К вопросу о «европейском гуманизме»: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о «европейском гуманизме»:



ИЗ ИСТОРИИ ОДНОЙ СЕМЬИ

Аннотация. В данной статье автор представляет материалы для открытого урока, классного часа, тематического вечера, раскрывающие сущность «европейского гуманизма», ярко проявившего свой звериный оскал в годы оккупации Смоленской области немецко-фашистскими захватчиками. В качестве примера приводятся исторические данные об отношении оккупантов к семье Гагариных, в которой к началу Великой Отечественной войны было четверо детей, среди которых и маленький Юра – будущий первый космонавт Земли, на себе испытавший все «прелести» нового порядка.

Ключевые слова: дети, семья Гагариных, оккупация, жестокость, война, материнская любовь.

 

2020 год объявлен указом Президента России В.В. Путиным Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне [5]. И это связано не только с тем, что данный год является юбилейным, а, значит, будет отмечен целым комплексом торжественных мероприятий на разных уровнях, а еще и с тем, что усиливается поток ложной информации о роли и значении советского народа во Второй мировой войне, и все чаще в различных европейских странах, кстати, освобожденных Красной армией от фашизма, звучат высказывания государственных и общественных деятелей различного толка о пересмотре итогов Второй мировой войны, о роли Советского Союза в освобождении Европы от коричневой чумы, о «справедливости» послевоенного мироустройства. В этом плане перед нами – деятелями науки, образования, культуры – как раз и стоит важнейшая задача: продолжить дело сохранения памяти уже ушедших свидетелей войны и донести до современного подрастающего поколения всю правду о самой жестокой войне, об ужасах фашизма и о том, что именно советский солдат внес самый значительный вклад в Великую Победу.

Сегодня мы наблюдаем за возрождением системы политической манипуляции, заложенной еще министром пропаганды Третьего рейха        Й. Геббельсом. Как отмечает историк А.А. Галкин: «Геббельсом был сформулирован ряд ее принципов, которые и поныне считаются классическими. Среди них принцип размаха и концентрации, согласно которому заранее отобранные лозунги должны внедряться в сознание населения последовательно и методично, принцип простоты, исходящий из того, что массовое сознание в наибольшей степени открыто примитивным постулатам, освобожденным от нюансов и не требующим аргументации…» [1, с. 11]. Не секрет, что данные принципы взяты на вооружение западными идеологами. Наша задача – не допустить ревизии итогов Второй мировой войны и наглядно показать, какой «европейский гуманизм» нес фашизм на захваченные территории. Поэтому в нашей статье мы будем опираться на педагогический метод освещения фактов, разработанный в свое время членом-корреспондентом АПН СССР А.Е. Кондратенковым и названный им «дидактикой живого примера» в противоположность «дидактике поучения и усвоения абстрактных предписаний» [2, с. 5]. Данный метод позволяет педагогу, используя современные цифровые технологии, погрузить учащихся в соответствующую эпоху, чтобы они глазами очевидцев смогли увидеть, проанализировать и понять всю сложность и трагизм происходивших более 75 лет назад событий.

Профессионализм педагога будет заключаться в том, чтобы, погружая учащихся в событийное пространство, вести рассказ от имени ребенка того возраста, который соответствует возрасту детей данного класса. В нашем случае это может быть и ученик начальных классов (на момент начала войны младшему и среднему сыновьям семьи, о которой пойдет речь, исполнилось 5 и 7 лет соответственно), и пятиклассник-шестиклассник (дочери 12 лет), и даже старшеклассник (старшему сыну 15 лет) к началу войны.

Ниже нами приводится исторический материал, который правдиво может показать весь ужас «европейского гуманизма», принесенного в 1941 году на нашу землю фашистскими оккупантами.

Смоленское село Клушино было оккупировано немецко-фашистскими захватчиками 12 октября 1941 года. До этого враг топтал эту землю в период наполеоновского нашествия в далеком 1812 году. Сколько времени прошло, сколько новых поколений народилось. Гагарины в селе основались давно. Поженившись в 1923 году, Алексей Иванович и Анна Тимофеевна жили дружно. И когда жизнь наладилась, один за другим пошли в семье дети. Старший сын Валентин родился в 1927 году, затем в 1929 году появилась на свет дочь Зоя, второй сын Юра, 1934 года рождения, из Гжатского роддома был привезен в новый добротный деревянный дом, построенный Алексеем Ивановичем после создания в селе колхоза [4, с. 8]. И, наконец, Боря, младший сын, вошел в жизнь семьи Гагариных в 1936 году.

Во время оккупации семья Гагариных ютилась в землянке, вырытой в огороде. Фашисты выгнали многодетную семью из собственного дома и открыли в нем мастерскую по ремонту и зарядке аккумуляторов для автотранспорта.

Сейчас землянка восстановлена: невозможно поверить, что здесь почти полтора года ютились шесть человек на площади в несколько квадратных метров.

Конечно, кто-то может сказать: подумаешь, землянка. Не убили же. Этим скептикам нужно знать о тех зверствах и издевательствах, которым захватчики подвергли семью Гагариных.

В аккумуляторной мастерской обосновался немец Альберт. В народе его окрестили Чёртом. В январе 1942 г., после разгрома под Москвой, настроение в немецких частях упало. Это сказалось на отношении к мирному населению на оккупированных территориях.

Чёрт норовил отвесить затрещины младшим детям семьи Гагариных, Юре и Боре, а то и еще хуже – плеснуть кислотой, причем все норовил попасть в лицо.

Однажды дети затеяли игру. Увлеченные, они не заметили, как к ним подкрался Чёрт. Оккупант схватил Борю за шиворот, обмотал вокруг шеи шарф и повесил пятилетнего ребенка на яблоневый сук как елочную игрушку. Засмеялся и побежал в дом. Боря захрипел. Юра несколько раз подпрыгнул, стараясь снять брата, но не достал. В слезах бросился к матери. Чёрт вернулся с фотоаппаратом и начал щелкать снимки один за другим. У повешенного ребенка глаза лезли из орбит – это показалось «цивилизованному европейцу» забавным.

Прибежала мать, страшно закричала, оттолкнула немца, пытавшегося преградить ей дорогу, развязала узел – дергать было нельзя… Борю принесли в землянку почти безжизненного. После этого он больше месяца не мог ходить – отлеживался и ночами страшно кричал во сне.

Не менее дикий случай произошел позднее. Гагарины возделывали небольшой огородик. Весной 1942 г. им удалось посеять на нем немного ржи, раздобытой всеми правдами и неправдами. Стоит ли говорить, что вся семья, как могла, берегла взошедшие посевы. В тот недобрый летний день Анна Тимофеевна с Юрой были как раз на огороде. Мальчик пропалывал картофельные грядки, его мать окашивала канаву – они старались насобирать корма своей корове Зорьке (вся другая скотина с личного подворья Гагариных была отобрана «цивилизованными европейскими оккупантами»).

Неподалеку остановилась крытая повозка, возница-немец выпряг битюга, а сам прилег в траве отдохнуть. Конь походил-походил, да и направился к делянке Гагариных за вкусной рожью. Юра шуганул битюга, тот заржал. Подошел немец, взял из рук ничего не подозревающей женщины косу, поцокал языком, примерился и что есть силы ударил Анну Тимофеевну по ногам. Несчастная рухнула буквально подкошенная. Трава окрасилась кровью. Юра вцепился в палача, тот отбросил его и ударил ногой. Мальчик упал. Немец снова начал примериваться уже к нему… «Беги, Юра, зарубит!...», - кричала мать.

Тут возницу с косой окликнул офицер, подъехавший на мотоцикле. Садист бросил окровавленный инструмент и вытянулся во фронт, отдавая честь. Потом он что-то сбивчиво начал объяснять старшему по званию. Анна Тимофеевна сидела на земле и рвала нижнюю юбку, чтобы перевязать раны. Кровь не унималась. Офицер кивнул, услал убийцу запрягать лошадь, а Юре на ломаном русском велел бежать за помощью – встать самостоятельно мать уже не могла.

Анна Тимофеевна долго болела. Весь урожай с крестьянского огорода немцы забрали. Отступая, они также забрали весь скот с сельских подворий, в том числе тощую корову Зорьку.

…Наступил 1943 год, ставший годом коренного перелома в войне. Люди жили надеждой на победу. Представьте, как тяжело было нашим гражданам на оккупированной территории.

В феврале 1943 г. полицаи обманом заманили клушинскую молодежь в Гжатск – мол, сильные заносы, надо расчистить снег. Когда колонна прибыла в город и остановилась на центральной площади, комендант через переводчика зачитал приказ: все юноши мобилизованы в специальную часть, им надлежит двигаться на запад. Под усиленной охраной парней повели из города. Представьте ужас матери: через несколько дней забрали и Зою. Ее тоже отправили в неволю – в женской колонне. «Есть такое выражение: глаза все повыплакала. Оказывается, оно-то буквальное. Скоро я стала замечать, что у меня с глазами творится что-то неладное…», - вспоминала Анна Тимофеевна [3, с. 15].

Валентину, которому на тот момент исполнилось 17 лет, удалось сбежать на этапе в Белоруссии. Он долго пробирался к своим, наткнулся на нашу танковую часть. Уже на фронте он получил письмо из дома: «… Еще сообщаем тебе, что сестре твоей Зое, как и тебе, выпало счастье убежать от проклятого немца, и сестра тоже пошла в красные бойцы…» [3, с. 15]. Валентин воевал башенным стрелком в Т-34, вернулся домой в 1947 г., Зоя – весной 1946 года.

Уже после полета Юрия Гагарина в космос его учителя вспоминали в многочисленных интервью о том, что учась в школе, Юра так проникновенно читал монолог Олега Кошевого из «Молодой гвардии», что всем казалось, что речь идет о его матери и тех испытаниях, которые выпали на ее плечи: «Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки…». Поистине судьба семьи в судьбе страны. Его знаменитая улыбка ознаменовала целую Эпоху развития человеческой цивилизации. И как же нужно любить своих родных и близких, чтобы так легко распахнуть душу всему миру.

Отец, Алексей Иванович, умер 30 августа 1973 г. В 1977 г. не стало тяжело болевшего Бориса. Анна Тимофеевна тихо ушла в мир иной 12 июня 1984 года. Ей было 80…

Кто-то может спросить: А в чем же здесь подвиг, где героизм? Ответ, наверное, покажется странным: Он в вере в себя, в свой народ и великую победу, что помогла нашим семьям, оказавшимся в оккупации, выжить, сохранив детей для других подвигов и побед.

Подводя итог, мы констатируем, что представленный «живой пример» как педагогический метод полного погружения в действительность может помочь в подготовке интересных неформальных творческих дел, приуроченных к 75-летию Великой Победы. Пример семьи Гагариных (как и примеры тысяч и тысяч советских людей) может в полной мере раскрыть не только подвиг защитников Отечества, но и детей войны.

 

Литература:

1. Дневники 1945 года. Последние записи Й. Геббельса: Пер. с нем. / Вступ. слово и общ. ред. А.А. Галкина. – Смоленск: Русич, 1993. –     416 с.

2. Кондратенков А.Е. Педагогика в картинах реальной жизни. – Смоленск: Смядынь, 1993. – 448 с.

3. Муханов С. Космическая мама // Смоленская газета. 2017. № 15 (1205), с. 14-15.

4. Муханов С. Отец Гагарина // Смоленская газета. 2017. № 13 (1203), с. 8.

5. Указ «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» от 8 июля 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/60954 (дата обращения: 19.02.20).

 

УДК 37.017.4

Сергеева Л. А.

Канд. пед. н., доцент ПсковГУ (Псков, Россия)

 Остапенко М. В.

Преподаватель, Многопрофильный правовой лицей № 8 (Псков, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.012 с.)