Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Геоигры как средство патриотического
ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Авторы обосновывают возможность использования геоигры для ознакомления обучающихся с историей малой Родины. Приведены этапы организации геоигры «Краеведческие пазлы» и Россия Online и пример одного из маршрутов квеста «По местам бессмертного подвига». Ключевые слова: патриотическое воспитание, геоигры, Краеведческие пазлы, патриотизм, история малой Родины.
Актуальность проблемы, рассматриваемой в настоящей статье, обусловлена подменой и часто неприятием в молодежной среде понятий «патриотизм», «гражданственность», «долг». От того, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи относительно будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашего государства. Президент Владимир Путин назвал чувство патриотизма «стержнем генетической памяти» русского народа и самой важной частью общенациональной культуры [3]. В.В. Путин подчеркнул, что для России «имеют особую ценность» идеалы патриотизма, потому что на них «основана непобедимая сила духа» русского народа, «которая не раз удивляла и восхищала весь мир». По результатам исследований, современная молодежь имеет определенный запас «патриотической прочности», однако жизненные приоритеты молодого поколения заметно влияют на их желание связывать свои долгосрочные планы с жизнью в России [1]. Решение данной проблемы требует от педагогического сообщества внимания к задаче формирования у подрастающего поколения патриотических чувств, формирования гордости за свою страну, ее историю, культуру, что, в свою очередь, предполагает освоение обучающимися истории своей страны через призму истории своей малой Родины. Этим обусловлена существенная необходимость в обращении в современном образовательном пространстве к разработке проектов, направленных на ознакомление молодежи с историко-культурными особенностями страны и малой Родины, способных формировать осознанную гражданскую позицию молодежи. Для изучения истории города Пскова, для поиска скрытых подробностей истории малой Родины создан проект - геоигра «Краеведческие пазлы» и Россия Online, в котором для создания яркой интерактивной среды обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями используется увлечение современной молодежи игровыми и интернет технологиями. Как и в известной игре «Пазл», из небольших фактов, найденных участниками проекта, складывается единая картина истории города Пскова, его культуры. Немаловажен и тот факт, что это командная игра и в ходе ее участники учатся работать в команде, использовать интернет и возможности смартфона в образовательных целях. В проведении игры важным является динамика игры, приемы вовлечения обучающихся в игровую деятельность, соревновательный эффект, возможность участников получить приз.
Для проведения квеста организаторы игры: 1) определяют образовательную тему геоигры, учитывая наличие в городе достаточного количества мест исторического наследия по выбранной теме, знаменательные события страны или города, памятные даты. Задачи квеста в первую очередь должны иметь образовательную ценность для обучающихся, знакомить игроков с историей города, памятными местами, с людьми, прославившими город, край; 2) устанавливают места города, связанные с историческими событиями по теме геоигры, с известными людьми. Из найденных «точек» составляют несколько маршрутов с учетом возрастных особенностей обучающихся (студенты вуза, техникума, учащиеся средней школы). Для каждой из выбранных точек маршрута формулируется вопрос о событии, связанном с этим местом по теме игры, о людях, участниках предполагаемых событий, и два (или более) ответов, один из которых верный. Предлагаемые в квесте задания должны быть не только полезны с точки зрения образовательного процесса, но и интересны участникам игры; 3) для каждого ответа (одного верного и одного или нескольких ошибочных) предлагаются географические координаты точек игры. В случае верных ответов на вопросы команда получает координаты следующей точки маршрута, неверные ответы приводят игроков к «ложным» точкам и предложением вернуться назад. Географические координаты точек маршрута и точек, куда приводит неверный ответ на сформулированный вопрос снимаются с использованием программ maps.me или yandex карты. 4) текст вопроса преобразовывают в QR-код с помощью бесплатных online сервисов (например, генераторов QR-кода). Сервис позволяет преобразовывать в код как текст, так и ссылки на объекты в сети Интернет. Изображения, рисунки, фотографии можно разместить на гугл-диске, а ссылку также разместить в QR-код. QR-коды с вопросами и возможными ответами прикрепляются к водосточным трубам, щитам, поребрикам, скамейкам, заборам так, чтобы это не привлекало внимание прохожих.
Для проведения игры образуются команды не менее 5 человек, заранее объявляется тема игры (например, «По местам бессмертного подвига»). Участники квеста должны видеть результаты своей активности, динамику продвижения в квесте в реальном времени. С этой целью в игре может быть использована социальная сеть ВКонтакте. При такой организации игры возможен интерактивный диалог как средство обратной связи между игроками и организаторами игры. Обязательным условием проведения игры также является фотоотчет команды в группе ВКонтакте, в котором игроки представляют фотодокументы, подтверждающие работу команд, размещенные на объектах маршрутов QR-коды, выполненные задания. При прохождении маршрута каждая команда - распознает зашифрованное в QR-коде задание; - узнает название объекта, имена известных людей, связанных с данным местом; - отвечает на вопрос об истории объекта, о событиях и людях, связанных с ним; - делает отметку объекта на онлайн карте; - делает фотографию объекта и размещает ее в фотоблоге команды. Отчет работы каждой команды представляется после проведения очной части игры в форме виртуальной экскурсии по объектам, нанесенным командой на общую карту, в форме рассказа, презентации, видеоотчета или фотоотчета. В качестве творческого задания игрокам предлагается создать фото/видео реконструкцию по теме игры, коллаж из селфи, мини-интервью по теме игры. Приведем пример одного из маршрутов игры «По местам бессмертного подвига».
3. После боев за город советские воины похоронили здесь 137 своих товарищей. Позднее на кладбище хоронили умерших в госпиталях. Всего похоронено 662 воина, среди них 26 офицеров. Имена 14 захороненных неизвестны. Здесь находится могила Героя Советского Союза Здоровцева Степана Ивановича, погибшего 9 июля 1941 года. Здоровцев С.И. сражался в • танковых войсках 57.807065 28.319844 • в авиации 57.808502 28.32033 4. Основным назначением немецких административно-карательных органов были борьба с патриотами, уничтожение нелояльной части населения, создание агентурно-разведывательной и шпионской сети, как на оккупированной территории, так и в тылу советских войск. Абвер команда 104 размещалась в Пскове на Интернациональной улице в здании 5-й школы и в Омских казармах. Теперь эта улица называется
• Комдива Кирсанова 57.807065 28.319844 • Максима Горького 57.814864 28.326664 5. Многие военнопленные погибли в ходе варварских «медицинских» экспериментов гитлеровцев в лазарете, расположенном на территории нынешней областной больницы и прилегающей к ней территории. В «лазарете» размещалось одновременно около 1000 человек. Люди содержались в неотапливаемых помещениях, спали прямо на голом полу. Питание получали один раз в 2 - 3 дня, никаких медикаментов в «лазарете» не имелось. Над чем работали нацистские врачи в этом «лазарете»: • проверяли возможности выживания организма человека в экстремальной ситуации 57.807065 28.319844 • апробировали воздействие на организм различных ядов 57.826708 28.317302 6. В постройках бывшего завода «Пролетарий» в годы войны располагался концентрационный лагерь. Во время войны здесь занимались: • выделкой овчины, пошивом теплой одежды и белья для солдат немецкой армии 57.814775 28.341136 • пошивом обуви 57.814775 28.341136 Проведение такой игры раскрывает творческий потенциал учащихся, учит их работать в команде, знакомит с историей малой Родины. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических, революционных событий, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране» [2, с. 87].
Литература: 1. Зайцева О.А. Патриотизм в среде молодежи. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-srede-molodezhi 2. Лихачев Д. С. Земля родная. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с. 3. О патриотизме русского народа [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bdf0e2c9a7947b1fc86c735
УДК 37.013 Сираев Р. Р. Главный тренер Спортивной школы олимпийского резерва (Уфа, Россия)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ: АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования образовательной среды в спортивной школе. Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время такое явление как образовательная среда требует более тщательного изучения как с позиций теории, так и практики деятельности образовательных учреждений. Особое внимание в работе уделено деятельности Спортивной школы как учреждения, где создается и функционирует определенная среда, позволяющая воспитанникам гармонично развиваться и достигать поставленных целей.
Ключевые слова: образовательная среда, физическая культура, тренер, спортивная школа, Республика Башкортостан. Современная образовательная среда является непременным условием и фактором развития и воспитания людей. Она напрямую связана с определенным уровнем развития общества и государства. Она выступает определенным социокультурным феноменом, оказывающим непосредственное влияние на образовательный процесс одновременно на нескольких уровнях, создавая уникальное сочетание различных систем, в том числе научных и методических, психологических и интеллектуальных, социальных и правовых систем и структур. Особое место при изучении вопросов развития современной образовательной среды занимает тема происхождения и функционального содержания самого понятия «среда» в педагогической науке. В целом это понятие является достаточно новым и актуальным для отечественной науки, рассматривающей среду, прежде всего как условие для воспитания подрастающего поколения, развития его личностных характеристик. Появление этого понятия связано с оформлением так называемого антропологического или гуманистического подхода к воспитанию детей в образовательных организациях, представленного в трудах К.Д. Ушинского и его последователей еще на рубеже XIX-XX веков [7]. Большой вклад в развитие данной темы внесли труды и деятельность российского медика и педагога П.Ф. Лесгафта, который указывал на тесную взаимосвязь умственного (духовного) и физического воспитания как непременного условия образования и развития личности. При этом он подчеркивал роль семьи (родителей) и воспитателя в физическом образовании ребенка [4]. Эти и другие исследователи постепенно разрабатывали и наполняли содержанием понятие «среды». Современные авторы склоняются к пониманию «образовательной среды» как комплексного явления, включающего процессы и обучения, и воспитания и развития человека [3]. Особое место вопросы функционирования образовательной среды и выявления ее роли в становлении современного общества приобретают в условиях возрастания интереса к здоровому образу жизни, физической активности, занятиям спортом, и достижению высоких спортивных показателей. Несмотря на новизну и актуальность изучения данной темы, в научном сообществе пока крайне мало уделяется внимания рассмотрению вопросов развития образовательной среды как условия подготовки спортсменов-борцов, особенно в регионах, где сохраняются традиционные виды национальной борьбы. Цель данной работы заключается в выявлении основных аспектов формирования образовательной среды в спортивной школе на примере деятельности Спортивной школы Олимпийского резерва по спортивной борьбе Республики Башкортостан.
В соответствии с уставными документами Спортшколы одной из целей ее основной деятельности как некоммерческой организации определено «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, приобретения знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни…» [6, с.3]. Данная цель реализуется посредством организации и проведения различных программ и мероприятий по спортивной подготовке по боксу, корэшу и греко-римской борьбе, и достижению определенных спортивных результатов в этих видах спорта. При этом в процессе овладения основами спортивной борьбы происходит формирование личности учащихся (воспитанников) и удовлетворение их потребности в ведении здорового и активного образа жизни. Воспитанники овладевают знаниями и умениями, необходимыми для участия в соревнованиях, происходит развитие их индивидуальных способностей и в физической и духовной сферах в комплексе. Деятельность школы как специфического образовательного учреждения реализуется посредством нескольких образовательных программ, методик и технологий. Каждая из них, и все они одновременно в комплексе, участвует в формировании уникальной образовательной среды. Она включает ряд направлений педагогической деятельности [2]. Во-первых, в процессе обучения и овладения определенными знаниями и умениями, воспитанники расширяют свои возможности участия в спортивных соревнованиях, получают определенный опыт личностного развития через физическую активность. Во-вторых, в школе происходит воспитание определенного коммуникативного поведения и навыков коллективного взаимодействия в разнообразных формах соревновательной деятельности учеников. При этом физическое и психологическое здоровье воспитанника как личности совершенствуется и развивается определенным образом, подготавливая условия для включения его в более широкую социальную среду. И, наконец, в образовательном процессе Спортшколы предусмотрено раскрытие и использование потенциальных возможностей развития личности путем создания условий для прохождения этапов саморазвития, жизненного самоутверждения и самоопределения подростков [1]. Например, тренировочный процесс, в соответствии с Дополнительной общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности по спортивной борьбе, принятой в Спортшколе в 2016 году, организован таким образом, что его формы, тип и режим занятий, направленность и их содержание достаточно сильно дифференцированы в зависимости от подготовленности обучающихся, их возрастных и личностных особенностей. Именно от этого зависит время и продолжительность занятий, форма и вид занятий, программа подготовки, дозировки и нагрузки на занятиях, а так же внеурочные мероприятия. Несомненно, что при таком персональном, гуманном, во многом индивидуализированном подходе воспитанники включаются в комфортную и адаптированную уникальную образовательную среду, где получают возможность раскрыть свои возможности, и двигаться к поставленной цели – войти в состав Олимпийского резерва нашей страны. Несомненно, что процесс формирования и развития образовательной среды данного учреждения складывается из профессиональных действий тренеров по виду спорта. Подготовленность тренерского состава, владение определенными педагогическими компетенциями как наставников и специалистов своего дела, тьюторов, способных творчески подвести ученика, своего воспитанника спортсмена-борца, к реализации его целей [5]. В Спортшколе деятельность тренерского состава сосредоточена на проведении занятий таким образом, чтобы они формировали уверенность, независимость, самостоятельность, придавали «ощущение успеха», укрепляли здоровье воспитанников. Именно такой подход к работе тренера способен сформировать образовательную среду Спортшколы как «среду формирования олимпийского характера». Таким образом, рассмотренные аспекты формирования образовательной среды в спортивной школе показывают, что физическая культура и спортивная подготовка воспитанников как особый вид педагогической деятельности способствуют всестороннему развитию личности человека как спортсмена, ориентированного на достижение успеха.
Литература: 1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. Оренбург, 2015. С. 2821-2825. 2. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по виду спорта: Спортивная борьба, дисциплина – греко-римская борьба, возраст занимающихся 6-10 лет, разработчик Крапивина Н.В., Уфа, 2016. 3. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48-56: URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497 (дата обращения: 02.09.2019). 4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка. Чч. I и II, 5-е изд. 1906; Ч. III, 1911. 5. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки/ Учебное пособие. В 4-х кн. – М.: Советский спорт, 1997. 6. Устав Государственного бюджетного учреждения Спортивная школа Олимпийского резерва по спортивной борьбе Республики Башкортостан (Новая редакция), Уфа, 2016. 7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 томах / Ред.коллегия: С.Ф.Егоров, И.Д.Зверев и др. - М.: Педагогика, 1990. - Тт. 5, 6.
УДК 376.3 Скрябина Д. Ю. Канд. пед. н., доцент ГГПИ (Глазов, Россия)
ПРОБЛЕМЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В ДОВОЕННЫЕ И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Аннотация. В статье пойдет речь об основных проблемах вспомогательных школ (в школах для детей с нарушением слуха и зрения), с которыми они с толкнулись в довоенный и послевоенные периоды при осуществлении учебно-воспитательной деятельности в Мордовской республике. К основному кругу проблем относятся организационные, дидактические, содержательные, воспитательные, кадровые, управленческие. Ключевые слова: вспомогательные школы, дети с нарушением зрения и слуха, Мордовская АССР.
В юбилейный год со дня Победы в Великой Отечественной Войне в Российской Федерации следует обратиться к организации учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях в эти тяжелые годы. Описать и проанализировать особенности организации образовательной деятельности данных типов школ, их «перестройку» для нужд передовой фронта и тыла, дальнейшие социальное воспитание детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, необходимо с точки зрения основных проблем существовавших в региональных вспомогательных школах: организационные, дидактические, содержательные, воспитательные, кадровые, управленческие. Кроме того, региональные «вспомогательные школы», как школы для детей с нормальным развитием, достаточно активно принимали участие в помощи фронту в период военных действий и в послевоенное время. В Мордовских вспомогательных школах в довоенное, послевоенное время и в период суровых военных действий велась активная работа по организации различных видов помощи фронту, несмотря на особенности контингента школы. Описывая целостный образовательный процесс во вспомогательных школах профессор Х.С. Замский писал: « забота Советского государства распространялась и на детей с аномалиями физического и психического развития. Следует отметить, что к началу войны в Советском Союзе были достигнуты большие успехи в развитии помощи аномальным детям вообще и умственно отсталыми в частности. В стране развернулась широкая деятельность по осуществлению всеобщего обучения аномальных детей» [3]. Так, к началу 40-х г. ХХ века в СССР велась активная работа по включению детей с особенностями развития в учебно-воспитательный процесс. «С первых месяцев войны организация и содержание учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе были преобразованы в соответствии с нуждами фронта и тыла. С 1942/43 учебного года в этих школах были введены новые учебный планы, чтобы ускорить подготовку квалифицированных рабочих из учащихся вспомогательной школы, количество часов на профессионально-трудовое обучение увеличилось на два часа в неделю. Начиная с четвертых классов, сверх учебного плана стали изучаться основы сельского хозяйства» [3]. Также как обычные школы, специальные учреждения в содержание образования включали изменения, связанные с помощью фронту. Таким образом, вспомогательная школа наравне с образовательными учреждениями занималась подготовкой активных граждан-патриотов нашей Родины. Вообще на протяжении всего периода войны в СССР не прекращалась научно-исследовательская работа в области теории воспитания и обучения умственно отсталых детей. Несмотря на тяжелое военное время в 1943 году создается Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР на базе Научно-практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР. В 1936 году в Мордовии впервые была организована республиканская конференция сурдологов и тифлопедагогов, на которой были обозначены основные проблемные области осуществления коррекционно-развивающего обучения. Слушая первого заведующего Краснослободской школы тов. Ненюкову выяснилось, что «всего в школе учатся 87 человек. Классов 8. Имеется пионерский отряд. Программный материал пройден, успеваемость и дисциплина в школе хорошая. Есть две мастерские: столярная и пошивочная. Учебный год закончился отчетным утренником с участием родителей и школьной выставкой. К новому учебному году школа готова: проведен ремонт, как школы, так и интернатов…произведен прием глухонемых детей одного подготовительного класса в количестве 10 человек. Кроме того, имеется много заявок, просьбу, которой удовлетворить не могли. Преподавательским составом школа обеспечена полностью… Роно совершено не руководит школой» [1]. В целом, вспомогательная школа функционирует и реализует задачи поставленные перед ней Наркомпросом. Но, основные проблемы возникают при взаимодействии с РОНО, Ненюкова, говорит об отсутствии участия в организации образовательного процесса, акцентируя внимание на управленческих и организационных проблемах. Заведующий Ардавской школой товарищ Пишерская докладывала о работе в своем округе достаточно активно: «школа работает третий год. За этот период сменилось 3 заведующих школой. Имеется 2 класса: первой и второй ступени, учатся 18 человек. Второгодников нет. Школа оборудована плохо. Учебники получены только 25 марта. Районо не своевременно финансировало школу. Ремонт школы полностью не проведен. Роно отсутствует» [1]. По описанию заведующей, дела обстоят не так, как в Краснослободской школе, в своем докладе заведующий «оголяет» вопросы и проблемы связанные с методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, текучкой кадров, а также отсутствие руководящего начала в организации устоя школы. Далее выступал Еркин заведующий Лямберской школой. В школе всего «Учащихся 11 человек, второгодников нет. Помещение обеспечены. Отсутствует помощь выше стоящих организаций» [1]. Заведующим также отмечается, что помощи от руководящих органов нет никакой. На наш взгляд, это говорит о том, что, несмотря на достаточно большое количество вспомогательных школ, должного внимания в организации их деятельности не отводилось. Директор заведующий Кочкуровской школой и школой в Дубенках также не остался в стороне: «школа организована в 1934 г. всего учащихся в школе 12 человек. Вновь заявлений 12, но будет принято 5 человек, так как нет помещения. За неимением помещения труд в школе организовать не можем… Наглядных пособий в школе нет» [1]. Об организации обучения в следующей школе докладывал товарищ Михайлов. Об организации обучения в школе в Дубенках: «всего учащихся 18 человек. Материально школа не обеспечена. Бюджетные средства не израсходованы. Потому что плохо финансировало школу и плохое было руководство со стороны Роно…кадрами школа обеспечена плохо, нет специалистов учителей» [1]. По сравнению со всеми отчетами предыдущих школ, самое плачевное состояние было именно в этой школе. В ней отсутствовала материально-техническая база, педагогические кадры, отсутствовали узкие специалисты, возникают проблемы в осуществлении воспитательной и дидактической составляющей. Республиканская конференция сурдологов и тифлопедагогов показала о наличии больших проблем: организационных, дидактических, содержательных, воспитательных, кадровых, управленческих, связанных с региональной политикой, отсутствием связи Мордовских школ и Москвы, «неровном» учебно-воспитательном процессе в различных специальных школах. Общим решением всех заведующих стало: «Наркомпроссу необходимо начинать с организационных вопросов; надо иметь точечный учет глухонемых и слепых детей по республике. Не надо увлекаться количеством школ пусть будет меньше школ по республике, но чтобы каждой школе из них была крепкой школой» [1]. Одним из представителей региональных руководителей Питерская, присутствовавшая на данной конференции акцентировала внимание присутствующих на основных задачах и шагах по развитию вспомогательных школ в довоенный период. «Партия правительства проявляют большую заботу о их воспитании и обучении, чтобы выковать из них полноценных строителей социализма, на что отпускаются колоссальные средства при обучении их мы встречаем большие затруднения, прежде всего тормоз со стороны родителей, которые не верят в возможность их обучения. Партия и правительство учитывает всю трудность работы педагогов в этих школах, почему и повысила зарплату им по сравнению с педагогами нормальных школ» [1]. Кроме целостного представления политики правительства по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения, Питерская резюмировала работу заведующих и школ в Мордовской республике. Итогом работы съезда стала резолюция: «организовать для педагогов курсы сроком не менее 3-х месяцев. Обязать заведующих школ улучшить учебно-воспитательную работу в школе и просить Наркомпрос обеспечить школы необходимой литературой»[1]. Проведя первую республиканскую конференцию сурдологов и тифлопедагогов в довоенный период заведующие вспомогательных школ, а также представители республиканских органов управления были обсуждены основные проблемы при обучении и воспитании данной категории детей, намечены перспективы дальнейшего развития сети вспомогательных учреждений в Мордовской АССР. В период военного времени, как было выше отмечено Х.С. Замским, все образовательные учреждения перешли на «рельсы помощи фронту», но после Великой Победы, специальные учреждения вернулись к своему дальнейшему образовательному процессу, уже по своим программам. Следующие архивные упоминания о вспомогательных школах Мордовской АССР встречаются в 1964 году в рамках работы Министерства здравоохранения. В них также описывается ряд проблем, возникающих при осуществлении образовательного процесса, а именно медицинское сопровождение: «в специальных учреждениях не проведен углублённый осмотр детей, не имеется постоянного графика посещения специальных учреждений врачами для лечения детей (стоматологи, окулисты, неврологи). Медицинские диагнозы, которые им ставятся в приемно-отборочной комиссии поверхностны и не квалифицированы (эпилепсия, недоразвитие речи, умственные недоразвитие). Не производиться своевременное выявление умственно отсталых детей в условиях массовых школ» [2]. Так, ко всему прочему, добавляется ряд проблем связанных с осуществлением отбора детей из массовых школ во вспомогательные, отсутствует четкая система диагностики и сопровождения их в условиях специального образования. Кроме того, «Министерство Просвещения не достаточно заботиться о подготовке кадров для специальных учреждений и подготовке материальной базы специальных школ. Из 212 работников специальных школ лишь 6 человек имеют дефектологическое образование и только 3 человека учатся заочно на дефектологическом факультете (МГПИ и ЛГПИ). Хотя учителя специальных школ имеют большой стаж учительской работы, обнаруживается не знание ими специфики работы с аномальными детьми (не всегда верная дозировка учебного материала; неправильное использование средств наглядности, нет четкости при объяснении материала, уроки перенасыщены различным материалом, недостаточно работают над развитием речи детей и особенно с логопедами). Слабо поставлена методическая работа в ряде школ. Нуждается в улучшении качества работы профессионально-техническое обучение (мастерские плохо оборудованы, не производят изделий для продажи)» [1]. В послевоенный период, когда достаточно активно проходил процесс восстановления страны после Великой Отечественной Войны, еще больше проблемы организации учебно-воспитательного процесса проявились в деятельности вспомогательных школ. Резко стал вопрос о кадровом обеспечении, медицинском сопровождении, методическом и воспитательном потенциале данного типа школ. Таким образом, в целом, период военных и послевоенных лет, несмотря на тяжёлое экономическое состояние граждан Советского Союза, был достаточно продуктивным для работы дефектологов и учителей вспомогательных учреждений. В это время решались достаточно важные проблемы для всего дефектологического сообщества в Мордовской республике.
Литература: 1. Протокол первой республиканской конференции сурдологов и тифлопедагогов (МАССР 28 августа 1936 г.) // Государственный архив Российской Академии Образования Ф.113.оп.1 ед.хр. 107. 2. Коллекция документов по истории развития дефектологии в СССР собранная Х.С. Замским // Государственный архив Российской Академии Образования Ф.113.оп.1 ед.хр. 227. 3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен ХХ века: приложение: дневник Е.К. Грачевой. – М., 1995. Глава 20. Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы с.323-351 4. Скрябина Д. Ю. Основные подходы к исследованию системы образования специальных учреждений образования детей с особенностями развития в 20–30-е гг. ХХ столетия в Волго-Вятском районе // Педагогика и психология современного образования. Мат-лы конф. «Чтения Ушинского». – Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, Т.4. 2019.- С. 52-56 5. Скрябина Д. Ю. Организация учебно-воспитательной деятельности в специальных учреждениях для детей с особенностями развития в 20-30-х гг. ХХ в. в Волго-Вятском регионе // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. междун. научно-практ. конф. М., 2019. - С. 687-696.
УДК 355.48 / 371.4 Соколов А. С. Доктор. ист. н., доцент РГРТУ (Рязань, Россия) Минат В. Н. Канд. геогр. н., доцент РГАТУ (Рязань, Россия)
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.051 с.) |