Молодежи в Д. Урман-бишкадак 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежи в Д. Урман-бишкадак



 

В 2019 годуУрман-Бишкадакской средней школе исполнилось 95 лет со дня основания. Она имеет свою богатую и интересную историю. Давайте мысленно перенесемся в далекие годы становления нашей республики...

20 марта 1919 года Советское правительство утвердило «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии». 23 марта он был опубликован в газете «Известия». Этот день считается днем рождения автономной Башкирской республики. Первой столицей автономной республики стал г. Стерлитамак. В 1919—1922 он являлся резиденцией правительства Башкирской Советской Республики.

Первая мировая война, две революции 1917 года, последовавшая за ними гражданская война, подорвали экономику, затормозили развитие страны. Башкортостан также находился в плачевном состоянии после грабежей и разрухи гражданской войны.

Правительство Малого Башкортостана, провозгласившее о своей независимости, начинает делать первые шаги. Наряду с восстановлением экономики республики необходимо было возрождать образование. Вставал вопрос: с чего начинать? Дореволюционной системы образования не было. Медресе, в которых обучали раньше, не имели права учить детей. Перед правительством стояла задача - создать новую систему образования, подготовить педагогические кадры, построить здания для школ. Все это невозможно было сделать за короткий период времени.

В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР» [1]. Правительство Заки Валидова в 1919 году постановило в каждой деревне Башкортостана открыть единые трудовые школы. Они должны были давать начальное образование детям 8-10 лет. Большая нехватка ощущалась в педагогических кадрах. Учитывая это, коммисариат народного просвещения попросил разрешения у правительства преподавать в школах бывшим муллам и муэдзинам. С 10 октября 1919 года правительством было дано разрешение на открытие школ 1 и 2 ступени.  Система общеобразовательных школ в республике к концу 1920-х годов включала в себя несколько основных типов: начальная школа II ступени, семилетка, девятилетка, школы фабрично-заводского ученичества и школы крестьянской молодёжи [10].   

Наша деревня Урман-Бишкадак расположена близко к г.Стерлитамак, и ее не обошли стороной вихри революции, гражданской войны и послевоенные преобразования.

В 1920 году в тихой размеренной жизни д. Урман-Бишкадак, произошло неординарное событие. В деревню приехал соратник З.Валидова Абдрашит Бикбауов. На сельском сходе он выступил перед жителями с речью. Он говорил о том, что башкирское правительство, их семьи, учителя голодают. Затем он обратился с таким предложением: жители села вырастят для правительства урожай, а горожане выделят для этой цели лошадей и посевной материал. Осенью же, когда будут рассчитываться, оставят деревне лошадей. Сверх этого, в знак благодарности, правительство обещало построить в этой маленькой башкирской деревне школу. Об этом эпизоде в истории нашей деревни писали в своих очерках Супан Имангулов, Рамазан Кутушев, также об этом упоминается в романе Р. Баимова «Сыбар Шонкар».

После голода 1921 года состояние дел у правительства Малой Башкирии было не в лучшем состоянии. Запланированное стороительство здания школы в деревне Урман-Бишкадак также откладывалось. Лишь в феврале 1923 года Президиум исполнительного комитета Стерлитамакского кантона утверждает смету на строительство 2-х этажной школы, рассчитанной на 100 учеников в деревне Урман-Бишкадак, вместе с интернатом и другими хозяйственными постройками.

Таким образом, в 1924 году начала свою работу Урман-Бишкадакская ШКМ (школа крестьянской молодежи), учебное заведение нового типа. В 1924-1925 учебном году было запланировано начать обучение 70 учеников. Был утвержден штат из 3-х учителей, 1 сторожа,1 повара,1 прачки [8]. 

 ШКМ должен был подготовить из сельской молодёжи культурных земледельцев и общественников-кооператоров, вооружить подростков необходимыми знаниями для культурного ведения земледелия на кооперативной основе. ШКМ являлась продолжением школы I ступени и обеспечивала выпускникам возможность получить образование во втором концентре школы II ступени или техникуме. Школы крестьянской молодёжи к концу 1926/1927 учебного года заняли значительное место в системе народного образования, и на ХIII Всероссийском съезде Советов было решено постепенно преобразовать все деревенские школы-семилетки и школы II ступени в школы крестьянской молодёжи. В 1930 году они были переименованы в школы колхозной молодёжи.    

 В народе ШКМ называли школой Заки Валиди. Это была единственная школа на большой регион. Сюда приезжали учиться из близлежащих и дальних деревень; например, из Кусяпкулово, Ишеево, Янауыл, Карайганово, Ахмерово, Канакаево, Аптиково, Салихово, а также из Стерлитамакского, Гафурийского, Мелеузовского районов.

Школа была рассчитана на 70 учеников. При школе был интернат. Ученики, которым не хватило места в интернате, жили у местных жителей. Первым директором был Газиз Валитов, в его обязанности также входила организация питания учеников. Он обратился в земельный комитет Юрматинской волости с просьбой о выделении земли под нужды ШКМ. На выделенных площадях, силами учеников выращивали пшеницу и картофель. Чуть позже у школы появилась своя ферма для разведения кур, свиней. С большими трудностями, но была решена проблема организации питания.

В школе была большая текучесть кадров, за первые 10 лет работы сменилось много учителей. Газиза Валитова заменил более молодой директор Абдельхакимов, в 1929-1930 учебном году директором был Альмухаметов. Физику и математику вел преподаватель Аблязов, русский язык и литературу - Пальгова, природоведение – Зайнуллин, Р. Хабибуллина. Также упоминаются учителя Бурангулов, Юмагужина, Нагаев.

В 1935-1936 учебном году директором школы был назначен Усманов. Биологию вел З. Даушев, физику - Абдрахманов, русский язык и литературу П.Ш.Немков, башкирский язык – Лутфулла Карамышев, историю – М.С. Мавлютова (Карамышева) [4; 8].

 Радикальная трансформация структуры образования последовала в 1934 году: постановением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 15 мая «О структуре начальной и средней школы СССР» установлена единая организационная структура школы: начальная школа, неполная средняя и средняя. В связи с этим ШКМ и ФЗС упразднены.

Накануне Великой Отечественной войны ШКМ закрыли. В здании ШКМ был открыт детский дом. В годы войны наша деревня приютила под свое крыло очень многих сирот со всей страны и стала для них вторым домом.

За 10-12 лет деятельности Урман-Бишкадакская ШКМ выпустила из своих стен более сотни выпускников. Многие из них впоследствии стали участниками Великой Отечественной войны…

В краеведческом музее МБОУ СОШ села Урман-Бишкадак собран богаый материал о выпускниках ШКМ. Здесь представлены письма с фронта, награды, наградные листы, фотографии, рукописи воспоминаний.

Мы помним каждого из них и постараемся сохранить память о них для потомков.

 

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_СССР

2. Долинин А. На огненной дуге. Ишимбай. 2001. с. 54-56

3. Имангулов С. Тәkдир kәләмдәре миндә булhа…/ Газета «Торатау».

4. Имангулов С. Зәки Вәлиди мәктәбе / Газета «Йәшлек», 1992.

5. Имангулов С. Кескәй ватанымдын сағыу йондоҙҙары. 27. 02. 96.

6. Имангулов С. Уттарға инделәр балалар / Газета «Торатау» 15. 06. 94.

7. Имангулов С. Урман-Бишкадак / Газета «Башкортостан». 26.04.94.

8. Кутушев Р. Тэyгелэрзен береhе / Газета «Башкортостан». 25. 01. 96.  

9. Материалы, хранящиеся в фонде краеведческого музея Урман-     Бишкадакской СОШ.

10. Скворцова С.Г. Система учебных заведений профессионально-технического образования в Башкирии в 1920-1930 годы. 

УДК 37.018.2

  Ичетовкина Н. М.

Канд. пед. н., ГГПИ им. В.Г. Короленко (Глазов, Россия)

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИМНАЗИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

(НА МАТЕРИАЛЕ КАЗАНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА)

Аннотация: В результате анализа теоретических трудов, периодических изданий и архивных материалов начала ХХ века автором определено содержание патриотического воспитания, осуществлявшегося классными наставниками в отечественной гимназии (знания и факты, эмоционально-чувственный компонент, участие в социально-значимой деятельности).

Ключевые слова: гимназия, патриотическое воспитание, классный наставник, классный руководитель.

 

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, определили трансформацию ценностей в сознании подрастающего поколения. В этих условиях особенно остро возникает необходимость совершенствования процесса патриотического воспитания в деятельности современного классного руководителя.

В связи с этим закономерно обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классного наставника в отечественной гимназии. В результате анализа теоретических трудов, периодических изданий и архивных материалов начала ХХ в., отражающих различные аспекты деятельности классных наставников в гимназиях Казанского учебного округа, мы определили содержание патриотического воспитания: знания и факты, эмоционально-чувственный компонент, участие в социально-значимой деятельности.

Наибольший интерес представляет для нас период начала ХХ века, когда общественно-политическая и военная ситуация в стране была насыщена примерами патриотического содержания. В источниках этого периода зафиксировано три масштабных события, существенно повлиявших на содержание воспитательной деятельности классных наставников, — празднование столетия Отечественной войны в 1912 году, трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году и I Мировая война, начавшаяся в 1914 году. Победа России в Отечественной войне в 1812 году отражала военную и экономическую мощь государства, талант полководцев, героизм народа. А юбилей правящей династии Романовых свидетельствовал о стабильности монархии, богоизбранности царской фамилии.

Активизации познавательного интереса к происходящим событиям способствовали воспитательные мероприятия, праздничные богослужения в гимназических церквях, религиозно-нравственные беседы, проводимые классными наставниками, написание сочинений на исторические темы. В гимназические библиотеки приобретались подарочные альбомы, книги, картины. Известно, что воспитанники некоторых гимназий получали юбилейные издания «Отечественная война», «Александр I», «Сто лет назад», «Двенадцатый год на Руси». В I казанской гимназии была изготовлена настенная таблица «Родословие российского царствующего Дома», которая украшала гимназические стены и использовалась в качестве наглядного пособия по изучению истории России, династии Романовых в частности [1, л. 14].

Воспитательная система отечественной гимназии чутко реагировала на социально-политические события, происходившие в стране и регионах. Наиболее значимым событием начала ХХ столетия явилось участие Российской империи в I Мировой войне, определившее перемены в деятельности всей гимназии и классных наставников в особенности. В сложный военный период необходимо было воспитывать граждан-патриотов, приверженцев монархии, формировать у детей чувство сопричастности к общегосударственному делу разгрома врага. Данные чувства, качества формировали классные наставники как координаторы воспитательной системы отдельного класса и гимназии в целом.

Интерес к истории, обычаям и традициям народов проявлялся через беседы классных наставников с воспитанниками на исторические, военные темы. Классные наставники рассказывали о территории, охваченной военными действиями, о положении детей и школы там. Воспитанникам гимназий сообщалось также о подвигах людей, отстаивающих Родину в тылу, о труде государственных деятелей, телеграфистов, сестер милосердия, крестьян; приводились примеры великодушия русского солдата, приведшего раненого пленника-немца и отдавшего ему свою порцию; военных, спасающих немецких детей. Данные факты позволяли детям испытывать чувства гордости и патриотизма. Конечно, гимназисты получали информацию из газет, от родителей, от знакомых, но все-таки общую картину формировала школа, главным образом классные наставники. Таким образом, эмоционально-чувственный компонент наполнялся характеристиками военных событий, примерами героизма и доблести русских солдат, организацией и проведением воспитательных мероприятий.

Важным фактором, определившим содержание патриотического воспитания гимназистов, являлась национальнаяидея, идея славянского братства, которая прослеживалась преимущественно в содержании воспитательных мероприятий — репертуар гимназического хора обязательно содержал гимн «Гей, славяне», «Вспомним, братцы, россов славу», «Боже, Царя храни» [2, л. 2]. Промонархический характер содержания номеров свидетельствовал о воспитании в учениках приверженности государственному устройству, русскому народу. Классные наставники использовали патриотический потенциал национальной литературы, знакомили воспитанников с географией, историей, обычаями и традициями предков и современников, формируя таким образом национальное самосознание, уважение к прошлому и настоящему Родины.

Самым содержательным компонентом патриотического воспитания гимназистов явилось их участие в социально-значимой деятельности,которая реализовывалась в устройстве мероприятий - патриотических концертов, спектаклей, чтений; благотворительных вечеров, сборов, изготовления воспитанниками вещей, подарков для отправки солдатам. Так, из протокола заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии мы узнаем об организации благотворительного спектакля «с целью развития патриотизма у детей, а также сбора средств для пособий детям героев и жертв I Мировой войны» [3, л. 6]; а в III казанской гимназии в пользу «неимущих» учеников была поставлена оперетта «Севильский цирюльник» [4, л. 4].

Факты участия воспитанников гимназий в сборах вещей на нужды фронта были отмечены во многих городах империи. Так, гимназисты       г. Казани под руководством классного наставника А.М. Магницкого собрали и отправили на фронт праздничные пасхальные подарки [5, л. 50]. Туда же вкладывались письма детей солдатам. Отметим, что традиция написания писем была достаточно распространена в этот период. Классная наставница одной из гимназий приводит пример такого письма [6, с. 3]: «Дорогой солдатик, защитник Родины, желаю тебе победить врага…», затем просили написать «Как Вы живете» и желали вернуться с войны здоровыми, а в конце неизменно стояла просьба «Пришлите ответ». Известны случаи, когда ответные письма приходили на адрес школы. В них солдаты благодарили гимназистов за проявленное внимание: «Милые казанцы, мы не можем обойти молчанием о тех радостях и приятных минутах, когда наши герои получили подарки, постараемся поддержать нашу славу, сокрушить ненавистного врага славянства». Известно также, что гимназистки Казанского учебного округа занимались изготовлением белья для раненых [7, с. 792]. Естественно, главной целью подобных акций являлось предоставление гимназистам возможности принять косвенное участие в происходящих событиях, «внести вклад в победу».

В условиях I Мировой войны возник объективный недостаток рабочих рук, прежде всего в сельскохозяйственной сфере. Это повлекло за собой организацию трудовых дружин для сезонной помощи семьям участников военных действий [8, л. 60]. Такая деятельность позволяла гимназистам реализовать альтруистические желания, помощь Родине, народу, конкретным семьям не только словами, но и реальными поступками.

Гимназические педагоги, классные наставники констатировали естественное желание воспитанников сохранить память о героях. С этой целью в актовых залах некоторых гимназий возводились мраморные доски с фамилиями участников военных событий; организовывались выставки, посвященные войне [9, с. 113]. Подготовка экспозиций способствовала лучшему пониманию и оценке воспитанниками военных и политических событий, позволяла гимназистам принять участие в сохранении памяти об участниках военных действий.

Воспитательная система отечественной гимназии основывалась на тесном сотрудничестве с семьями учеников. Родители также участвовали в сборах вещей, медикаментов для пострадавших от войны районов. Таким образом усиливалась связь семьи и школы, происходило приобщение родителей к делам школы.

Классные наставники и сами активно участвовали в различных общественных организациях и объединениях. Так, созданный в годы I Мировой войны «Комитет помощи пострадавшим», в который, кроме классных наставников, входили педагоги, общественные деятели, работники СМИ, врачи, занимался оказанием помощи пострадавшим от войны, обустройством лазаретов, лечением раненых, оказанием продовольственной помощи [10, с. 379]. К сфере деятельности комитета относилась также материальная и педагогическая помощь семьям, забота о детях. Комитет оказывал поддержку учителям-беженцам, прибывшим из областей, охваченных военными действиями; семьям педагогов, призванных на войну, и, наконец, самим учителям, лишившимся в связи с войной заработка.

Таким образом, общественно-политические и военные события начала ХХ века создали благоприятную обстановку для нравственного, патриотического воспитания гимназистов, определив тем самым приоритетные направления в деятельности классных наставников. Содержание патриотического воспитания, осуществляемого классными наставниками, определялось, с одной стороны, знаниями и фактами о развитии монархии, военных и политических событиях. Эмоционально-чувственный компонент наполнялся характеристиками военных событий, примерами героизма и доблести русских солдат, организацией и проведением воспитательных мероприятий. Важным моментом в патриотическом воспитании являлось участие и наставников, и гимназистов в социально-значимой деятельности (сбор пожертвований, изготовление вещей, подарков для солдат, организация санитарных и трудовых дружин, выставок), что формировало у них готовность к выполнению гражданского долга защиты Родины. Обращение к историческому опыту воспитательной деятельности классных наставников позволяет констатировать, что патриотическое воспитание в гимназии было направлено на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений; патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому; готовности к выполнению гражданского долга защиты Родины.

В заключение отметим, что, несмотря на успешную в целом постановку воспитательного процесса в гимназии, классные наставники в исследуемый период испытывали ряд трудностей. В периодической печати встречаются свидетельства наставников о чрезвычайно низком уровне дисциплины в гимназии; известно об участии воспитанников в различных кружках и объединениях, увлечения их революционными идеями. На наш взгляд, данные факты свидетельствуют о «неофициальном патриотизме» гимназистов, вступающем в противоречие с существующей воспитательной системой. Кроме того, активное участие самих наставников в различных организациях, общественных движениях, благотворительных фондах отвлекало их от непосредственной воспитательной работы с детьми. Другая трудность была вызвана низкой оплатой труда преподавателей и воспитателей гимназии, следовательно, тяжелым материальным положением наставников, еще более усугубленным военными событиями.

 

Литература:

1. Об организуемой в Санкт-Петербурге юбилейной художественно-исторической выставке в память 300-летия царствования Дома Романовых // Национальныйархив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 87 I Казанская мужская гимназия, оп.1, д. 8004. Л. 14.

2. Об актах, вечерах, концертах, спектаклях и прочих развлечениях для учащихся III Казанской мужской гимназии в 1915 г. // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2380. Л. 2.

3. Протоколы заседаний педагогического совета Глазовской мужской гимназии // Центральныйгосударственный архив Удмуртской Республики. Ф.89 Глазовская мужская гимназия, оп. 1, д. 17. Л. 6.

4. О вечерах, балах, праздниках, спектаклях, концертах в III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф. 88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2082. Л. 4.

5. О пожертвованиях на Красный крест III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп. 1, д. 2383 Л. 50.

6. Отражение войны в жизни детей // Русская школа. - 1915. - №12. - С. 3.

7. Отклики войны // Вестник образования и воспитания. - 1914. - Т. 1. - №9. - С.792.

8. Об ученических экскурсиях и трудовых дружинах в III Казанской мужской гимназии // НА РТ. Ф.88 III Казанская мужская гимназия, оп.1, д. 2431 Л. 60.

9. Хроника школьной жизни // Вестник образования и воспитания. - 1915. - №1. - С.113.

10.  Педагогическая хроника // Воспитание и образование. – 1914. - №1. - С. 379.

УДК 930.85

Калмакова Е. А.

Учитель СОШ (с. Карлыханово, РБ, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.039 с.)