У дошкольников как основа патриотического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У дошкольников как основа патриотического воспитания



 

Аннотация. Статья посвящена вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Авторы делятся опытом приобщения детей дошкольного возраста к истории, традициям и культуре российского народа, воспитания основ патриотизма через формирование представлений о Родине.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

 

Настоящее и будущее нашего общества определяются духовно-нравственным здоровьем россиян, сохранением и развитием его культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «В настоящее время Россия переживает один из сложнейших исторических периодов, и самая большая опасность заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, – отмечает Ф. Г. Сафиуллина. – Молодое поколение отличается эмоциональной, волевой и духовной незрелостью» [5].

Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности [2] обозначила масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом. По ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа.

«В числе важных проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу страны. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья общества. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме, – подчеркивает В. И. Андреев. – Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна [4].

О том же говорят Г. В. Акопов, Е. Л. Чернышова: «Важнейшие проблемы молодого поколения связаны с духовно-нравственной сферой жизни: отсутствие мировоззренческих основ и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение преемственности поколений, размывание ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания» [5].

Условия, в которых мы живем, В. И. Слободчиков [5] обозначает как «мировоззренческую катастрофу», поскольку кардинально меняются духовно-психологический климат общества и содержание внутренней жизни современного человека. Общество стоит перед выбором: либо начнется духовно-нравственное возрождение, либо произойдет гуманитарная катастрофа. «В настоящее время речь должна идти о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития «собственно человеческого в человеке», обретения человеком образа человеческого, его родовых способностей, позволяющих ему быть человеком и отстаивать собственную человечность. Быть не только материалом и ресурсом социального производства, не только предметом политических манипуляций, но, прежде всего – быть подлинным субъектом культуры и исторического действия» [5].

В этой связи воспитание дошкольников в духе патриотизма является актуальным. В возрасте до семи лет в процессе социализации происходит первоначальное становление личности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре. Процесс духовно-нравственного развития характеризуется эволюцией ценностно-смысловой сферы личности, формированием способности человека сознательно выстраивать отношение к себе и к окружающему миру на основе моральных норм и нравственных идеалов.

 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [7] в качестве приоритетной задачи в сфере воспитания детей определяет развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.

В частности патриотическое воспитание, согласно Стратегии предусматривает: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

Существует множество подходов к исследованию патриотизма, однако все авторы сходятся в том, что его основным объектом является Родина. На протяжении жизни в сознании человека складывается определенная знаково-символическая модель – образ Родины.

У каждого конкретного человека образ Родины начинает формироваться с рождения под влиянием родного языка, национальных традиций, обычаев, культуры, отмечают И. В. Лысак, И. В. Наливайченко [3]. Родина начинается с родного дома и с домочадцев, подчеркивает И. Сандомирская [6], откуда ощущение родственной близости переносится сначала на родной город, родной край, земляков, а затем и на родную страну и соотечественников, превращаясь в своего рода духовную связь. Образ Родины неотделим от памяти о матери (отце, брате, сестре), родительском доме, о земле, на которой вырос человек. Родина – это «мир ощущений и чувств человека, мир его детства и взрослой ностальгии» [3].

По мнению И. А. Ильина, «первая, живая ячейка родины есть семья [1]». Ценность Родины осознается человеком не сразу, а со временем, а вот семья входит в систему ценностей ребенка почти с рождения. «Родина познается через семью: сначала Родина для маленького человека – это родители, родные и близкие люди и «их пределы – это родной дом, родные стены, родная улица, родные места и т.д.». Позже Родиной мы называем родной город, родной край – все это «малая родина». Постепенно понятийные границы «малой родины» расширяются и охватывают все то, что называется «большой родиной», родной страной. Родина отождествляется с народом и верой, с культурой, бытом и природой» [3].

О.В. Лебедева описала поэтапную динамику развития патриотизма детей с момента их рождения до проявления в деятельности [8]:

s инстинктивный (недостаточно осознанный детьми) патриотизм – «Люблю я Родину, за что не знаю сам»;

s потребность в любви к близким. Ощущая на себе заботу старших, ребенок проникается к ним чувством благодарности и любви, которое в дальнейшем должно объять все человечество;

s место своего рождения и воспитания, которое человек любит, осознается им как «родная земля», «родной край». Важно, чтобы человек, любящий свою малую родину, осознавал её значимость для своей жизни и жизни своей страны. Любовь к природе, наслаждение её красотами вызывает приятные воспоминания о детстве у взрослых людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать уникальность природы родного края в процессе целенаправленных наблюдений и прогулок;

s привязанность к духовной среде: литературе, искусству, науке, её создателям. Огромное влияние на ребенка оказывают разнообразные жанры устного народного творчества: сказки, прибаутки, колыбельные песни, пословицы, поговорки и т.п.;

s объективная оценка родного. На данном этапе происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный;

s изучение других народов и переход от идеи своего народа и государства к идее народа и государства вообще. Происходит понимание других национальных культур. Особенностью патриотизма становится умение видеть и оценивать по достоинству чужие достижения, что исключает международную вражду, порождает готовность человека трудиться на благо человечества;

s активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества. Важное место на этом этапе приобретает умение человека трудиться и приносить пользу своей семье, городу.

В МБДОУ ЦРР «Детский сад №230» г. Барнаула Алтайского края патриотическому воспитанию детей уделяют особое внимание. Важно, чтобы ребенок вырос любящим свою семью, Родину. В этом направлении у детей формируется эмоционально насыщенный «образ родного дома», атмосферы домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, знанием своей родословной. В дошкольном учреждении ежегодно проводятся проекты, направленные на сохранение семейных ценностей, формирование любви к малой родине («Семью семь», «Родословная семьи …», «Семейный альбом», «Алтай - Родина моя!», «Любимый город» и др.).

В целях сохранения исторической памяти в 2020 году традиционно запланирован ряд мероприятий по проведению Года памяти и славы, посвященного празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, решающих задачи, направленные на формирование у дошкольников представлений о Великой Отечественной войне через различные виды специфической детской деятельности; пробуждение интереса к военному прошлому родного края, страны; развитие восприятия произведений литературы, живописи, музыки о Великой Отечественной войне, умения выражать свои чувства; обогащение словарного запаса; привлечение родителей воспитанников к активному участию в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Работа с педагогами включает оформление тематической выставки «Расскажем детям о войне» (подбор методической литературы, иллюстративного материала, художественного слова, загадок, мультимедийных презентаций); разработку серии конспектов занятий, бесед, экскурсий на тему: «Героизм воинов в Великую Отечественную войну», «Дети и война», «Города-герои» и др.; консультирование педагогов по оформлению тематических выставок «Поклонимся великим тем годам!» в группах; проведение «Музыкальных гостиных» (прослушивание музыкальных произведений военных лет) и музыкально-поэтических часов «Привал»; размещение материалов на Всероссийских сайтах в сети «Интернет»; видеопросмотр на педагогическом часе «Мы помним 1941 год…»; участие в городском Параде Победы, посвященном 75-летию Великой Победы; оформление книжной выставки «75 лет Великой Победе», фотоколлажей мероприятий «Посвящается героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», посвященных Дню Победы; проведение круглого стола «Правда о войне»; создание тематических альбомов: «Города герои», «Наша Армия родная», «Военная техника»; пополнение уголков патриотического воспитания в группах.

Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание, включают познавательные беседы с детьми о войне, военных профессиях, фронтовиках, детях войны, о боевых действиях, городах-героях, о подвигах героев войны с рассматриванием картин, иллюстраций и плакатов; разучивание пословиц и поговорок о Родине, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе; просмотр презентации «Боевая техника войны»; проведение спортивной эстафеты «Поезд Победы», спортивных соревнований «Мы - защитники»; инсценировку рассказа С. Баруздина «Шёл по улице солдат»; организацию экскурсии в зал боевой славы Алтайского государственного краеведческого музея; чтение художественной литературы (С.А. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»;             А. Митяев «Мешок овсянки»; А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.); организацию и проведение конкурса чтецов «Пришла весна – пришла Победа!», акции «Открытка для ветерана», тематической недели «Не забудем ваш подвиг великий», посвящённой 75-летию Победы, фестиваля военной песни «Для Вас, ветераны!» (с приглашением ветеранов и тружеников тыла), музыкальной гостиной «Песни, с которыми мы победили», музыкально-литературного концерта «Поклонимся Великим тем Годам!»; выставки детского творчества «Пусть всегда светит солнце!» (рисунки, поделки, макеты, коллажи), вернисажа детских рисунков «Наша Армия сильна, охраняет мир она»; участие детей в параде Победы в микрорайоне.

Работа с родителями воспитанников включает проведение акций «75 славных дел ко Дню Победы», «Ветеран живет рядом» (подбор материала и составление презентаций родителями совместно с воспитанниками о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ), «Открытка ветерану», «Поздравь ветерана» (адресные поздравления пожилых людей, ветеранов педагогического труда); совместное с ребенком участие во Всероссийских детских конкурсах, посвящённых 75-летию Победы; оформление альбомов о родственниках, участвовавших в военных действиях, участие в выставке детско-родительского творчества «Пусть всегда будет солнце!», посещение монумента Славы, памятных мест города; участие в круглом столе «Правда о войне»; создание «Библиотеки домашнего чтения» с детскими произведениями о войне; высадка деревьев на территории дошкольного учреждения; участие семей в параде, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Опыт практики показывает, что у детей старшего дошкольного возраста возможно воспитание основ патриотизма через формирование представлений о малой родине, эмоционально-ценностное отношение к её истории, культуре, активное и позитивное участие в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предыдущими поколениями. Работа по патриотическому воспитанию, проводимая в стенах дошкольного образовательного учреждения позволяет вовлекать всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Такая совместная деятельность способствует познанию нового, обогащению личностно-эмоциональной сферы, сплочению детей и взрослых на основе общих переживаний, оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

 

Литература:

1. Ильин И.А. За национальную Россию. Манифест русского движения. 15. Любовь к Родине // http://ivan-article.narod.ru/15.htm

2. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности – URL: https://www.state-religion.ru/files/concept01.pdf (дата обращения: 11.03.2020).  

3. Лысак И. В. Патриотизм. Отжившая ценность или актуальный тренд? / И. В. Лысак, И. В. Наливайченко. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2013. – 120 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/23594.html (дата обращения: 10.03.2020).

4. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / Под ред. В. И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 252 с.

5. Проблемы духовно-нравственного развития подрастающего поколения и условия их преодоления // Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема. Том 1: материалы международной научно-практической конференции, 4-5 декабря 2014 г., г. Набережные Челны. Сборник научных статей / А. Г. Абдуллин, Г. В. Акопов, Ю. И. Александров [и др.]; под редакцией Г. С. Прыгин, Л. М. Колпакова. – Набережные Челны, Казань: Набережночелнинский государственный педагогический университет, Данис, 2014. – 201 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/29863.html (дата обращения: 11.03.2020).

6. Сандомирская И. Родина в советских и постсоветских дискурсивных практиках // Интер. – 2004. – № 2-3. – С. 16-26.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. – URL: – Доступ из информ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Хабибулина И. З. Ребенок и социум. Нравственное воспитание и развитие дошкольников. – Набережные Челны, Казань: Набережночелнинский государственный педагогический университет, РИЦ, 2010. – 161 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49945.html, для авторизир. пользователей (дата обращения: 22.10.2019).

 

УДК 37

Прохоров М. Ф.

Доктор ист. н., профессор Института туризма и гостеприимства

(Москва, Россия)

 

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ И ПОДМОСКОВЬЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

 

Аннотация. В статье рассматривается состояние среднего и профессионально-технического образования на территории Москвы и Западного Подмосковья. Выясняется адаптация детей и подростков к условиям военного времени, обеспечение продуктами питания, обувью и одеждой. Особое внимание уделяется привлечение подростков к работе на производстве и в сельском хозяйстве. Выясняются досуговые развлечения подростков. Анализируется вопрос об отношении местной власти к образовательной системе и помощи подрастающему поколению. Немаловажное место принадлежит вкладу детей и подростков в победу над фашистской Германией.

Ключевые слова: всеобуч, дети, досуг, Кунцево, подростки, ремесленное училище, Фили, школа.

 

Проблема образования в России занимает важное место в отечественной педагогической и исторической литературе. Особый внимание исследователи обращают на состояние советского образования в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: его особенности, формы и методы учебного и воспитательного процесса в условиях военного времени, развитие среднего, специального, высшего и профессионально-технического образования, а также фабрично-заводского обучения. Данная тема тесно связана с выяснением повседневной жизни учащихся и подростков, их отношение к войне, помощь фронту [6; 10].

Учитывая масштабность темы, ограничим ее территорией западного предместья Москвы и Подмосковья, районами Филей, входившие в состав Киевского района столицы и соседнего города. Кунцево, являвшейся административным центром Кунцевского района Московской области. Это был район с развитой промышленной инфраструктурой и сельским хозяйством. Рассматриваемый вопрос в литературе по указанной территории практически не изучался, хотя имеются статьи, затрагивающие отдельные сюжеты указанной темы [8; 9]. 

Источниковой базой исследования послужили архивные материалы, извлеченные из архивов Москвы и Московской области. Документы содержат переписку учреждений, протоколы заседаний местных городских и районных советов, постановления, решения и т. п. Особый интерес представляют воспоминания тех, кто жил в детские и юношеские годы в этом районе в военные годы [2; 3; 4; 5, 2005, N1,4; 18, 1998, N4].

Война коренным образом изменила все сферы общественной жизни, включая и народное образование. Немецкая агрессия началась тогда, когда занятия в школе завершились и школьники ушли на летние каникулы. Дети и юноши, не достигшие 18 лет, как и взрослые, несли все тяготы военного времени.

С начала войны большую активность проявили комсомольцы. Судя по воспоминаниям жителя Кунцево В.Наумова, по инициативе Кунцевского ГК ВЛКСМ был сформирован молодежный отряд, направленный в начале июля 1941 г. на строительство оборонительных укреплений в районе Смоленска и Брянска. Впоследствии, после возвращения ребят в Кунцево, из участников отряда была образована группа по розыску немецких диверсантов.Другой очевидец этих событий, житель Дорогомилово В.П.Огурцов, вспоминал, что 23 июня 1941 г. по инициативе Киевского райкома ВЛКСМ студенты и старшеклассники, взяв трехдневный запас продовольствия, собрались на Белорусском вокзале. С вокзала многочисленные молодежные отряды из Москвы и ближайшего Подмосковья были направлены под Смоленск на строительство оборонительных укреплений. В течение месяца молодежь рыла окопы и противотанковые рвы, возводила защитные заграждения. Суточная норма выработки земли составляла восемь кубометров земли. При приближении фронта к Смоленску ребят отправили в Москву [5, 2002, N1,4].

В Кунцеве и на Филях ширится патриотическое молодежное движение о добровольном зачислении в Красную армию допризывников. По данным НКГБ и НКВД г. Москвы и Московской области 22 июня 1941 г. только по Кунцевскому району в военкомат было подано 50 заявлений [7, с. 45-51].

К осени 1941 г. ситуация под Москвой резко ухудшилась: немецкие дивизии наступали на столицу, город постоянно бомбила вражеская авиация. Для учащихся Москвы и Подмосковья 1941/42 учебный год не состоялся. По свидетельству московского педагога М.И.Сперанского, «16 октября учащиеся распускаются из школ на неопределенное время». Расчет получает значительная часть учителей. Житель Кутузовской слободы Ю. Селезнев вспоминает, что после возвращения в Москву зимой 1942 г. «его 75 школа не работала, в ее стенах размещался пункт формирования воинских частей» [5, 2005, №1; 7, с. 630, 729].

О состоянии кунцевских школ в военный период затрагивает в своих воспоминаниях М.В. Данченко, проживающий в окрестностях Кунцево, в деревне Мазилово. В памяти 8-летнего мальчика сохранились многие эпизоды школьной жизни того времени. Он пишет: «Учебный год 1941-42 года пропал. Летом 1942 г. … нас, восьмилетних записали в 1-й «А» Елизавета Васильевна, наша первая учительница, рассадила нас за парты, раздала нам тетради. … На второй перемене Елизавета Васильевна приносила на подносе завтрак: винегрет и кусочек черного хлеба». Действительно, это был крайне скудный завтрак; многие дети постоянно голодали, их растущий организм требовал калории, а детская продовольственная норма, например, хлеба, составляла 400 гр. и была ниже, нормы работающих (600 -700 гр.). Сохранились воспоминания жительницы поселка Сетуни М. Исаченковой, бывшей в годы войны ученицей кунцевской школы № 6. В частности, она пишет: «Война затронула и нас, школьников, прежде всего холодом и голодом. Школьные кабинеты не отапливались всю зиму. Поэтому на занятиях мы сидели закутанные в шубы и шали, в валенках... По весне электричкой ездили до станции Беговая, где были картофельные поля. Там можно было найти промерзшую картошку, из которой родители пекли лепешки».

С 1943/44 учебного года в стране началось раздельное обучение мальчиков и девочек. М.В.Данченко пишет, что они охотно ходили в мужскую школу, расположенную в двух км. в Филях. В то время отсутствовали родительские комитеты и родительские собрания, только родителей проштрафившихся учеников вызывали в школу. Дневники не практиковались, а школьникам выдавали табеля с итоговыми оценками за каждую четверть, успевающие ученики поощрялись похвальными грамотами или книгами.

С начальных классов учеников приучали к трудовой деятельности. Так, М.В. Данченко замечает, что с 10-го возраста ребята помогали соседнему колхозу в Мазилове, развозя на лошадях грузы по назначению. На заработанные трудодни ему выплатили целый мешок картофеля. Жительница Мазилово М.А. Рымзина (родилась в 1931 г.) также вспоминает, что на каникулах дети колхозников работала в местном колхозе «Верный путь». Она пишет: «Летом пололи, зимой делали торфяные горшочки под рассаду в хранилищах, весной рассаду сажали. Осенью рожь собирали, мы снопы подносили к молотилке. …Но колхоз в школу детей не отпускал с каникул, особенно осенью, пока планы колхозные не выполним». В свободное от учебы и трудовой практики время ребята вели обыкновенную повседневную жизнь подростка: играли в войну, ловили в Мазиловском пруду рыбу, катались на лыжах и коньках, помогали по хозяйству дома, отоваривали в магазине продовольственные карточки, ходили на различные мероприятия, организованные во дворце культуры им. С.П. Горбунова в Филях. Другим культурно - досуговым центром был клуб «Заветы Ильича», расположенный в Кунцеве. Школьники смотрели такие героические фильмы, как “Непобедимые”, “Котовский” и др. Только за четыре январских дня 1944 г. фильм “Котовский” просмотрели 12 тыс. человек.  

М.В. Данченко, подытоживая военные школьные годы, писал, что это был время «становления, воспитания личности; в школьной среде воспитывались нормы хорошего поведения» [1; 2; 4; 18, 1998, N4; 2004, N8].

Власти осознавали, что свободное время провождение подростков в условиях военного времени без родительского и общественного надзора это верный путь к правонарушениям и безнадзорности. В воспоминаниях М.В. Данченко описан трагический эпизод, который произошел в декабре 1941 г. Группа подростков от 14 -15 лет нашла запал противотанковой мины, и при ее разряжении произошел взрыв, в результате которого погибло 4 человека.   

С середины 1942 г. открываются консультативные пункты для не эвакуированных учеников с 7 по 10 классы для последующей сдачи предметов экстерном. Нормальный учебный процесс начался только с 1942/43 учебного года. Но не хватало учебников, письменных принадлежностей, классных помещений, топлива. Некоторые ребята не могли пойти в школу из-за отсутствия одежды и обуви. Так, на общем собрании работников кунцевского кожевенного завода от 2 февраля 1943 г. отмечалось, что «есть дети, которые не ходят в школу из-за отсутствия обуви».

Вопросы о подготовке к учебному году постоянно были в центре внимания местных органов власти. В частности, о состоянии учебного процесса в годы войны обсуждались на ХУ11 - ХХ сессиях Кунцевского райсовета. В острой форме ставились проблемы об обеспечении школ топливом, горячими завтраками, учительскими кадрами, обувью для малоимущих учеников. Ряд колхозов Кунцевского района принимают на себя обязательства обеспечивать продуктами питания  близлежащие школы. Например, колхоз «Верный путь» (деревня Мазилово) решил регулярно поставлять сельхозпродукты для кунцевской средней школы N5. По данным на 12 февраля 1943 г. Кунцевским райисполкомом было выдано нуждающимся ученикам 750 пар ботинок и теплой обуви.    

Несмотря на суровые условия войны, большинство учеников серьезно относились к учебе. Так, по результатам первого полугодия 1943/44 учебного года по Кунцевскому району из 11402 учеников было не аттестовано всего лишь 397 человек (3,5%) [12; 13, Д. 44, л. 21; 15. Д.28, л.1; Д. 41, л.1-2; Д. 43, л.1-2; Д. 87, л.15; 16; 17. Д. 5, л. 247; 18, 2004, №4].    

Тысячи комсомольцев и школьников в свободное от учебы время брали шефство над ранеными бойцами, лечившиеся в кунцевских и филевских госпиталях и больницах. Молодые шефы ежедневно посещали раненых, ухаживая за ними, читая газеты и книги, устраивали концерты художественной самодеятельности, раздавали подарки (кисеты с табаком, папиросы, конфеты, конверты, бумагу).

Одновременно шло движение за сбор денежных средств отдельных школ, комсомольских и пионерских организаций на укрепление обороны страны. В конце 1941 г. на строительство танков комсомольцы Киевского района собрали 150 тыс. руб., а Кунцевского - 85 тыс. руб. В годы войны учащиеся кунцевской средней школы N5 собрали на строительство боевого самолета 17 тыс. руб., а ученики школы №1 заработали деньги на строительство самолета «Кунцевский пионер». Учащиеся ремесленного училища №14 внесли 21 384 руб. на постройку боевых кораблей. Инициатива кунцевских школьников была отмечена приветственными телеграммами председателя ГКО СССР И.Сталина [8, с. 264, 299, 310].

С целью выживания многие подростки, оставляя школы, шли на производство. Так, упомянутый 14-летний Юрий Селезнев вынужден был устроиться работать на завод Коммунальник. Половину рабочих авиационного завода №23 в Филях представляла молодежь до 25 лет, среди которой две трети составляли ребята до 18 лет. На этом заводе работали подростки из ближайших селений Фили, Мазилово, Ромашково и др. Типичной оказалась судьба Н.Н. Яхонтовой, которая в 16 лет устроилась на этот завод, но вскоре была направлена на лесоповал в Сибирь. Весной 1943 г. вернулась на предприятие и работала в тяжелых участках: делала каркасы для самолетов, трудилась в горячем цеху. Рабочий завода М.Бергирин, поступивший на предприятие 14-летним подростком в 1942 г., вспоминает, что в войну «работали все по 11 часов, выходных не было, в праздничные дни тоже работали». Вспоминая военные годы, рабочие завода отмечали, что молодые ребята съедали свой продовольственный паек сразу, а «затем ходили голодные» [3; 18, 1998, № 4].       

Принимаются экстренные меры по повышению профессионально-технического образования. В этом плане значительную помощь оказывали подростки, юноши и девушки, которые осуществляя программу Всеобуча, шли на предприятия и профессионально технические училища. Постановлением Мособлисполкома от 10 июля 1941 г. было решено провести мобилизацию сельской и городской молодежи от 14 до 17 лет в ремесленные училища (РУ) для получения рабочей профессии. Учащиеся были на полном государственном обеспечении. По Кунцевскому РУ N14 план набора составил 300 человек. За две недели до войны в Киевском районе при заводе № 22 создается РУ на 1600, а при заводе “Красная труба” на 690 учащихся. На многих заводах налаживается система фабрично-заводского обучения (ФЗО) и техминимума, вчерашние ученики овладевают специальностями токаря, фрезеровщика, револьверщика, слесаря, клепальщика. Подобная форма краткосрочного обучения была налажена на заводе №23 (бывший завод №22), на котором в 1942 г. было обучено 4 тыс. рабочих, Мосхладокомбинате № 8 - 160, Коммунальнике – 196, на кунцевском заводе № 304 -75 и N95 – 230.

В годы войны потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистов требовала от руководства предприятий организации общеобразовательного и специального профессионального образования. В октябре1943 г. при кунцевском заводе N304 образуется школа рабочей молодежи на 350-400 учеников. Обучение проходило три раза в неделю без отрыва от производства. Для молодых рабочих, не имеющих 7-летнего образования, поcещение занятий являлось обязательным, подобная школа была на заводе №23 в Филях. Здесь в октябре 1943 г. открылось вечернее отделение авиационного техникума на 165 учащихся, а спустя ровно год - дневное отделение на 135 студентов [12, Д. 27, л.12; Д. 54, л. 5-14; 13. Д. 17, л. 3; 14; 17].

Итак, школьники, юноши и девушки, учителя и наставники Кунцево и Филей своей учебой и трудом на производстве и сельском хозяйстве вносили свой посильный вклад в укреплении оборонной мощи страны и приближения Великой Победы над фашизмом. Жизнеспособной оказалась и система образования в СССР, перестроенная на военный лад.

 

Источники и литература:

1. «Большевик». 1943. 1 января, 2 января, 10 января; 1944. 12 июня.

2. Ветераны – труженики тыла села Ромашково [Электрон. ресурс] //decplayer.ruI 17152.387-veterany (дата обращения: 27.03. 2020 г.).

3. ГКНПЦ имени М.В.Хруничева (Актуальный репортаж). Лицом к лицу с войной. [Электрон. ресурс]// Khrunichev. ru/main.php?id=3& nid-3262 (дата обращения: 27.02.2020 г.).

4. Данченко М.В. Война глазами подростка (Электрон. ресурс) // Kuncevo-online.ruIstats.php (дата обращения: 28. 03. 2020 г.).

5. «Дорогомилово».

6. Кутякова Н.К., Ферцер В.Ю. Формирование у школьников активной жизненной и гражданской позиции в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2016. Т. 22, с. 266-268.

7. Москва военная. 1941-1945. Мемуары и архивные документы. - М.: Мосгорархив, 1995. – 744 с.

8. Москва и Московская область в Великой Отечественной воине 1941-1945 гг. Краткая хроника. - М.: Московский рабочий, 1980. - 520 с.

9. Прохоров М.Ф., Федулин А.А. Повседневная жизнь жителей Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны (на примере района Фили-Кунцево) // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Альманах. Вып. 3. - М.: Изд. РГУТИС. 2011. с. 161-181.

10. Россинский Ю.Г. Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №2. с. 24-39.

11. Центрального государственного архива г. Москвы. Отдел хранения документов общественно-политической истории Москвы (ЦГА Москвы. ОХДОПИМ). Ф. 4. Оп.12. Д. 12, л.8.

12. ЦГА Москвы. ОХДОПИМ. Ф. 72. Оп.1.

13. ЦГА Москвы. ОХДОПИМ. Ф. 113. Оп. 2.

14. Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО).Ф. 2157. Оп. 1. Д. 2213, л. 143.

15. ЦГАМО. Ф. 7887. Оп.1. Д. 2, л. 1; Д. 19, л.1; Д. 28, л.1; Д. 30, л. 1 - 2; Д. 41, л.1 - 2; Д. 43, л.1 - 2; Д. 87, л.15.

16. Центрального муниципального архива г. Москвы (ЦМАМ),   Ф. 760. Оп. 1. Д. 14, л. 1 - 25.

17. ЦМАМ. Ф. 927. Оп. 1. Д. 5.

18. «Фили-Давыдково».

 

УДК 373.3

Рихтер Н. П.

Учитель, средняя общеобразовательная школа № 14

(Красногорск, Россия)

 

ТРАДИЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

 

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос об аксиологических составляющих программ по музыкальному образованию в отечественной русской начальной школе второй половины XIX - начала ХХ века. В процессе анализа программ по пению для начальных народных училищ Министерства народного просвещения, сделана попытка выявить наиболее важные составляющие военно-патриотического воспитания как часть музыкального образования того времени. В работе также приведены направления обучения пению в начальных училищах как ценностные ориентации, разработанные для начальных народных училищ Министерства народного просвещения в качестве ориентиров и продолжения традиций. Рассматривается также идея о важности осмысления данных традиций для конструирования музыкального образования в современной начальной школе.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, музыкальное образование, начальная школа, пение, национальная безопасность страны.

 

Поиск возможностей для обеспечения национальной безопасности современного российского государства в условиях мирового экономического кризиса и пандемии повлек повсеместное возникновение и распространение ложной и противоречивой информации о текущих событиях, в том числе о политическом, государственном и экономическом положении страны. Множество людей, находясь в стрессовой ситуации, пытается найти ориентиры для серьезного и вдумчивого осмысления и анализа сегодняшней ситуации.

Попытка анализа тех возможностей, источника духовных и душевных сил народа, которые во все исторические времена давали силы простым русским людям для борьбы со злом, с «напастью», с врагами, с болезнями, помогали выстоять, не сломиться и выйти победителями из множества сражений в истории может дать исторический опыт.

Одним из направлений поиска аксиологических, ценностных ориентиров является практический опыт патриотического музыкального образования в отечественной начальной школе второй половины XIX - начала ХХ века.

Так, в 1889 году, в Санкт-Петербургском учебном округе были разработаны «Программы учебных предметов, преподаваемых в одноклассных училищах разных наименований», в том числе и программа по церковному пению [1].

Основная цель программы – подготовка к сознательному и действенному участию в церковном богослужении. Однако, музыкальный материал, представленный в программе, включал и обязательные для изучения народные гимны - «Слава солнцу на небе», «Коль славен» Д.С. Бортнянского и «Боже, Царя храни!» [2].

7 февраля 1897 года были утверждены «Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения» в качестве первого документа, регламентирующего деятельность учителя министерского начального училища по предмету пение во всей стране.

Признавая одной из главных целей при воспитании детей сближение школы и церкви, программа по пению отмечала важность воспитания религиозно-нравственных чувств учеников, приближения детей к храму. Большое значение программа придавала развитию эстетических чувств и воспитания любви к отечеству. «Церковное пение возвышает религиозно-нравственное чувство учащихся, а если к тому же они поют и в церкви, то и теснее сближает их с нею, что должно быть одною из главных целей при воспитании дет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.075 с.)