Воспитание ценностного отношения к родному краю как элемент патриотического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание ценностного отношения к родному краю как элемент патриотического воспитания



(ПО МАТЕРИАЛАМ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОДНОЙ КРАЙ» («ТЫУҒАН ЯҠ»)

 

Аннотация. в статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма, воспитания ценностного отношения к Родному краю школьников посредством внеурочной деятельности.

Ключевые слова: родной край, внеурочная деятельность, гражданственность, патриотизм, природа.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет одной из основных целей воспитания – это воспитание духовно – нравственных качеств обучающихся (патриотизм, любовь к Родине, знание истории своего народа, уважение к культуре и традициям и др.) [3; 29].

Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает:

s воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку;

s воспитание уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины;

s формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.);

s развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов и др. [2].

Рассмотрим подробнее такую задачу педагога как воспитание ценностного отношения к Родному краю посредством внеурочной деятельности учащихся, объединяющей все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [4].

Ценности патриотизма закладывается посредством приобретения знаний о своей истории, исследованиями своего края. Формирование патриотического чувства - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия. Задача учителя – это организация и реализация внеурочной деятельности, в процессе которой учащиеся могут не только познакомиться, но и исследовать природу родного края.

Итак, цель внеурочного мероприятия «Родной край» («Тыуған яҡ»): формирование ценностного отношения к родному краю.

Задачи мероприятия:

воспитательные:

s формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию родного края (его истории, культуре);

s формирование уважительного и бережного отношение к природе родного края;

развивающие:

s развитие познавательной активности;

s развитие умений взаимодействия в коллективе;

s развитие навыка самостоятельного приобретения знаний;

образовательные:

s передать знания об истории родного края, о культуре (обычаях и традициях своего народа);

s передать знания о существующих в природе взаимосвязях человека, растений, животных.

Подход: системно – деятельностный.

Применяемые современные технологии: здоровье сберегающие, проектные.

Приемы: творческое задание.

Организация пространства: фронтальная

Межпредметные связи: Башкирский язык и литература, История культуры Башкортостана.

Оборудование: видео и звуковое оборудование.

Дидактическое обеспечение занятия: индивидуальные карточки, предметы для игр и др.

По определению результатами внеурочной деятельности являются личностные, метопредметные и предметные результаты основной образовательной программы образовательной организации. В ходе разработки занятия и его технологической карты, были определены нижеследующие планируемые результаты.

Личностные: формирование уважительного и бережного отношения к истории Родного края, окружающей среде.

Метапредметные: развитие познавательной активности, самостоятельное приобретение новых знаний.

Предметные:углубление знаний по истории и культуре Родного края, его природе.

Патриотическое воспитание - это длительная, целенаправленная педагогическая деятельность. Смысловое содержание данного внеурочного мероприятия - это знакомство с историей, с условиями жизни, общение с природой, т.е. “погружение в природу” и ощущение себя гражданами родного края.

Внеурочное мероприятие «Родной край» («Тыуған яҡ») предусматривает поездку в Ишимбайский район Республики Башкортостан.

1. Посещение музея Заки Валиди, где дети знакомятся с исторической личностью. Во время проведения экскурсии по музею обучающимся предлагается задание (им необходимо собрать информацию и подготовить проект “Историческая память”). Проектная деятельность является одной из наиболее интересных и целесообразных педагогических форм. Такая деятельность позволяет обучающимся научиться работать с инфорацией в команде.

2. Посещение горы Торатау. В процессе подготовки к поездке учащимся дается задание подготовить доклады (сообщения) о природном наследии горы Торатау. На природе с учащимися проводятся игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества (башкирские детские национальные игры). Игровая деятельность, на наш взгляд, эффективна в патриотическом воспитании, так как в процессе игр формируются волевое и физическое здоровье учащихся, происходит знакомство с культурной своего народа, “познание жизни”

Правильно организованная внеурочная деятельность дает широкие личностно - ориентированные воспитательные возможности. По нашему мнению, именно такого рода мероприятия являются фундаментом для воспитания истинного гражданина, помогая достигать личностные, метапредметные и предметные результаты основной образовательной программы образовательного организации.

Очевидно, что патриотическое воспитание начинается с любви к своему Родному краю. При формировании патриотических чувств учитель играет важнейшую роль, так как именно он является примером для детей. Если дети будут видеть и чувствовать, что учитель по-настоящему любит и уважает свою Родину, то воспитание патриотических чувств будет развиваться как: «сознание - установка - волевой акт-действие - активность - поступок - поведение - деятельность - отношения», в результате чего педагогическую деятельность можно считать успешной [1; 124].

Патриотическое воспитание находится в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы и не только пронизывает их, а интегрирует и осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Так, М. Шульженко выделяет, что воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильное государство – Россию, без уважения к собственной истории, к традициям старшего поколения невозможно вырастить и достойных граждан. «Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки» [5].

 

Литература:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. 29 с.

3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - с. 29.

4. Хабибова Н.Е., Сытина Н.С. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования: учеб. пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. - 124 с.

5. Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 30.03.2020).

УДК 371

Хабибова Н. Е.

Канд. филос.н., доцент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

Хамитова З. У.

БГПУ им. М. Акмуллы, студентка (Уфа, Россия)

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ТЫУҒАН ИЛКӘЙЕМДЕ ДАНЛАЙЫМ»

Аннотация. В статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, посредством внеурочной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, внеурочная деятельность, духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности.

 

Содержание патриотического воспитания отражает смысловое определение понятия «патриотизм», включающее: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и др.

Внеурочная деятельность – это совместная деятельность учителя и обучающихся во внеурочное время, обеспечивающие развитие индивидуальных способностей и интересов детей с целью их воспитания и социализации [2].

В трактовке понятия «внеурочная деятельность» делается акцент на ее деятельностной сути, практической направленности, самостоятельности обучающихся, а также педагогические условия которые организует и реализует педагог.

В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость организации в образовательных организациях специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Федеральный государственный образовательный стандартопределяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"), это: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и др. [1].

Целью внеурочного мероприятия «Тыуған илкәйемде данлайым» (для обучающихся 5 класса) является воспитание патриотических качеств, любви к Родине, к башкирскому языку и литературе посредством игрового и занимательного материала. Форма занятия – КВН.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

- формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности;

- обобщение и закрепление знаний обучающихся о Родном крае.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

Метапредметные:

- сформировать комунникативные компетенции.

Предметные:

- углубить знания по теме «Моя родина Башкортостан».

 

Технологическая карта внеурочного занятия

« ТЫУҒАН ИЛКӘЙЕМДЕ ДАНЛАЙЫМ»

 

Этап занятия. Планируемый результат Деятельность учителя Деятельность ученика  
Организационный. Мотивационно-проблемный.  Введение. Создает эмоционально-творческий настрой. Подводит обучающихся к постановке цели и задач занятия.  Погружаются в тему занятия.
Деятельностный.  Задание. - Знакомит обучающихся с правилами и условиями занятия. - Делит на команды. Знакомятся правилами занятия. Обсуждают, обрабатывают полученную информацию.
Процесс работы   Координирует деятельность: 1 конкурс – знакомство команд; - 2 конкурс – сопоставление пословиц, посвященных родному краю; - 3 конкурс – викторина «На сколько хорошо знаю я свою Республику?»; - 4 конкурс – письмо в будущее «Какой я вижу свою Республику через 30 лет?»; - 5 конкурс – конкурс капитанов; - 6 конкурс –(музыкальный конкурс Получают задания. Знакомятся со своей командой (название, девиз) Сопоставляют пословицы. Отвечают на вопросы викторины. Пишут письмо, формулируют проблемы, а также решения. Капитаны команд выступают. Команды выступают с музыкальными номерами.
Контрольный. Представление результатов. - Заслушивает отчеты команд. - Жюри подводит итоги. - Учитель проводит игру с болельщиками («Назови одним словом героя»). Болельщики играют в игру. Участники делятся своими мнениями. Дают общую оценку работы в команде
Рефлексивный. Стадия рефлексии Подведение итогов занятия. - Организует обсуждение команд и взаимо и самооценку действий. Подводит итоги и проводит награждение. Осуществляют взаимо и самооценку деятельности команд. Обсуждают результаты с педагогом.

 

Внеурочное мероприятие состоит из 6 конкурсных этапов.

Применяются игровые технологии (у детей развивается способности саморазвития, коллективизма, совершенствуется коммуникативный опыт, организаторские и творческие способности, а также растет познавательная активность). Каждый конкурс требует знаний, внимательности, творческого подхода. По окончании занятия проводится рефлексия (анализ, оценивание, подведение итогов).

Таким образом, посредством внеурочного занятия детям прививается уважительное отношение к своему окружению, семье, Родине. У обучающихся повышается познавательный интерес к родному краю, к своей Родине и тем самым формируется система патриотических ценностей.

Литература:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071359/

2. Сытина Н.С., Хабибова Н.Е. Феномен "внеурочная деятельность": ключевые смыслы, проблемы организации и реализации // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. - № 6 (85). - С. 40-46.

 

УДК 376.5

Халимова И. И.

БГПУ им. М. Акмуллы, магистрант (Уфа, Россия)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты личности одаренного ребенка, способствующие формированию проблем социально-психологического характера. Установлены цели и задачи по выявлению и развитию детской одаренности, а также определяются проблемы развития одаренных детей и пути их решения в условиях образовательной школы.

Ключевые слова: одаренные дети, школа, развитие одаренных детей, детская одаренность, проблемы развития одаренных детей.

 

Введение. Сложно отрицать, что феномен «детской одаренности» сегодня выступает одним из центральных факторов развития современного общества. Детская одаренность на протяжении многих столетий тревожит умы как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Существует множество дефиниций к понятиям «одаренные дети», «одаренность», «талантливый», но всех их объединяет одна общая черта: каждое из них стремится охарактеризовать уникальные возможности и способности ребенка.

На сегодняшний день все также не угасает внимание к выявлению и развитию одаренных детей. Однако наибольший интерес вызывают проблемы, связанные развитием одаренных детей и пути их решения в условиях образовательной школы, поскольку именно школьный возраст является наиважнейшим периодом формирования личности ребенка, его умений и способностей.

В связи с этим одной из приоритетных задач современной образовательной школы выступает организация наиболее благоприятных условий для развития одаренных детей, а также детей, одаренность которых еще не проявилась, что и обуславливает актуальность исследования.

 Целью данной статьи выступает определение проблем развития одаренных детей, а также выявление путей их решения в условиях образовательной школы.

Основная часть. Говоря о детской одаренности, зачастую ее отождествляют с аномальным явлением, в связи с чем, одаренные дети испытывают ряд проблем. Однако, по нашему мнению, детская одаренность ни в коем случае не является аномалией и отклонением. В данном случае можно поддержать взгляд В.П. Богдановой, которая отметила, что «одаренный ребенок - это ребенок, развивающийся иначе, ему необходимы изменения в устоявшемся порядке взаимоотношений, и самое важное – другие учебные программы, что, по сути, выступает содержанием основной проблемы при работе с данной группой детей» [2, с. 4].

На современном этапе жизни проблема обучения одаренных детей тесно связана с возникающими требованиями быстро изменяющейся мировой конъюнктуры, которая стала источником концепции по созданию целенаправленного образования людей, обладающих выдающимися способности в определенной сфере деятельности.

Интересный факт, но Всемирная организация здравоохранения вынесла решение, в соответствии с которым одаренные дети включены в «группу риска» наравне с несовершеннолетними преступниками и детьми из неблагополучных семей [3].

Для взаимодействия с одаренными детьми требуются специально созданные программы, переквалифицированные и подготовленные педагоги, образовательные учреждения, в частности, школы, где имеют представление и принимают во внимание особенности и проблемы одаренного ребенка и он сможет развиваться в соответствии с уровнем его потенциала, знаний и способностей [6].

Важнейшей потребностью одаренного ребенка выступает накопление и усвоение приобретаемых знаний. Одаренные дети могут ощущать комфорт только в том случае, когда у них есть возможность без каких-либо препятствий развиваться.

Отметим, что в процессе обучения зачастую одаренные дети испытывают дискомфорт. Это обуславливается тем, что учитель, ввиду отсутствия серьезных проблем в усвоении учебного материала, не считает необходимым акцентировать свое внимание на таком ученике. Однако, именно данный факт выступает источником их будущих неудач в жизни, поскольку познавательная деятельность одаренных детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в процессе которого происходит развитие интеллекта и способностей ребенка, притом этого не достаточно для формирования у него умений преодолевать трудности.

Отличительной чертой воспитания, развития и обучения одаренных детей выступает совокупность проблем, образующаяся вследствие влияния на одаренного ребенка различных социальных факторов, среди которых главными являются: школа, семья, сверстники и пр.

Изучив данный вопрос с разных сторон, можно составить следующий вывод: у одаренных детей присутствует ряд проблемных аспектов, обусловленные их уникальными возможностями и выступают обратной стороной существующих положительных характеристик их уникальной развивающейся личности.

Таким образом, среди отрицательных личностных черт одаренных детей присутствуют такие, как:

s эгоизм;

s отсутствие способности принимать позицию другого человека, в особенности, если он интеллектуально слабее;

s неприязненное отношение к школе, в случае, когда учебная программа скучна и неинтересна;

s отставание в физическом развитии сравнительно со сверстниками, поскольку одаренный ребенок склонен, как правило, занятиям интеллектуального характера;

s отсутствие культуры диалога и присутствие вместе с тем желания завершать мысль собеседника, поскольку уже с первых слов ясна суть проблемы;

s желание прерывать и исправлять собеседника во время беседы, если тот совершает логические ошибки либо неверно ставит ударение в словах;

s желание всегда быть правым в дискуссиях по причине отсутствия конформизма и умения идти на компромисс;

s желание командовать сверстниками, в противном случае с ними становится скучно.

Данные аспекты личности одаренного ребенка способствуют формированию круга социально-психологических проблем, которые представлены на рисунке 1 [6].

Социально-психологические проблемы одаренных детей  
Сложности в поиске близких по духу друзей
Проблемы ощущения комфорта, т.е. попытки подстроиться под других, казаться такими, как все, отрицание своей индивидуальности  
Высокий уровень развития как определяющее условие мотивации к обучению  
Проблемы участия в играх и развлечениях сверстников  
Очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе  

 


Рисунок 1. Социально-психологические проблемы одаренных детей

 

С целью выявления проблем и путей их решения в условиях образовательной школы, настраивания образовательного процесса и взаимодействия учителей с одаренными детьми, программы по развитию и поддержке одаренных детей должны придерживаться ряда основных положений: 

s индивидуализация обучения (создание индивидуального курса развития одаренных детей);

s наличие возможности у одаренных детей свободно выбирать спектр дополнительных занятий и соответствующих педагогов;

s широкий ряд предлагаемых образовательных услуг;

s индивидуальные методы обучения и воспитания;

s деятельностный метод обучения, привлекающие к самостоятельному обучению одаренных детей, соответствующее их потенциалу.

Подчеркнем, что данные мероприятия приобретают актуальный характер в условиях образовательной школы, так как именно школа занимает главное место в развитии высоко замотивированных учеников, несет ответственность за выявление одаренных детей и их последующую поддержку, в том числе за организацию необходимых условий для достижения учащимися высоких достижений и результатов.

Главными целями учебно-педагогической работы учителей с одаренными детьми выступают поиск и развитие одаренных детей, учитывая их уровень возможностей и умений.

С целью выявления проблем и путей их решения, в первую очередь, требуется установить ряд соответствующих мероприятий.

Таким образом, мероприятия по выявлению одаренных детей состоят из нескольких этапов:

На первом этапе, учителю необходимо обратиться к научным данным о психологических особенностях одаренного ребенка и к эффективным методикам обучения таких детей, реализуя следующие мероприятия: курсы и семинары; повышение квалификационного уровня; подборка соответствующих учебных материалов, необходимых для самостоятельного изучения и проведение научно-методического исследования по данному вопросу.

На следующем этапе проводятся исследования урочной и внеурочной деятельности школьников с целью выявления детей, склонных изучать различные предметы и конкретные направления деятельности, за счет проведения следующих мероприятий: выявление критериев, позволяющих совершить анализ и оценку наличия одаренности; использование методик целенаправленного научно-педагогического наблюдения; выяснение у родителей точек зрения о склонностях, сферах наибольшей успешности и круге интересов, об отличительных чертах личностного развития их ребенка; регулярное проведение опроса учителей по отдельным дисциплинам и классных руководителей о присутствии одаренных детей в их классах.

При реализации третьего этапа осуществляется подбор материалов и проведение тестирований, результаты которых помогут выявить грани одаренности у ребенка. Также для данного этапа характерно выполнение таких мероприятий, как: выявление имеющегося практического опыта в определенной сфере; продолжительное наблюдение за изменениями результативности согласно результатам тестов и истинных достижений школьника; реализация массовых внеурочных мероприятий, к числу которых относятся различные конкурсы, олимпиады, предоставляющие ученику возможность продемонстрировать свои способности.

Задачи по организации условий, оказывающие эффективное влияние на развитие одаренных детей, представлены следующим образом:

1. Составление методик и подбор такой формы обучения, которые будут способствовать развитию самостоятельного мышления, инициативности и творческого потенциала. Вместе с тем в отношении одаренных детей применять их необходимо следующим образом:

s осуществить сравнительный анализ предлагаемой информации и выбирать инструменты для ее обработки (анализ, классификация, сравнение, резюме);

s не акцентировать свое внимание на том, как информация, а напротив, делать упор на конкретные приемы и методики выполнения учебных заданий, а также предоставить учащимся возможность на самостоятельном уровне изучать и обсуждать интересующие их темы.

2. Создание персональных обучающих систем для одаренных детей, учитывая, что их главное предназначение сводится к развитию личности одаренного ребенка, и тот факт, что в роли разработчиков и инициаторов создания специальных курсов обучения могут быть непосредственно родители, учителя-предметники, классные руководители, психологи, наставники и т. д, то есть те люди, которым не безразлична судьба одаренного ребенка;

Выделим главные факторы эффективного взаимодействия с одаренными детьми в условиях образовательной школы:

s Каждый учитель должен осознавать, насколько важна роль развития одаренных детей, и ввиду этого акцентировать свое внимание на проблеме становления положительной мотивации учебного процесса.

s У каждого педагога должно быть понимание, что реализация программы по работе с одаренными детьми наиважнейшее направление в их деятельности.

s При работе с одаренными детьми рекомендуется подключать учителей с соответствующей специализацией и наиболее высоким уровнем квалификации [4].

Выполнив данные условия, появится возможность наиболее верно сформировать учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми, улучшить преемственность между этапами учебной деятельности, в том числе способствовать адаптации одаренных детей в общеобразовательной системе.

В заключении, на наш взгляд, будет целесообразным отметить следующую метафору, которую привела в своей исследовательской статье «Работа с одарёнными детьми: проблемы и их решение» Л.Ю. Михайлова: «Ученик – это бриллиант. Когда этот камень достают из глубокой шахты, он невзрачен, не привлекает особого внимания. Но обработай его, нанеси грани, и ты получишь самый драгоценный камень на свете, который засияет всеми своими гранями даже в темноте шахты. Так и одарённый ребёнок. Чем больше ты в него вкладываешь, чем тщательнее осуществляешь огранку его знаний, тем громче победы твоего ученика, тем известнее становится его имя, тем ярче его слава. А, значит, и ты получишь право купаться в её лучах и гордиться тем, что был мастером этой выдающейся личности» [5].

Следовательно, можно сказать, что организация психолого-педагогических условий для выявления современных проблем развития одаренных детей и путей их решения в условиях образовательной школы, а также повышенной познавательной активности одаренного ребенка выступает сегодня определяющей и приоритетной задачей его обучения в школе. Главным таким условием служит обогащенная и развивающая образовательная среда, которая отвечает исключительным когнитивным потребностям и возможностям одаренных детей, включая отличительные черты их личности.

 

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825.

2. Богданова В.П. Педагогические условия работы с одаренными     детьми // Современные проблемы науки и образования. -2016. - №1. - С. 1-9.

3. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/topics/ru (дата обращения: 08.02.2020).

4. Кочурова О.И. Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях образовательной школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5. - С. 64-69.

5. Михайлова Л.Ю. Работа с одаренными детьми: проблемы и их решение [Электронный ресурс]. URL:http://gim_chit_12.chita.zabedu.ru/images/DOCs_New/KafedraForeignLang/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BB.%D1%8E..pdf. (дата обращения: 7.02.2020).

6. Тухтубаева Э. Проблемы одаренных детей и как их решить в условиях общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/metodika/6170_problemy_odarennyh_detey (дата обращения 09.02.2020).

 

УДК 37.01

Хамидуллина Л. Г.

 Учитель СОШ № 7 (Нефтекамск, Россия)

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ БАССР

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Аннотация. Изучение особенностей школьного образования на севере-западе Башкортостана в 1941 - 1945 гг. дает возможность проследить на конкретном историческом материале развитие не только общеобразовательной школы в трудных условиях войны, но и развитие личности ребенка в условиях лишения, холода, войны

Ключевые слова: Великая Отечественная война, школьное образование, допризывная военная подготовка школьников, труд.

 

Великая Отечественная война ярко продемонстрировала миру характер и духовную силу советского народа, беззаветно преданного своей Родине, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества. Чтобы понять истоки патриотизма народа, необходимо знать, как росли, учились, воспитывались, трудились и взрослели поколение наших дедушек и бабушек, выстоявших и победивших в тех суровых грозовых испытаниях. Среда, в которой они жили, отличалась от современной. С одной стороны, они стали свидетелями рождения нового строя и культурной революции в стране: была достигнута всеобщая грамотность населения. С другой, государственная политика была направлена на слом старой школы и создание новой системы образования, поэтому истоки культурного прогресса народа следует искать и в деятельности школ, учителей, библиотек. К этому выводу привел проведенный сравнительный анализ официальных источников по истории советской школы РСФСР [4, c. 7] и БАССР [3, c. 14].

Действительно, система обучения в общеобразовательной школе, к началу войны, приблизилась к современной классно-урочной форме с обязательным средним семилетним образованием. Ввели выпускные экзамены за 4 и 7 класс на аттестат зрелости средней школы по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, истории, иностранному языку; золотые и серебряные медали за хорошую учебу. В БАССР осуществляется переход на русский язык обучения обучающихся нерусских национальностей. С преподаванием на родном языке остались только башкирские и татарские средние школы. Но, в 1940 г. в качестве обязательного школьного учебного предмета в учебный план была включена допризывная военная подготовка. Программа включала следующие разделы: физическое воспитание и строевую подготовку, стрелковую подготовку, военную топографию, противовоздушную и противохимическую защиту, военно-санитарное дело, тактическую подготовку и т. д. С целью подготовки среднего медицинского персонала программой предусматривалось обучение девушек-старшеклассниц санитарному делу.

Начавшаяся в июне 1941 года война внесла в него серьезные коррективы, обозначив новые задачи:

- несмотря на трудности военного времени, привлечь всех детей школьного возраста к обязательному обучению,

- перестроить учебно-воспитательный процесс, усилив идейно-политическое, патриотическое воспитание учащихся через военно-физическую подготовку, развертывание среди школьников оборонной работы, привлекая их к движению по оказанию помощи фронту, промышленному производству, аграрному сектору.

Для всех школ обязательной стала гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10 – 15 мин. В 1 – 4-х классах обучение состояло из несложных гимнастических упражнений обще развивающего характера, традиционных подвижных детских игр, простой лыжной подготовки. Противохимическая защита включала обучение правилам пользования детским противогазом, включая тренировки в противогазе до 35 мин. Главной задачей начальной военной подготовки школьников 5 – 7-х классов было освоение программы «Обучение одиночного бойца», включавшей занятия по строевой, огневой, тактической и противохимической защиты. Физическая подготовка (около 40 % объема) включала военную гимнастику, спортивные игры, кросс, бег, прыжки, метание гранаты, приемы борьбы, бокса, рукопашного боя, лыжную подготовку, преодоление препятствий и плавание. Задачей допризывной подготовки школьников 8 – 10-х классов средней школы было совершенствование одиночной подготовки и обучение бойца, способного действовать в составе отделения и взвода. С первых дней войны военная подготовка стала главным содержанием обучения и воспитания в школах. 2 июля 1941 года, постановлением СНК СССР введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне. Школьники от 8 до 16 лет проходили такую подготовку по месту обучения.

Нугуман Мусин, уроженец Ишимбаевского района РБ в повести «Сказание голубой речки, в главе «Военрук Фатхи», подтверждает это, повествуя о том, как в начале сорок второго года, после зимних каникул, военруком в школе становится демобилизованный по ранению фронтовик. «Вы - будущие солдаты. Вам в этой войне, может быть, и не придется воевать, но защита родины – дело мужчины. А для этого с этих уже пор надо закаляться, расти, зная правила военной жизни…почувствовать себя солдатом – защитником отчизны» - наставлял он своих воспитанников. Несмотря на тяжелое ранение, вместе с учениками он ремонтировал парты, заготавливал дрова и учил не только словом, но и личным примером, как преодолев страх, покорять возникающие преграды. Каждый ученик, сидевший за школьный партой, в этот период был готов идти на фронт, сражаться за правое дело.

В воспоминаниях Галямовой Л. (1937 г.р), уроженки Дюртюли (Республика Башкортостан) и Раянова Наифа (1935 г.р.), жителю дер. Ново-Каинлыково Краснокамского района РБ, тоже идет упоминание о военной и строевой подготовке школьников в этот период.

День для учеников северо-запада Башкортостана, начиная с седьмого класса делился на учебную (до обеда) и трудовую (после обеда). Наравне со взрослыми трудились они на колхозных полях: пахали, боронили, сеяли, убирали урожай, пололи сорняки, заготавливали силос - собирали траву серпом и веревкой, трудились на покосах. В зимний период работали на лесозаготовках, вывозили навоз на поля, помогали кормить животных, чистить скотные дворы; готовили дрова, собирали и сдавали государству лекарственные растения, внося посильный вклад в общее дело победы над фашизмом. У каждого подростка, как у взрослого, была норма. По окончанию трудового дня в табеле «трудодень» получали отметку о выполнении нормы. Домашние заботы легли на плечи учеников начальной школы.

На северо-западе Башкоростана Новокаинлыковская школа две дюртюлинские школы, в военный период, продолжает свою деятельность. Школьники получали знания с твердой убежденностью, что это помогает приблизить Победу над врагом.  

Одной из серьезных проблем являлось обеспечение школ учителями.
Так, всех мужчин – учителей Новокаинлыковской школы взяли на фронт, их заменили вчерашние выпускницы школы. Интересен приказ директора школы Закира Лукманова от 6 февраля 1942 года: «В связи с призывом в армию, обязанности директора передаю завучу Саубану Каусарову». А ровно через месяц взяли на фронт и его. Обязанности директ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.136 (0.095 с.)