Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В Великой Отечественной войне
Аннотация. В статье рассматривается состояние системы образования Советского Союза в начальный период Великой Отечественной войны, меры по улучшению образовательно-воспитательного процесса в стране и в БАССР в частности. Раскрывается значение системы образования в великой Победе. Ключевые слова: система образования, Великая Отечественная война, БАССР.
Одной из движущих сил, источником патриотизма и причиной победы нашей страны над фашистской Германией, безусловно, стала отечественная система образования. Сфера образования стала не только могучей силой пополнения армии студентами вузов, которые обеспечили Красную Армию и тыл нужными кадрами, но и основным средством патриотического воспитания подрастающего поколения в тяжелый период войны. Сохранение и восстановление разрушенных элементов образования с первых же дней войны стала главной задачей советского руководства. На оккупированной территории были уничтожены школы и вузы, музеи и библиотеки, погибло много педагогов. В военное время перед системой образования стояли особые задачи, способствующие основной цели – воспитанию настоящего гражданина – героя-защитника нашей Родины. Поэтому, деятельность отечественной школы была направлена на всеобщее обеспечение грамотности, и на формирование всех составляющих учебного процесса, его обучающего, развивающего и воспитывающего характера [2]. В первые годы войны краевые, а также областные партийные организации стремились определить состояние системы учебно-воспитательного процесса, адаптируя его к военным условиям. Уже 29 июня 1941 года Народный комиссар просвещения выступил с обращением «Ко всем работникам просвещения в связи с началом Великой Отечественной войны». На его основе педагоги становились активными членами агитационно-пропагандистской работы. Большое значение придавалось участию учителей и учащихся в работе сельского хозяйства, в уборке урожая. В обращении говорилось о тактических задачах педагогов и школьников: «отремонтировать здания, заготовить топливо, снабдить школы необходимым оборудованием и пособиями, выполнить план закупки учебников, подготовить школы к осенним испытаниям, организовать прием вновь назначенных учителей, перегруппировать свои собственные ряды так, чтобы заменить уходящих на фронт товарищей» [6, с. 41].
Большую агитационно-организационную работу пришлось организовывать в связи с прекращением работы учреждений Наркомпроса в прифронтовой зоне и в тылу. Это было следствием дезорганизации работников районно-областных Советов, учреждений народного просвещения, комсомольских организаций. ЦК ВКП (б) критиковал подобные явления, а местные партийные учреждения стали бороться с подобными фактами. В глубоком тылу в национальных республиках СССР также происходит переустройство учебно-воспитательной работы в системе образования. В эти годы в Башкирской автономной советской социалистической республике (БАССР) серьезной проблемой стало обеспечение учреждений народного просвещения педагогами, повышение уровня образования молодых кадров, не имеющих специального образования [1]. Башкирский педагогический, Уфимский, Стерлитамакский институты, а также Бирский учительский институт, двенадцать педагогических училищ в военные годы подготовили более 3 тыс. педагогов высшей и средней квалификации. Заочные отделения окончило 2,5 тыс. работающих педагогов. В учебных заведениях республики работали 2 тыс. эвакуированных педагогов, большинство из которых получили педагогическое образование [4, с. 114]. Содержание образования было направлено в более практическое русло, устанавливалась тесная связь образовательных курсов с военными условиями. В период 1941-1942 учебного года было организовано изучение работы в сельском хозяйстве. Среди факторов ухудшения учебно-воспитательной работы было плохое питание, отсутствие элементарной одежды, различные болезни. Резкое снижение числа обучающихся старших классов стало причиной появлений угрозы общего недостатка квалифицированных кадров со средним образованием. И хотя система образования находилась в сложных условиях, план по всеобучу в 1941-1942 учебном году достиг показателя в 83%. Критика работы Наркомпроса РСФСР, прозвучавшая в начале 1942 года со стороны ЦК партии, способствовала определенной активизации его деятельности. В постановлениях правительства 1942 года, разрабатывается новая концепция деятельности системы народного образования. Эта концепция была озвучена в Распоряжении СНК СССР «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению» от 30 июля 1942 г. и Постановлении СНК СССР «О приеме детей семилетнего возраста в школы» от 8 сентября 1942 г. [5, с. 88].
Основываясь на анализе условий фронта и тыла, Наркомпрос РСФСР разработал новую учебную программу. Так, учащиеся начали изучать новый предмет «Военное дело», программа которого подразумевала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия и техники рукопашного боя, военно-санитарное дело. Большим шагом в повышении уровня учебно-воспитательной работы школ стало постановление Наркомпроса РСФСР о «введении временного плана» в образовательных учреждениях в 1942-1943 учебном году, который должен был формировать углубленную подготовку подрастающего поколения для защиты Родины. Ученики 7-10 классов осваивали профессии тракториста и комбайнера. Так, на полевых работах в БАССР только в 1942 году было привлечено около 56,3 тыс. старшеклассников, среди них, 3,7 тыс. трактористов, 1,6 тыс. комбайнеров. С началом войны произошли изменения в жизни школы, в содержании и формах учебно-воспитательного процесса. Главное внимание уделялось воспитанию советского патриотизма. Учителя стали ярче показывать учащимся героические страницы истории советского народа, его самоотверженную борьбу с фашистскими захватчиками, умело связывая этот материал с событиями Великой Отечественной войны. В программе по истории для 7-10 классов увеличилось количество часов на изучение военного прошлого страны: Отечественной войны 1812 года, гражданской войны 1918-1920 годов. В целом, анализ материалов ярко иллюстрирует огромный вклад системы образования Советского Союза в победе над врагом. На примере школьных учреждений БАССР и других национальных республик, краев и областей, факты показывают широкое участие молодого поколения и на фронте и в тылу.
Литература: 1. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 6. – С. 139-155. 2. Аминов Т.М., Аминова Л.Я. Реорганизация педагогического образования в Башкирии в годы Великой Отечественной войны / Военная история как фактор патриотического воспитания: Восьмые уральские военно-исторические чтения. – Екатеринбург, 2013 – С. 136-138. 3. Аюпов Р.С. Республика Башкортостан в годы Великой Отечественной войны. – Уфа: РИО БашГУ, 1994. – 214 с. 4. Башкирия в годы Великой Отечественной войны / Под ред. Иргалина Г.Д., Мухаметдинова Г.Р. / Документы и материалы. – Уфа, 1995. – 216 с. 5. Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945). Сборник. – М., 2000. – 235 с. 6. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1. – М.-Л., 1977. – 164 с.
УДК 377.1 Юсупова Я. Ф. БГАУ, студентка (Уфа, Россия) Аминова Л. Я. Канд. пед. н., доцент БГАУ (Уфа, Россия) ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.008 с.) |