Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В годы Великой Отечественной войны
Аннотация. Питание детей школьного возраста – основа нормального функционирования организма человека. Статья посвящена тому, как было организовано питание школьников в годы Великой Отечественной войны. Откуда брались продукты для питания в школах, каким образом детей обеспечивали самым необходимым. Ключевые слова: Великая Отечественная война, питание, школьное питание.
Важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы. Именно в этот возрастной период (7–17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое внимание, поскольку полноценное, сбалансированное питание - важнейшее условие нормального функционирования человеческого организма. На данный возрастной период приходится наиболее интенсивный рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Учебные заведения - это отдельный мир со своими правилами, распорядком, режимом. Всё здесь подчинено одному – дать ребенку знания. На это нацелена вся работа школы, детского сада или детского дома. Всё строго регламентировано – расписание занятий, время отдыха, время обеда. Учащиеся или воспитанники часто не задумываются о том, что они живут по режиму. Наверное, этим и хорошо детство – ты просто живёшь, а взрослые организуют твою жизнь. И от такого детства остаются самые лучшие воспоминания. К сожалению, в истории каждой страны есть своя война, которая не только прошлась по каждой семье, но и лишила детства целые поколения детей. Какие воспоминания остались у детей, которые пережили суровые, жестокие, страшные четыре года? С началом Великой Отечественной войны втянуты в неё оказались все. Не только потому, что каждая семья отправила кого-то на фронт, но и потому, что нужно было обеспечивать фронт едой, одеждой и боеприпасами, нужно было прокормить свою семью, а детям приходилось помогать взрослым. Очень часто дети работали наравне со взрослыми. Они вставали к станкам на заводах, шили одежду, работали в колхозах. Из воспоминания Сазиды Гафаровой, которая была в 1941 году ученицей 5-го класса Старокульшариповской школы Асекеевского района: «Из села за короткое время ушли на фронт практически все мужчины. 14 - 15-летние подростки работали прицепщиками, пахали землю на лошадях, на быках, хлеб жали лобогрейками. Зерно возили на лошадях и быках. Вечерами вязали теплые вещи для фронтовиков: варежки, носки. Посылки отправляли на фронт. Воспоминания этих лет наводят на грусть: голод, холод… классы, освещенные керосиновыми лампами. Стены, несмотря на печки, покрыты инеем. Мы сидели в школе за партами в одежде, в платках. Школа отапливалась кизяком, в заготовке которого принимали участие и учителя. Кто ходил в школу, старались посещать без пропусков – относились к учебе очень серьезно, учились напряженно, добросовестно. Из 16 выпускников 1943-1944 учебного года шесть учеников закончили школу на отлично. Учителя старались морально поддержать учащихся. Хорошистов и отличников награждали учебными принадлежностями. Премией могли служить: тетрадь, ручка, карандаш, пенал, книга…»
Партийные органы требовали от отделений народного образования проведения конкретных мер по решению проблемы всеобуча. Основные из них - создание в школах фондов материальной помощи, обеспечение школьников (в первую очередь детей фронтовиков) одеждой и обувью, организация школьных буфетов и горячего питания учащихся, поддержание элементарных гигиенических условий в школьных помещениях, для обеспечения ученике школьными принадлежностями. Взрослые прекрасно понимали – детям нужно дать возможность получить образование. Но при этом дети оставались детьми. Именно во время войны они очень хорошо понимали – учиться нужно. Несмотря на холод, голод, отсутствие одежды и обуви. «Задания нам давали такие же, как и взрослым. Непосильный, тяжелый труд, голод вызывали в нас, детях, жажду к учёбе» - из воспоминаний М. А. Чернышевой [1]. Отдельным вопросом было питание учащихся. Снабжение продовольствием населения в связи с войной было скудным. В первую очередь продуктами обеспечивался фронт, армия. Отсутствие полноценной еды плохо сказывалось на здоровье учащихся. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем. При школах организовывались буфеты, где учащиеся получали по 50 г хлеба ежедневно.
К сожалению, из-за недостаточной информации о развитии системы детского (школьного) питания в годы Великой Отечественной войны, полные выводы сделать невозможно. Однако можно с уверенностью утверждать, что и в этот тяжелый для страны период система питания детей и подростков продолжала развиваться» [2]. «В школах есть буфеты, которые отпускают учащимся завтрак: 50 г хлеба, 10 г сахара и чай (1 сентября был только хлеб). Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрены дополнительные карточки в столовую. Всего выделено 2 000 карточек для учащихся. Норма продуктов на одну карточку – 100 г хлеба и обед из двух блюд», – отмечено в акте готовности школ Чкалова к 1943-1944 учебному году. В 1942 - 1944 гг. Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению её в тех местах, где врагом были уничтожены школьные здания. По государственному бюджету 1944 г. был ассигнован 1 млрд. руб. на строительство новых школьных зданий и организацию питания учащихся. Для обеспечения учащихся горячим питанием в школах были задействованы все возможные ресурсы: пришкольные участки, подсобные хозяйства, договоры о взаимопомощи с колхозами, помощь шефов. В отдельных регионах для организации горячего питания школьников проводились декадники по сбору с населения и с пришкольных участков картофеля, зерна и овощей. Одним из немногих районов Свердловской области, полностью выполнивших закон о всеобщем обязательном обучении в первый военный учебный год, был Краснополянский район. Заведующая районо на совещании по итогам учебного года, передавая опыт коллегам, подчеркивала важность для сохранения контингента учащихся именно горячего питания. Как и в большинстве школ, каждый учащийся прикреплялся к столовой, либо к буфету, где обязательно получал бесплатно хлеб. Заведующая Красноуральским гороно Костина подчеркивала, что столовые «исключительно привлекли ребят. Сами ребята пошли в школу… и разрядку сделали в части очередей», то есть очереди за хлебом стали меньше. Евгений Борисович Табачник, в годы войны школьник, эвакуированный из Киева, в своих воспоминаниях подчеркивал, что голодное время он помнит хорошо, особенно тяжело было после приезда, затем стало несколько легче. «Ученикам в школе дополнительно, без карточек, давали 50 граммов хлеба и, чаще всего, суп, для этого в школе была оборудована кухня» [3, с. 173]. На протяжении всего периода войны положение с всеобучем в городе Первоуральске Свердловской области было одним из лучших в области. Здесь были организованы специальные школьные столовые, которые полностью обслуживали всех учащихся. Дети получали завтрак и обед: «суп-лапша, суп манный, каша манная, горошница, иногда со сливочным маслом, иногда суп с мясом» [4, с. 59]. Таким образом, организация школьного питания была важнейшим фактором сохранения детского контингента в школе. Дети приходили на занятия и гарантированно получали горячее питание. Заведующий Свердловским облоно Н.Ф. Хлёсткин в докладе о работе по осуществлению всеобуча подчеркивал, что организация питания имела решающее значение для закрепления учащихся в школах [5, с. 115]. Особое внимание уделялось детям, эвакуированным с занятых немецкой армией территорий.
Необходимо было расширение контингента детей, получающих через школу и детские столовые дополнительное питание и в первую очередь детей военнослужащих. И нужно подумать об улучшения качества питания. Хорошим подспорьем в этом вопросе считают «своевременный сбор и хранение продуктов, полученных с пришкольных участков» [6] Для подсобных хозяйств с пришкольными участками специально отводили земли, на которых коллективы школ выращивали картофель, различные овощи, просо и др. Благодаря этому часть школьников получала бесплатные обеды. Другими источниками были благотворительные концерты, разовые сборы, специальные стипендии райкомов и горкомов ВЛКСМ. Полученные деньги перечисляли в фонд детям фронтовиков на организацию питания. Для учеников собирались с населения картофель, овощи и молоко. Таким образом, мы видим, что, несмотря на тяжелейшие условия существования, голод, холод, важнейшей задачей и школы, и руководящих органов во время Великой Отечественной войны была забота о здоровье детей. Выполнялся закон о всеобщем обязательном обучении, при этом главное внимание уделялось сохранению контингентов учащихся школ. С началом Великой Отечественной войны осуществление данного проекта не только не приостановилось, напротив, внимание к нему усилилось. Многие школы использовали различные формы работы: учет учеников, не посещавших занятия, привлечение общественности, открытие мастерских по пошиву и ремонту одежды и обуви, сбор среди населения обуви и одежды для детей, организация столовых, буфетов. Взрослые прекрасно понимали, что большой угрозой для жизни и здоровья детей являлось плохое питание, голод. Поэтому проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях являлась тогда, как и сегодня, значимой как для государства, так и для общества в целом.
Литература: 1. Деминова Н. Школьные годы… военные. Об образовании в годы Великой Отечественной войны.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://govorimdelo.ru/56587/ 2. Давыдович А. Р. Школьное питание: уроки истории - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2016/09/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf 3. Лаптева Ю. В. сохранение контингента учащихся в школах Урала в годы Великой Отечественной войны // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития сборник статей IX Уральского демографического форума. - 2018. - С. 172-178.
4. Корнилов Г. Е. Уральское село и война. Проблемы демографического развития. - Екатеринбург: Уралагропресс, 1993. - 174 с. 5. Корнилов Г. Е. Эвакуация населения на Урал в годы Великой Отечественной войны // Уральский исторический вестник. - 2015. - №4 (49). - С. 112–121. 6. Жукова О. Г. Великая Отечественная: школьная реформа с элементами элитарности.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/velikaya-otechestvennaya-shkolnaya-reforma-s-elementami-elitarnosti
УДК 371.485 Ерофеев В. В. Академик Академии военных наук, доктор техн. наук, профессор Ю-УрГАУ (Челябинск, Россия)
МОНОЛОГ ПОГИБШЕГО СОЛДАТА
Я погиб в том яростном бою За Россию - Родину свою, Не велик был мой солдатский срок, Воевал с фашистами, как мог.
Взрыв гранаты охладил мой пыл, Взгляд солдата навсегда застыл, И упал я замертво в песок, Ведь осколком был пробит висок.
Похоронен я в сырой земле, С незакрытой раной в голове, Не придет к могиле моя мать, Где лежу я, ей - откуда знать?
Ведь могила – братский мой приют, И над ней лишь вороны снуют. Нет плиты надгробной и креста, Нет березок рядом, ни куста.
Вот пройдет с поры той много лет, И исчезнет той могилы след, Жизнь наладится, проходит в стороне, И никто уже не вспомнит обо мне.
Но однажды поисковый спецотряд, Из мальчишек смелых и девчат, Ту могилу братскую нашел, Хорошо сработал Комсомол.
Восстановлены погибших имена, И гордится ими вся страна, Ведь героев помнят все и чтят, Вспоминают их под звуки канонад.
Оказалось, я посмертно награжден, Быть героем - я на веки обречен, Мое имя носит школа, спецотряд, А за партой - лишь отличники сидят.
И табличка с моим именем на ней, Жизнь моя лишь только в памяти людей, На уроках «мужества» подряд Обо мне лишь в школе говорят.
Вспоминают этот страшный бой, Где пришлось пожертвовать собой, Ведь фашисты рвались на восток На Москву, и путь был недалек.
Шла атака за атакой, страшный бой, Танки вражьи на окопы шли гурьбой, Велики были потери с двух сторон, Почернел совсем от гари небосклон.
Вот в атаку поднялись бойцы, За свободу правую борцы, А на поле взрывы без конца, Не видать ни тел и ни лица.
В этот миг раздался страшный взрыв, Он прервал геройский мой порыв. Не велик был мой солдатский срок, Но я честно выполнил свой долг.
Не пустили дальше мы врага, Ведь Москва всем русским дорога,
И стоять ей долгие века, Нерушимою, на зло врагам.
Над могилой братской обелиск, А к могиле этой - путь тернист, И на досках всех погибших имена, Помнит их спасенная страна.
Есть на них фамилия моя, И я жизнь отдал совсем не зря, Я мечтал, стремился и хотел В жизни сделать много славных дел.
Я героем стал родной страны, На моем примере все должны: Жизнь любить и Родине служить, Честью смолоду своею дорожить.
И я счастлив, я нашел в душе покой, Приходите, побеседуйте со мной, На могилу братскую мою, Вспомним все и Родину свою.
Вспомним боль и горечь матерей, Не дождавшихся с победой сыновей, Вспомним вдов и маленьких сирот, И девчат, стоящих у ворот,
Ждавших, не вернувшихся ребят, А они, как я, в земле лежат. Вспомним все, о чем забыть нельзя, Вспоминайте нас, товарищи – друзья. Ерофеев В. В. УДК 37.017.4: 908 Ефимова Е. А. Канд. пед. н., старший методист Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы» (Москва, Россия)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.075 с.) |