Мотивация изменяет структуру мыслительной деятельности. Структурирующая ф-я мотива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация изменяет структуру мыслительной деятельности. Структурирующая ф-я мотива.



Важны и промежуточные цели.

-при мотивации умственной одаренности: вербально сказанных промежуточных целей было в два раза больше, чем при нейтральной мотивации.

- возрастает кол-во самостоятельных правильных оце­нок выдвинутых на данном этапе промежуточных целей.

 

- при мотивации одаренности длительный этап зрительной подготовки перед озвучивание промежуточных целей. увеличе­ние количества многократно обследованных элементов и многократных проигрываний отдельных преобразований наличной ситуации, прослеживаний промежуточных целей, ведущих к на­хождению решения.

 

3 типа промежуточных целей:

-цели общего характера – задают направление поиска

-конкретные изменения, что надо сделать

-незаконченные цели. То есть испытуемый переставляет меньше палочек, чем полагается.

 

2. Задача всегда иммет личностный смысл для субъекта.

В исследовании Т.В. Корниловой использовалась задача, взятая из книги Де Боно «Не­шаблонное мышление» - купец, ростовщик, девушка.

С целью актуализировать у испытуемых разные отношения (оценки по интересности, решаемости, трудности) варьирова­лись:

а) форма предъявления задачи испытуемому (текст, схема, рисунок);

б) инструкция, вводящая в ситуацию опыта («Я пред­ложу Вам сейчас задачу, которую Вы должны будете решить», «Я предложу Вам задачу, с которой Вы, как мне кажется, лег­ко справитесь», «Я предложу Вам сейчас задачу, попробуйте, пожалуйста, ее решить. До сих пор никто из испытуемых с ней не справлялся»);

в) формулировка вопроса (требования): «Най­дите выход из данной ситуации», «Что бы Вы сделали на месте девушки?», «Что бы Вы посоветовали сделать девушке?», «Что, по Вашему мнению, должен посоветовать сделать девушке ее отец?».

Отношение к задаче фиксировалось как до ее решения, так и после решения.

Неприятие предложенной экспериментатором за­дачи выражалось в подмене ее другой, моральной проблемой («Можно или нет молодой девушке выйти замуж за старика?»).

Актуальность отношения человека к предложенной задаче, харак­теризующая как бы уровень ее принятия, степень вовлеченности человека в ее решение, проявляется в количестве предложенных решений, в отстаивании решений. Активное отношение к ситуации эксперимента выражалось в возвращаемости испытуемого к экс­перименту, в вовлечении в эксперимент других испытуемых.

Т.В. Корнилова показала, что оценка задачи как инте­ресной положительно влияет на ее последующее решение и нао­борот. Также положительно коррелируют с решением задачи оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отноше­ние к задаче, активность этого отношения.

Результаты решения задачи (решена или не решена) оказывают обратное влияние на ее оценку, на отношение к зада­че.

 

Установка.

 

Не подавление эмоций. Эксперименты.

Эксперименты Майер – лекция о том, чтобы использовать нестандартные способы решения.

Подсказки.

 

Взаимодействие с компьютером.

Использование компьютера для повышения эффективности мыслительной деятельности.

 

И.Г. Белавиной была создана специальная диалоговая программа ЭВМ, названная «СОВЕТНИК», так как ее основная функция — давать человеку, решающему мыслительные задачи, разного рода советы. Предметную область образовывала уже известная игра «Калах», которая считается одной из самых древних игр народов Востока. Различного рода игры в последние годы широко используются не только для изучения мышления, но и для отработки различного рода программ ЭВМ.

Создание диалоговых систем «человек — ЭВМ», ориентированных на конечного пользователя, не владеющего навыками программирования, является одним из основных направлений исследований и разработок в практике автоматизации умственного труда. Лабораторные эксперименты позволяют нам понять, что такое «совместное» с ЭВМ решение задачи. Оно не сводится к правильному формулированию и отправлению вопросов пользователей в ЭВМ, а включает в себя психологические характеристики анализа содержания и смысла сообщений, разную степень проявления познавательной активности, субъективные цели пользователей. Готовность пользователя оказывает заметное влияние на форму включения Данных ЭВМ в структуру решения задачи. Эксперименты обосновывают важность принципа сохранения и поддержания максимальной активности человека, реализация которого позволяет добиться возрастания продуктивности деятельности, расширения творческих возможностей и отсутствия негативных проявлений во, взаимодействии с ЭВМ.

Важным фактором, оказывающим положительное влияние на формирование общего отношения пользователя к ЭВМ как «помощнику», «партнеру», является определенная организация «диалога», включение в него коммуникативных реплик, которые оживляют процесс взаимодействия и до некоторой степени снижают моменты монотонности и «назойливости» отдельных вопросов ЭВМ, повышают удовлетворенность пользователей работой с ЭВМ. Эксперименты показали, что для обеспечения высокоэффективной деятельности пользователей «диалог» должен быть достаточно гибким, нужно, чтобы пользователь имел возможность использовать несколько типов запросов ЭВМ, разработанных с учетом специфики процесса целеобразования, и проверять машинные решения посредством специальных запросов. Необходимо так организовать ритмическую временную структуру взаимодействия, чтобы она позволяла соотнести динамику работы ЭВМ с динамикой собственно мыслительной деятельности. Структура «диалога» должна позволять организовывать смену форм обращения пользователей к ЭВМ от полной, поясняющей, к краткой, сжатой, допускающей сокращения в запросах пользователей. В обобщенном виде психологические требования к разработке и использованию диалоговых систем формулируются следующим образом: необходим учет качественного содержания мыслительной деятельности пользователя ЭВМ в оценке общей эффективности применения диалоговой системы; психологическая оценка эффективности использования ЭВМ должна состоять из ряда критериев, определяющих включенность данных ЭВМ в содержание целей пользователей, возможность проявления и развития познавательной активности, ритмическую организацию временной структуры обращения к ЭВМ.


 

52. Изучение мышления в когнитивной психологии: информационный подход

1. Название направления, представители:

Когнитивная психология (Д. Брунер, У. Найссер, П. Линдсей, Д. Норман, ньюэлл, саймон)

2. Предмет исследования:

Получение и обработка информации, познавательные процессы, интеллект

Мышление человека сходно с мышлением компьютера.

Поведение человека – последовательное оперирование символами.

Любой психический процесс характеризуется получением, обработкой, кодированием данных, сохранением, копированием, переработкой информации.

 

Мышление пассивно: субъект не рассматривается. Главное – решение задачи. Главное – объект.

Любой сложный психический процесс, в том числе и мышление – разбивается на самые простые элементы – оперирование символами.

 

3. Методы изучения, описать специфику:

Задачи, моделирование искусственного интеллекта, создание компьютерных программ, которые мыслят, решают задачу как человек

 

4. Понимание мышления и объяснение его механизмов:

Мышление рассматривается как процесс преобразования знаний.

 

Решение задачи: модель мышления – лабиринт с множеством путей. Сложную задачу надо раздробить на небольшие задачи и узнать, успешно ли мы решили каждую из небольших задач.

 

Эвристика – сокращение числа проб при решении

 

Процесс решения задачи: стратегия – алгоритм – эвристика.

Стратегия – правила, возможные способы решения задачи. Прямой поиск и обратный поиск.

-прямой поиск - всегда идет вперед

-обратный поиск – сделал шаг, смотришь, как новый шаг соотносится со старым.

 

Алгоритм – совокупность правил, если им следовать, то 100% будет верное решение

 

Эвристические приемы не гарантируют успеха, это просто правила, которые сужают зону поиска решения.

 

 

5. недостатки информационного подхода:

- у компьютера нет ресурсов как у человека

-изолирование субъекта – не рассматриваем мотивацию, цели, эмоции, смыслы

-мы не можем смоделировать искусственный интеллект

-важна психологическая структура задачи- как мы дали задачу и как ее принял субъект. Акт принятия задачи

6. Исследования мышления, эксперименты (цель, гипотеза, результаты, выводы):

- Эксперимент Брунера по стратегии формирования понятий

Цель – смоделировать в лаборатории процедуру функционирования стратегий приёма информации при образовании понятий, выявить особенности выбора стратегий и их эффективность.

Вообще возможно 4 типа стратегии формирования понятий: положительное подтверждение, положительное опровержение, отрицательное подтверждение, отрицательное опровержение.

 

-эксперимент линдсей, норманн

Рональд+геральд=роберт, д=5

Строится модель решения – граф-схема.

 

8. Анализ направления в соотнесении с другими направлении (пункты полемики):

Возникает в преемственности с необихевиоризмом. В настоящее время является наиболее активно развивающимся подходом.

53. Вюрцбургская школа

1. Название направления, представители:

Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе, К. Бюлер)

2. Предмет исследования: сознание

- мышление носит активный целенаправленный характер. Учитывается роль субъекта. Он решает задачу и выбирает, использует средства для решения.

-детерминирующая тенденция ввел Ах. Это то, что ведет, организует решение, определяет цель и средства для выделения существенных признаков понятий.

-есть задача и есть цель – решить задачу, осознанность

-мышление безобразное – возникающие образы при решении могут помешать найти правильное решение. Например, в задаче на понимание смысла пословицы.

-мышление не носит чувственный хар-р

-мышление – акт усмотрения отношений между представлениями

-не репродуктивное

 

МЕТОДЫ:

1) метод задач. Понятие задача ввел Уатт. Задача формулируется в виде цели.

2) метод ретроспективная интроспекция – самонаблюдение. После решения человек дает самоотчет, как он решал задачу.

 

ПРИМЕРЫ исследований:

1) опыты кюльпе на установление родо-видовых отношений. Например, дают слово охота. Задача – подобрать видовое понятие, входящее в него

2) задания на толкования предложение и пословиц. Испытуемые видели переносный смысл, абстрагировались от образов. Видели общую связь, смысл. Акт схватывания целого.

3) Бюлер. Установление связи между фразами. Их надо было запомнить. Опыт, подтверждающий, что связь между мыслями устанавливается быстрее, чем между отдельными словами.

4) установление отношений между часть-целое. АХ. Слово доска. Задача – назвать целое.

5) Ах. Метод определения и сравнения понятий.

Например, испытуемых спрашивают, понимают ли они предложение «Лишь только золото замечает драгоценный камень, оно тотчас же признаёт превосходство его сияния и услужливо окружает камень своим блеском». Испытуемым необходимо было продемонстрировать возможность мышления без наглядных представлений, т.е. переход от уровня чувственных представлений к уровню осознанности.

Эксперимент Бюлера. Цель – выяснить отличие мыслей от представлений. Гипотеза – если мысли не отличаются от представлений, то при заучивании стихов первые должны запоминаться с такой же трудностью, как и последние. Результат: ассоциации между мыслями образуются несравненно быстрее и прочнее, чем между словами. Вывод: мысли качественно отличаются от представлений.

Н. Ах создал первую методику образования искусственных понятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.02 с.)