Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях загородного лагеря
Аннотация. Актуальность гражданско-патриотического воспитания отражена в нормативно-правовых и программных документах федерального и регионального уровней. Акцент в статье сделан на содержание образовательно-воспитательных программ детских загородных лагерей, а именно на гражданско-патриотическое (военно-патриотическое, историко-краеведческое) направление деятельности, которое является приоритетным. Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое воспитание, детский отдых, воспитательная работа.
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Президентом страны В.В. Путиным поставлены амбициозные задачи в области образования, в том числе: воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Одним из условий решения этой задачи является воспитание гражданственности и патриотизма у детей, подростков и молодежи. Будущее страны зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Актуальность данного направления воспитания отражена в нормативно-правовых, программных документах в сфере образования федерального и регионального уровней: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, Закон РБ «Об образовании в Республике Башкортостан», На территории республики действуют региональные отделения Общероссийского общественно-государственной детско-подростковой организации «Российское движение школьников», «Юнармия», «Школа безопасности», региональная детская общественная организация «Пионеры Башкортостана», волонтерские движения, одной из основных целей которых является гражданско-патриотическое воспитание. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и молодежи в деятельности детско-юношеских и молодежных общественных объединений и организаций.
Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества [3, с. 57]. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным и патриотическим воспитанием. Патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа [4, с. 642]. Современное управление образованием носит государственно-общественный характер, который предусматривает общественный контроль в этой сфере. На протяжении последних пяти лет члены Общественной палаты Республики Башкортостан, выполняя свою основную функцию, проводили общественный мониторинг эффективности деятельности объектов загородного детского отдыха, участвовали в работе жюри республиканского конкурса «Лучший лагерь Башкортостана». На территории республики функционируют порядка 105 детских оздоровительных лагерей разных форм собственности (муниципальных, ведомственных, частных), в которых ежегодно отдыхают 55-60 тысяч детей школьного возраста, что составляет 12-15 % от их общего числа. В рамках мониторинга предусматривалось изучение содержания образовательно-воспитательных программ лагерей. Анализ программ показал, что приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание, которое имеет свою специфику в условиях лагеря: продолжительность каждой смены 21 день, знакомство с новыми людьми, большое количество мероприятий в достаточно короткие сроки и др. Важно, что программы составлены с учетом возрастных особенностей.
Нами выявлены основные направления гражданско-патриотического воспитания в условиях лагеря: военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, историко-краеведческое и др. Первая смена, на которую приходятся несколько важных дат: 12 июня – День России, 22 июня – День Памяти и скорби, насыщена на мероприятия данной тематики, в основном, это разовые мероприятия и акции, посвященные Дню России (торжественные линейки, праздничные концерты, конкурсы плакатов и рисунков на асфальте, викторины, беседы о государственной символике и др.; мероприятия и акции, посвященные Дню Памяти и скорби (смотры, встречи с ветеранами ВОв, посещение музеев, возложение цветов к мемориалам погибших в войне, песни у костра, конкурсы чтецов и патриотической песни и др.). Во вторую смену количество мероприятий гражданско-патриотической направленности значительно снижено, аналогичная картина наблюдается в следующие смены. В данной ситуации можно предложить просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, встречи с интересными людьми (спортсменами, писателями, художниками, певцами и др.), виртуальные экскурсии по местам боевой славы. Неактивно привлекаются к реализации программ представители институтов гражданского общества (партии, общественные организации, союзы, ассоциации, родители и др.). Недостаточно используется имеющийся потенциал (площадки и кадры) сфер культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и др. Составной частью гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета. Реализация данного направления в условиях лагеря также представлена разовыми мероприятиями и акциями (игра «Зарница», смотры строя и песни, соревнования и эстафеты). Безусловно, на территории республики есть профильные смены военно-патриотической направленности, например, «Юный спецназовец», многодневные походы. Следует выделить еще одно направление в системе гражданско-патриотического воспитания – историко-краеведческое, которое включает систему мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе (мероприятия по изучению своей «малой» Родины, ее истории, природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта). Данное направление реализуется в том числе и через республиканскую профильную смену «Яйляу», которая ярко демонстрирует тесное взаимодействие с представителями культуры при реализации программы: с творческими коллективами (вокальными, хореографическими, театральными, инструментальными), общественных организаций (ветеранских, молодежных, женских), творческих профессий (певцами, композиторами, писателями, поэтами и др.), рабочих профессий, востребованных на селе, спортивного сообщества (при знакомстве с национальными видами спорта), с родителями и успешными земляками и др.
Таким образом, в республиканской системе детского отдыха и оздоровления гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением деятельности. В детских загородных лагерях республики ведется целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков. Предусмотрены мероприятия с учетом возрастных особенностей, однако, они носят разовый характер. Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов, считаем необходимым трансформировать имеющиеся формы и методы в интегративную систему (в том числе с привлечением институтов гражданского общества). Формирование нравственных чувств – гражданственности и патриотизма, происходит постепенно на всех ступенях образования, важно использовать возможности и потенциал загородных объектов детского отдыха региона.
Источники и литература: 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с. 2. Гаязов A.C. Теория и практика гражданского воспитания молодёжи на современном этапе. Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук. – Челябинск, 1996. – 40с. 3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с. 4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Педагогика и психология: учеб. Пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 671 с. 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). 6. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан». 7. Закон Республики Башкортостан от 12 ноября 1991 года N ВС-9/74 «О молодежной политике в Республике Башкортостан» (с изменениями на 10 июля 2019 года). 8. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.009 с.) |