Как направление работы классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как направление работы классного руководителя



 

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальное направление работы классного руководителя, связанное с военно-патриотическим воспитанием, что отвечает современным требованиям. При этом следует отметить, что необходимо выходить за рамки классного часа, и вести поиск новых форм организации и представления информации. 

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, деятельность классного руководителя, национально-региональный компонент.

 

Одной из наиболее значимых непреходящих ценностей, идеологической основой жизнеспособности государства является патриотизм. Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в обществе, ведь юность – это время для осознанного понимания значимости и ценности своей родины, гордость за людей, которые прославили ее в различных сферах деятельности. Именно в этом время необходимо формировать чувство патриотизма как неотъемлемой части личности подрастающего поколения.

Военно-патриотическое воспитание это одно из направлений деятельности классного руководителя. Под ним понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся чувство уважения и гордости своей Родиной, принятие себя как социально-активного гражданина, способного проявить себя в интересах своего государства.

Идеи патриотизма встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Обновление государственной идеи происходит в начале XIII века и «служение Отечеству и своим ближним» становится одним из главных принципов [1].

В XIX веке граф С. Уваров, министр народного просвещения, провозгласил формулу: «Православие, Самодержавие, Народность», которая стала символичным отражением российской национальной идеей того времени. В годы первой мировой войны патриотическая идея звучала так: «За Веру, Царя, Отечество!» [1]. Особенно ярко великая сила патриотизма проявилась в годы Великой Отечественной войны, так как она носила характер народной. Но в России в 90-е годы произошли кардинальные изменения в общественном развитии. Это привело к определенному расслоению общества, снижению жизненного уровня, к ценностной переориентации в молодежной среде. Распад единого многонационального государства СССР, обострение межнациональных конфликтов, негласная пропаганда насилия через средства массовой информации, насаждение приоритета материальных ценностей над духовными, все это являлось отрицательными факторами для формирования социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. У подростков появляется негативное отношение к согражданам разных национальностей, так как средства массовой информации транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры.

Но сегодня военно-патриотическое воспитание является одним из главных направлений политики государства, что отражено в ряде документов. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье [3].

Для совершенствования системы военно-патриотического воспитания, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания разработаны и реализуются государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», которые нацелены на совершенствование системы патриотического воспитания, прежде всего в общеобразовательных организациях [2].

Вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются различными авторами, например Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина, Т.А. Касимова, Т.А. Орешкина, И.А. Пашкович и другие. В своих работах они отображают проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении всего исторического периода России. Они также отмечают, что традиция российского патриотизма имеет глубокие корни.

У россиян всегда в менталитете общественное всегда преобладало над личнным, поэтому патриотизм всегда понимался, как готовность во благо Отечества поступиться личными интересами. Для России во все времена было характерно воспитывать у молодежи патриотизма, чувства национальной гордости и достоинства.

Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в последние годы становится все более актуальной, так как оно является составной частью всей системы воспитания в обществе и представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений по формированию у граждан России беззаветной любви к Родине и готовности к её защите.

Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников чувства патриотизма (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, П.В Конаныхин, В.С. Кукушин, А.В. Русецкий, Л. Ф.Спирин и др.). В работах Г.Е. Залесского, В.А. Крутецкого, В.С Лухина, Т.Н. Мальковской и др. отражены проблемы патриотического воспитания у детей подросткового возраста. Накоплен большой опыт по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в педагогической деятельности. Но развитие современного российского общества требует пересмотра некоторых основ военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, обновления форм и методов воспитательной работы с детьми подросткового возраста, направленных на гражданина России.

Это обусловлено тем, что современные реалии требуют совершенствования процесса патриотического воспитания молодежи, особенно это касается детей подросткового возраста, так как на них оказывается большое влияние со стороны СМИ, ситуации, происходящей в России, в мире в целом.

Таким образом, проблема военно-патриотическое воспитание в общеобразовательной организации является актуальной.

Актуальность темы военно-патриотического воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством источников воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Имеются широкие возможности формировать патриотизм у подрастающего поколения на основе национально-регионального компонента. Концепция регионального компонента в содержании обучения может быть реализована как путем систематического и последовательного включения в общеобразовательный процесс курса по истории малой родине.

Рассмотрим реализацию военно-патриотического воспитания школьников с включением национально-регионального компонента на примере его реализации в Алтайском крае.

В МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула Алтайского края в образовательный процесс введен курс по истории и культуры Алтайского края. Его организация предполагает работу внутришкольных клубов, кружков, патриотических организаций.

С целью нейтрализации негативного влияния на подрастающее поколение и усиление роли патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула создан и работает клуб «История Алтайского края». МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула является участником инновационной площадкой по реализации социокультурного проекта «Межпоколенческое общение в неформальном образовании» нацеленное на социальное и патриотическое воспитание школьников. В рамках этого проекта создан и работает клуб «История Алтайского края». Основополагающей задачей это клуба, является установление тесной взаимосвязи между процессом образования и духовно-нравственным, патриотическим воспитанием подрастающего поколения. К работе клуба привлекаются педагоги – ветераны гимназии. В стенах школьного музея истории школы, для учащихся 7-9 классов, наш ветеран, Бабич Галина Борисовна, провела классные часы, посвященные созданию первого пионерского отряда на Алтае и пионерам, ставшими героями во время ВОВ. Она поделилась воспоминаниями о своем пионерском детстве, читала свои стихи – воспоминания о школе и учителях.

Ученики 5 и 9 классов, посетили выставку живописи Б.Н. Трухина, в выставочном зале ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», который с 2016 года, носит его имя. Познакомились с жизнью и творчеством этого человека – патриота, отдавшего всю жизнь делу обучения и воспитания молодежи.

В 5, 6, 9 классах была проведена дискуссионная площадка «И этой памятью живем…» на основе военных дневников деда учителя истории МБОУ «Гимназия №74» Романовой В.Ю. - Трухина Н.М., «Записки солдата». Звучали стихи, написанные солдатом - ветераном в 1943-1944гг., и его внучкой в ходе работы над дневниками.

Большой интерес вызвали документы военного времени, хранящиеся в семейном архиве. Старшеклассникам были интересны материалы о вкладе Алтайского края в победу над фашистской Германией, по книге В.Д. Гончарова, профессора АлтГПУ.

Данные мероприятия положительно влияют на динамику военно-патриотического воспитания обучающихся. При проведении рефлексии, предложении заняться проектами военно-патриотического воспитания среди обучающихся наблюдается высокая активность, инициативность и самостоятельность при написании и выполнении проектов, заданий.

Представление материала о военных подвигах на фронте, в тылу вызывают интерес обучающихся, именно в форме интерактивных площадок являются новыми и как показывает практика более эффективными по сравнению с традиционными классными часами.

Литература:

1. Гончаров Г.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – Челябинск: ЧГУ, 2012. – 410 с.

2. Государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/

files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

3. Закон «Об образовании» РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

 

УДК 37.014.7

Марченко Г. В.

Канд. пед. н., доцент ДонНУ (Донецк, Донецкая народная республика)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.013 с.)