Школа в годы Великой Отечественной войны, роль личности учителя в Великой победе и сохранении памяти о ней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа в годы Великой Отечественной войны, роль личности учителя в Великой победе и сохранении памяти о ней



Аннотация. В настоящее время модернизации и инновации образовательной сферы в России государство все чаще перекладывает полную ответственность за воспитание детей на семью. Действительно, самые авторитетные педагоги никогда не смешивали науку обучения с великим искусством воспитания, приравнивая воспитание к науке о нравственности.

Сейчас, как никогда, обозначилась проблема тщетности обучения подростков любви к Родине в рамках школьных образовательных программ. Во многих семьях забыты имена дедов и прадедов. Патриотизм может быть воспитан только совместно школой и семьей на преемственности общих ценностей поколений в традициях высокой морали и почтения к героическому наследию своего народа.

Цель статьи, состоящая в исследовании роли учителя в приближении Победы и в последующем восстановлении страны, реализована путем описания событий, происходивших в средней школе № 1 г. Белебея, подвига ее учителей – чутких и умелых воспитателей патриотов Родины. Актуально и важно сегодня учиться у них, хранить и передавать память о тех событиях потомкам.

Содержание статьи изложено на 6 листах печатного текста. Библиографический список содержит 10 источников, в том числе использованы подлинные документы времен Великой Отечественной войны, сохраненные в школьном музее «Первая средняя». 

Ключевые слова: война, первая средняя, школьный музей, Максимова, Белебей.

Память человеческую ученые называют «записной книжкой мозга». Заглядывая в прошлое с высоты прожитых лет, хочется осмыслить его с точки зрения современности.

Максимова Т.К., «Записки старого вожатого»

 

Когда-то в 1980-е, мы, взращенные у пионерских костров под гимны геологов и туристов, с горячим комсомольским приветом рвались из домашнего уюта… Туманы и запахи тайги остались далеко позади. Спустя годы я вернулась в удаленный от шумных мегаполисов город моего детства.

Я родилась и выросла в тихом, уютном городке, с легким, как снежное пушистое покрывало, названием, – Белебей. Роскошная природа Башкирского края, воспетого кураем, наделила окрестности моего города звонкими хрустальными ручьями, изумрудной гладью зеркальных озер, прохладой солнечных березовых рощ и тенистых ельников. Старинные кирпичные постройки, кружевные фасады вросших в землю купеческих домов, колокольный перезвон Храмов, пение муэдзина с минарета   мечети – это мой город. Его истории далеко за две сотни лет.

Я вернулась в свой город и даже в свою школу – самую первую в Белебее. Музей «Первая средняя» когда-то был одним из лучших школьных музеев в Башкирии. Время, когда здесь проводились уроки, давно прошло: музейную комнату в связи с ремонтом демонтировали, экспонаты предали забвению и вынесли в склады за семью печатями.

Прошлой весной мешки и коробки начали разбирать. Мы снимали со старых стендов черно-белые фотографии, срезали золотые звезды из фольги, переписывали книги с автографами наших знаменитых выпускников - военкоров Василевского, Крушинского, Кирьянова. Несметное количество потрепанных за полвека альбомов, 50–ти граммовый кусочек иссохшего хлеба, капсулы с землей с солдатских могил – все разбиралось и нумеровалось.

Бесконечная череда незнакомых лиц и судеб, заботливо собранных красными следопытами с 1966 года в личные дела Бессмертного полка школы, не особо цепляла своим трагизмом. «Война была давным-давно», - в этом я нисколько не отличалась от современных учеников. До поры, пока я не погрязла в текстах дневников великого учителя и патриота Максимовой Татьяны Константиновны - основателя школьного музея, эпохальной личности для школы и города. Она сохранила память о героическом подвиге своих коллег, едином духе коллективного труда учителей и учеников в суровые годы испытаний войной и трудом.

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, обрушившие существующую систему ценностей общества и отдельного человека. Стерта память поколений. Вспомнить лучшее из нашего прошлого даже нам, чьи деды были на той Войне, сложно.

Нашей школе повезло: в память оставлен школьный музей, созданный Татьяной Константиновной Максимовой (годы жизни 1919-1983 гг.) – заслуженным учителем школы РСФСР, почетным гражданином города Белебея, лучшим, в свое время, рабкором местной газеты «Вперед».

Всю свою жизнь она отдала средней школе № 1: звонкая барабанщица в 1920-х, пионервожатая в 1930-х, студентка Башкирского государственного университета в предвоенные годы, учитель истории и старший друг совета музея и комсомольской организации школы с 1942 года до конца своих дней. Хоронили ее из школы всем городом.

Хочется осмыслить прошлое с точки зрения современности.…

Из местной передовицы «За Колхоз» № 75 от 22 июня 1941 года: «17 июня состоялся выпуск учащихся 10-х классов в средней школе № 1. В этом году из двух 10-х классов выпущено 56 юношей и девушек, среди которых 7 отличников: Кичигина, Горлипов, Копылова, Матвеева и др.». А завтра была Война: в номере газеты от 23 июня было опубликовано знаменитое обращение Сталина И.В. к советскому народу о начале священной народной войны.

Советская школа и органы народного образования уже в первые месяцы Великой Отечественной войны столкнулись со многими трудностями в обеспечении нормального хода учебно-воспитательного процесса. Повсеместная мобилизация учителей, работников народного образования. Даже для директоров была бронь только до 1942 года. Сократились расходы государства на народное образование. Классы были перегружены, так как здания занимались под госпитали, военно-образовательные пункты.

В здании нашей двухэтажной школы с ноября 1941 г. была размещена Военно-политическая Академия имени В. И. Ленина, эвакуированная из Москвы. В 24 часа школа была переведена в две небольшие постройки. До 1944 года учились в три смены. В классных комнатах было холодно, замерзали чернила, не было света. Нарушена была вся структура учебного года из-за необходимости участия учителей и учащихся в сельскохозяйственных работах с начала лета до поздней осени. Старшеклассники заготавливали дрова.

 Школьная программа выполнялась за счет сокращения продолжительности зимних и весенних каникул, увеличения нагрузки учащихся и активизации методов обучения и воспитания.

Из дневника Максимовой: «Дух творчества был характерен для коллектива. В обучении широко использовалась тематика войны: сводки информбюро, письма с фронта. Во время войны связь семьи и школы приобрела особое значение: фронтовые треугольники читали вместе и над похоронками плакали вместе. Ребята обнаруживали высокую ответственность и дисциплину. Учителей поражали упорством ученики, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Украины: не привыкшие к труду, они быстро натирали мозоли, скрипя зубами от боли, снова драли коноплю или копали картошку».

В Белебее условия были, конечно, не такие как в блокадном Ленинграде. Александр Фадеев писал о Ленинградцах: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, не смотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя».

Мужественный облик учителя сохранится навеки. Учитель во время войны не только учил, вместе с учениками пилил дрова для школы, работал на колхозных полях. Из приказов по школе № 69 от 1942 г., № 9 от 1943 г.: «За хорошую организацию и проведение воскресника по очистке железнодорожных путей преподавателям Хусаиновой Р.Х., Бочковой М.С. объявить благодарность. Объявить благодарность за активное участие в заготовке дров Эделеву П.И., Лузиной М.В., Хусаиновой Р.Х, Сукаевой С.Г.». Таких приказов в школьном музее много.

Трудностей хватало. Большинство ребят не доедало. Хлебный паек на сутки рабочим был 500 г., иждивенцам - 300 г. Основной источник питания - огород. Не редки были случаи, когда ученики падали в обморок. Иногда одна пара валенок на всю семью, поэтому дети ходили в школу по очереди. Старшеклассники платили плату за обучение, от которой освобождались дети погибших, инвалидов войны и труда. Не хватало учебников: один-два на класс. Не было тетрадей. В 1942 - 1944 годах школьники получали 2 тетради в четверть только для контрольных работ. Писали на газетах, старых книгах. В школьном музее хранятся предметы тех времен: коптилки с выжженными фитилями, тетради, первая книга 1942 года о Зое Космодемьянской.

Советское Правительство требовало от школы всеобщего обязательного обучения детей. Приказ № 86 от 10 ноября 1942 г. закреплял требование не позднее 20 ноября вернуть в школу учеников, не посещавших школу. Детям фронтовиков, не имеющим одежду и обувь, оказывалась помощь, организовывались горячие завтраки. В большую перемену учащимся выдавалось дополнительно 50 г. хлеба. Из газеты «За Колхоз» от 5 июля 1942 г.: «Осиротевшие дети нашли новую семью. На детской площадке Степанюк А.Ф., Лузиной М.В. выдавались сметана, шоколад, масло, кусок мыла». Из газеты «Правда» за август 1941 г.: «Нужды детей приравниваются к нуждам фронта».

Наступление Советской Армии в 1944-1945 гг., успехи товарищей учителей-фронтовиков вселяли бодрость в сердца учителей. С 1 ноября 1944 г. школа, наконец, переселилась в свое здание. Половина оконных стекол было заменено фанерой, не хватало мебели, но приближалась победа.

В этот период с очевидной неоспоримостью проявилась жизнестойкость социалистической системы образования в целом. «Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма…»[10].

Народное образование во время войны не только выстояло, но и поднялось в своем развитии на новую ступень, подготовив многочисленную армию молодых патриотов для защиты Отечества и самоотверженной работы. Расцвет таланта учителей и учеников в первой средней: два Героя Советского Союза, три знаменитых писателя – военкора, генерал-лейтенант Ласкин И.А., пленивший фельдмаршала под Сталинградом, 23 учителя-фронтовика и 182 павших за Родину. Из послевоенного поколения: Герой России Романов А.А., Герой Социалистического Труда Мавлеев Д.Н., два лауреата Ленинской премии Салихов К.М. и Егоров В.А., более 50 ученых - руководителей ВУЗов страны. Многие выпускники вернулись в родную школу учителями, из которых 3 заслуженных школы РСФСР, 9 заслуженных школы Республики Башкортостан, 4 орденоносца Знака почета СССР, 18 отличников народного просвещения.

В.А. Сухомлинский: «Рядом с каждым питомцем должна стоять яркая человеческая личность»[8, с. 10]. В музее хранится светлая память о них - учителях школы предвоенных и военных лет. Владимир Герасимов всю жизнь помнил Ивана Гавриловича Гусева: «Володя, математика - наука точная. Она отсебятину не принимает!». Аля Горячкина: «Знания давали тогда фундаментальные. Елизавета Федоровна Плотникова своим предметом занималась с нами и днем и вечером, придумывая литературные вечера, пионерские сборы, доклады». Александра Лукьянова вспоминала, что часто болела, и ее учительница Трефилова Елизавета Ермолаевна помогала наверстывать упущенное. Вместе сажали лесополосы, заливали ледовые катки, устраивали концерты в госпиталях, размещенных в войну Белебее. Всегда и во всем вместе.

Татьяна Максимова, тогда ученица 10-го класса, вспоминала, что под впечатлением астрономических знаний учителя Марии Алойсовны Циммергакл, еще в 1938 году их класс составил фантастический полет на Луну. Потом была война, и их мечты остались в детстве. В 1961 г., когда Гагарин полетел в космос, им было 40. Все они к тому времени стали достойными тружениками Родины. Многие из них связали свою жизнь со школой под влиянием авторитета своих воспитателей.

С именем учителя Максимовой связана целая эпоха в образовании города Белебея. Из газеты Белебеевские известия от 31 августа 2006 г.   № 3: «Ее гражданский подвиг заключается в патриотическом воспитании молодежи и сохранении исторической памяти. Много талантливых педагогов, в том числе ее учеников в системе образования города, но никто не достиг высоты Татьяны Константиновны. Максимова осталась одна на педагогическом Олимпе города, возведенном благодарной памятью тысяч ее учеников, коллег, родителей и всех тех, кого коснулась божественная сила ее педагогического таланта».

Начиная с 1940-х годов, Татьяна Константиновна собирала материалы для историко-краеведческого музея в школе. По крупицам со всех уголков страны собирали память о фронтовиках ее подопечные поисковики. В 1966 году музей был открыт. По ее инициативе в память о погибших учениках и учителях к 30-ти летию Победы был открыт мемориальный комплекс «За Родину павшим героям в 1941-1945 гг.». Всем миром строили Храм памяти защитникам, принявшим смерть за Родину. Здесь захоронены капсулы со священными землями с Мамаева Кургана, от Брестской крепости, из концлагеря Саласпилс, с могил погибших и из каждого двора, где они жили.

 Татьяна Константиновна внедряла все самое лучшее из педагогического опыта А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака. Н. Крупская: «Я считаю, что гвоздь коммунистического воспитания ребят – в организации их труда» [2, с. 187].  Максимова стала инициатором и организатором строительства школьной производственной мастерской силами учащихся.

На основе учения о воспитании и организации детского коллектива Януша Корчака Максимовой было создано и внедрено школьное  самоуправление. «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит,…переживает с ребенком много вдохновляющих минут…» [1, с. 72].

Создала и внедрила в систему воспитания школу юного педагога. Форма занятий: лекции, беседы, диспуты, наблюдения, эксперимент. По ее инициативе была создана знаменитая на городском, республиканском и общесоюзном уровнях агитбригада «Факел». Сценарии на основе историй из школьного музея «Первая средняя» стали «Уроками истории» для всего города.

Вместе со своим классом Татьяна Константиновна в 1962 году организовала Клуб юных коммунаров. Эмблема, устав и девиз: «Наша цель - счастье людей! Мы победим, иначе быть не может!». А.С. Макаренко: «Если имеется настоящая организация детского коллектива, то можно сделать настоящие чудеса» [ 3, с. 268]. Эта чудесная работа была настолько успешной, что в 1978 году в Белебее был проведен Всесоюзный слет макаренковских педагогических отрядов. В городской газете «Вперед» выходила ее еженедельная педагогическая страничка «Горизонт».

М. Горький: «… Уметь воспитывать…- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» [6, с. 64]. Заглядывая в прошлое с высоты прожитых лет, хочется осмыслить его с точки зрения современности.…Авторитетные педагоги считают, что воспитание – понятие более широкое, чем обучение. «Учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшими инструментами воспитания – наукой о нравственности»[8, с. 3]. Советская государственная школа воспитывала в человеке самое главное качество: любовь к своему народу, любовь к Родине. Воспитывала будущих отцов и матерей для своей страны.

Школьный музей, оставленный в наследие Татьяной Константиновной – это бесценный дар, священная реликвия ушедшей великой эпохи с хронологией ее судьбы, судеб учителей и учеников, оставивших после себя в жизни след зримый и весомый. Реликвия и настольное пособие для будущих поколений учителей России…Жизнь продолжается…

 

Литература:

1. Кудрявцева Е.А., Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. - Волгоград: Учитель, 2014 - 79 с.

2. Крупская Н.К. Трудовое воспитание и политехническое воспитание. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 513 с.        

3. Макаренко А.С. Статьи и рассказы. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 413 с.

4. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. – 255 с.

5. Мардахаев Л.В. Отечественная социальная педагогика. Российский государственный социальный университет. – Литрес. Онлайн-книга, 1260 с.

6. Монахов Н.И. Лучший путь воспитать коммунаров. - М.: Молодая гвардия, 1985.- 269 с.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1975. – 269 с.

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика 1990. - 288 с.

9. Материалы из школьного музея «Первая средняя»: Газеты «За Колхоз», Книги приказов, протоколы педагогических советов по средней школе № 1 г. Белебея за 1940-1945 гг.; «Записки Старого Вожатого» и личные дневники Т.К. Максимовой; личные дела учителей.

10. Материал из Википедии - свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

УДК 377.09:355.233

Петрашевич И. И.

Канд. пед. н., доцент ИПКиП БГПУ имени Максима Танка

(Минск, Республика Беларусь)

Соловьёв В. Э.

Офицер-воспитатель,Гомельское кадетское училище

(Гомель, Республика Беларусь)

 

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.032 с.)