Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проявления интолерантности и пути ее преодоления
В ДЕТСКО-МОЛОДЁЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Аннотация. Автор рассматривает проблему интолерантности в детско-молодежной образовательной среде, анализирует причины этого явления; характеризует признаки интолерантности и её адресную направленность; акцентирует внимание на том, что ростки интолерантности, незамеченные и «непролеченные» в образовательном учреждении, могут вырасти в серьёзные конфликты и войны в отношениях между отдельными людьми, группами людей (гражданская война), этносами (межнациональные конфликты) и даже государствами, если кто-то из них заявляет о своей исключительности. Ключевые слова: буллинг, детско-молодёжная образовательная среда, интолерантность, моббинг, образовательная среда, толерантность.
Заявленная тема публикации, на первый взгляд, мало сочетается с тематикой конференции, посвящённой 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Однако автор статьи совсем недавно переводил на русский язык один из современных немецких учебников истории и с особой остротой воспринял сюжеты, связанные с идеологией национал-социализма, основанной на интолерантности по отношению не только к политическим противникам (коммунистам и социалистам), но и ко всем «untermenschen» («недочеловекам»): евреям, синти и цыганам, гомосексуалистам, людям с физическими и умственными недостатками, которых носители этой идеологии убивали, считая их недостойными жизни. Немцы, по мнению национал-социалистов, считались «арийцами» – самой высокой расой, призванной править другими расами. Роль женщины в семье была связана с продолжением рода – рождением детей, мужчина провозглашался главой семьи, строгим, физически сильным, имевшим право на насилие. «Командование и послушание» провозглашались основными принципами в семье, обществе, государстве и экономике. На этих же принципах была построена немецкая школа и молодёжная организация «Гитлерюгенд» [7, с. 22, 28, 29, 34]. Поколение людей, воспитанное на идеях превосходства и силы, нетерпимости к другому мнению, образу жизни и культуре, принесло миру войну, унесшую жизни 60 млн людей. В 1995 г. немецкую общественность повергла в шок выставка «Преступления вермахта. 1941-1944», подготовленная Гамбургским институтом социальной истории. На ней впервые экспонировались фотографии улыбающихся солдат и офицеров вермахта, снятых на фоне повешенных, убитых, сброшенных в ямы советских партизан, красноармейцев, коммунистов, мирных жителей [3, с. 72]. Глядя на эти фотографии, поневоле задаёшься вопросом: как это могло произойти? Как появилось у этих людей идея «богоизбранности»? Каким образом сформировалось их представление о праве уничтожать других людей? Ответ помимо всего прочего и в том, что школы Германии 1930-х гг. стали трансляторами идей национал-социализма и инкубаторами поколения молодёжи, мечтавшего о статусе покорителей мира и рабовладельцев.
В условиях современности возникает еще один вопрос: если некоторые нации заявляют о своей исключительности, не приведёт ли это к новой мировой войне? В условиях глобализации, социально-экономических кризисов, информационных войн, массовых миграций, падения общего уровня культуры населения, возрастания неравенства между бедными и богатыми странами роль образования возрастает неимоверно, так как росткиинтолерантности в образовательной среде могут вырасти в дальнейшем в социальные (гражданская война), межнациональные конфликты и даже мировые войны, тем более, что современные образовательные учреждения становятся все более социально-многослойными, многонациональными, мультикультурными, этнически диверсифицированными. Именно поэтому формирование культуры толерантности становится приоритетом в образовании. По мнению доктора педагогических наук Б.С. Гершунского, формирование менталитета толерантности – «важнейшая стратегическая задача образования в XXI веке» [1, с. 8]. Рассматривая толерантность как уважение, принятие и понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, а культуру толерантности – как наличие толерантного сознания, основанного на интеллектуальном, эмоционально-чувственном, волевом принятии многообразия культур и проявлений человеческой индивидуальности, можно говорить о том, что образовательное учреждение – необходимый фактор воспитания культуры толерантности, а его образовательная среда – это система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для развития культуры толерантности участников образовательного процесса. Опираясь на мнение А.В. Мудрика, можно отметить, что целостный процесс воспитания личности зависит от содержания, форм и методов организации жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения, в котором должны быть созданы условия для: решения обучающимися возрастных задач и стимулирования выдвижения ими перед собой адекватных целей; развития у обучающихся рефлексии и навыков саморегуляции; проявления детьми интеллектуальных, социальных, инструментальных и художественных задатков и способностей и приобретения ими умений; определения доминирующих социальных установок и формирования ценностной системы отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой [4, с. 22].
При отсутствии таковых условий образовательная среда может порождать отношения интолерантности, основанные на противостоянии, конфронтации, насилии. Для иллюстрации данного суждения можно обратиться к фильму немецкого режиссера Денниса Ганзеля «Волна» («Die Welle», 2008, Германия), рассказывающему об эксперименте учителя истории. Создав в школе атмосферу жесткой дисциплины, повсеместного контроля, доносительства, наказаний, он показал, как, манипулируя сознанием подростков и молодежи, можно в течение короткого времени превратить их в безликую покорную массу, нетерпимую к тем, кто не непохож на остальных и не согласен с правилами их жизни. В конечном итоге вся эта игра превратилась в трагедию. Известные российские психологи В.С. Собкин и Д.В. Адамчук пишут, что узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, можно при помощи различных методов и выделяют такие, как: наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии; анализ письменных работ школьников – сочинений, исследовательских проектов, продуктов совместной игровой деятельности; анкетирование, позволяющее выявить уровень толерантности / интолерантности обучающихся. Признаками высокого уровня интолерантности они считают: сознательный отказ признавать, принимать и понимать представителей иных культур; отношение к культурным отличиям как к отклонению от некоей нормы, как девиантности; нежелание признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности; ярко выраженное отрицательное отношение к таким отличиям, демонстративная враждебность и презрение к таким людям, желание «очистить» от них пространство собственного бытия; нежелание даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Обучающиеся, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда и внешним видом. Невысокий уровень интолерантности, по мнению названных учёных, – это: признание на словах права других на культурные отличия, декларирование принципа равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при личном неприятии отдельных социокультурных групп; признание и принятие культурного плюрализма, уважение к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур; оправдание собственной нетерпимости ссылками на общественное мнение («все так считают»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что…»); уверенность в том, что представителям этих групп якобы свойственно аморальное поведение («все они такие»), в основе чего лежит позиция культуроцентризма, ксенофобии, презумпции вины другого; отрицание наиболее вопиющих проявлений интолерантности (фашизм, геноцид, апартеид) при навешивании на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных»; непринятие и непонимание других культур из-за рассмотрения их только сквозь призму собственных культурных установок; непонимание другого, неумение видеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения [5]. Следует обратить внимание на то, что проявления высокого уровня интолерантности заметны и могут сразу же повлечь за собой определенные педагогические действия, в то время, как проявления невысокого уровня интолерантного отношения к людям часто остаются незамеченными в образовательном учреждении.
Основные проявления интолерантности связаны с вербальным, психологическим или физическим насилием по отношению к другому человеку, и эти проявления имеют самые негативные последствия, к которым можно отнести повышенную тревожность, страх, заниженную самооценку, вспышки ответной агрессии, злость, жестокость, ответное насилие, вандализм, депрессию, суицид и многое другое. Как считают специалисты, наиболее опасно психическое насилие, так как определить и зафиксировать его практически невозможно. Вербальные оскорбления или физические действия всегда выражены в открытой форме, хотя психические травмы могут быть следствием вербального или физического насилия. Психическое насилие представляет собой воздействие психической энергии более сильного порядка и агрессивно по направленности. Патологическая психическая зависимость чаще всего бывает между близкими членами семьи, а также между ребенком и педагогом (учителем, воспитателем). Общим следствием всех видов насилия является страх, противоправное поведение, нежелание идти в школу, контактировать с одноклассниками или педагогами, допускающими насильственные действия в отношении обучающихся, а в отдельных случаях – суицид.
Причин, порождающих насилие в образовательном учреждении (ребенок – ребенок, взрослый – ребенок, ребенок – взрослый) – множество. К ним можно отнести следующие: демонстрация физического превосходства («самоутверждение» за счет грубости и силы, унижение кого-то, чтобы возвыситься самому); сохранение личного достоинства и месть за «унижение и оскорбление»; борьба за высокий статус в группе; личные особенности индивида (характер, темперамент, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самоконтроля и т.д.); неблагополучие в семье, насилие, осуществляемое в семье; социальное окружение (друзья, компании, которым свойственно девиантное поведение); приобретенные вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков и др.); отсутствие интереса к учебе; отсутствие занятости во внеурочной и внешкольной деятельности, соблазн провести свободное время в компании «ничегонеделания»; соревновательно-конкурентная стратегия обучения в условиях рыночной экономики: борьба за выживание не всегда мирными, интеллектуальными способами; зависть к более успешным, талантливым сверстникам или чьему-то материальному положению; отстаивание первенства; психологические особенности ребенка как личности (агрессор, жертва); столкновение культур и субкультур; влияние СМИ (пропаганда культа силы, трансляция сцен насилия и др.) [6, с. 85-86]. Любая форма насилия проявляется во взаимодействии жертвы и агрессора. Ребенок-агрессор имеет вспыльчивый, неуравновешенный характер, склонен к садизму, проявляет интерес к различным формам насилия, зависит от перепадов настроения, навязывает свои идеи и правила окружающим, имеет завышенную самооценку, злопамятен, мстителен, провоцирует других своими действиями, игнорирует правила поведения, часто конфликтует со взрослыми (родителями и учителями). Большинство агрессоров – мальчики, среди девочек насилие проявляется реже, но отличается большей жестокостью, разнообразием способов издевательств. Жертвами агрессии становятся, как правило: дети с необычной внешностью (прыщавая кожа, оттопыренные уши, веснушки, рыжие или кучерявые волосы, маленький рост, полнота или худоба, кривые ноги, необычная форма головы, цвет кожи и др.); дети с физическими недостатками (хромота, плохое зрение или слух, ДЦП и др.); дети непривлекательной внешности, одевающиеся беднее других; дети с болезнями, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушение речи – дизлалия (косноязычие), дизграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучения чтению), дизкалькулия (нарушение обучения счету) и т. д.; дети с неразвитыми социальными навыками по причине недостаточного опыта общения и самовыражения (это могут быть «домашние дети», не посещавшие ясли и детский сад); дети с нестандартным поведением: замкнутые, необщительные (интраверты, флегматики) или, наоборот, дети с импульсивным поведением, которые чересчур активны, назойливы и вызывают раздражение у окружающих; дети с пониженным интеллектом, не успевающие в учебе. У всех названных категорий детей существует заниженная самооценка, страх перед агрессором. Это может быть и страх перед школой в целом и «злой учительницей», в частности.
Целями интолерантных действий в отношении жертв агрессии может быть моббинг (скрытое психологическое насилие, направленное на выдавливание жертвы из определенной среды) или буллинг, который можно сравнить с «дедовщиной» в армии и определить как форму насилия, совершаемую продолжительно, осознанно с целью оскорбить, унизить, сделать жертву безвольной. Моббинг возможен в образовательном учреждении, коллективе (классе) с нездоровым климатом, подпитываемым высокой эмоциональной напряженностью. Для снятия этой напряженности члены коллектива бессознательно ищут «виноватого» – жертву, в адрес которой на первом этапе допускаются насмешки и издевательства, на втором – создается вакуум в виде изоляции ребенка от общения и поддержки. Находясь в состоянии одиночества, человек может переживать повышенную тревожность, депрессию и вегетативные сдвиги [2, с. 285]. В итоге жертве моббинга приходится уходить из коллектива. Для решения проблемы интолерантности в образовательных учреждениях необходимо, по нашему мнению, сделать следующее: выстроить паритетно-равноправное взаимодействие государства и общества (педагогической общественности) в сфере образования; отказаться от жесткой детерминации образования государственной политикой; защитить педагогов от бюрократического насилия; создать необходимые условия для повышения общей культуры педагогов, учащихся и их родителей; не забывать, что учитель всегда являет собой пример для подражания и должен выступать образцом, эталоном проявления толерантности в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями; предоставить учащимся и учителям возможность межкультурного обмена; обучать детей толерантности; сделать образовательный процесс более открытым для диалога, полилога, превратить его в поле толерантности (дебаты, дискуссии, диспуты, открытые обсуждения проблем, позволяющие высказать собственную точку зрения и понять точку зрения другого человека); пересмотреть содержание гуманитарных дисциплин на предмет расширения в них положительных примеров мирного сосуществования и взаимодействия различных культур, народов, идеологий, верований; возродить в том или ином виде существовавшие ранее клубы интернациональной дружбы; организовать особое образование для детей иммигрантов со специальным штатом воспитателей, педагогов-переводчиков, психологов, наставников, тьюторов; превратить образовательные учреждения в «зоны мира», в которых все возникающие конфликты разрешаются мирным путем; использовать Интернет как средство диалога культур, помогающее понять особенности менталитета другого человека; и т.д. Для преодоления интолерантности в детско-молодежной образовательной среде следует использовать также целый спектр методов и форм педагогической деятельности: словесно-просветительские (беседы «по душам», общие беседы, классные часы, встречи с психологами и т.д.); активного и интерактивного обучения (дискуссии, дебаты, игры, в ходе которых приобретаются навыки толерантного общения); тренинговые (психологические тренинги); арт-терапевтические (изотерапия, танцтерапия, музыкотерапия, фототерапия, сказкотерапия и т.п.); спортивно-оздоровительные (укрепление здоровья детей, их участие в коллективных играх, массовых мероприях, путешествиях с родителями и друзьями по родному краю и т.д.); досуговые (включение обучающихся в организацию и проведение массовых мероприятий – конкурсов, праздников, выставок и т.п.); проектные (привлечение обучающихся к выполнению индивидуальных и коллективных проектов – исследовательских, социальных, прикладных, экзистенциальных и др.); социально-практические (вовлечение обучающихся в социально-полезную деятельность); волонтерские (помощь детям из детских домов, пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и др.); медиационные (разрешение конфликтов посредством Школьной службы медиации); презентационные (творческие мастерские, выступление на сцене, в индивидуальных спортивных соревнованиях и т.д.). Исходя из всего вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что внимание к детям и молодёжи, общение с ними на основе уважения и добросердечности, вовлечение их в процесс обучения и коммуникации на основе равенства и партнёрства, привитие им навыков помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, старшим и младшим по возрасту, носителям иной культуры – вот те педагогические задачи, без решения которых невозможно будущее отдельного человека, общества и любого государства. Литература: 1. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3-12. 2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 560 с. 3. Кудряшов С. Цивилизованные изверги // Родина. – 2002. - № 6. – С. 71-73. 4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 319 с. 5. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Методическое руководство для проведения мониторинговых социологических исследований проявления толерантности в подростковой среде // Социология образования: Беседы, технологии, методы. Труды по социологии образования. Т. XI, Вып. XVIII // Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – С. 103-222. 6. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Агрессивность школьников глазами учителей // Директор школы. – 2012. - № 5. – С. 84-90. 7. Geschichte und Geschehen. Herausgeber Machael Sauer. – Stuttgart – Leipzig: Еrnst Klett Verlag, 2019. – 240 s. УДК 37.018 Оразметова И. И. Учитель СОШ № 17 (Белебей, Россия)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.015 с.) |