Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина в годы Великой Отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина в годы Великой Отечественной войны



Аннотация. В статье кратко освещаются основные события истории Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время этот вуз называется Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ). Это один из старейших и крупнейший в России и СНГ педагогический вуз, ведущий свою историю от Московских высших женских курсов, образованных в 1872 году.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, высшее педагогическое образование, народное ополчение.

 

Период Великой Отечественной войны занимает особое место в истории народного образования СССР, он получил в последние годы в отечественной историографии достаточно полное и всестороннее освещение [ 1; 2; 3; 4 ]. Важное место в данной проблематике занимает изучение истории учебных заведений Москвы в годы войны [ 5; 6; 7; 8 и др. ]. В данной статье ставится цель рассмотреть деятельность столичной высшей школы в годы Великой Отечественной войны на примере Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

С первых военных дней студенты и преподаватели МГПИ им. В.И. Ленина были охвачены патриотическим порывом, который наблюдался и в других московских вузах. 23 июня 1941 года в Ленинской аудитории Главного здания института на Малой Пироговской улице состоялся митинг, собравший около двух тысяч человек, то есть значительное большинство студентов и преподавателей. Участники митинга клеймили гневом вероломного агрессора, в принятой на митинге резолюции выражалась готовность «в любой момент вступить в ряды доблестной Красной Армии для того, чтобы с оружием в руках разгромить наглого, зарвавшегося врага…» [9, 1941. 25 июня; 10, 1941. 24 июня].

Вскоре участникам митинга представилась возможность подтвердить свои слова на деле. Сразу же после обращения к советскому народу И.В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. в Москве началось формирование народного ополчения. Уже 4 июля в МГПИ им. В.И. Ленина началась запись в ряды ополчения всех желающих. Запись шла в атмосфере уверенности в победе над врагом и приобрела массовый характер. В июльские дни в столице было сформировано 12 дивизий народного ополчения.

Во Фрунзенском районе Москвы, на территории которого располагался МГПИ им. В.И. Ленина, была создана 5-я дивизия народного ополчения. В ночь с 7 на 8 июля 1941 г. дивизия была выведена походным порядком из Москвы. В ее составе оказалось 175 человек из МГПИ им. В.И. Ленина, в основном в ее 2-м полку (позднее 1290-й стрелковый полк). Среди них было три декана — Е.М. Вермель (рядовой), Н.Н. Малов (начальник связи полка), Ю.Г. Саушкин (рядовой); профессора Ф.М. Головенченко (заместитель начальника политотдела дивизии), Б.И. Пуришев и Г.М. Шапиро (рядовые); доценты А.Г. Урин (секретарь дивизионной парткомиссии), Н.И. Молодых (агитатор полка), В.Н. Вайнштейн, М.Д. Громов, М.А. Супоницкий (политруки роты), А.Н. Дубовиков, А.А. Липаев, П.С. Любимов, Н.А. Петров, Н.А. Трифонов, Б.А. Этинген (рядовые); старшие преподаватели Т.С. Косых (комиссар полка), М.Р. Чаткин (секретарь парторганизации полка), Г.М. Кохновер (инструктор по пропаганде полка), Д.Ф. Козлов (лектор политотдела дивизии), Ф.М. Кусургашев, М.С. Новиков, Г.А. Самсонов (рядовые), студент М.Б. Рыскин (рядовой, секретарь комитета комсомола МГПИ им. В.И. Ленина) [11. С. 258-259].

В массовом сознании закрепился стереотип, что в годы войны советские генералы бездумно бросали в бой любые доступные им резервы, не считались ни с какими потерями, стремились «завалить противника трупами». История московского народного ополчения показывает ложность таких утверждений. Несмотря на тяжелое положение на фронтах, советское командование длительное время держало дивизии народного ополчения в тылу, давало возможность ополченцам обучиться азам военного дела.

15 сентября 1941 г. 5-я дивизия народного ополчения была переименована в 113-ю стрелковую дивизию и стала кадровой частью РККА. Только 29 сентября 113-я дивизия вошла в действующую армию и заняла полосу обороны в составе 43 армии Резервного фронта юго-западнее города Спас-Деменск. А уже 30 сентября 1941 г. немецкое командование начало операцию «Тайфун» с целью разгрома советских войск на центральном направлении и захвата Москвы — столицы СССР.

113-я стрелковая дивизия приняла на себя основной удар превосходящих сил 4-й танковой группы противника, рвавшихся с юго-запада к Москве. После ожесточенных боев из 11,5 тысяч человек первоначального состава в строю осталось порядка 2 тысяч бойцов. Многие погибли, были ранены, попали в окружение и в плен. Но дивизия не была расформирована, продолжала сражаться под Боровском и Наро-Фоминском, приняла участие в контрнаступлении под Москвой, прошла славный боевой путь и завершила войну в Австрии.

Значительная часть студентов МГПИ им. В.И. Ленина направилась на трудовой фронт. В начальный период войны гражданское население активно привлекалось для строительства оборонительных сооружений для Красной Армии. Уже 30 июня 1941 г. первые эшелоны московских комсомольцев были отправлены на тыловые рубежи. Среди них был и отряд из трехсот студентов старших курсов МГПИ им. В.И. Ленина. В июле-августе 1941 г. студенты-педагоги строили укрепления на левом берегу реки Десны в Смоленской области, а затем в районе города Ельни.

Другой отряд строителей, сформированный в основном из девушек младших курсов, занимался строительством укреплений в Можайском районе Подмосковья. В начале сентября оба строительных отряда, в связи с началом нового учебного года, вернулись в Москву.

Уже в июле 1941 г. в результате продвижения немецких войск на восток появилась угроза бомбардировок Москвы вражеской авиацией. Предотвратить налеты должны были не только кадровые военнослужащие – зенитчики и летчики, - но и отряды местной противовоздушной обороны, сформированные из простых москвичей. Помимо городских и районных подразделений противовоздушной обороны, на всех предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, жилых домах создавались группы самозащиты. Поскольку в эти группы входили звенья, выполнявшие различные функции, они получили название унитарных команд. Унитарная команда МГПИ им. В.И. Ленина, созданная 1 июля 1941 г., имела звенья: управления, охраны порядка и безопасности, аварийно-восстановительное, пожарное, химико-дегазационное и медико-санитарное [12. Д. 136. Л. 29; 13, Приказы директора за 1941 г. № 164 а].

С 21 июля 1941 г. унитарная команда МГПИ им. В.И. Ленина начала борьбу с зажигательными бомбами, спасала учебные корпуса и общежития от пожаров и разрушений. Так, в ночь с 6 на 7 августа большое количество зажигательных бомб было сброшено на район Усачевой улицы. Одна из бомб попала на чердак Тихомировского учебного корпуса, другая упала на его двор. Очаги пожара были ликвидированы, а бомбы обезврежены. Тогда же 39 бомб были сброшены на дом 35 по Усачевой улице, где размещалось институтское общежитие № 2. Четыре зажигательные бомбы попали на чердак этого здания, а в соседнем доме № 33 возник серьезный пожар. В ту же ночь унитарной командой МГПИ имени В.И. Ленина было ликвидировано девять зажигательных бомб в бывшем Доме крестьянина на Трубной площади, который был отдан под расселение студентов [13, Приказы директора за 1941 г. № 68 г]. Но в здание учебного корпуса в Мерзляковском переулке попала фугасная бомба, аудитории были разрушены. С 4 ноября 1941 г. унитарная команда МГПИ имени В.И. Ленина была переведена на казарменное положение. Весной 1942 г. ее численность достигала 110 человек [13, Приказы директора за 1941 г. № 84 г; Приказы директора за 1942 г. № 7 г, № 19 г ].

В начале октября 1941 г., ЦК ВЛКСМ объявил о наборе комсомолок в женское авиационное соединение. В его состав вошли студентки МГПИ им. В.И. Ленина: А. Акимова, А. Хорошилова, Н. Алферова, Л. Гогина, В. Краснощекова, С. Смыкова. В летный состав зачислили тех девушек, кто уже имел авиационную подготовку. Тех, кто окончил два курса института, направили на курсы штурманов. Остальные стали авиационными техниками.

В мае 1942 г. в составе 588-го легкобомбардировочного женского авиационного полка в качестве техников-вооруженцев на фронт отправились А. Акимова, А. Хорошилова, Л. Гогина. Полк летал на самолетах У-2, до войны использовавшихся как учебные машины, а с началом военных действий превратившихся в ночных бомбардировщиков. В феврале 1943 г. за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 588-ой авиационный полк был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. Л. Гогина стала старшим техником по авиавооружению в этом полку, а А. Акимова и А. Хорошилова в 1943 г. освоили специальность штурмана.

А.В. Хорошилова была выбрана комсоргом полка, совершила более ста боевых вылетов. А.Ф. Акимова стала одним из лучших штурманов полка, с апреля 1943 по май 1945 г. совершила 715 боевых вылетов. В апреле 1945 г. она была представлена к званию Героя Советского Союза, но тогда награждение не состоялось. Лишь в декабре 1994 г. летчица была удостоена звания Героя Российской Федерации.

Пилот Т.П. Макарова и штурман В.П. Белик считались одним из лучших экипажей 46-го гвардейского авиаполка. Вера Белик до войны успела окончить два курса математического факультета Московского государственного педагогического института им. К. Либкнехта, который в 1943 г. был присоединен к МГПИ им. В.И. Ленина. В ночь на 25 августа 1944 г. их самолет был сбит истребителем противника. Экипаж погиб. Посмертно Т.П. Макарова и В.Л. Белик были удостоены звания Героя Советского Союза. Память о Вере Белик бережно хранится в МПГУ. В фойе Главного корпуса на Малой Пироговской улице ей установлен памятник.

В середине октября 1941 г. на фронте под Москвой сложилась критическая ситуация. Враг сумел прорвать оборону советских войск и рвался к столице СССР. Было решено отдать все силы защите Москвы: из трудящихся столицы дополнительные подразделения для действующей армии, возвести новые оборонительные сооружения, увеличить производство танков, минометов, мин, гранат.

В 9 часов утра 15 октября состоялось собрание коммунистов МГПИ им. В.И. Ленина, была проведена запись добровольцев на фронт. В те дни ушли на фронт студенты четвертого выпускного курса В.С. Маномеров (погиб в 1942 г.), Ю.П. Озерский (погиб в 1942 г.), Г.И. Сироткин (погиб в 1945 г.), И.М. Тамбовцев (погиб в 1942 г.), А.А. Гончаров, Е.В. Примеров, Г.Т. Рябков. Девушек в коммунистический батальон не брали, но в те же дни в институте состоялся досрочный выпуск школы медицинских сестер.

Занятия в институте, которые и до этого проводились нерегулярно, с 15 октября были прерваны. Все находившиеся еще в Москве студенты, преподаватели и сотрудники или эвакуировались, или направлялись на оборонные работы. В октябре студенты и преподаватели МГПИ им. В.И. Ленина строили баррикады у Крымского моста, у Ленинских гор, близ Московской окружной железной дороги. Затем они были направлены на рытье противотанковых рвов и заграждений в Кунцево.

1 ноября директором МГПИ имени В.И. Ленина С.П. Котляровым был издан приказ об эвакуации студентов младших курсов в город Малмыж Кировской области [13, Приказы директора за 1941 г. № 433 б ]. В условиях осадного положения, которое было введено в Москве 19 октября, среди руководителей вузов нашлись и морально неустойчивые люди, которые бросили свои коллективы и выехали на восток. Но в подавляющем большинстве случаев коллектив МГПИ им. В.И. Ленина проявил себя достойно, выдержал все испытания, выпавшие на его долю. Уверенность в победе над врагом ни на миг не покидала студентов и преподавателей вуза. Эту уверенность поддерживал и укреплял энергичными и самоотверженными действиями директор института С.П. Котляров [14. С. 95-97].

Остававшиеся в Москве преподаватели и студенты стремились возобновить занятия в институте. Сначала начали действовать отдельные кружки, некоторые преподаватели проводили консультации, иногда читали лекции. Среди преподавателей, первыми возобновившими работу, были профессора Н.П. Грацианский, Н.Ф. Дератани, Ф.А. Рау, доценты С.Е. Крючков, Е.А. Василевская, Н.М. Черемухина, Н.А. Тимофеева.

13 ноября 1941 г. общее собрание оставшихся в Москве преподавателей и студентов решило возобновить занятия в полном объеме. На собрании присутствовало 70 человек. 17 ноября, в первый занятий, явилось 103 студента. Постепенно число занимающихся росло. 20 декабря на занятиях в институте было уже 468 студентов, а 16 февраля 1942 г. — 645.

Как только МГПИ им. В.И. Ленина возобновил занятия, на них стали приходить и студенты других московских вузов — МГУ, МИФЛИ, МОПИ, МГПИ им. К. Либкнехта, но по мере возобновления их работы, эти студенты возвращались в свои институты. К концу учебного года в МГПИ им. В.И. Ленина осталось 532 студента [12. Д. 124. Л. 2 ].

В декабре 1941 г. начались занятия эвакуированного в столицу Горного Алтая город Ойрот-Туру МГПИ им. К. Либкнехта. Все его имущество и оборудование, оставшееся в Москве, было передано МГПИ им. В.И. Ленина. Поэтому летом 1943 г. было принято решение о целесообразности присоединения МГПИ им. К. Либкнехта к МГПИ им. В.И. Ленина [9, 1942. 30 июля].

Военное время вносило свои коррективы в работу московских педагогических вузов. Численность профессорско-преподавательского состава сократилась. К 1 марта 1942 г. в МГПИ им. В.И. Ленина работали 28 профессоров, 46 доцентов и преподавателей [12. Д. 124. Л. 2 ]. Соответственно сократилась и численность студентов.

Помимо учебных занятий студентам и преподавателям приходилось выполнять и ряд обязанностей, связанных с военным временем. В частности, нужно было нести ночные дежурства по охране зданий института. Многие студенты не получали стипендий и должны были работать, чтобы обеспечить себя самым необходимым. Война диктовала условия существования: частые выключения электрического света, нехватка топлива, отсутствие пособий и оборудования для кабинетов и лабораторий, в зданиях была нарушена часть отопительной и водопроводной систем. В зимние месяцы в учебных помещениях температура держалась около нуля градусов. На семинарах и лекциях сидели в верхней одежде. С началом войны часть зданий МГПИ им. В.И. Ленина была передана другим учреждениям. В результате даже в условиях занятий в две смены институт испытывал дефицит учебных площадей.

Бодрость духа и оптимизм, уверенность в победе над Германией не покидала ни на миг коллектив МГПИ им. В.И. Ленина. В институте проводились встречи с фронтовиками, партийными и государственными руководителями, артистами и писателями, проходили вечера художественной самодеятельности, в которых принимали участие преподаватели и студенты.

На завершающем этапе войны чаще стали проводиться торжественные митинги и собрания, приуроченные к различным знаменательным датам. В октябре 1943 г. праздновалось 25-летие ВЛКСМ. Обстановка на фронтах позволила торжественно отметить майские и ноябрьские праздники в 1944-1945 гг.

Таким образом, военная пора стала для вузовских коллективов столицы, в том числе и для Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина, временем испытаний на прочность, на верность Родине, на способность вести учебно-воспитательный процесс немыслимых условиях, несмотря на все невзгоды поддерживать в душах своих студентов жажду знаний, поиска и открытий.

 

Литература:

1. Великая Отечественная война в региональном измерении. Материалы Всероссийской научной конференции / Сост. А.С. Минаков. Орел: ИД «Орлик», 2015.

2. Наука и образование в годы войны // Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. М.: Кучково поле, 2014. Т. 10. Государство, общество и война. С. 455–516.

3. Половецкий С.Д. Нормативно-правовое регулирование деятельности общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны // Право и образование. 2017. № 5. С. 149–155.

4. Россинский Ю.Г. Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. Вып. № 2 (23). С. 24–39.

5. Бызова О.М. Народное образование Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 4 (108). С. 339–342.

6. Половецкий С.Д. Московское образование в дни суровых испытаний (К 75-летию Московской битвы) // Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 111–117

7. Половецкий С.Д., Минаков А.С., Аширов Э.Р. Военно-исторический аспект в подготовке будущих педагогов: Из опыта работы Дирекции изучения истории Московского педагогического государственного университета //Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. Вып. 2. М., СПб.: Нестор-История. 2019. С. 242–250.

8. Овчинников А.В. Роль государства и учительской общественности в обучении и воспитании школьников в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 2 (23). С. 10–23.

9. Учительская газета.

10. Педвузовец.

11. Очерки истории Московского педагогического государственного университета. – М.: Прометей, 2002. – 480 с.

12. Центральный государственный архив Москвы (ЦГА Москвы). Ф. Р-586. Оп. 1.

13. Архив Московского педагогического государственного университета (Архив МПГУ).

14. Лубков А.В., Москвин В.В., Полозов Г.П., Романов Ю.В., Савельев П.Ю. Ректоры МПГУ. 1872-2000. Очерки. – М.: Издательский дом Магистр-Пресс. 2000. – 160 с.

 

УДК 93/94

Самохин А. Н.

Преподаватель Саратовского областного колледжа искусств

 (Саратов, Россия)

 

СИСТЕМА БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассматривается процесс функционирования системы библиотечного образования в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется работе Саратовского библиотечного техникума, как крупнейшего центра подготовки библиотечных кадров в регионе в данный период времени.

Ключевые слова: кадры, техникум, библиотечное дело, образование, эвакуационный госпиталь, библиотерапия, война.

 

Библиотечный техникум в Саратове был открыт 1 сентября 1934 года в соответствии с приказом Народного комиссариата просвещения РСФСР №608 от 19 августа 1934 года. Первым директором техникума стала выпускница Московского библиотечного института Надежда Николаевна Федорова. В предвоенные годы техникум становится одним из крупнейших центров подготовки библиотечных кадров в Нижнем Поволжье. Одним из сложных периодов работы учебного заведения стали годы Великой Отечественной войны, о чем и пойдет речь в настоящей статье.

В воскресенье, 22 июня 1941 года преподаватели и студенты Саратовского библиотечного техникума срочно собрались в помещении корпуса на Сенной площади, где располагалось одно из общежитий техникума на митинг. Речи, звучавшие на нем, были немногословны: «Над Родиной нависла опасность! Встанем на защиту Отечества! Не дадим кровавому фашистскому сапогу топтать нашу землю! Все, как один, встанем на защиту отечества! Смерть немецким оккупантам». Речь, произнесенная директором техникума, Бочкаревым оказались очень созвучной с переживаниями студентов и педагогов. Они восприняли их как свои, кровные мысли, идущие от самого сердца. Именно этими словами они стали объяснять стремление идти добровольцами на фронт, громить врага до победного конца. Стремились записаться на фронт даже те, кто по разным причинам не подлежал призыву [5, С. 39-45].

Одним из первых, кто ушел добровольцем на фронт 24 июня 1941 года, стал директор техникума Бочкарев. Директором он был недолго, назначен на должность 1 августа 1940 года но, к сожалению, его инициалы в архивных материалах не сохранились. Это требует дальнейшего уточнения. Временно директором была назначена завуч техникума Кузнецова Александра Васильевна, а 6 августа 1941 года на должности директора Саратовского библиотечного техникума её сменил Николай Васильевич Тишунин. Однако период его работы директором техникума был недолог, так как уже 8 сентября он ушел добровольцем на фронт. Служил батальонным комиссаром, инструктором-пропагандистом в 1132 стрелковом полку 336 стрелковой дивизии Западного фронта. С первого дня боёв полка участвовал в обороне Москвы (декабрь 1941 г.), под Рузой (январь 1942 г.), под Ржевом (с августа по сентябрь 1942 г). В боях за высоту 202,8 и деревню Векшино Зубцовского района Калининской (в наст. врем. Тверской) области, когда полк захватил 12 вражеских орудий, несколько пулеметов, патроны и другие трофеи, а противник понес значительные потери, он становится комиссаром полка, и своим личным примером воодушевлял бойцов и командиров в бою. За отвагу и мужество Николай Васильевич был награжден в январе 1943 года орденом Красной Звезды.

8 сентября 1941 года библиотечный техникум в Саратове возглавила Ольга Дмитриевна Ушакова. Она работала преподавателем библиотечных дисциплин, преподавала методику работы с читателями, библиографию детской литературы. Закончила Ольга Дмитриевна Московский государственный библиотечный институт, а затем аспирантуру при нем. По приглашению бывшего директора техникума, Надежды Николаевны Федоровой была приглашена на педагогическую деятельность в Саратов.

Существенно в эти годы сократилась материально-техническая база и учебные площади техникума. В связи размещением эвакуированных работников предприятий в Саратове у техникума были изъяты два общежития. Занятия были перенесены в здание бывшего общежития техникума, которое располагалось на Сенной площади. Оно плохо отапливалось и часто не имело электричества [7, c. 238-240].

Большое значение в жизни техникума играла помощь саратовским эвакуационным госпиталям. 24 июня 1941 года в Саратове было организовано Управление местного эвакопункта, которое организовало 36 эвакогоспиталей в 12300 коек. Особенно много госпиталей развертывается во время Сталинградской битвы. По свидетельствам очевидцев в 1942-1943 годах Саратов представлял один большой эвакогоспиталь, насколько много здесь было раненых: не только военных, но и мирного населения. Студенты Саратовского библиотечного техникума в первые месяцы войны работали в разных госпиталях: ухаживали за ранеными, писали и читали им книги, газеты и письма. Однако, уже в конце 1941 года за библиотечным техникум был закреплен один эвакогоспиталь, который значился под №3630. Эвакогоспиталь располагался поблизости от техникума, на улице Большая Садовая, в районе Воскресенского кладбища. В годы Великой Отечественной войны это была окраина города, а в настоящее время в этом здании размещается средняя общеобразовательная школа №70 города Саратова. Эвакогоспиталь №3630 имел особую офтальмологическую специфику работы. Сюда направлялись люди получившие травму глаз, а многие были полностью лишены зрения. Руководил студентами Саратовского библиотечного техникума в госпитале известный врач-психиатр Михаил Павлович Кутанин (1883-1976). Он одним из первых в Советском Союзе стал применять метод библиотерапии. Люди, лишившиеся зрения были в отчаянии, многие готовы были покончить с жизнью, а депрессия перерастала в душевные болезни. Суть метода библиотерапии заключалась в чтении тщательно подобранных книг в строго определенной последовательности. Студенты техникума занимались с ранеными по этому методу и при постоянном контроле со стороны М.П. Кутанина. Студенты на каждого больного вели дневник, записывали всю прочитанную литературу, а затем вместе с Михаилом Павловичем анализировали и подбирали новую литературу. Часто студенты готовили громкие читки новостей с фронта, стихи русских и советских поэтов, давали концерты. Пользуясь своим авторитетом и дружбой с многими известными артистами Михаил Павлович часто устраивал в эвакогоспитале концерты. Фамилия Кутанина настолько была известна в Саратове, что любому человеку, который вел себя странно - говорили: «Тебе нужно к Кутанину».

Весной 1943 года в Саратовском библиотечном техникуме из-за неоднократных обращений со стороны и студентов и некоторых педагогов (причем основная масса обращений были анонимными) в учебном заведении была организована проверка. Проверка проводилась комиссией Областного отдела народного образования. В ходе этой проверки в техникуме была выявлена группа вредителей, которая в условиях войны представляла опасность советскому государству. Во главе этой группы стояла завхоз-вредитель Рейх Тереза Фёдоровна. В вину завхоза вменялось большие хищения имущества: отсутствовал в наличии патефон стоимостью в 377 руб., не хватало твердого и мягкого инвентаря на сумму 1475р, были вскрыты склады и из них похищено продовольствие (мука, масло растительное, жиры). Вместе с этим был выявлен факт, что уборщицы и вахтер техникума трижды в день без должного на то разрешения (самовольно) отлучаются за хлебом. В это время помещения оставались без присмотра. Это стало причиной вскрытия склада-сарая, расположенного в непосредственной близости с техникумом и из него было украдено 5 пар лыж (всего находилось 21 пара), а так же были украдены мягкие стулья. Такие случаи халатного отношения к имуществу были не единичны в техникуме.

В ходе следствия были выявлены факты хищения уволенным завхозом Проскуряковым Филиппом Петровичем, которого сменила Т.Ф. Рейх. Он «вводил в курс дела и научал» завхоза-вредителя, а когда начались следственные действия срочным порядком уехал в деревню Верки Бутурлиновского района Воронежской области. Общая сумма ущерба составила более 16 тыс. рублей. Заведующий Саратовским областным отделом образования товарищ Муханов констатировал, что такое антигосударственное отношение к имуществу техникума со стороны должностных лиц выявилось не только в результате попустительства директора Саратовского библиотечного техникума Ольги Дмитриевны Ушаковой, но и при прямом ее пособничестве и участии.

После такого заключения комиссии О.Д. Ушакова была уволена с должности директора техникума, а новым руководителем учебного заведения с 1 июня 1943 года была назначена Мария Петровна Спирина. Она являлась выпускницей Высших женских курсов города Казани, так же прошла один год обучения по курсовой подготовке библиотечных работников при Московском государственном библиотечном институте, а затем закончила его, пройдя полный курс обучения. М.П. Спирина преподавала в техникуме библиотечную технику, возглавляла его до ноября 1952 года. С 1952 по 1957 год Мария Петровна Спирина работает заведующей заочным отделением Саратовского библиотечного техникума и курирует учебно-консультационные пункты в Ершове, Балашове и Петровске. Вместе с этим хочется отметить, что О.Д. Ушакову после снятия с должности директора наказали по условиям военного времени довольно мягко: обязали выплатить всю сумму растраты имущества и разрешили продолжить педагогическую деятельность в техникуме [8, c. 34-55].

На высокий уровень в годы Великой Отечественной войны была поставлена политико-просветительная работа. Проводились доклады темам обороны, народно-хозяйственного строительства и гигиены, как например: «О международном положении», «27 годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции», «О дне Сталинской конституции», «Отечественная война в советской литературе» и другие. В Саратовском библиотечном техникуме в 1944 году торжественно отмечалась столетняя годовщина со дня смерти И.А. Крылова. К этому мероприятию в библиотеке техникума была организована выставка, посвящённая его творчеству и силами художественной самодеятельности техникума был проведён концерт [6, c. 19-24].

Преподавателями и студентами техникума было собрано 1000 рублей предназначенных для покупки подарков раненым больным подшефного эвакуационного госпиталя №3630. Командованием госпиталя особо была отмечена работа студентов 3-го и 4-го курсов Поликарповой, Варулиной и Трашиной, которые проводили в госпитале всё свободное время, помогая раненым [3, д. 104, л. 77].

Педагогический коллектив техникума был укомплектован кадрами с высшим образованием, по специальным предметам - выпускниками Московского библиотечного института. Так Видищева Анна Дмитриевна преподавала библиографию и библиотечную технику, Грязнова Ольга Андреевна вела работу с читателями, Ушакова Ольга Дмитриевна - методику работы с читателями, Спирина Мария Петровна - библиотечную технику, Цейтлин Софья Ефимовна - методику художественного чтения, детскую и родную литературу, Кузнецова Александра Васильевна - библиографию естественнонаучной и антирелигиозной литературы. Преподавателями математики, физики и химии были Мичурин Александр Илларионович и Королева Варвара Ивановна. Военным руководителем в рассматриваемый период являлся Коронатов Дмитрий Николаевич. Он занимался не только преподавательской деятельностью, но и отвечал за военные сборы и руководил кружком Осоавиахима.

С целью успешного прохождения практики с обучающимися 3 курса был выделен один свободный день и закреплены соответствующие группы за базами практики. За каждой базой практики был закреплён руководитель из числа преподавателей техникума, который контролировал её прохождение через отчеты учащихся о проделанной работе на базах практике и непосредственного её посещения. Так, в 1944-1945 учебном году производственная практика у учащихся 3 курса состоялась с 1 марта по 15 апреля и местом её прохождения являлась Научная библиотека Саратовского государственного университета. Это была единственная в городе Саратове библиотека, где помещения отапливались. В Научной библиотеке студенты знакомились с работой всех отделов, а особое внимание было уделено библиотечной технике. Следует сказать, что Научная библиотека Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского являлась одной из лучших библиотек в городе Саратове по техническому оснащению и в этом деле была большая заслуга её директора Веры Александровны Артисевич. Хочется отметить, что Вера Александровна в первые годы после организации библиотечного техникума в Саратове преподавала в нем. В 1934-1935 учебном году она преподавала работу с читателями, а затем прибавилась библиотечная техника. Однако из-за загруженности на работе, больших общественных нагрузках, она оставила преподавание в техникуме, но на многие годы сохранила связь с ним.

Отметим, что часть производственной практики, которая относилась к предмету «Массовая работа с читателями», была перенесена в подшефный техникуму эвакуационный госпиталь №3630, где учащиеся проводили громкую читку художественной литературы, газет, новостных листовок, беседы, библиографические обзоры. Эта работа учащихся показала высокие результаты и отзывы раненых госпиталя.

Для решения обострившейся проблемы нехватки кадров в Саратовском библиотечном техникуме весной 1945 года было восстановлено заочное отделение [1, c. 41 -139]. Опыт подготовки библиотечных работников средней квалификации существовал в Саратовском библиотечном техникуме в довоенные годы и теперь на основании постановления СНК РСФСР №841 от 21 декабря 1944 года «О мерах по укреплению библиотек Наркомпроса РСФСР». План приема на 1945-1946 учебный год устанавливался в 75 человек, однако потребность в библиотечных работниках оказалась настолько высока, что дополнительно было принято 11 человек. Советским правительством к 1950 году предполагалось увеличить число библиотечных техникумов в которых существовали бы заочные отделения до 42 с контингентом учащихся 17000 человек [2, д. 2706. Л. 58].

Не всем студентам довоенного Саратовского библиотечного техникума посчастливилось выжить в смертельной схватке с врагом. Многие из них навсегда остались на поле брани, в том числе директор Николай Васильевич Тишунин, студенты техникума Маслов Анатолий, Савина Антонина, Смотрова Наталья, Хмелов Иван и многие другие. Те же, кто уцелел, до конца своих дней свято чтили память о погибших товарищах. Красноречиво говорит о себе тот факт, что все выпускники Саратовского библиотечного техникума 1943 года выпуска добровольно поехали поднимать разрушенные библиотеки в освобожденных от оккупации районах Белоруссии, Украины, а четверо из них были направлены в Сталинград.

Таким образом, в тяжелых условиях военного времени коллективу Саратовского библиотечного техникума пришлось решать организационные и образовательные проблемы: улучшать жилищно-бытовые условия, как преподавателей, так и студентов, заниматься организацией питания, обеспечить сохранность контингента обучающихся, принять меры по обеспечению учебниками, художественной литературой, бумагой, письменными принадлежностями. На протяжении всех военных лет повышался уровень подготовки студентов, особенно зачисленных на первый курс, улучшалось качество обучения. Систематически велась работа по повышению посещаемости занятий и организации политико-воспитательной работы среди студентов. Но, несмотря на все трудности, которые приходилось преодолеть в годы Великой Отечественной войны, свою главную задачу, задачу подготовки библиотечных кадров техникум успешно выполнил.

 

Литература:

1. Библиотечное дело Российской Федерации в послевоенный период (июнь 1945 – март 1953): документы и материалы: в 2 ч. Ч. 2. [автор-составитель А.Л. Дивногорцев]. М.: Пашков Дом, 2005. (Отечественная история библиотечного дела). С. 41 -139.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А – 259.Оп 6. Д. 2706.

3. Государственный архив Саратовской области. Ф. 2026. Оп.1. Д.104.

4. Самохин А.Н. Библиотечное образование в Саратовском Поволжье: проблемы становления и развития // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. проф. Ю.Г. Голуба. – Саратов: изд-во Саратов. Ун-та, 2016. – Вып. 11. -304 с.: ил. С. 39-45.

5. Самохин А.Н. Повседневная жизнь студентов техникумов Саратова в 1930-е годы // История: факты и символы. 2016 №4 (9). С. 19-24.

6. Самохин А.Н. У истоков библиотечного образования в Саратове // Творчество молодых: сборник материалов очно-заочной научно-практической конференции для образовательных организаций          г. Саратова, Саратовской области, регионов Приволжского Федерального округа, 24 апреля 2015 г. – Саратов: Амирит, 2015. - 290 с. С. 238-240.

7. Храмкова Е.Л. Культура России периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Историографические очерки / Институт истории и археологии Поволжья; Самарский государственный педагогический институт. Самара: Научно-технический Центр, 2001. – 316 с.

УДК 378.147



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.069 с.)