Геоигры как средство патриотического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геоигры как средство патриотического



ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Аннотация. Авторы обосновывают возможность использования геоигры для ознакомления обучающихся с историей малой Родины. Приведены этапы организации геоигры «Краеведческие пазлы» и Россия Online и пример одного из маршрутов квеста «По местам бессмертного подвига».

Ключевые слова: патриотическое воспитание, геоигры, Краеведческие пазлы, патриотизм, история малой Родины.

 

Актуальность проблемы, рассматриваемой в настоящей статье, обусловлена подменой и часто неприятием в молодежной среде понятий «патриотизм», «гражданственность», «долг». От того, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи относительно будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашего государства. Президент Владимир Путин назвал чувство патриотизма «стержнем генетической памяти» русского народа и самой важной частью общенациональной культуры [3]. В.В. Путин подчеркнул, что для России «имеют особую ценность» идеалы патриотизма, потому что на них «основана непобедимая сила духа» русского народа, «которая не раз удивляла и восхищала весь мир».

По результатам исследований, современная молодежь имеет определенный запас «патриотической прочности», однако жизненные приоритеты молодого поколения заметно влияют на их желание связывать свои долгосрочные планы с жизнью в России [1]. Решение данной проблемы требует от педагогического сообщества внимания к задаче формирования у подрастающего поколения патриотических чувств, формирования гордости за свою страну, ее историю, культуру, что, в свою очередь, предполагает освоение обучающимися истории своей страны через призму истории своей малой Родины. Этим обусловлена существенная необходимость в обращении в современном образовательном пространстве к разработке проектов, направленных на ознакомление молодежи с историко-культурными особенностями страны и малой Родины, способных формировать осознанную гражданскую позицию молодежи.

Для изучения истории города Пскова, для поиска скрытых подробностей истории малой Родины создан проект - геоигра «Краеведческие пазлы» и Россия Online, в котором для создания яркой интерактивной среды обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями используется увлечение современной молодежи игровыми и интернет технологиями. Как и в известной игре «Пазл», из небольших фактов, найденных участниками проекта, складывается единая картина истории города Пскова, его культуры. Немаловажен и тот факт, что это командная игра и в ходе ее участники учатся работать в команде, использовать интернет и возможности смартфона в образовательных целях. В проведении игры важным является динамика игры, приемы вовлечения обучающихся в игровую деятельность, соревновательный эффект, возможность участников получить приз.

Для проведения квеста организаторы игры:

1) определяют образовательную тему геоигры, учитывая наличие в городе достаточного количества мест исторического наследия по выбранной теме, знаменательные события страны или города, памятные даты. Задачи квеста в первую очередь должны иметь образовательную ценность для обучающихся, знакомить игроков с историей города, памятными местами, с людьми, прославившими город, край;

2) устанавливают места города, связанные с историческими событиями по теме геоигры, с известными людьми. Из найденных «точек» составляют несколько маршрутов с учетом возрастных особенностей обучающихся (студенты вуза, техникума, учащиеся средней школы). Для каждой из выбранных точек маршрута формулируется вопрос о событии, связанном с этим местом по теме игры, о людях, участниках предполагаемых событий, и два (или более) ответов, один из которых верный. Предлагаемые в квесте задания должны быть не только полезны с точки зрения образовательного процесса, но и интересны участникам игры;

3) для каждого ответа (одного верного и одного или нескольких ошибочных) предлагаются географические координаты точек игры. В случае верных ответов на вопросы команда получает координаты следующей точки маршрута, неверные ответы приводят игроков к «ложным» точкам и предложением вернуться назад. Географические координаты точек маршрута и точек, куда приводит неверный ответ на сформулированный вопрос снимаются с использованием программ maps.me или yandex карты.

4) текст вопроса преобразовывают в QR-код с помощью бесплатных online сервисов (например, генераторов QR-кода). Сервис позволяет преобразовывать в код как текст, так и ссылки на объекты в сети Интернет. Изображения, рисунки, фотографии можно разместить на гугл-диске, а ссылку также разместить в QR-код. QR-коды с вопросами и возможными ответами прикрепляются к водосточным трубам, щитам, поребрикам, скамейкам, заборам так, чтобы это не привлекало внимание прохожих.

Для проведения игры образуются команды не менее 5 человек, заранее объявляется тема игры (например, «По местам бессмертного подвига»).

Участники квеста должны видеть результаты своей активности, динамику продвижения в квесте в реальном времени. С этой целью в игре может быть использована социальная сеть ВКонтакте. При такой организации игры возможен интерактивный диалог как средство обратной связи между игроками и организаторами игры. Обязательным условием проведения игры также является фотоотчет команды в группе ВКонтакте, в котором игроки представляют фотодокументы, подтверждающие работу команд, размещенные на объектах маршрутов QR-коды, выполненные задания.

При прохождении маршрута каждая команда

- распознает зашифрованное в QR-коде задание;

- узнает название объекта, имена известных людей, связанных с данным местом;

- отвечает на вопрос об истории объекта, о событиях и людях, связанных с ним;

- делает отметку объекта на онлайн карте;

- делает фотографию объекта и размещает ее в фотоблоге команды.

Отчет работы каждой команды представляется после проведения очной части игры в форме виртуальной экскурсии по объектам, нанесенным командой на общую карту, в форме рассказа, презентации, видеоотчета или фотоотчета. В качестве творческого задания игрокам предлагается создать фото/видео реконструкцию по теме игры, коллаж из селфи, мини-интервью по теме игры.

Приведем пример одного из маршрутов игры «По местам бессмертного подвига».

1. Концлагеря – мучений цитадели, Нацисты в них полны были идей: И днём, и ночью печи там горели, И, как дрова, сжигали в них людей. Эти строки написала:   · Елена Тиллоева 57.810263 28.302128 · Юлия Друнина 57.809304 28.307156  
2. К осени 1941 года в Пскове, здесь, на территории бывших казарм Омского полка по улице Юбилейной, фашисты размещают лагерь для военнопленных - Шталаг-372. В лагере по разным подсчетам находилось до 60 000 человек. К зиме 1941 года из-за голода и жестокого обращения смертность в лагере достигает до 2 500 человек ежедневно. Мертвых хоронят тут же. Шталаг - это · лагерь для военнопленных рядового состава 57.810655 28.303462 · пересыльный лагерь для военнопленных и гражданских лиц 57.809239 28.307474

3. После боев за город советские воины похоронили здесь 137 своих товарищей. Позднее на кладбище хоронили умерших в госпиталях. Всего похоронено 662 воина, среди них 26 офицеров. Имена 14 захороненных неизвестны.

Здесь находится могила Героя Советского Союза Здоровцева Степана                       Ивановича, погибшего 9 июля 1941 года. Здоровцев С.И. сражался в

• танковых войсках 57.807065 28.319844

• в авиации 57.808502 28.32033

4. Основным назначением немецких административно-карательных органов были борьба с патриотами, уничтожение нелояльной части населения, создание агентурно-разведывательной и шпионской сети, как на оккупированной территории, так и в тылу советских войск. Абвер команда 104 размещалась в Пскове на Интернациональной улице в здании 5-й школы и в Омских казармах. Теперь эта улица называется

• Комдива Кирсанова  57.807065 28.319844

• Максима Горького  57.814864 28.326664

5. Многие военнопленные погибли в ходе варварских «медицинских» экспериментов гитлеровцев в лазарете, расположенном на территории нынешней областной больницы и прилегающей к ней территории. В «лазарете» размещалось одновременно около 1000 человек. Люди содержались в неотапливаемых помещениях, спали прямо на голом полу. Питание получали один раз в 2 - 3 дня, никаких медикаментов в «лазарете» не имелось.

Над чем работали нацистские врачи в этом «лазарете»:

• проверяли возможности выживания организма человека в экстремальной ситуации 57.807065 28.319844

• апробировали воздействие на организм различных ядов 57.826708 28.317302

6. В постройках бывшего завода «Пролетарий» в годы войны располагался концентрационный лагерь. Во время войны здесь занимались:

• выделкой овчины, пошивом теплой одежды и белья для солдат немецкой армии 57.814775      28.341136

• пошивом обуви  57.814775      28.341136

Проведение такой игры раскрывает творческий потенциал учащихся, учит их работать в команде, знакомит с историей малой Родины.

Академик Д. С. Лихачёв писал: «Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических, революционных событий, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране» [2, с. 87].

 

Литература:

1. Зайцева О.А. Патриотизм в среде молодежи. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-srede-molodezhi

2. Лихачев Д. С. Земля родная. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

3. О патриотизме русского народа [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bdf0e2c9a7947b1fc86c735

 

УДК 37.013

Сираев Р. Р.

Главный тренер Спортивной школы олимпийского резерва (Уфа, Россия)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ:

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования образовательной среды в спортивной школе. Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время такое явление как образовательная среда требует более тщательного изучения как с позиций теории, так и практики деятельности образовательных учреждений. Особое внимание в работе уделено деятельности Спортивной школы как учреждения, где создается и функционирует определенная среда, позволяющая воспитанникам гармонично развиваться и достигать поставленных целей.

Ключевые слова: образовательная среда, физическая культура, тренер, спортивная школа, Республика Башкортостан.

Современная образовательная среда является непременным условием и фактором развития и воспитания людей. Она напрямую связана с определенным уровнем развития общества и государства. Она выступает определенным социокультурным феноменом, оказывающим непосредственное влияние на образовательный процесс одновременно на нескольких уровнях, создавая уникальное сочетание различных систем, в том числе научных и методических, психологических и интеллектуальных, социальных и правовых систем и структур.

Особое место при изучении вопросов развития современной образовательной среды занимает тема происхождения и функционального содержания самого понятия «среда» в педагогической науке. В целом это понятие является достаточно новым и актуальным для отечественной науки, рассматривающей среду, прежде всего как условие для воспитания подрастающего поколения, развития его личностных характеристик. Появление этого понятия связано с оформлением так называемого антропологического или гуманистического подхода к воспитанию детей в образовательных организациях, представленного в трудах К.Д. Ушинского и его последователей еще на рубеже XIX-XX веков [7].

Большой вклад в развитие данной темы внесли труды и деятельность российского медика и педагога П.Ф. Лесгафта, который указывал на тесную взаимосвязь умственного (духовного) и физического воспитания как непременного условия образования и развития личности. При этом он подчеркивал роль семьи (родителей) и воспитателя в физическом образовании ребенка [4]. Эти и другие исследователи постепенно разрабатывали и наполняли содержанием понятие «среды». Современные авторы склоняются к пониманию «образовательной среды» как комплексного явления, включающего процессы и обучения, и воспитания и развития человека [3].         

Особое место вопросы функционирования образовательной среды и выявления ее роли в становлении современного общества приобретают в условиях возрастания интереса к здоровому образу жизни, физической активности, занятиям спортом, и достижению высоких спортивных показателей. Несмотря на новизну и актуальность изучения данной темы, в научном сообществе пока крайне мало уделяется внимания рассмотрению вопросов развития образовательной среды как условия подготовки спортсменов-борцов, особенно в регионах, где сохраняются традиционные виды национальной борьбы.

Цель данной работы заключается в выявлении основных аспектов формирования образовательной среды в спортивной школе на примере деятельности Спортивной школы Олимпийского резерва по спортивной борьбе Республики Башкортостан.

В соответствии с уставными документами Спортшколы одной из целей ее основной деятельности как некоммерческой организации определено «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, приобретения знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни…» [6, с.3]. Данная цель реализуется посредством организации и проведения различных программ и мероприятий по спортивной подготовке по боксу, корэшу и греко-римской борьбе, и достижению определенных спортивных результатов в этих видах спорта.

При этом в процессе овладения основами спортивной борьбы происходит формирование личности учащихся (воспитанников) и удовлетворение их потребности в ведении здорового и активного образа жизни. Воспитанники овладевают знаниями и умениями, необходимыми для участия в соревнованиях, происходит развитие их индивидуальных способностей и в физической и духовной сферах в комплексе.

 Деятельность школы как специфического образовательного учреждения реализуется посредством нескольких образовательных программ, методик и технологий. Каждая из них, и все они одновременно в комплексе, участвует в формировании уникальной образовательной среды. Она включает ряд направлений педагогической деятельности [2]. Во-первых, в процессе обучения и овладения определенными знаниями и умениями, воспитанники расширяют свои возможности участия в спортивных соревнованиях, получают определенный опыт личностного развития через физическую активность. Во-вторых, в школе происходит воспитание определенного коммуникативного поведения и навыков коллективного взаимодействия в разнообразных формах соревновательной деятельности учеников. При этом физическое и психологическое здоровье воспитанника как личности совершенствуется и развивается определенным образом, подготавливая условия для включения его в более широкую социальную среду. И, наконец, в образовательном процессе Спортшколы предусмотрено раскрытие и использование потенциальных возможностей развития личности путем создания условий для прохождения этапов саморазвития, жизненного самоутверждения и самоопределения подростков [1].

Например, тренировочный процесс, в соответствии с Дополнительной общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности по спортивной борьбе, принятой в Спортшколе в 2016 году, организован таким образом, что его формы, тип и режим занятий, направленность и их содержание достаточно сильно дифференцированы в зависимости от подготовленности обучающихся, их возрастных и личностных особенностей. Именно от этого зависит время и продолжительность занятий, форма и вид занятий, программа подготовки, дозировки и нагрузки на занятиях, а так же внеурочные мероприятия. Несомненно, что при таком персональном, гуманном, во многом индивидуализированном подходе воспитанники включаются в комфортную и адаптированную уникальную образовательную среду, где получают возможность раскрыть свои возможности, и двигаться к поставленной цели – войти в состав Олимпийского резерва нашей страны.

Несомненно, что процесс формирования и развития образовательной среды данного учреждения складывается из профессиональных действий тренеров по виду спорта. Подготовленность тренерского состава, владение определенными педагогическими компетенциями как наставников и специалистов своего дела, тьюторов, способных творчески подвести ученика, своего воспитанника спортсмена-борца, к реализации его целей [5]. В Спортшколе деятельность тренерского состава сосредоточена на проведении занятий таким образом, чтобы они формировали уверенность, независимость, самостоятельность, придавали «ощущение успеха», укрепляли здоровье воспитанников. Именно такой подход к работе тренера способен сформировать образовательную среду Спортшколы как «среду формирования олимпийского характера».

Таким образом, рассмотренные аспекты формирования образовательной среды в спортивной школе показывают, что физическая культура и спортивная подготовка воспитанников как особый вид педагогической деятельности способствуют всестороннему развитию личности человека как спортсмена, ориентированного на достижение успеха.

 

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. Оренбург, 2015. С. 2821-2825.

2. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по виду спорта: Спортивная борьба, дисциплина – греко-римская борьба, возраст занимающихся 6-10 лет, разработчик Крапивина Н.В., Уфа, 2016.

3. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48-56: URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497 (дата обращения: 02.09.2019). 

4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка. Чч. I и II, 5-е изд. 1906; Ч. III, 1911.

5. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки/ Учебное пособие. В 4-х кн. – М.: Советский спорт, 1997.

6. Устав Государственного бюджетного учреждения Спортивная школа Олимпийского резерва по спортивной борьбе Республики Башкортостан (Новая редакция), Уфа, 2016.

7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 томах / Ред.коллегия: С.Ф.Егоров, И.Д.Зверев и др. - М.: Педагогика, 1990. - Тт. 5, 6.

 

УДК 376.3

Скрябина Д. Ю.

Канд. пед. н., доцент ГГПИ (Глазов, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ДОВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Аннотация. В статье пойдет речь об основных проблемах вспомогательных школ (в школах для детей с нарушением слуха и зрения), с которыми они с толкнулись в довоенный и послевоенные периоды при осуществлении учебно-воспитательной деятельности в Мордовской республике. К основному кругу проблем относятся организационные, дидактические, содержательные, воспитательные, кадровые, управленческие.

Ключевые слова: вспомогательные школы, дети с нарушением зрения и слуха, Мордовская АССР.

 

В юбилейный год со дня Победы в Великой Отечественной Войне в Российской Федерации следует обратиться к организации учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях в эти тяжелые годы. Описать и проанализировать особенности организации образовательной деятельности данных типов школ, их «перестройку» для нужд передовой фронта и тыла, дальнейшие социальное воспитание детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, необходимо с точки зрения основных проблем существовавших в региональных вспомогательных школах: организационные, дидактические, содержательные, воспитательные, кадровые, управленческие. Кроме того, региональные «вспомогательные школы», как школы для детей с нормальным развитием, достаточно активно принимали участие в помощи фронту в период военных действий и в послевоенное время.

В Мордовских вспомогательных школах в довоенное, послевоенное время и в период суровых военных действий велась активная работа по организации различных видов помощи фронту, несмотря на особенности контингента школы.

Описывая целостный образовательный процесс во вспомогательных школах профессор Х.С. Замский писал: « забота Советского государства распространялась и на детей с аномалиями физического и психического развития. Следует отметить, что к началу войны в Советском Союзе были достигнуты большие успехи в развитии помощи аномальным детям вообще и умственно отсталыми в частности. В стране развернулась широкая деятельность по осуществлению всеобщего обучения аномальных детей» [3]. Так, к началу 40-х г. ХХ века в СССР велась активная работа по включению детей с особенностями развития в учебно-воспитательный процесс. «С первых месяцев войны организация и содержание учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе были преобразованы в соответствии с нуждами фронта и тыла. С 1942/43 учебного года в этих школах были введены новые учебный планы, чтобы ускорить подготовку квалифицированных рабочих из учащихся вспомогательной школы, количество часов на профессионально-трудовое обучение увеличилось на два часа в неделю. Начиная с четвертых классов, сверх учебного плана стали изучаться основы сельского хозяйства» [3]. Также как обычные школы, специальные учреждения в содержание образования включали изменения, связанные с помощью фронту. Таким образом, вспомогательная школа наравне с образовательными учреждениями занималась подготовкой активных граждан-патриотов нашей Родины.

Вообще на протяжении всего периода войны в СССР не прекращалась научно-исследовательская работа в области теории воспитания и обучения умственно отсталых детей. Несмотря на тяжелое военное время в 1943 году создается Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР на базе Научно-практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР.

В 1936 году в Мордовии впервые была организована республиканская конференция сурдологов и тифлопедагогов, на которой были обозначены основные проблемные области осуществления коррекционно-развивающего обучения. Слушая первого заведующего Краснослободской школы тов. Ненюкову выяснилось, что «всего в школе учатся 87 человек. Классов 8. Имеется пионерский отряд. Программный материал пройден, успеваемость и дисциплина в школе хорошая. Есть две мастерские: столярная и пошивочная. Учебный год закончился отчетным утренником с участием родителей и школьной выставкой. К новому учебному году школа готова: проведен ремонт, как школы, так и интернатов…произведен прием глухонемых детей одного подготовительного класса в количестве 10 человек. Кроме того, имеется много заявок, просьбу, которой удовлетворить не могли. Преподавательским составом школа обеспечена полностью… Роно совершено не руководит школой» [1]. В целом, вспомогательная школа функционирует и реализует задачи поставленные перед ней Наркомпросом. Но, основные проблемы возникают при взаимодействии с РОНО, Ненюкова, говорит об отсутствии участия в организации образовательного процесса, акцентируя внимание на управленческих и организационных проблемах.

Заведующий Ардавской школой товарищ Пишерская докладывала о работе в своем округе достаточно активно: «школа работает третий год. За этот период сменилось 3 заведующих школой. Имеется 2 класса: первой и второй ступени, учатся 18 человек. Второгодников нет. Школа оборудована плохо. Учебники получены только 25 марта. Районо не своевременно финансировало школу. Ремонт школы полностью не проведен. Роно отсутствует» [1]. По описанию заведующей, дела обстоят не так, как в Краснослободской школе, в своем докладе заведующий «оголяет» вопросы и проблемы связанные с методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, текучкой кадров, а также отсутствие руководящего начала в организации устоя школы. Далее выступал Еркин заведующий Лямберской школой. В школе всего «Учащихся 11 человек, второгодников нет. Помещение обеспечены. Отсутствует помощь выше стоящих организаций» [1]. Заведующим также отмечается, что помощи от руководящих органов нет никакой. На наш взгляд, это говорит о том, что, несмотря на достаточно большое количество вспомогательных школ, должного внимания в организации их деятельности не отводилось.

Директор заведующий Кочкуровской школой и школой в Дубенках также не остался в стороне: «школа организована в 1934 г. всего учащихся в школе 12 человек. Вновь заявлений 12, но будет принято 5 человек, так как нет помещения. За неимением помещения труд в школе организовать не можем… Наглядных пособий в школе нет» [1]. Об организации обучения в следующей школе докладывал товарищ Михайлов. Об организации обучения в школе в Дубенках: «всего учащихся 18 человек. Материально школа не обеспечена. Бюджетные средства не израсходованы. Потому что плохо финансировало школу и плохое было руководство со стороны Роно…кадрами школа обеспечена плохо, нет специалистов учителей» [1]. По сравнению со всеми отчетами предыдущих школ, самое плачевное состояние было именно в этой школе. В ней отсутствовала материально-техническая база, педагогические кадры, отсутствовали узкие специалисты, возникают проблемы в осуществлении воспитательной и дидактической составляющей. Республиканская конференция сурдологов и тифлопедагогов показала о наличии больших проблем: организационных, дидактических, содержательных, воспитательных, кадровых, управленческих, связанных с региональной политикой, отсутствием связи Мордовских школ и Москвы, «неровном» учебно-воспитательном процессе в различных специальных школах. Общим решением всех заведующих стало: «Наркомпроссу необходимо начинать с организационных вопросов; надо иметь точечный учет глухонемых и слепых детей по республике. Не надо увлекаться количеством школ пусть будет меньше школ по республике, но чтобы каждой школе из них была крепкой школой» [1].

Одним из представителей региональных руководителей Питерская, присутствовавшая на данной конференции акцентировала внимание присутствующих на основных задачах и шагах по развитию вспомогательных школ в довоенный период. «Партия правительства проявляют большую заботу о их воспитании и обучении, чтобы выковать из них полноценных строителей социализма, на что отпускаются колоссальные средства при обучении их мы встречаем большие затруднения, прежде всего тормоз со стороны родителей, которые не верят в возможность их обучения. Партия и правительство учитывает всю трудность работы педагогов в этих школах, почему и повысила зарплату им по сравнению с педагогами нормальных школ» [1]. Кроме целостного представления политики правительства по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения, Питерская резюмировала работу заведующих и школ в Мордовской республике.

Итогом работы съезда стала резолюция: «организовать для педагогов курсы сроком не менее 3-х месяцев. Обязать заведующих школ улучшить учебно-воспитательную работу в школе и просить Наркомпрос обеспечить школы необходимой литературой»[1]. Проведя первую республиканскую конференцию сурдологов и тифлопедагогов в довоенный период заведующие вспомогательных школ, а также представители республиканских органов управления были обсуждены основные проблемы при обучении и воспитании данной категории детей, намечены перспективы дальнейшего развития сети вспомогательных учреждений в Мордовской АССР.

В период военного времени, как было выше отмечено Х.С. Замским, все образовательные учреждения перешли на «рельсы помощи фронту», но после Великой Победы, специальные учреждения вернулись к своему дальнейшему образовательному процессу, уже по своим программам.

Следующие архивные упоминания о вспомогательных школах Мордовской АССР встречаются в 1964 году в рамках работы Министерства здравоохранения. В них также описывается ряд проблем, возникающих при осуществлении образовательного процесса, а именно медицинское сопровождение: «в специальных учреждениях не проведен углублённый осмотр детей, не имеется постоянного графика посещения специальных учреждений врачами для лечения детей (стоматологи, окулисты, неврологи).

Медицинские диагнозы, которые им ставятся в приемно-отборочной комиссии поверхностны и не квалифицированы (эпилепсия, недоразвитие речи, умственные недоразвитие). Не производиться своевременное выявление умственно отсталых детей в условиях массовых школ» [2]. Так, ко всему прочему, добавляется ряд проблем связанных с осуществлением отбора детей из массовых школ во вспомогательные, отсутствует четкая система диагностики и сопровождения их в условиях специального образования.

Кроме того, «Министерство Просвещения не достаточно заботиться о подготовке кадров для специальных учреждений и подготовке материальной базы специальных школ. Из 212 работников специальных школ лишь 6 человек имеют дефектологическое образование и только 3 человека учатся заочно на дефектологическом факультете (МГПИ и ЛГПИ). Хотя учителя специальных школ имеют большой стаж учительской работы, обнаруживается не знание ими специфики работы с аномальными детьми (не всегда верная дозировка учебного материала; неправильное использование средств наглядности, нет четкости при объяснении материала, уроки перенасыщены различным материалом, недостаточно работают над развитием речи детей и особенно с логопедами). Слабо поставлена методическая работа в ряде школ. Нуждается в улучшении качества работы профессионально-техническое обучение (мастерские плохо оборудованы, не производят изделий для продажи)» [1]. В послевоенный период, когда достаточно активно проходил процесс восстановления страны после Великой Отечественной Войны, еще больше проблемы организации учебно-воспитательного процесса проявились в деятельности вспомогательных школ. Резко стал вопрос о кадровом обеспечении, медицинском сопровождении, методическом и воспитательном потенциале данного типа школ.

Таким образом, в целом, период военных и послевоенных лет, несмотря на тяжёлое экономическое состояние граждан Советского Союза, был достаточно продуктивным для работы дефектологов и учителей вспомогательных учреждений. В это время решались достаточно важные проблемы для всего дефектологического сообщества в Мордовской республике.

 

Литература:

1. Протокол первой республиканской конференции сурдологов и тифлопедагогов (МАССР 28 августа 1936 г.) // Государственный архив Российской Академии Образования Ф.113.оп.1 ед.хр. 107.

2. Коллекция документов по истории развития дефектологии в СССР собранная Х.С. Замским // Государственный архив Российской Академии Образования Ф.113.оп.1 ед.хр. 227.

3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен ХХ века: приложение: дневник Е.К. Грачевой. – М., 1995. Глава 20. Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы с.323-351

4. Скрябина Д. Ю. Основные подходы к исследованию системы образования специальных учреждений образования детей с особенностями развития в 20–30-е гг. ХХ столетия в Волго-Вятском районе // Педагогика и психология современного образования. Мат-лы конф. «Чтения Ушинского». – Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, Т.4. 2019.- С. 52-56

5. Скрябина Д. Ю. Организация учебно-воспитательной деятельности в специальных учреждениях для детей с особенностями развития в 20-30-х гг. ХХ в. в Волго-Вятском регионе // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. междун. научно-практ. конф. М., 2019. - С. 687-696.

 

УДК 355.48 / 371.4

Соколов А. С.

Доктор. ист. н., доцент РГРТУ (Рязань, Россия)

Минат В. Н.

Канд. геогр. н., доцент РГАТУ (Рязань, Россия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.051 с.)