Патриотическое воспитание подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотическое воспитание подростков



ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Аннотация. Сегодня возникла необходимость воспитания такого качества, как патриотизм – это любовь к Родине, Отчизне, к ее культуре, традициям. Для подростка быть патриотом значит ответственно относиться к учению и труду, уметь ценить, беречь культуру своей страны, участвовать в делах на благо себе и другим. Приобщение подростков к нравственному ценностному потенциалу музыкального искусства является одним из путей целенаправленного формирования их патриотических чувств. В содержании русских музыкальных сочинений представлены различные пласты: народная и композиторская (духовная, классическая музыка русских композиторов, произведения современных авторов).

Ключевые слова: лица подросткового возраста, патриотическое воспитание, чувство патриотизма, музыкальное искусство, нравственный ценностный потенциал искусства, отечественная музыкальная культура.

 

Современные условия жизни выдвигают требования к личности, отвечающие задачам общественного развития. Несоответствие требований общества и свойств личности должны корректироваться и обществом, и личностью, и системой воспитания. Наблюдаемое противоречие между требованиями общества и направленностью личности выдвигает необходимость воспитания такого качества, как патриотизм – это любовь к Родине, Отчизне, к ее культуре, традициям. Важнейшими нравственными приоритетами признаются любовь и преданность Отечеству, чувство национальной гордости, гражданственности [3].

Любовь к Родине – это высшее ценностное качество человека любой национальности. Это любовь, переживаемая и реализуемая в нравственности личности, в гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Чувство патриотизма ориентирует на активную жизненную позицию. Мы придерживаемся мнения, что для подростка быть патриотом значит ответственно относиться к учению и труду, уметь ценить, беречь культуру своей страны, участвовать в делах на благо себе и другим [1; 2].

Приобщение подростков к нравственному ценностному потенциалу музыкального искусства является одним из путей целенаправленного формирования патриотических чувств воспитуемых. В содержании русских музыкальных сочинений представлены различные пласты: народная и композиторская (духовная, классическая музыка русских композиторов, произведения современных авторов).

Народная музыка – это, прежде всего, духовный опыт народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества. В ней – доброта и взаимопомощь, сплоченность, коллективность. Народное искусство и профессиональное находятся во взаимодействии, отражая национальный характер, сохраняя вечные, непреходящие ценности. Так, например, русские народные песни несут в себе характерные особенности русской музыкальной культуры, богатства чувств, настроений и образов. В русских народных песнях представлены разнообразные человеческие чувства и характеры: высоко оцениваются верность, преданность, любовь к Родине («Отслужил солдат»»), исторические народные песни («Варяг» сл. Е. Студенской, «Бородино» сл. М. Лермонтова) полны мудрости, любви к родной земле, в них прославляется готовность защищать русскую землю от врагов.

Народное искусство как часть культуры влияет на нее через взаимодействие с искусством профессиональных композиторов, входит в жизнь людей как продукт духовной деятельности, формируя сознание человека нравственно и эстетически, приобщает подростков к ценностям патриотического характера. Так, духовная музыка русских композиторов отражает важнейшие проблемы православного мировоззрения, глубокие мысли о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни и смерти. Она несет в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. В духовной хоровой музыке рассказывается о любви к Родине (кантата «Москва» П.И. Чайковского), обличаются такие пороки, как корыстолюбие, предательство, считающиеся страшным грехом, неискупимым преступлением (песни иеромонаха Романа). Приобщение подростков к русской духовной музыке может способствовать развитию умения контролировать свои эмоции, воспитанию сдержанности, помогает открыть истинные ценности жизни: сострадание, гуманизм, патриотизм и др. [4].

Основными особенностями оперных хоров русских композиторов являются глубина передаваемых переживаний и разнообразие художественных приемов. В оперных хорах широко представлена тема Отечества. Героизм русского народа в борьбе с врагами, призывы к свободе, обращение к гражданскому чувству, беззаветная любовь к Родине, самоотверженность и готовность в любой момент встать на защиту своей земли нашли отражение в операх: «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь» А.П. Бородина.

Разнообразное содержание хорового творчества русских композиторов – это раздумья о жизни и смерти, выражение различных человеческих чувств, прославление исторических личностей. В произведениях нашли отражение народные праздники, обряды, традиции («Легенда» П.И. Чайковского), показана русская природа («Горные вершины» А.Г. Рубинштейна). Любовь к матери, семье, земле – эмоциональный источник патриотизма – главная тема произведений русских композиторов.

Музыкальные произведения современных композиторов опираются на традиции народной музыки и русской классики. Патриотические чувства выражены в сочинениях, например, «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Курские песни» Г.В. Свиридова, песни периода гражданской и Великой Отечественной войн и др.

При отборе музыкальных произведений учитывается нравственно-эстетическая ценность произведений, их эмоциональная насыщенность и жанровое разнообразие. Немаловажным условием являются и возрастные особенности подростков, их чувственный опыт. В построении программного материала осуществлялось руководство рядом взаимосвязанных принципов (как исторический, тематический, культурологический, синкретический), апробированные адекватные образовательно-воспитательные технологии позволяют организовать изученный процесс и фиксировать изменения нравственных качеств, патриотических чувств школьников подросткового возраста.

В конце апробации программы по формированию и развитию чувств патриотизма было отмечено, что стало ярче проявляться среди подростков желание приобщиться к отечественной хоровой культуре, осознанному пониманию бережного отношения к национальным и культурным традициям. Подростки получили определенные знания в области музыкального искусства, знают характерные черты и традиции русской музыки. При этом у школьников отмечается проявление творческой активности и индивидуальной ответственности в процессе их приобщения к музыкальным сочинениям патриотического содержания.

Таким образом, процесс формирования у подростков патриотических чувств может активизироваться путем приобщения их к музыкальному искусству. Музыкальные произведения гражданско-патриотического характера, народная музыка, образцы оперного русского искусства содержат нравственный ценностный потенциал, среди которых выделяются патриотизм.

 

Литература:

1. Зауторова Э. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций подростков средствами русской хоровой культуры: Дисс….. канд. пед. наук. – Вологда, 2002. – 167 с.

2. Кевля Ф. И., Зауторова Э. В. Воспитание патриотических чувств у лиц несовершеннолетнего возраста // Вопросы педагогики. 2019. №11-2. С. 91-93.

3. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классного руководителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160с.

4. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.

УДК 947.085

Захарищева М. А.

Доктор пед. н., профессор ГГПИ им. В.Г. Короленко (Глазов, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.007 с.)