Роль ценностных аспектов системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль ценностных аспектов системы



ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ

                                  

Аннотация. В статье говорится о воспитательном значении Победы в Великой Отечественной Войне, о преемственности поколений и сохранении традиций. Раскрывается роль патриотизма и духовности в современной истории России. Подчеркивается значение содержания образования и воспитания молодежи в общественном сознании. 

Ключевые слова: историческая память, патриотизм, гражданственность, духовность, образование, воспитание, созидательная деятельность.   

 

В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем, что на протяжении многих лет после ее окончания Великая Победа воспринималась в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов вооруженных сил. Великая Отечественная война, подвиг нашего народа, выдающиеся победы Советской армии долгое время являлись важнейшим воспитательным средством, способствовавшим развитию преемственности поколений, сохранению традиций.

Празднование Дня Великой Победы являлось поистине всенародным праздником, важнейшим фактором консолидации не только наших соотечественников, но и союзников, многих других государств, проявлявших благодарность и признательность стране, выполнившей великую освободительную миссию в борьбе с фашизмом. Национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине выступали высшей нравственной ценностью, основой патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Это - то огромное наследие, которое досталось последующим поколениям нашей страны, помноженное на огромный духовный и нравственный капитал, гордость за свой народ и свою страну. Историческая память, целый ряд величайших событий отечественной истории сейчас превратились в поле политико-идеологической борьбы, в первую очередь, этому подверглись героические страницы и высшие символы Великой Отечественной войны.

В наше время не модно говорить о геройстве, подвижничестве и подвиге, но они самим фактом своего существования очищают жизненное пространство от демонических, разрушительных сил, низменных мыслей и деяний. Однако герои и подвижники, роль которых в жизни нашей страны была огромной во все времена, не появляются ниоткуда. У Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Георгия Жукова были учителя. Например, Дмитрия Донского, которому во время Куликовской битвы было 30 лет, наставлял Сергий Радонежский. Александру Невскому, когда он разбил тевтонцев, было всего 22 года. Эти люди и тысячи им подобных в решающую минуту истории нашей страны отдавали народу энергию своего ума, души и воли, тем самым спасая Отечество. Все они служили Родине, несли в себе накопленные веками обширные знания о том, зачем человеку дается жизнь и как ему следует ее прожить. Главная радость для героя и подвижника – отдать свои знания и силы другим людям. Жизнь требует больше отдавать, а брать – столько, сколько необходимо, чтобы жить. Действие с обратным знаком есть разрушение, деградация, смерть. Отдавать себя другим – воистину божественный признак настоящего человека, героя и подвижника.

В.И. Даль объяснял значение слова «патриот» как «любитель отечества», ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник [1, c. 24], а В.В. Разанов, задавая вопрос: «До какого предела мы должны любить Россию?», отвечал: «До истязания, до истязания души своей» [ 2,c.12].

В.А. Коробанов считает, что патриотизм-это одно из явлений общественного сознания, которое определяется тремя уровнями. К первому уровню относится подсознательный, создаваемый в виде образов и архетипных представлений о родине - матери. Второй - это активистски- волевой уровень, основанный на чувствах, побуждающих индивидуум к активным проявлениям. Третий уровень относится к наиболее высокому уровню осознания патриотизма - идеологический. Индивид исходит из убеждений, основываясь на патриотических ценностях при принадлежности к определенному обществу, действует согласно установленным высшим духовно-нравственным ориентирам [3, c. 19].

Русские писатели считали, что деятельностью человека движет любовь к Родине. Любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней, по мнению В.Г. Белинского, осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для отечества дела и поступки. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», – подчеркивал В.Г. Белинский [4, c. 488-489].

Прежняя трактовка «Раньше думай о Родине, а потом о себе» уступает место другому пониманию данного понятия: «Если я не для себя, то зачем я? Но если я только для себя, то зачем я живу?» Приоритет личности, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо отражается в содержании основных нравственных понятий и понятия «патриотизм» в том числе. На смену идеализированной, шаблонной работе по патриотическому воспитанию должна прийти продуманная, хорошо структурированная специально подготовленными профессионалами, талантливая работа по патриотическому воспитанию молодежи. В Российской империи это делала церковь, православные священнослужители, синагоги и дацаны. Сегодня церковь отделена от государства. А ведь религия – это часть культуры общества, а значит должен быть использован и потенциал религии в светском образовании. Российскому патриотизму присущи свои особенности, среди которых наиболее существенной является гуманистическая направленность российской идеи – соборность и законопослушание, общинность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родителям

Заметным вкладом ученого, ректора Московского гуманитарного университета И.М. Ильинского в военную науку являются его исследования в области войн нового типа, пришедшим в середине ХХ в. на смену традиционным войнам, сводившимся главным образом к вооруженным формам борьбы. Он доказывает, что само понятие войны, ее содержание претерпели коренные изменения, что во многом от традиционного слова «война» осталась лишь оболочка, а его содержание стало неизмеримо более сложным, объемным, богатым. На одном из заседаний Русского интеллектуального клуба (20 марта 2001 г.) обсуждалась тема «Новая эпоха – новые войны». И.М. Ильинский считал, что война – дело очень даже гражданское и, что наступил момент, когда о войне должны подумать не только и даже не столько военные, сколько философы, социологи, психологи, вообще мыслители. К новому типу войн он относит холодную войну (третья мировая война (1946–1991)) и четвертую мировую войну, идущую в настоящее время.

Ученый пытается найти причины исторического поражения Советского Союза (Советской России) в холодной войне, которая нанесла нашей стране больший урон, чем Великая Отечественная война. Термин «холодная война» рожден на Западе. А сущность явления – война. Определение «холодная» подчеркивает лишь необычность, особенность, новизну способов, форм и методов ведения этой войны. Она является в разных ликах, видах, формах, но от этого не перестает быть войной. Отсюда многообразие определений. В директиве NSC 20/1 (18 августа 1948 г.), разработанной в США, первой целью являлось уничтожение сферы советского влияния в Восточной Европе, второй – изменение границ Советского Союза и отделение от него в первую очередь балтийских стран и Украины. В “новой” России, – отмечает И.М. Ильинский, – налицо массовое тотальное манипулирование сознанием и поведением населения и, прежде всего, детей и молодежи, которое основано на системе “новых” старых мифов. К числу наиболее зловредных из них, с учетом построения в стране бандитского олигархического капитализма, он относит мифологемы о том, что на этапе первоначального накопления капитала, иначе как грабежом, деньги не наживешь и что успеха в жизни добивается сильнейший. Оба этих мифа опираются на опыт капитализации в западных странах, который тиражируется в современной России через СМИ, особенно показом кинобоевиков по российскому телевидению. Немало молодых людей видят в криминальной сфере свою альтернативу, если не удастся добиться успеха обычным путем.

В этой войне на первый план выходит захват сфер образования, средств массовой информации и услуг. В то же время философия жизни И.М. Ильинского основана на знании того, что добро всегда, даже если и не сразу, побеждает зло. Но эта победа над силами зла не придет сама собой. За нее надо бороться. По мнению ученого, добро должно быть с могучими кулаками, высоким интеллектом и большой духовностью. Парадоксально, что при этом он видит не закат, а восход России, сохраняет оптимизм в, казалось бы, безнадежной ситуации, верит в стратегический ресурс нации. В 1999 г. И.М. Ильинский опубликовал книгу «О “культуре” войны и Культуре мира», в которой достаточно ясно представил сущность войны нового типа.

Исследователи и специалисты в области политологии, социологии, футурологии и глобалистики многих стран давно уже говорят и пишут о завуалированных формах и методах агрессии, о психотропном империализме и радиотелевизионном неоколониализме, психоэлектронном и радиотелевизионном рабстве. В ходе этой войны уничтожается патриотизм и духовный мир человека, его нравственный и интеллектуальный потенциал. Личность деградирует, разрушается или становится объектом неоколониальной политики государства. Зато целыми остаются заводы, предприятия, здания и сооружения, леса, поля и воды. Выступая в Гамбурге, Фридрих фон Хайек еще в 1984 г. заметил, что для существования либерального (в его понимании) общества необходимо, чтобы люди освободились от отдельных природных инстинктов, среди которых он выделил инстинкт солидарности и сострадания.

Величие проекта современного индустриализма видится некоторыми в том, чтобы превратить человека в некий новый биологический вид. Прислушаемся к словам известного сербского политолога Д. Калаича: «В современном мире существует проект создания “серой расы”, человеческой биомассы, лишенной своих корней. Один из его идеологов, Жак Аталли, видит грядущее человечество как “новых кочевников”, как людей, живущих по принципу “перекати-поле”. Они движимы только потребительскими инстинктами и превращаются в “экономических животных”. И сегодня на Западе специальные институты и лаборатории разрабатывают разного рода социальные и политические технологии, с помощью которых в одной стране народ «вдруг» сердцем голосует за непопулярного человека, избирая его своим президентом, в другой совершает «революцию роз», в третьей – «оранжевую революцию». Особым объектом манипулирования как со стороны внутренних, так и внешних политических сил является молодежь. Как ни парадоксально, как ни печально это признавать, но у некоторых политиков и закордонных манипуляторов, в основном, цели в отношении молодежи сходятся: деморализовать, убить гордость за свою страну, лишить чувства не только патриотизма, но и национального самосохранения. Но есть и ядро активной молодежи, готовой отстаивать интересы государства и гражданского общества, надеяться только на себя. Современное поколение – это не «потерянное поколение» и не «Иваны, не помнящие родства». И. М Ильинский напоминает нам о непреложном законе, смысл которого в том что, – там нет хорошей молодежи, где нет хороших стариков.

Мировой исторический опыт показывает, что утрата культурных национальных основ подчас равносильна не только потере своего прошлого («выпадению» из истории), но и лишению себя будущего. Развитие есть только там, где есть история. Историческая память – это верность сложившимся культурным традициям и ценностям, и своим собственным, и накопленным мировой исторической практикой.

Теоретической проблемой педагогики является определение в содержании образования его ценностных аспектов, создание в образовательном процессе условий для развития у молодежи духовных ценностей. Наряду с воспитанием высокой гражданственности, необходимо заниматься воспитанием и моральной сферы личности, а именно, формировать такие качества, как: 1. Развитая потребность к познанию; 2. Социальная потребность жить, действовать для других; 3. Вечное движение мысли, творчество человека; 4. Гармоническое сочетание эмоциональных и интеллектуальных начал личности; 5. Умение разграничивать добро и зло в ситуации нравственного выбора; 6. Умение выявить сущность морального и национального конфликта, правильно выявить нравственный поступок; 7. Умение жить в мире и согласии с другими людьми и народами, уважение к традициям многонациональной культуры и религиозным конфессиям; 8. Умение принимать и реализовывать решения своей деятельности; 9. Способность к проявлению добротворчества, потребность в созидании, милосердие; 10. Постоянное стремление к самореализации, духовному прогрессу. Основными критериями развития современной молодежи выступают: 1. Разум; 2. Ответственный поступок; 3. Созидательная, добротворческая деятельность [7, 314].

Время требует живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, которые бы опирались на общественную инициативу, на служение традиционным религиям, на деятельность молодежных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов. Важнейший приоритет современных усилий государства и общества – вернуть ценность качеству образования, повысить мотивацию, веру в талант и справедливость, в способность образования служить базовым социальным лифтом, что является необходимым условием для национального развития. Речь идет о создании внутреннего иммунитета к разрушительным и деструктивным идеям. В вопросах воспитания на передний план выходят задачи: не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в сложной современной обстановке, в то же время сберечь и приумножить духовные богатства страны. Для современных условий особенно актуально, учитывая сложившуюся ситуацию в стране, делать все возможное для ее возрождения, построения экономически мощной, политически стабильной державы.  

 

Литература:

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1955,т. 3, с. 24.

2. Сакуллин А. А., Макаров Ю. А.  В. В. Розанов и фрейдизм. -  Пенза, 2004. – с. 12.

3. Коробанов В. А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях   политической трансформации российского общества. Дис. канд. полит. наук. Саратов, 2005, с. 19.

4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954, т IY, с. 488-489.

5. Ильинский И. М. Великая Отечественная: правда и факты против мифов / И. М. Ильинский. – М.: МГУ, 2014.

6. Ильинский И. М. О «Культуре» войны и Культуре мира / И.М. Ильинский. – М.: Институт молодежи, 1999.

7. Хамматова С. А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи в многонациональном обществе. Монография. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2009. – 346 с.

УДК 929                                                            

Хисматова Н. Р.

Учитель, Гимназия им. Т. Кусимова (с. Аскарово, РБ, Россия)

 

УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Аннотация. 2020 год по Указу президента объявлен годом Памяти и Славы и приурочен 75-летию Победы советских войск в ВОВ. Связи с этим хочу поделиться мыслями о педагоге, который работал в нашей школе в довоенное и в военное время. Об учителе с большой буквы, о личности, который внес большой вклад в общественной жизни жителей этой деревни.

Ключевые слова: война, образование, педагог, сильная личность.

 

Великая Отечественная война и важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в т.ч. учителей и преподавателей.

Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи:

1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;

2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;

3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;

4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;

5) улучшение военно-физической подготовки;

6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико - просветительской работы среди учащихся и населения;

7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.

Борьба с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно - воспитательную работу. Ей был придан боевой патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Были пересмотрены темы и методы преподавания таких предметов, как физика, биология, химия. Преподавание этих предметов в рамках школьной программы стало носить максимально - практический характер. В школах появились темы военно - оборонной направленности с целью установления более тесной связи школы с жизнью.

Газета «Правда» в те дни писала: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».

Но никто не сетовал на судьбу. Все, не только взрослые, но и дети понимали, что все это когда-то закончится и крепко верили, что закончится непременно победой нашего народа. Эта непоколебимая вера и помогала преодолевать жизненные испытания. Эту веру внушало подрастающему поколению правительство, родители, но прежде всего учителя.

Подвиг учителей в довоенное и в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям.

О таком учителе мне бы и хотелось рассказать. Мамлеев Махмут Гадильгариевич родился 18 сентября 1906 года в деревне Ново – Бакыево Белебеевского уезда в зажиточной семье. Отец Махмута детей от трех жен воспитывал в строгости, прививал трудолюбие и стремление получить хорошее образование. Наверное, поэтому Махмут Гадильгариевич в 1925 году окончил двухступенчатую трехлетнюю начальную школу, а 1927 году окончил школу Башнаркомпросвещения в Топорино. На сайте Башархива имеется такая запись «…сдал испытание за III класс педучилища».

Политика раскулачивания крестьян в 30-е годы заставило отца Махмута отправить детей в разные места. Так Махмут Гадильгариевич попадает в 1927 – 1929 гг. в населенный пункт Урсу Татарии, в 1929г. в деревню Халилово, в 1931г. – в деревню Кизиль-Харт, в 1932- 1934гг. –в село Аскар, в 1934 – 1935гг. – в деревню Казмашево, в 1935 – 1941г. – в деревню Тал – Кускарово нынешнего Абзелиловского района и работает учителем.

В 1937 году в Темясово проходит аттестацию и получает квалификацию учителя начальных классов и становится первым из учителей нашего района, кто владеет новой программой и методикой преподавания. Поэтому его переводят из одной школы в другую, где он ведет активную работу не только в школе, обучая детей, но и среди населения в организации колхозов, в оживлении комсомольской деятельности, в разъяснении политической грамотности. Принимает также активное участие в переводе латинского алфавита в русский алфавит (в кириллицу).

Весть о новом, хорошем учителе распространяется очень быстро. Жители моей деревни тоже мечтают о таком учителе. И в 1935 году Мамлеев Махмут Гадильгариевич начинает работу в деревне Тал-Кускарово. Первым делом возводит с помощью населения здание школы. Соединяют здания мечети из двух деревень и превращают в школу. Сами же делают детям парты разных размеров. Махмут Гадильгариевич добивается обеспечения детей учебными принадлежностями и горячим питанием. Готовила для детей его жена – тетя Маруся. Он был женат на русской девушке и к тому времени у них было шестеро детей. Махмут Гадильгариевич не только учил детей читать и писать, воспитывал патриотический дух, но еще учил играть в шашки, сам делал конструкторы, прививал детям любовь к Родине, к природе, к спорту. Ходил с ними на экскурсии в горы, на истоки и устья рек. Для уроков физкультуры добыл лыжи, которых у детей вообще не было до этого. Вместе с детьми разучивал песни и танцы, играя на мандолине. Совместно с родителями ставили концерты. Летом организовал для детей лагерь. Имеется даже фото тех времен. По рассказам детей тех лет, дети, уехавшие из деревни в другие места для учебы, вернулись, чтобы получить образование именно у этого учителя.

С приходом Махмута Гадильгариевича жизнь в деревне ожила. Трудолюбивый, интеллигентный, человечный учитель научил жителей деревни выращивать овощи, солить капусту. Помогал всем с документами, в заполнении заявлений, рассказывал последние новости по стране, читал газету, вёл активную идейно – патриотическую работу. Он ходил всегда в костюме с галстуком и в шляпе. Не только он сам, а вся его семья стала образцовым для всех. Жена учителя была русской. Но она хорошо знала и башкирский язык. Вечерами она тоже обучала женщин письму и счету.

Горячо любимого и уважаемого учителя тоже призывают на фронт. 10 декабря 1941 года вся деревня выходит провожать учителя на фронт. «Все обнимали его и плакали, желали возвращения живым и здоровым» - поделились своими воспоминаниями его бывшие ученики, сами уже старики и старухи Хасанова Хосна, Ямалова Расима, Кагарманов Галиулла, Насырьянов Валит. Но к великому сожалению, в июне 1942 года семья получает извещение «пропал без вести» г. Калуга.

Мамлеев Махмут Гадильгариевич был учителем с большой буквы и за короткую жизнь оставил после себя большой след. Его вклад в образование и воспитание детей тех лет неоценим. Его любовь к педагогике передалась и его детям. Его сыновья, Иосиф и Валентин Мамлеевы, проработали всю жизнь учителями, а также исполняли должность директора в новом здании школы той же деревни. Иосиф Махмутович добился в 1968 году открытия новой школы. Внуки и правнуки достойно продолжают педагогическую деятельность деда.

И мне посчастливилось учиться у Валентина Махмутовича. Он был очень умным, начитанным, интеллигентным, добрым учителем. Всегда одет в костюм с галстуком и в шляпе. В моей памяти он остался заботливым, строгим отцом, любящим мужем, примерным семьянином, как и свой отец, Махмут Гадильгариевич. 

 

Источники литература:

1. Личный архив учителя истории, отличника образования РБ Киреевой Муниры Хакимьяновны

2. Воспоминания жителей деревни Хасановой Хосны, Ямаловой Расимы, Кагарманова Галиуллы, Насырьянова Валита

3. Газета «Абзелил» от 4 февраля 1998 года

4. Сайт в интернете: pomni.is74.ru

УДК 94(100) "1939/45 "

Ходжамкулов У. Н.

Канд. филолог. н., доцент ЧГПИ (Чирчик, Узбекистан)

Мирхалилова Н. А.

ЧГПИ, студент (Чирчик, Узбекистан)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.033 с.)