Патриотическое воспитание в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотическое воспитание в школе



Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания, его сущность и содержание, задачи. Особое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения в школе. Подчеркивается, что именно уроки истории могут помочь в формировании патриотического сознания школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание.

 

Сегодня в преддверии празднования 75-летия Победы над фашисткой Германией поднимается вопрос о патриотическом воспитании обучающихся. Патриотизм это важный источник поднятия морального духа человечества. Мы знаем, патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее.

Патриотизм выражается в любви и преданности к своей родине, родной земле и своему народу, его истории и культуре. Президент России В.В. Путин говорит, что быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя это, безусловно, важно, а прежде всего, служить обществу и стране. Сегодня патриотизм понимается, как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический компоненты. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей подросткового поколения.

Патриотическое воспитание начинается в школе, которая включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Воспитание является плановым, системным, постоянным, одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности является: краеведческое и поисковое направление, где основной программой будет изучение истории Отечества, сохранение и развитие культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. По данному направлению проводятся лекции, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, а также проводятся акции «Забота», «Милосердие», «Поздравь ветерана».

По гражданскому направлению идет формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. В этом направлении проводится цикл классных часов по патриотическому воспитанию (Дню народного единства, Дню конституции). Система работы по патриотическому воспитанию отражает концепцию воспитания граждан РФ, целью которой является воспитание патриотов Родины.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости встать на его защиту.

В настоящее время наша страна возвращается к изучению основ духовно-нравственного воспитания учащихся. Люди понимают, что отсутствие четких ориентиров жизни ухудшает морально-нравственную обстановку в обществе и отсутствие патриотического воспитания может привести к тяжелым последствиям для становления личности человека. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Формирование национально-патриотических ценностей у школьников означает воспитание любви и привязанности к малой Родине: селу, деревне, к тому месту, где ребенок родился. И это в будущем становится основой для преданности, любви к своей стране. В то же время современная ситуация оценивается не совсем как стабильная. Это связано с существенными изменениями жизненных стратегий и ценностных ориентиров. Патриотическое воспитание всегда была присуща отечественной педагогике. Воспитание в семье происходило, как защитника родной семьи. И сегодня мы видим повышенный интерес государства к патриотической идеи в воспитании для возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания в условиях современного образования.

В нашей школе одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Поставив эти задачи мы повышаем значимость воспитания молодежи, т.к именно они должны внести большой вклад, в некоторых случаях решающий вклад в подготовку сильных защитников Родины.

Патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины так и вполне мирному человеку.

Процесс воспитания у обучающихся нашей школы происходит систематически и целенаправленно. Этим формируется у них высокое патриотическое сознание, чувство верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. У учащихся старших классов раньше возникал вопрос о своем будущем, о целях и карьере. Им предстоит сделать важнейший жизненный выбор (какую профессию выбрать? где учиться? пойти ли в армию?) и всю ответственность берут на себя. В связи с этим на уроках мужества формируется чувства патриотизма, политической бдительности, глубокого понимания своей роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных сил, осознание гражданского и воинского долга.

Мы понимаем, что без любви к Отечеству и уважению к его истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувства собственного достоинства, привить ему положительные качества. Являясь учителем истории руководствую следующими принципами по патриотическому воспитанию:

1) Укрепление единства и целостности государства;

2) Формирование у каждого поколения национального, патриотического самосознания;

3) Гуманное, уважительное отношение к людям разных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам, традициям.

Подводя итог можно сделать вывод, что эффективность управления системой военно-патриотического воспитания – это рациональное, оптимальная организация всех звеньев руководства воспитательным процессом в строгом соответствии с целями, закономерностями происходящими в среде молодежи, обеспечивающая ритмичное, непрерывное и действенное функционирование всей системы в целом. Задача в подготовке Защитников Родины, стоящая перед педагогами сложная и ответственная. Поэтому каждый учитель должен пересмотреть методы и приемы, которые гарантировали бы укрепление целостности России, защиту Родины, как в мирное и военное время.

 

Литература:

1. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С. 3 - 7.

2. Бикмеев М.А. О сущности и содержании патриотического воспитания населения в современных условиях. / Все для администратора школы! Научно-методический журнал. № 11[35] ноябрь 2014. С 27.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Москва, 1994. – 486 с.

4. Усатова Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.

5. Историко-культурные стандарты Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Принят 30.12.2013 Советом Российского исторического общества.

 

УДК 377.031

Шамсутдинова Р. Р.

БГПУ им. М. Акмуллы, аспирант (Уфа, Россия)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье раскрывается содержание профессиональной деятельности педагога, рассматривается педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, учитель, обучающийся, педагогические средства.

Современный учитель - мечтатель, творец,

Владеет профессией как удалец,

С теорией, практикой свободно на «ты»,

Владеет новыми технологиями,

Талантливо учит, может понять,

Энергией жизненной всех заряжать,

Может идеи в жизнь воплощать,

От новых открытий не отставать.

Не страшен ему, даже кризис времен,

Мудр, активен, в творческом поиске он.

                         (Шамсутдинова Р. Р.)

Педагог является ключевой фигурой реформирования образования. К характеристикам деятельности успешного профессионала относятся: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение данных ценностных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Основные направления деятельности педагога, ее содержание определены впрофессиональном стандарте.В терминах компетенций представлены требования к результатам освоения программы по педагогическому образованию в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.

Педагогическая деятельность определяется как особый вид специальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [2].

Систематизирующей характеристикой педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, является ее цель.      Цель педагогической деятельности – развитие личности в гармонии с самим собой и с обществом.

Рассмотрим содержание педагогической деятельности, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Содержание педагогической деятельности

Элемент              деятельности Характеристика
Цель Передача соответствующего содержания образования, сформированность определенных качеств личности
Объект Обучающийся на входе
Результат Освоенное содержание образования – обучающийся на выходе
Квалификация субъекта деятельности (тип знания) Педагогика, психология, методика преподавания, педагогические технологии и т.д.
Средства деятельности Технические средства обучения, учебник, дидактический материал и т.д.
Приемы, техники, действия, методы Методы проведения урока: поощрение, соревнование, оценивание и т.д.

 

Особенностью педагогической деятельности является ее полифункциональность, то есть способность выполнять несколько целевых назначений. Основные функции педагога: организующая, обучающая, воспитывающая, коммуникационная и оценочная.

Многообразие функций педагогической деятельности описывается в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и т.д.

Основные виды профессионально-педагогической деятельности: воспитание, преподавание, научение, педагогическое общение. Механизмы данных видов природно обусловлены. В основе их действия заложены базовые человеческие потребности в получении новой информации, эмоциональном контакте. Например, в результате научения и преподавания формируются знания, умения, навыки и опыт деятельности; в результате воспитательной работы – изменения в системе ценностей, смыслов, установок, отношений, способах поведения; в общении развивается способность к эмпатии, сопереживанию, происходит культурная идентификация.

Основу профессионализма и педагогического мастерства составляет личностная готовность учителя к профессиональной деятельности.          Д. Аллен и К. Раин представляют микросхему компонентов педагогического мастерства. Рассмотрим элементы микросхемы, которые могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:

s привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной формулировки проблемы и т.д.;

s использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности;

s использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляд, мимика, жест);

s целесообразное применение системы положительных и отрицательных подкреплений;

s определение сосредоточенности внимания, степени включенности обучающегося в умственную работу по внешним признакам его поведения;

s использование иллюстраций и примеров;

s грамотное подведение итогов занятий или его отдельной части.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что современный педагог – это высокопрофессиональный специалист, владеющий новыми технологиями, «идущий в ногу со временем», талантливый, не просто учит монотонными лекциями, а умеет заинтересовать, обладает огромной энергией позитива, помогает своим ученикам стать лучше.

 

Литература:

1. Оруджалиева Э. Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования:  дис... кандидата пед. наук: 13.00.08  /  Э. Р. Оруджалиева. - Махачкала, 2011 –  211 с.

2. Сивашинская Е. Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0374/index.shtml?from_page=15

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/44.04.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html

 

УДК 8.1751

                                                                              Шарафутдинова М. Н.

                                   БГПУ им. М. Акмуллы, студентка (Уфа, Россия)                                 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

В ПОЭЗИИ МУСТАЯ КАРИМА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности военной поэзии народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима. Анализируются такие стихотворения поэта, как “Я ухожу на фронт, товарищи”, “Мой конь”, “Далеко, где солнце восходит...” и другие. Данные произведения пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Мустай Карим, символика, Акбузат, Родина, солдат, тоска, Победа.

 

Творчество народного поэта Республики Башкортостана Мустая Карима стало духовным достоянием и национальной гордостью республики. Поэтический талант поэта полнее раскрылся в период Великой Отечественной войны. Поэт, находившийся все военные годы на фронте, сумел передать все мысли и чувства солдата-поэта в глубоко лиричных картинах.

Самое первое стихотворение, которое было написано в первые дни войны это всем известное стихотворение - «Я ухожу на фронт, товарищи…» («Мин фронтҡа китәм, иптәштәр!»).

Отец, пускай в семье никто не тужит,

Акбузат твой верный правдой мне послужит,

Клинок, слезой твоей омытой, мать,

Меня в сраженьях будет защищать [1, 47].

Данное стихотворение в свою очередь прозвучала как клятва всех советских солдат того периода. Не случайно автор, обращаясь к башкирскому народному творчеству, использует и образ легендарного Акбузата. Ведь Акбузат является символом жизни, знак удачи и счастья. А это значит, что солдат уходит на войну с большой надеждой – с надеждой победы войны.

Образ Акбузата приобретает символическую окраску и в стихотворении «Мой конь» («Минең атым»). В данном произведении автор передает нам мысли солдата, который попал в госпиталь.

                Мне снился конь мой, друг крылатый,

                Товарищ верный бранных дел.

                В мою больничную палату

                Он словно молния влетел [1, 55].

Используя прием олицетворения, автор оживляет своего коня и передает читателю его слова:

                Вставай скорей, джигит, с постели -

                Нет без тебя покоя мне! [1, 55].

Это означает, что где бы не был воин, что бы он не чувствовал, его мысли всегда на войне, на защите своей Родины. Даже его верный друг – крылатый конь Акбузат всегда рядом с ним, в любой момент готов броситься на войну против врагов Родины. Все эти мысли показывают патриотизм, силу духа, мужество типичного башкирского воина.

В стихотворении «Далеко, где восходит солнце...» («Ҡояш сыҡҡан яҡта, йыраҡта...» отражаются мысли человека, который скучает по родной земле, по родным просторам. Главным героем стихотворения является юноша, который вырос в горах гордого Урала, вспоенный водой Агиделя.

                               Там все мальчишеские сны,

                               Что не вернуть вновь.

                               Там двадцать две моих весны

                               И первая любовь [1, 72] –

вспоминает с нежной любовью и горькой тоской лирический герой.

 В то утро, когда «на востоке мирно загорелась алая заря, а запад охватило пламя пожара, он отправился на поле боя, чтобы защитить родную землю от врага». И вот уже третий год идет война, лирический герой вместе с другими воинами бьется с коварным фашизмом. Перед его глазами родная деревня, родные степи, родные края. За эти божественную землю лирический герой готов отдать все. Он верит в конец войны, в Великую Победу:

                Клинок отточенный со мной

                В узорном серебре.

                С победой я вернусь домой

                Атака на заре! [1, 75]

Мотивы тоски по Родине продолжают свое развитие и в стихотворении «Дождь» («Ямғыр»). В данном стихотворении перед нами предстает образ солдата, который с теплыми воспоминаниями уходит в свое прошлое. Описывается счастливое детство – бег мальчишки под летним дождем с открытою головой, пашня, годы засухи. Все эти счастливые моменты автор заменяет описанием жизни солдатского окопа:

                Солдат в окопе дождю не рад:

                Дьявольская беда.

                Насквозь промокла его шинель,

                По пояс в окопе вода [1, 9].

Таким образом, в данном произведении показывается отношение автора к дождю. Если с одной стороны, дождь связана со светлыми воспоминаниями, с веселой жизнью в родных краях, с другой – это “дьявольская беда”, связанная с кровопролитной войной.

Таким образом, стихи Мустая Карима, написанные в период Великой Отечественной войны, пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма. Своим творчеством поэт помогал солдатам справиться с проблемами и мотивировал идти вперед.

Литература:

1. Мустай Карим. Избранные произведения. В двух томах. Том 1. – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1969. – 344 с.

2. Мостай Кәрим. Әҫәрҙәр. Биш томда. Т.I. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1995. – 416 бит.

3. Рамазанов Ғ. Әҙәбиәт офоҡтары. Тикшеренеүҙәр һәм әҙәби-тәнкит мәҡәләләре. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1978. − 192 бит.

4. Хөсәйенов Ғ.Б. Мостай Кәрим: − Шәхес. Шағир. Драматург. Прозаик. - Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1994. – 416 бит.

5. Хөсәйенов Ғ.Б. Шағирҙар. Әҙәби портреттар. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1981. – 240 бит.

 

УДК 378.147

Шарипова С. Р.

Методист, Дворец творчества «Орион» (Уфа, Россия)

ОБРАЗОВАНИЕ БАШКОРТОСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и особенности процесса обучения в годы Великой отечественной войны в Башкортостане. В частности: сохранение жизни и здоровья детского населения; адаптация детского населения к новой обстановке; обеспечение продуктами питания, сохранение и развитие обучения; борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью; сохранение высшего образования.

Ключевые слова: война, обучение, учащиеся, учебные программы, учителя, процесс.

 

Война оказалась суровым испытанием для системы народного образования. С первых дней войны учителя и учащиеся приняли на себя дополнительную нагрузку: участие в строительстве оборонительных сооружений, в противовоздушной обороне, помогали при уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлолома, лекарственных трав, работали в госпиталях, брали шефство над семьями фронтовиков, развернули общественно-полезную работу.

 С началом войны на временно оккупированных территориях тысячи и тысячи детей вообще не учились. В тылу число учащихся увеличилось за счет эвакуированных детей. Не хватало учебников, тетрадей, учебных пособий. В стране численность учащихся в 5-10 классах сократилась в 2-2,5 раза, но развитие школы продолжалось даже в самые трудные для страны дни.

В обращении Народного комиссариата просвещения РСФСР «Ко всем работникам просвещения» от 2 июля 1941 года важнейшей государственной задачей провозглашалось обеспечение бесперебойного осуществления учебного процесса. В военных условиях предстояло советской школе продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, по разным причинам, прекратившим посещение школ, отразилась в следующих правительственных директивах: «О сохранении контингента учащихся старших классов средней школы» (от 26 февраля 1942 г.), «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании всех зданий по назначению» (от 30 июля 1942 г.), «Об освобождении школьных зданий» (от 27 ноября 1942 г.) и др. Появились новые виды учебных заведений: с 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодёжи (ШРМ).

Осенью следующего года были образованы подобные школы для сельской молодёжи (ШСМ). В интересах быстро растущей потребности оборонной промышленности в кадрах проводилась мобилизация молодёжи в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища. Уже в январе 1942 года в школах ФЗО состоялись первые выпуски [1, с. 57].

Реализация школьного обучения должна была решить проблемы беспризорности, безнадзорности и детской преступности. В начале 1942 года Совет народных комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской беспризорностью. Были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приёмников и детских домов. К 1 января 1943 года по республике было выявлено 2182 беспризорных и безнадзорных ребенка. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сентябрю 1942 года в республику из прифронтовой полосы было эвакуировано 20 дошкольных интернатов с контингентом 2 тысячи детей, 7 школьных интернатов, 15 детских домов. Для них необходимо было найти помещения, привлечь педагогические кадры, обеспечить питанием, одеждой, обувью.

В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учебные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебного плана, увеличивалось число часов на русский язык, литературу, математику. В тяжелейшее для нее время страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горького, Шекспира, Гете, книги, без которых невозможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах.

Учебный процесс был тесно связан с трудовым. По постановлению ГКО с сентября 1941 года в школах была начата военно-допризывная подготовка учащихся старших классов, а с 1942-43 учебного года введен новый предмет - военное дело. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины, организованности школьников. Этому способствовало введение в 1944 году «Правил для учащихся» [4, с. 25].

В июне 1944 года Совнарком СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Согласно данному документу вводились экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные экзамены в 4-6 классах и 8-9 классах; стала применяться цифровая пятибалльная система оценки знаний; утверждены золотая и серебряная медали для выпускников средней школы. В 1944-45 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с 7-летнего возраста.

В 1943 году проводится Всероссийское совещание по вопросам народного образования. А через год, в октябре 1944 года, состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги.

Власти проявляли определенную заботу об оздоровлении учащихся. В 1943 году детскими площадками и лагерями было охвачено около 22 тысяч детей. На средства, собранные молодежью республики, открыли комсомольскую здравницу для детей фронтовиков, в которой только в 1943 году поправили свое здоровье 1250 детей.

С самого начала войны ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Это приводило к тому, что отдельные предметы в ряде школ не велись. По решению правительства учителя, работавшие не по специальности или мобилизованные на производство, стали возвращаться в школы. Распоряжением республиканских властей к началу 1945 года удалось возвратить в школы около 1 тысячи учителей, занятых на других работах.

В сферу образования республики также было вовлечено более 2 тысяч эвакуированных учителей. При педагогических учебных заведениях и средних школах стали действовать ускоренные курсы (3-8 месяцев), готовившие преподавателей 1-7 классов. Была повышена заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП от 11 августа 1943 года.

Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создание научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы педагогики. По постановлению Совнаркома СССР в 1943 году в Москве была организована Академия педагогических наук РСФСР. Перед ней была поставлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин начальной и средней школы [4, с. 22].

Учителя республики внесли весомый вклад в борьбу с противником, проявляя героизм, отвагу и самопожертвование. Из 247 Героев Советского Союза - уроженцев Башкортостана - 15 учителей общеобразовательных школ. Их именами названы улицы, школы. 103 учителя из Башкирской АССР удостоены орденов и медалей СССР, 33 педагогам были присвоены звания «Заслуженный учитель СССР» и «Заслуженный учитель БАССР» [4, с.24]. Война отразилась на работе высших и средних специальных учебных заведений, затруднила условия их деятельности. Многочисленный отряд преподавателей и студентов оставил вузы и техникумы: одни были призваны в армию, другие добровольцами вступили в ряды защитников Родины. Профессора и преподаватели, студенты и специалисты, вступившие в ряды Вооруженных Сил, отличались высокой идейностью, знаниями, культурой. Многие из них, за короткий срок пройдя специальные курсы, стали командирами, политработниками, военными инженерами и техниками. Тысячи студентов работали на строительстве оборонительных рубежей, на заводах и фабриках, железных дорогах - везде, где ковалась победа над врагом.

Многие вузы и техникумы были временно закрыты или объединены с другими. Если накануне войны в стране работало 817 вузов, то в 1942-43 учебном году их стало 460. По стране контингент обучающихся в вузах и средних специальных учебных заведениях в 1942 году сократился почти в 2,5 раза по сравнению с довоенным уровнем [5, с. 231].

К началу войны в Башкирской АССР работало 7 институтов: Башкирский педагогический, сельскохозяйственный, медицинский и Институт иностранных языков в Уфе, три учительских института: в Уфе, Стерлитамаке и Бирске, в которых обучалось (очно и заочно) 3,3 тыс. студентов Башкирия за 50 лет [7, с. 124].

В Башкирии продолжали работу несколько эвакуированных вузов. С октября 1941 года по август 1943 года в учебных помещениях Башкирского медицинского института функционировал 1-й Московский ордена Ленина медицинский институт. В 1942 году на базе эвакуированного Рыбинского авиаинститута создается Уфимский авиационный институт. В этом, же году в Уфу был эвакуирован Московский нефтяной институт им. И.М. Губкина. Сначала он функционировал как Уфимский филиал Московского института, а в 1948 году начал именоваться Уфимский нефтяной институт. В 1941-1943 годах в Стерлитамаке размещался Московский библиотечный институт. С Бирским учительским институтом слился педагогический институт, эвакуированный из г. Орла [6, с. 258].

Профессорско-преподавательский состав вузов пополнился за счет эвакуированных из Москвы, Киева, Ленинграда, Орла и других городов. Ряд кафедр институтов возглавили видные ученые: академик Л.А. Булаховский, профессора Н.Н. Петровский, Я.В. Ролл, Н.Д. Моргулис, А.С. Шутко, П.Н. Боголюбов и: другие.

Вузы и техникумы работали в трудных условиях. Прежде всего ощущался недостаток помещений. В учебных корпусах и общежитиях педагогического, сельскохозяйственного, медицинского институтов, ряда техникумов были размещены эвакуированные заводы, рабочие, военные госпитали. Занятия проходили в тесных помещениях в 2 -смены. Не хватало учебников, учебных пособий, бумаги. Студенты значительную часть учебного времени посвящали труду в фонд обороны на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах.

В соответствии с новыми задачами, вставшими перед страной, были изменены учебные программы, введены новые предметы, связанные с приближением учебного процесса к требованиям военного времени. С учетом профиля факультетов изучались баллистика, аэродинамика самолетов, военная топография, химия отравляющих веществ. Преподаватели гуманитарных дисциплин стали уделять больше внимания вопросам патриотизма, разоблачали агрессивную сущность империализма, готовили студентов к политико-просветительной работе в Красной Армии. В Башкирском педагогическом институте читались лекции по курсам «Военное прошлое русского народа», «История дипломатии», «История Башкирской АССР». В медицинских институтах особое внимание обращалось на изучение военно-полевой хирургии, военной эпидемиологии. Студенты шефствовали над госпиталями, проходили практику, участвовали в хирургических операциях. Для всех вузов была расширена программа курса «Основы марксизма-ленинизма»: в нее введены ленинские труды по военным вопросам, документы, отражавшие деятельность партии по организации отпора врагу. С апреля 1942 года в вузах началось преподавание курса политической экономии, на третьем курсе изучали курс «Великая Отечественная война Советского Союза». [6, с. 258]

Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры по улучшению работы вузов. 5 мая 1942 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О плане приема в вузы в 1942 году и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений». В вузы принимались без экзамена отличники и лица, окончившие средние школы в 1941 и 1942 годах с отметками «хорошо» и «отлично». СНК СССР в постановлении от 18 июля 1942 года предупредил работников вузов о недопустимости сокращения сроков обучения Советская интеллигенция (История формирования и роста. 1917-1965 гг.). М., 1968, с. 258.. В 1943-1944 годах были приняты постановления об установлении стипендии всем успевающим студентам вузов, об укреплении учебно-материальной базы институтов, об освобождении от призыва в армию студентов 87 вузов и студентов последних курсов всех вузов [3, с. 67].

 С 1 марта 1943 года устанавливалось снабжение студентов продовольственными товарами по нормам рабочих и служащих. Принимались меры по сохранению контингента студентов, укреплению учебно-материальной базы вузов и техникумов. По указанию Башкирского обкома ВКП(б) с 1942-1943 учебного года при вузах Башкирии были созданы подготовительные отделения. Поступившим на эти отделения выплачивалась стипендия, предоставлялось место в общежитии. Эти меры и рост числа вузов за счет эвакуированных привели к увеличению числа студентов. К началу 1945-1946 учебного года в вузах республики (включая заочников) обучалось - 6,1 тыс. человек, т. е. в 2 раза больше, чем до войны [1, с. 227].

 

Литература:

1. Башкирская АССР за 60 лет Советской власти. Статистический сборник. - Уфа, 1977, с. 227.

2. Гайсин У.Б. Вклад молодежи Урала в победу в Великой Отечественной войне. - Уфа, 1999. – 57 c.

3. Елютин В. Высшая школа в годы Великой Отечественной Войны // Военно-исторический журнал. 1975. №5, с. 67.

4. Каримов К.К. Наука Башкирии в годы Великой Отечественной войны. - Уфа. 1999. – 25 c.

5. Савельев В.М., Саввин В.П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. - М., 1974, с. 231.

6. Советская интеллигенция (История формирования и роста. 1917-1965 гг.). - М., 1968, с. 257.

7. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. - М., 1974, с. 231.

8. Статистический ежегодник. - М., 1966,с. 691; Савельев В.М., Саввин В.П.

9. Статистический сборник. - Уфа, 1969, с. 124.

10. Источник: POSREDI.RU - https://posredi.ru/nauchnye-issledovaniya-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

 

УДК 37.018

Шафигуллина Р. Ю.

 Педагог дополнительного образования,

Башкирская гимназия-интернат №3 (Давлеканово, Россия)

МЫ ВАХТУ ПАМЯТИ НЕСЁМ

 

Аннотация. В статье автор делится опытом многолетней краеведческой поисково-исследовательской работы, целью которой является патриотическое воспитание школьников, увековечение памяти о Победе и победителях Великой Отечественной войны. Автор - Отличник народного просвещения, основатель и бессменный руководитель школьного поисково - патриотического клуба, музея.

 

Победа советского народа в Великой Отечественной войне является исторической, нравственной ценностью для всех, кому дорог мир, кто хранит память о тех, кто его завоевал для нас.

Наша задача сегодня: знать, помнить, какой ценой досталась Победа, и гордиться подвигом своих отцов, матерей, дедов, прадедов, земляков, поколения суровых сороковых годов двадцатого столетия. Очень важно также сегодня: сохранить собранные сведения о великом народном подвиге с целью передачи их последующим поколениям.

Известна выдающаяся роль нашей республики - Башкирии, внёсшей огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне: здесь формировались кавалерийские, стрелковые, артиллерийские дивизии, работали госпитали, сотни предприятий, учебных заведений, эвакуированных из западных областей страны. Но есть ещё малоизвестные, слабо изученные страницы истории нашей республики, вклада наших родных, земляков в Победу в Великой Отечественной войне. Наша работа подтверждение тому.

Хочу поделиться своим учительским опытом работы в сотрудничестве с коллегами и учащимися по увековечению памяти защитников Отечества, работы по формированию гражданственности, чувств патриотизма у школьников. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в нашей башкирской гимназии-интернат №3 г. Давлеканово, где я работаю долгие годы, является основным направлением в системе всей воспитательной работы. Центром работы является школьный исторический музей - результат многолетней поисково-исследовательской работы учащихся, членов историко-краеведческого кружка. Работа кружка и музея объединены и действуют как поисково-патриотический клуб-музей «ВАУРовец». В год 75-летия Победы мы отметим и 35-летие деятельности своего клуба.

Работа, начатая на уроке при изучении темы «Великая Отечественная война» вышла за рамки урока, школьной программы и стала по-настоящему



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.099 с.)