан Имангулов, Рамазан Кутушев, также об этом упоминается в романе Р. Баимова «Сыбар Шонкар». После голода 1921 года состояние дел у правительства Малой Башкирии было не в лучшем состоянии. Запланированное стороительство здания школы в деревне Урман-Бишкадак также откладывалось. Лишь в феврале 1923 года Президиум исполнительного комитета Стерлитамакского кантона утверждает смету на строительство 2-х этажной школы, рассчитанной на 100 учеников в деревне Урман-Бишкадак, вместе с интернатом и другими хозяйственными постройками. Таким образом, в 1924 году начала свою работу Урман-Бишкадакская ШКМ (школа крестьянской молодежи), учебное заведение нового типа. В 1924-1925 учебном году было запланировано начать обучение 70 учеников. Был утвержден штат из 3-х учителей, 1 сторожа,1 повара,1 прачки [8]. ШКМ должен был подготовить из сельской молодёжи культурных земледельцев и общественников-кооператоров, вооружить подростков необходимыми знаниями для культурного ведения земледелия на кооперативной основе. ШКМ являлась продолжением школы I ступени и обеспечивала выпускникам возможность получить образование во втором концентре школы II ступени или техникуме. Школы крестьянской молодёжи к концу 1926/1927 учебного года заняли значительное место в системе народного образования, и на ХIII Всероссийском съезде Советов было решено постепенно преобразовать все деревенские школы-семилетки и школы II ступени в школы крестьянской молодёжи. В 1930 году они были переименованы в школы колхозной молодёжи.
В народе ШКМ называли школой Заки Валиди. Это была единственная школа на большой регион. Сюда приезжали учиться из близлежащих и дальних деревень; например, из Кусяпкулово, Ишеево, Янауыл, Карайганово, Ахмерово, Канакаево, Аптиково, Салихово, а также из Стерлитамакского, Гафурийского, Мелеузовского районов. Школа была рассчитана на 70 учеников. При школе был интернат. Ученики, которым не хватило места в интернате, жили у местных жителей. Первым директором был Газиз Валитов, в его обязанности также входила организация питания учеников. Он обратился в земельный комитет Юрматинской волости с просьбой о выделении земли под нужды ШКМ. На выделенных площадях, силами учеников выращивали пшеницу и картофель. Чуть позже у школы появилась своя ферма для разведения кур, свиней. С большими трудностями, но была решена проблема организации питания. В школе была большая текучесть кадров, за первые 10 лет работы сменилось много учителей. Газиза Валитова заменил более молодой директор Абдельхакимов, в 1929-1930 учебном году директором был Альмухаметов. Физику и математику вел преподаватель Аблязов, русский язык и литературу - Пальгова, природоведение – Зайнуллин, Р. Хабибуллина. Также упоминаются учителя Бурангулов, Юмагужина, Нагаев. В 1935-1936 учебном году директором школы был назначен Усманов. Биологию вел З. Даушев, физику - Абдрахманов, русский язык и литературу П.Ш.Немков, башкирский язык – Лутфулла Карамышев, историю – М.С. Мавлютова (Карамышева) [4; 8]. Радикальная трансформация структуры образования последовала в 1934 году: постановением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 15 мая «О структуре начальной и средней школы СССР» установлена единая организационная структура школы: начальная школа, неполная средняя и средняя. В связи с этим ШКМ и ФЗС упразднены. Накануне Великой Отечественной войны ШКМ закрыли. В здании ШКМ был открыт детский дом. В годы войны наша деревня приютила под свое крыло очень многих сирот со всей страны и стала для них вторым домом. За 10-12 лет деятельности Урман-Бишкадакская ШКМ выпустила из своих стен более сотни выпускников. Многие из них впоследствии стали участниками Великой Отечественной войны… В краеведческом музее МБОУ СОШ села Урман-Бишкадак собран богаый материал о выпускниках ШКМ. Здесь представлены письма с фронта, награды, наградные листы, фотографии, рукописи воспоминаний. Мы помним каждого из них и постараемся сохранить память о них для потомков.
Литература: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_СССР 2. Долинин А. На огненной дуге. Ишимбай. 2001. с. 54-56 3. Имангулов С. Тәkдир kәләмдәре миндә булhа…/ Газета «Торатау». 4. Имангулов С. Зәки Вәлиди мәктәбе / Газета «Йәшлек», 1992. 5. Имангулов С. Кескәй ватанымдын сағыу йондоҙҙары. 27. 02. 96. 6. Имангулов С. Уттарға инделәр балалар / Газета «Торатау» 15. 06. 94. 7. Имангулов С. Урман-Бишкадак / Газета «Башкортостан». 26.04.94. 8. Кутушев Р. Тэyгелэрзен береhе / Газета «Башкортостан». 25. 01. 96. 9. Материалы, хранящиеся в фонде краеведческого музея Урман- Бишкадакской СОШ. 10. Скворцова С.Г. Система учебных заведений профессионально-технического образования в Башкирии в 1920-1930 годы.
УДК 37.018.2 Ичетовкина Н. М. Канд. пед. н., ГГПИ им. В.Г. Короленко (Глазов, Россия)
СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИМНАЗИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗАНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА) Аннотация: В результате анализа теоретических трудов, периодических изданий и архивных материалов начала ХХ века автором определено содержание патриотического воспитания, осуществлявшегося классными наставниками в отечественной гимназии (знания и факты, эмоционально-чувственный компонент, участие в социально-значимой деятельности). Ключевые слова: гимназия, патриотическое воспитание, классный наставник, классный руководитель.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, определили трансформацию ценностей в сознании подрастающего поколения. В этих условиях особенно остро возникает необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания в деятельности современного классного руководителя. В связи с этим закономерно обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии. В результате анализа теоретических трудов, периодических изданий и архивных материалов начала ХХ в., отражающих различные аспекты деятельности классных наставников в гимназиях Казанского учебного округа, мы определили содержание патриотического воспитания: знания и факты, эмоционально-чувственный компонент, участие в социально-значимой деятельности. Наибольший интерес представляет для нас период начала ХХ века, когда общественно-политическая и военная ситуация в стране была насыщена примерами патриотического содержания. В источниках этого периода зафиксировано три масштабных события, существенно повлиявших на содержание воспитательной деятельности классных наставников, — празднование столетия Отечественной войны в 1912 году, трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году и I Мировая война, начавшаяся в 1914 году. Победа России в Отечественной войне в 1812 году отражала военную и экономическую мощь государства, талант полководцев, героизм народа. А юбилей правящей династии Романовых свидетельствовал о стабильности монархии, богоизбранности царской фамилии.
Активизации познавательного интереса к происходящим событиям способствовали воспитательные мероприятия, праздничные богослужения в гимназических церквях, религиозно-нравственные беседы, проводимые классными наставниками, написание сочинений на исторические темы. В гимназические библиотеки приобретались подарочные альбомы, книги, картины. Известно, что воспитанники некоторых гимназий получали юбилейные издания «Отечественная война», «Александр I», «Сто лет назад», «Двенадцатый год на Руси». В I казанской гимназии была изготовлена настенная таблица «Родословие российского царствующего Дома», которая украшала гимназические стены и использовалась в качестве наглядного пособия по изучению истории России, династии Романовых в частности [1, л. 14]. Воспитательная система отечественной гимназии чутко реагировала на социально-политические события, происходившие в стране и регионах. Наиболее значимым событием начала ХХ столетия явилось участие Российской империи в I Мировой войне, определившее перемены в деятельности всей гимназии и классных наставников в особенности. В сложный военный период необходимо было воспитывать граждан-патриотов, приверженцев монархии, формировать у детей чувство сопричастности к общегосударственному делу разгрома врага. Данные чувства, качества формировали классные наставники как координаторы воспитательной системы отдельного класса и гимназии в целом. Интерес к истории, обычаям и традициям народов проявлялся через беседы классных наставников с воспитанниками на исторические, военные темы. Классные наставники рассказывали о территории, охваченной военными действиями, о положении детей и школы там. Воспитанникам гимназий сообщалось также о подвигах людей, отстаивающих Родину в тылу, о труде государственных деятелей, телеграфистов, сестер милосердия, крестьян; приводились примеры великодушия русского солдата, приведшего раненого пленника-немца и отдавшего ему свою порцию; военных, спасающих немецких детей. Данные факты позволяли детям испытывать чувства гордости и патриотизма. Конечно, гимназисты получали информацию из газет, от родителей, от знакомых, но все-таки общую картину формировала школа, главным образом классные наставники. Таким образом, эмоционально-чувственный компонент наполнялся характеристиками военных событий, примерами героизма и доблести русских солдат, организацией и проведением воспитательных мероприятий. Важным фактором, определившим содержание патриотического воспитания гимназистов, являлась национальнаяидея, идея славянского братства, которая прослеживалась преимущественно в содержании воспитательных мероприятий — репертуар гимназического хора обязательно содержал гимн «Гей, славяне», «Вспомним, братцы, россов славу», «Боже, Царя храни» [2, л. 2]. Промонархический характер содержания номеров свидетельствовал о воспитании в учениках приверженности государственному устройству, русскому народу. Классные наставники использовали патриотический потенциал национальной литературы, знакомили воспитанников с географией, историей, обычаями и традициями предков и современников, формируя таким образом национальное самосознание, уважение к прошлому и настоящему Родины.
Самым содержательным компонентом патриотического воспитания гимназистов явилось их участие в социально-значимой деятельности,которая реализовывалась в устройстве мероприятий - патриотических концертов, спектаклей, чтений; благотворительных вечеров, сборов, изготовления воспитанниками вещей, подарков для отправки солдатам. Так, из протокола заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии мы узнаем об организации благотворительного спектакля «с целью развития патриотизма у детей, а также сбора средств для пособий детям героев и жертв I Мировой войны» [3, л. 6]; а в III казанской гимназии в пользу «неимущих» учеников была поставлена оперетта «Севильский цирюльник» [4, л. 4]. Факты участия воспитанников гимназий в сборах вещей на нужды фронта были отмечены во многих городах империи. Так, гимназисты г. Казани под руководством классного наставника А.М. Магницкого собрали и отправили на фронт праздничные пасхальные подарки [5, л. 50]. Туда же вкладывались письма детей солдатам. Отметим, что традиция написания писем была достаточно распространена в этот период. Классная наставница одной из гимназий приводит пример такого письма [6, с. 3]: «Дорогой солдатик, защитник Родины, желаю тебе победить врага…», затем просили написать «Как Вы живете» и желали вернуться с войны здоровыми, а в конце неизменно стояла просьба «Пришлите ответ». Известны случаи, когда ответные письма приходили на адрес школы. В них солдаты благодарили гимназистов за проявленное внимание: «Милые казанцы, мы не можем обойти молчанием о тех радостях и приятных минутах, когда наши герои получили подарки, постараемся поддержать нашу славу, сокрушить ненавистного врага славянства». Известно также, что гимназистки Казанского учебного округа занимались изготовлением белья для раненых [7, с. 792]. Естественно, главной целью подобных акций являлось предоставление гимназистам возможности принять косвенное участие в происходящих событиях, «внести вклад в победу». В условиях I Мировой войны возник объективный недостаток рабочих рук, прежде всего в сельскохозяйственной сфере. Это повлекло за собой организацию трудовых дружин для сезонной помощи семьям участников военных действий [8, л. 60]. Такая деятельность позволяла гимназистам реализовать альтруистические желания, помощь Родине, народу, конкретным семьям не только словами, но и реальными поступками. Гимназические педагоги, классные наставники констатировали естественное желание воспитанников сохранить память о героях. С этой целью в актовых залах некоторых гимназий возводились мраморные доски с фамилиями участников военных событий; организовывались выставки, посвященные войне [9, с. 113]. Подготовка экспозиций способствовала лучшему пониманию и оценке воспитанниками военных и политических событий, позволяла гимназистам принять участие в сохранении памяти об участниках военных действий. Воспитательная система отечественной гимназии основывалась на тесном сотрудничестве с семьями учеников. Родители также участвовали в сборах вещей, медикаментов для пострадавших от войны районов. Таким образом усиливалась связь семьи и школы, происходило приобщение родителей к делам школы. Классные наставники и сами активно участвовали в различных общественных организациях и объединениях. Так, созданный в годы I Мировой войны «Комитет помощи пострадавшим», в который, кроме классных наставников, входили педагоги, общественные деятели, работники СМИ, врачи, занимался оказанием помощи пострадавшим от войны, обустройством лазаретов, лечением раненых, оказанием продовольственной помощи [10, с. 379]. К сфере деятельности комитета относилась также материальная и педагогическая помощь семьям, забота о детях. Комитет оказывал поддержку учителям-беженцам, прибывшим из областей, охваченных военными действиями; семьям педагогов, призванных на войну, и, наконец, самим учителям, лишившимся в связи с войной заработка. Таким образом, общественно-политические и военные события начала ХХ века создали благоприятную обстановку для нравственного, патриотического воспитания гимназистов, определив тем самым приоритетные направления в деятельности классных наставников. Содержание патриотического воспитания, осуществляемого классными наставниками, определялось, с одной стороны, знаниями и фактами о развитии монархии, военных и политических событиях. Эмоционально-чувственный компонент наполнялся характеристиками военных событий, примерами героизма и доблести русских солдат, организацией и проведением воспитательных мероприятий. Важным моментом в патриотическом воспитании являлось участие и наставников, и гимназистов в социально-значимой деятельности (сбор пожертвований, изготовление вещей, подарков для солдат, организация санитарных и трудовых дружин, выставок), что формировало у них готовность к выполнению гражданского долга защиты Родины. Обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классных наставников позволяет констатировать, что патриотическое воспитание в гимназии было направлено на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений; патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому; готовности к выполнению гражданского долга защиты Родины. В заключение отметим, что, несмотря на успешную в целом постановку воспитательного процесса в гимназии, классные наставники в исследуемый период испытывали ряд трудностей. В периодической печати встречаются свидетельства наставников о чрезвычайно низком уровне дисциплины в гимназии; известно об участии воспитанников в различных кружках и объединениях, увлечения их революционными идеями. На наш взгляд, данные факты свидетельствуют о «неофициальном патриотизме» гимназистов, вступающем в противоречие с существующей воспитательной системой. Кроме того, активное участие самих наставников в различных организациях, общественных движениях, благотворительных фондах отвлекало их от непосредственной воспитательной работы с детьми. Другая трудность была вызвана низкой оплатой труда преподавателей и воспитателей гимназии, следовательно, тяжелым материальным положением наставников, еще более усугубленным военными событиями.
Литература: 1. Об организуемой в Санкт-Петербурге юбилейной художественно-исторической выставке в память 300-летия царствования Дома Романовых // Национальныйархив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 87 I Казанская мужская гимназия, оп.1, д. 8004. Л. 14. 2. Об актах, вечерах, концертах, спектаклях и прочих развлечениях для учащихся III Казанской мужской гимназии в 1915 г. // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2380. Л. 2. 3. Протоколы заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии // Центральныйгосударственный архив Удмуртской Республики. Ф.89 Глазовская мужская гимназия, оп. 1, д. 17. Л. 6. 4. О вечерах, балах, праздниках, спектаклях, концертах в III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф. 88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2082. Л. 4. 5. О пожертвованиях на Красный крест III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2383 Л. 50. 6. Отражение войны в жизни детей // Русская школа. - 1915. - №12. - С. 3. 7. Отклики войны // Вестник образования и воспитания. - 1914. - Т. 1. - №9. - С.792. 8. Об ученических экскурсиях и трудовых дружинах в III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д. 2431 Л. 60. 9. Хроника школьной жизни // Вестник образования и воспитания. - 1915. - №1. - С.113. 10. Педагогическая хроника // Воспитание и образование. – 1914. - №1. - С. 379. УДК 930.85 Калмакова Е. А. Учитель СОШ (с. Карлыханово, РБ, Россия)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.039 с.) |