Киргизской учительской школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киргизской учительской школе



 

Аннотация. В статье раскрываются историко-педагогические особенностиорганизациии функционирования Орско-Оренбургской киргизской учительской школы. Одно из первых государственных учебных заведений, открытое для подготовки учителей казахов для русско-инородческих (казахских) начальных училищ. Обращается внимание на организацию образовательного процесса подготовки будущих учителей: изучаемые дисциплины, содержание образования, педагогическая практика.

Ключевые слова: Орско-Оренбургская киргизская учительская школа, подготовка казахских учителей, дореволюционный период.

С 1870-х годов на территории Казахстана, являвшегося частью Российской империи, стали открываться новые учебные заведения – русско-киргизские (так до революции 1917 года официально называли казахов) народные училища, которые по документам именовались русско-инородческими. Конечно, с одной стороны, целью новых учебных заведений являлась русификация и христианизация нерусских народов. Как сказал министр просвещения этого периода Д.А.Толстого: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом» [4, с. 27]. Тем не менее, с другой стороны, русско-казахские училища сыграли положительную роль в просвещении и образовании местного населения в целом и его сближении не только с русскими, но и другими народами России.

Основными нормативными актами, положившими начало формирования системы русско-инородческих училищ, являлись «Журнал Совета министра народного просвещения по вопросам просвещения инородцев» от 2 февраля 1870 г. и Правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г. Последний документ был построен на концепции Н.И. Ильминского, в которой была обоснована система идей и мероприятий по образованию и просвещению нерусских народов России [1]. Так, по этим документам, стали открывать два типа училищ, для инородцев-христиан и/или язычников и отдельно для мусульман. Оба типа училищ во многом различались друг от друга. Например, в училищах для христиан и язычников особое внимание уделялось русскому языку и закону божьему. В русско-киргизских (казахских) училищах изучали казахский язык, русский язык, арифметику, чистописание и мусульманское вероучение. Правда, изучение казахского языка не являлось целью обучения, этот предмет служил средством для организации всего образовательного процесса, а также лучшего усвоения русского языка.

Интересным является и то, что для всех инородческих училищ стали создавать новые учебники, учебные пособия и книги для чтения, написанные на основе русского алфавита с использованием различных диакритических знаков. Так, в русско-киргизских (казахских) училищах для изучения казахского языка, русского языка и чистописания применялись учебники, написанные Н.И. Ильминским, И. Алтынсариным, А.Ф. Алекторовым, казахско-русский и русско-казахский словарь Есмухаммеда Букина, «Киргизская хрестоматия» Я. Лютша [9]. Очевидно, что введение новой письменности, как гласит один из официальных документов, делалось для того чтобы, «совершенно отторгнуть татар, казах и башкир от мусульманской письменности» [10, с. 41]. Как известно, эти меры не смогли «совершенно… отторгнуть» мусульманское население от арабографического письма, но, с другой стороны, многие нерусские народы сформировали собственную письменность на основе кириллицы.

Начало формирования русско-инородческих училищ обусловило и необходимость создания соответствующих педагогических учебных заведений. Поэтому, на основе следующих утвержденных нормативных актов: «Положение о татарских учительских школах» (1872), «О приемных испытаниях в татарских учительских школах», «Положение о киргизской учительской школе» (1880), «Инструкция для русских учительских семинарий МНП» на территории вначале Казанского, а затем и Оренбургского учебного округа, стали открывать новые учебные заведения по подготовке учителей для инородческого населения.

Первым подобным учебным заведением для подготовки учителей казахов стала Орская киргизская учительская школа, открытая 3 февраля 1883 года. История этого учебного заведения начинается еще в 1876 году, когда министр просвещений граф Д.А. Толстой приезжает в Оренбург для ознакомления с состоянием дел в недавно открытом Оренбургском учебном округе. Так на одном из совещаний, участниками которого были генерал-губернатор Оренбургской губернии Н.А. Крыжановский, попечитель учебного округа П.А. Лавровский, губернаторы Тургайской и Уральской областей, директор Казанской учительской семинарии Н. И. Ильминский и другие представители учебной администрации, обсуждался вопрос об образовании детей казахского народа. Одним из итогов этого совещания было принято решение об открытии казахской учительской школы, причем, первоначально, ее хотели организовать в городе Троицке. Но, обстоятельства сложились так, что в итоге это учебное заведение было открыто в городе Орске.

Цель Орской киргизской учительской школы определялась идеей подготовки педагогов, которые могли бы проводить официальную идеологию царского правительства среди «своих соплеменников». Учительская школа, также как учительские семинарии и институты, была непривилегированным образовательным учреждением, после ее окончания выпускник не имел права поступления в высшее учебное заведение. Срок обучения в школе был определен трехгодичный, по одному году в каждом из классов. Учебное заведение являлось закрытым, учащиеся, кроме приходящих, жили при школе в общежитие, они не могли без разрешения выйти за пределы определенной территории. В школу принимали юношей с 15 лет, окончивших двухклассное начальное училище, успешно сдавших вступительные экзамены по русскому языку, арифметике и мусульманскому вероучению. Уровень двух первых предметов должен был соответствовать объему знания русских начальных училищ МНП (Министерство народного просвещения).

Инспекторами, или руководителями, учительской школы в разные годы были М.А. Галанов, А.И. Тарнавский, А.П. Альбанов и др. Кроме инспектора были преподаватели различных дисциплин и мусульманский вероучитель. Всх педагогов в начале становления школы было 9 человек. В составе учащихся учительской школы были стипендиаты МНП, стипендиаты земств, своекоштные и приходящие. Своекоштными назывались такие учащиеся, родители которых полностью оплачивали обучение и проживание в общежитие своих детей. Приходящими называли жителей Орска, которые обучаясь в школе, жили у себя дома, при этом, среди них могли быть и те, кто учился бесплатно и те, кто платил только за обучение.

В содержании образования рассматриваемой школы можно выделить три основных раздела: общеобразовательный, профессионально-педагогический и педагогическая практика. В цикле общеобразовательных предметов можно выделить русский и казахский языки, арифметику, чистописание и рисование, историю, географию, естествознание. За исключением казахского языка и мусульманского вероучения, все остальные предметы изучались на русском языке. Причем, казахский язык должен был служить средством изучения русского языка. Надо заметить, что обучению русскому языку в школе уделялось особое внимание и на знание, и на владение и на технике преподавания, которые выпускники будут применять, уже будучи, учителями начальной школы [2]. Отношение учащихся, а также в целом большинства казахского населения, к русскому языку в этот период было достаточно позитивное. Вот как об этом говорил Н.И. Ильминский: «магометанского нерасположения к русскому языку не замечается в киргизах. Поэтому мне известно, у киргиз уездных и волостных училищ, русский язык находится в удовлетворительном состоянии, по крайней мере, знаю в Тургайской области, также и в Орской киргизской учительской школе» [3, с. 17].

В педагогический цикл предметов входила педагогика, азы гигиены и методика преподавания предметов, изучаемых в начальной инородческой школе. В педагогике обращалось внимание на теоретические и практические вопросы воспитания, обучения детей начальной школы, отдельные сведения их психологии, кроме этого изучались вопросы управления школой и история педагогической науки.

Одним из выраженных принципов организации педагогического образования дореволюционного периода был принцип практикоориентированности. Поэтому, в Орской учительской школе уделялось особое внимание организации педагогической практики воспитанников. Специально для этого при школе было открыто, так называемое «образцовое училище». Цель которого, как для всех подобных учебных заведений, была обозначена следующим образом, «во-первых, служить местом для практического упражнения воспитанников в обучении детей всем предметам начальной школы..., во-вторых, служить образцом устройства народного училища...» [6, с. 57]. Кроме этого, была и третья идея училища – она являлась основным «источником», готовящим абитуриентов для учительской школы, тем самым неофициально выполняла функцию приготовительного класса.

Так вот, проходя практику в этом училище, воспитанники учительской школы выполняли разнообразные виды работ. Пассивная или наблюдательная практика состояла из знакомства со школой, ее организацией, документацией. Практиканты посещали уроки и воспитательные мероприятия, участвовали в обсуждении уроков других практикантов, дежурили в школе, выполняли функции помощника учителя училища. Активная практика состояла в проведении уроков и организации воспитательных мероприятий. Позитивное в организации практики можно выделить то, что она для учащихся учительской школы, в целом была беспрерывна и продолжительна. Каждый год воспитанники выполняли определенные функции, связанные с их практической работой в школе.

Материальная составляющая Орской киргизской учительской школы была невысокой. Школа располагалась некомпактно, в тесных арендуемых квартирах. 28 июля 1888 года произошел пожар, который еще больше усложнил функционирование учебного заведения. Поэтому принимается решение о переводе школы в Оренбург. Попечитель учебного округа Т.С. Михайлов, кроме последствий пожара, еще и так аргументирует переезд учительской школы: «в Орске, где проживает очень много мулл и татар и существуют татарские школы (медресе), влияние которых на учеников учительской школы и на развитие в них мусульманского фанатизма неизбежны и трудно устранимы» [5, с. 11]. Эти объективные и субъективные причины обусловили перевод в августе 1889 г. учительской школы в город Оренбург.

В конце XIX века происходит реорганизация этой школы. В апреле 1898 года школа официально становится русско-киргизской, в нее начинают принимать и русских. После этого в школе для православных и представителей языческих верований было введено изучение закона божьего и церковно-славянское пение. Попытки приобщения воспитанников-казахов к христианским идеям и обрядам потерпели неудачу.

Количество обучающихся в учительской школе постепенно росло. Так, по данным В.И. Полухиной, в 1889 году в ней обучалось 47 воспитанников, в 1895 – 45, в 1897 – 75, в 1904 – 82 и в 1911 – 79 человек [7, c. 233].

Таким образом, открытие Орской киргизской учительской школы положило начало государственного специально организованного процесса подготовки учителей-казахов на территории дореволюционного Казахстана. Организация учебного заведения, с одной стороны способствовала образованию и просвещению коренного казахского населения, с другой – сближала культуру этого народа с культурами русского и других народов России.

Литература:

1. Аминов Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII – начало XX века. – Уфа: Башгоспединститут, 1999. – 184 с.

2. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 6. – С. 139-155.

3. Воспоминания об И.А. Алтынсарине Н. Ильминского. – Казань: Типо-Литография В.М. Ключникова, 1891. – 396 с.

4. Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. – Уфа, 1945. – 198 с.

5. Исторический очерк Оренбургской киргизской учительской школы за время с 1883 по 1899 гг. // Оттиснуто из №№ 4, 5, 6 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1903 г.

6. Отчет о состоянии Бирской Инородческой Учительской школы и начального при ней училища за 1895 (гражданский) год. С кратким очерком истории возникновения школы и статистическими таблицами за 13 лет ее существования [Текст]. – Казань, 1896. – 144 с.

7. Полухина В.И. Инородческие учебные заведения по подготовке учителей в Оренбургской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - №3. – С. 229-236.

8. Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский / Составил Н.А. Спасский. – Самара: Типография Самарской духовной консистории. – 374 с.

9. Сайфулмаликова С.С., Садыкова А.К. Роль Н.И. Ильминского в открытие Туркестанской учительской семинарии и Оренбургской киргизской учительской школы / Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России (К 170-летию чувашского просветителя И.Я. Яковлева): Сб. трудов Всеросс. НК. – 2018, Чебоксары. – С. 204-213.

10. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период: 60-90-е годы XIX в. – М.: Наука,1994. – 145 с.

 

УДК 378.147

Ускова Б. А.

Канд. пед. н., доцент РГППУ (Екатеринбург, Россия)

Фоминых М. В.

Канд. пед. н., доцент РГППУ (Екатеринбург, Россия)

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА

 

Аннотация. В статье рассмотрено понятие военно-патриотического воспитания в контексте обучения иностранному языку студентов вуза. Выделено три блока воспитательной работы по военно-патриотическому направлению в рамках учебной деятельности со студентами языковых специальностей. Приводятся примеры заданий. Доказано, что приоритетный результат данной воспитательной работы – это осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, а также интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к иной культуре.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное развитие, военно-патриотическое воспитание, иностранный язык, студент, вуз.

 

В настоящее время мы видим резкое снижение ценностей духовной культуры. Это выражается в том, что молодые люди, студенты, не совсем правильно трактуют понятия войны, патриотизма, нравственности, толерантности [5]. Сегодня зачастую можно услышать от молодого поколения самые нелестные отзывы о своей родине, о войне, о героях, о защитниках отечества. Таким образом, учебная деятельность должна быть тесно совмещена с воспитательной работой.

Воспитательная работа в вузе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Военно-патриотическое воспитание обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов) может являться неотъемлемой частью подготовки юношей к военной службе, но также и к воспитанию гражданственности и патриотизма. Работа по воспитанию патриотов - это не только учебный процесс, но и реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской федерации [1, 2].

На кафедре германской филологии ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» обучаются студенты по двум направлениям: 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профиль «Сервис» Профилизация «Перевод и реферирование в сфере профессиональной коммуникации (английский язык)» и 44.03.01 Педагогическое образование и профилю подготовки «Образование в области иностранного языка (английского)». В рамках учебной деятельности со студентами данных специальностей проводится три блока воспитательной работы по военно-патриотическому направлению.

Так, работу в направлении патриотического воспитания в рамках изучения некоторых профилирующих дисциплин, касающихся непосредственно иностранного языка у студентов данных специальностей можно подразделить на несколько категорий:

1. Военно-патриотическое воспитание. Очень важно для молодого поколения знать героев войн и защитников не только отечества, но и стран изучаемого языка [3, 4, 6]. Здесь предполагаются такие задания, как:

s напишите эссе на одну из предложенных тем военной тематики;

s прочитайте текст по военной тематике и сделайте summary;

s сделайте доклад на тему;

s переведите текст с русского языка на английский/ с английского на русский, обращая внимание на военную лексику;

s составьте глоссарий по теме.

2. Духовно-нравственное воспитание. Под духовно-нравственным воспитанием следует понимать процесс содействия нравственному становлению личности, а также формирование у молодого поколения нравственных чувств [2]. Здесь задания можно разделить на структурные блоки.

Задания первого блока «Осознание себя как гражданина»:

s проанализируйте отличия политической системы Великобритании и России;

s выпишите поправки к Конституции США, вызывающие у Вас интерес/ непонимание;

s составьте правила поведения гражданина РФ в другой стране при незнании языка страны прибытия;

s ответьте на вопрос: What does the social policy mean?

Задания второго блока «Осознание себя как представителя определенного народа определенной культуры»:

s напишите письмо соотечественнику, проживающему на территории (указывается страна), используя лексику урока;

s составьте резюме на английском языке для работы в иностранной компании;

s выявите в тексте лексику гражданской тематики;

s подчеркните/ выпишите реалии;

s подчеркните в тексте лексику лингвострановедческого характера.

3. Воспитание обучающихся в интернациональном духе.

Задания первого блока «Интерес к другим народам».

s сделайте доклад на тему «Перевод реалий»;

s выпишите из текста лексические единицы, относящиеся к народу (указывается страна).

Задания второго блока «Проявление толерантности к иной культуре»:

s определите, к каким группам принадлежат указанные личности (например, футболистов, музыкальных фанатов и пр.);

s составьте список правил, как Вы смогли бы помочь иностранцу на территории РФ, если он оказался в затруднительной ситуации;

s try to guess or find information to give the definition to the terms:asylum seeker, refugee, illegal immigrant, economic migrant;

s дискуссия на тему: What are the pros and cons of immigration? What do you think about immigrants from near abroad to Russia? Is it a problem of our society?

Так, в результате проведенной работы по военно-патриотическому воспитанию планируется формирование компетенций, позволяющих достигать высоких личностных результатов.

В итоге, коммуникативная направленность профилирующего предмета (в нашем случае, какого-либо аспекта иностранного языка, лингвострановедения, истории страны изучаемого языка) при целесообразном включении воспитательной работы военно-патриотического направления в рамках учебной деятельности способствует формированию личности, не только толерантной к иностранной культуре, но и способной в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. 

 

Литература:

1. Бондаренко, Е.А., Петрова, О. Г. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Е. А. Бондаренко, О. Г. Петрова. М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции». М.: АС. Траст, 2009. 240с.

2. Клюева Н. Н. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в кадетских классах / Н. Н. Клюева. Педагогическое обозрение. 2012. № 1–2.

3. Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование: материал научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение, 2009. 23 с.

4. Трубинова Е. А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1050-1053. URL https://moluch.ru/archive/89/17823/ (дата обращения: 29.03.2020).

5. Фоминых М.В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувших территорию своей страны // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 6. С. 51-55.

6. Mitchell W. J. T. Showing seeing: a critique of visual culture. Journal of visual culture. 2002. Vol. 1. № 2. P. 165–181.

УДК 061.213:37.035

Феодорова А. В.

АлтГПУ, студентка (Барнаул, Россия)

Маланичева А. В.

Канд. пед. н., доцент АлтГПУ (Барнаул, Россия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.059 с.)