Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На эффективное обучение в вузе
Аннотация. В современном обществе, самооценка играет большую роль в жизни человека. Студенты, которые обучаются в вузах, часто сталкиваются с такой проблемой, как низкая самооценка. У них может быть занижена или завышена самооценка, которая отрицательно влияет на обучение в вузе. Как человек ставит цели и достигает их, как видит себя в этой жизни, справляется с трудностями, во многом определяется во время обучения в вузе. Ведь именно в этот период, студент войдет во взрослую и самостоятельную жизнь.
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков [4]. Эффективность обучения – мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой [1, 2]. Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку [4]. Как известно, самооценка может влиять на эффективность обучения студента, возможно появятся проблемы с успеваемостью. В основе неуспеваемости могут лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости специалисты (С.Ю. Менчинская, В.Г. Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся [3]. Следовательно, студентам нужна мотивация, чтобы в дальнейшем развиваться и познавать что-то новое. Время обучения в университете и то, как обучающийся справляется с проблемами, которые возникают в процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся в течение жизни и не ограниченный стенами учебной аудитории [5]. Как мы понимаем, человек всю жизнь будет обучаться чему-то новому, и на его пути будет много препятствий, которых нужно будет решать. Ведь первые этапы взрослой жизни и умение справляться с трудностями будут влиять на дальнейшую жизнь. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности [3]. Из этого следует, что самооценка является важнейшим мотивационным фактором, который влияет на эффективность обучения.
Очень важно для преподавателя в процессе обучения студента правильно определить потенциал студента и тактично настраивать на его возможности и перспективы, после окончания обучения. Самооценка может быть завышенной и заниженной. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая реально превышает его возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и депрессии. В связи с этим, студенты с завышенной самооценкой не хотят осознавать то, что у них могут быть недостатки. Если преподаватели указывают на их ошибки, они могут проигнорировать, не воспринять всерьез и не будут работать над собой. Что может отрицательно повлиять на результат обучения [7]. Как известно, завышенная самооценка может положительно влиять на эффективное обучение студента в вузе, так как у него имеются лидерские качества и самоуверенность в себе, благодаря которым он может активно проявлять себя в процессе обучения. Заниженная самооценка, которая говорит о большой неуверенности в себе, свидетельствует о развитии комплекса неполноценности. Такой студент недооценивает себя, по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их, как случайные и временные. Для развития положительной самооценки важно, чтобы студент был окружен постоянным вниманием и заботой вне зависимости от того, каков он [7]. Исходя из этого, мы понимаем, что если студент будет слышать от своих преподавателей и однокурсников слова одобрения и положительные отзывы за свои поступки, это поможет ему улучшить самооценку и тем самым повысить эффективность обучения. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что самооценка студента играет важную роль в эффективности обучения в вузе. В университетах преподаватели должны больше внимания уделять студентам, чтобы у них была гармоничная самооценка. Для выявления уровня самооценки студентов преподаватели могут использовать разные психологические тесты и методики.
Литература: 1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825. 2. Аминов Т.М. Ф.Х. Мустафина как исследователь историко-педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - № 6. – С. 139-155. 3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учебн. пособие. – Москва: Издательство Московского университета, 1993. – 142 с. 4. Вишнякова С.М Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО. 1999.–583 с. 5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ.– СПб.: Питер, 2007. – 313 с. 6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с. 7. Павлова М.А. Формирование адекватной самооценки студента, и ее влияние на качество обучения сольному пению / Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. – М.: OOO «Искусство в школе», 2018. – 304 с.
УДК 32+295 Якупов М. Т. Д. филос. н., профессор Нефтекамского филиала БашГУ (Нефтекамск, Россия)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.004 с.) |