Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические условия воспитания уважения к защитникам Отечества у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость эффективного решения задач в области патриотического воспитания, в том числе и развития уважения к защитникам Отечества, указывается на создание особых педагогических условий. Ключевые слова: педагогические условия, защитники Отечества, дошкольники, родители, семья.
Согласно определению, предложенному И.Ипполитовой, Н.Стерховой, педагогические условия – это система определенных педагогических мер «воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса» [39, с.12]. Опираясь на данное определение, в нашей работе педагогические условия будут рассматриваться как совокупность взаимосвязанных мер педагогического воздействия, способствующих достижению старшими дошкольниками наиболее высокого уровня развития уважения к защитникам Отечества. Исходя из анализа психолого-педагогических исследований (Н.В. Алешина, М.И. Богомолова, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.В. Кондукторова, М.Д. Маханева, М.Ю. Новицкая и др.) можно предположить, что наиболее оптимальными педагогическими условиями воспитания уважения у старших дошкольников к защитникам Отечества являются следующие: - организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения детского опыта необходимыми представлениями, знаниями, положительными эмоциями и чувствами, для становления действенного уважительного отношения к защитникам Отечества; - использование комплекса методов, приемов и способов организации совместной образовательно-воспитательной деятельности детей и взрослых для формирования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов уважительного отношения к защитникам Отечества; - обеспечение сотрудничества педагогов и родителей для реализации задач воспитания уважения у старших дошкольников к защитникам Отечества на основе взаимопонимания и поддержки. Раскроем данные условия. Первое условие – научное обоснование развивающей предметно-пространственной среды, направленной на воспитание уважения к защитникам Отечества у детей старшего дошкольного возраста
Данная среда включает следующие компоненты: - мини-музей «Защитники Отечества», представленный следующими экспонатами: фотографиями военных (моряков, летчиков, танкистов, подводников, пограничников), книгами о военных и войне («Книга будущих командиров» А. Митяева, «Первые защитники Отечества – русские богатыри» А. Митяев, «Как Сережа на войну ходил» Ю. Яковлев, Беседы о войне: энциклопедия для малышей» Е. Ульева), коллекцией головных уборов военных (моряка, летчика, десантника, танкиста), коллекцией открыток военных лет; - уголок «Слава защитникам Отечества», представленный стендом «Наши земляки – герои и защитники Отечества» (подборка фотографий и кратких биографических справок о героях Второй мировой войны – В.Н. Деев, Г.П. Корюкин, И.С. Полбин, М.П. Хватков; настоящего времени – Д.А. Разумовский, Д.С. Кожемякин, Р.М. Хабибуллин, Р.Н. Филиппов); - игровая зона «Мы защитники Отечества», в которой было расположено оборудование для проведения сюжетно-ролевых игр и подвижных игр – атрибуты военной тематики: игрушки-муляжи оружия, детской военной формы. При создании среды в рамках нашей работы мы руководствовались следующими принципами: - принцип культуросообразности – объекты, предметы, материалы и оборудование среды отражали культурно-исторические особенности региона, знакомили с понятием «защитник Отечества», историей и современными героями военнослужащими; - принцип информативности – разнообразие различных видов объектов, материалов и оборудования отражало различную тематику содержания процесса воспитания к защитникам Отечества: виды войск, история военного дела, подвиги героев, чествование защитников и пр.; - принцип вариативности – постоянно осуществлялось преобразование и изменение содержания среды, регулярно сменялся материал и оборудование в соответствии с направлениями работы по воспитанию уважения к защитникам Отечества; - принцип активности – создавались условия для формирования и развития детской активности в познании уважительного отношения к защитникам Отечества, для проявления собственной инициативы и самостоятельности в использовании усвоенных норм и правил в различных видах деятельности: игре, познании, художественном творчестве, труде и пр.;
- принцип трансформируемости – содержание среды постоянно преобразовывалось в зависимости от педагогических ситуаций, преобладания вида детской деятельности и проявленных дошкольниками интересов и способностей; - принцип гибкого зонирования – создавались определенные зоны для реализации детской активности, использования освоенных представлений и навыков в различных видах деятельности, которые не пересекаются и не создают препятствий для полного и свободного самовыражения детей; - принцип доступности – все элементы среды были всегда доступны детям для восприятия, познания и взаимодействия с ними в различной деятельности; - принцип безопасности – содержание среды, представленное различными объектами, материалами и оборудованием соответствует санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим требованиям, которые предъявляются к ним согласно нормативным документам. Созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует организации совместной партнерской деятельности между взрослыми и старшими дошкольниками, направленной на воспитание уважения к защитникам Отечества, а также осуществлению свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников, позволяющих осваивать и проявлять освоенные представления и умения. Второе условие – организация и насыщение видов детской деятельности (познавательной, игровой, изобразительной) информацией патриотического содержания. Отбор и применение методов, приемов и способов воспитания уважения к защитникам Отечества у детей старшего дошкольного возраста должно происходить на основе общей направленности содержания педагогической деятельности, предполагающей формирование когнитивного (знания, представления), эмоционального (эмоции и чувства) и познавательного (действия, поступки, поведение) компонента. Наиболее полное содержание этого условия отражено в разработанном плане экспериментальной педагогической деятельности, который представлен в таблице.
План экспериментальной педагогической деятельности по воспитанию уважения у детей старшего дошкольного возраста к защитникам Отечества
Третье условие – организация взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании уважения к защитникам Отечества у детей старшего дошкольного возраста. Важным условием развития детей дошкольного возраста является организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (Е.П. Арнаутова, В.Я. Титоренко и др.) показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника [7; 63]. Исходя из значимой роли семьи в развитии детей, дошкольная организация должна обязательно взаимодействовать с ней, обеспечивая поддержку и помощь по вопросам воспитания, развития и обучения, привлекать к участию в совместной детско-взрослой деятельности, руководя ею согласно данным последних научных психолого-педагогических исследований. Работа по взаимодействию с родителями является сегодня одним из основных принципов современного дошкольного образования, о чем особо указано во ФГОС ДО. В данном документе сформулирована задача – обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [57].
Взаимодействие с родителями в области воспитания у старших дошкольников уважения к защитникам Отечества, должно строиться как совместная работа образовательной организации и семьи и реализовываться в соответствии с такими принципами, как: s Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. s Систематичность и последовательность работы. s Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей. s Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного развития детей; взаимодействие воспитателей и родителей в воспитательно-образовательном процессе. Таким образом, мы полагаем, что именно вышеизложенные педагогические условия будут способствовать наиболее успешному и результативному воспитанию уважения старших дошкольников к защитникам Отечества.
Литература: 1. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. Д.Маханева. – М.: Сфера, 2004. – 135 с. 2. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / Мулько, И.Ф. – М.: Владос, 2009. – 96 с. 3. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2013. – 200 с. 4. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с. УДК 371.485 Данилова Н. В. Учитель СОШ № 5 (Мелеуз, Россия)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.019 с.) |