Испытуемый: но меня там не было. Как Я могу ответить на такой вопрос. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Испытуемый: но меня там не было. Как Я могу ответить на такой вопрос.



Экспериментатор: Не можете ответить? Даже если вас там не было, вы можете отве­тить на этот вопрос. (Повторяет вопрос.) Испытуемый: Да, да, черный олень ест.

Экспериментатор: Почему вы говорите, что черный олень ест?

Испытуемый: Потому что черный олень всегда весь день ходит по лесу и ест зеленые листья. Потом он немного отдыхает и снова встает, чтобы поесть.

 

Как и крестьянин из Средней Азии, этот вождь кпелле пытается обсуждать про­блему на фактической основе.

 

46. Онтогенез мышления. Брунер, подъяков,

 

О.К. Тихомиров: Мышление формируется прижизненно, в ходе предметной деятельности и общения, присвоения общественного опыта.

Ступени:

l наглядно-образное

l наглядно-действенное

l словесно-логическое

А.В. Запорожец: необходимо пройти все три ступени, иначе что-то пропустишь – не надо форсировать обучение ребенка. Мышление развивается в ходе предметных действий – новые способы применения, в игре.

 

Брунер:

- Эмерсон изучал отставленные реакции малень­ких детей в возрасте от 2;3 до 4; 11. Ребенок должен был вспомнить положение кольца на почти верти­кальной стойке, где было в правильном порядке размешено 42 крючка, расположенных колонками по 7 крючков каждая. Кольцо находилось на одном из крючков стойки экспериментатора. Ребенка же про­сили скопировать расположение кольца на своей стойке. Но стойку ребенка можно было ставить в раз­ные положения по отношению к стойке экспери­ментатора: лицом к ней, под прямым углом или об­ратной стороной. Если стойку ребенка передвигали, он испытывал большие трудности в отыскании нуж­ного крючка. Чем больше было угловое смещение, которое требовалось учесть ребенку, чтобы перейти от стойки экспериментатора к своей собственной и скопировать на второй то, что было на первой, тем больше была трудность задачи для всех детей.

На стар­ших детей переориентация их тела влияла меньше, и они, по всей видимости, решали задачу в основ­ном с помощью перцептивной ориентации, меньше прибегая к посредству телесных представлений.

- исследование Муни (1957). Де­тям от 7 до 13 лет и взрослым показывали незакон­ченные черно-белые рисунки головы и лица. Испы­туемые должны были сортировать рисунки по кате­гориям - мальчик, старуха и т. д. С возрастом отмеча­лось явное нарастание способности опознавать не­законченные рисунки. По мере того как мы стано­вимся старше, нам требуется все меньшая избыточ­ность данных.

ПОДДЬЯКОВ:

Особенности перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-об­разному и рассуждающему мышлению изучались в работе Г.И. Минской (выпол­ненной под руководством A.B. Запорожца). Младшие, старшие дошкольники и подготовительная группа.

Приблизить предмет с помощью рычага:

Было проведено три серии опытов.

В 1-й серии дети непосредственно наблюдали рычаги, расположенные на экспериментальном столе, и, практически действуя с ними, приближали к себе картинку. В этой серии опытов исследовались особенности наглядно-действен­ного мышления дошкольников. - Наиболее успешно дети всех возрастов решали задачи в наглядно-действен­ном плане.

 

Во 2-й серии детям предлагали изображения этих рычагов на рисунке и они должны были рассказать, как можно достать предмет, какой рычаг и куда нужно сдвинуть.

В 3-й серии опытов им словесно описывали ситуацию задачи и предлагали в словесной форме дать ответ. Плохо справились. Более менее подготовительная группа.

2) неко­торые механизмы перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мы­шлению.

Установка представляла собой укреп­ленный определенным образом квадрат­ный ящик с четырьмя ручками по бокам, прикрытый сверху стеклом. В ящи­ке располагались лабиринты, через кото­рые ребенку необходимо было провести игрушку и выкатить ее в специальный приемник.

1-я серия. Стекло ящика ничем не покрыто. При этом ребенок видит и сам лабиринт, и все перемещения игрушки. Все справились.

2-я серия. Стекло ящика прикрыто сверху картоном с изображением лабиринта. Число правильных ответов резко сни­зилось по всем возрастам, и тем заметнее, чем младше были испытуемые.

3-я серия. Стекло ящика прикрыто чистым картоном без каких-либо изоб­ражений. Число правильных ответов резко сни­зилось по всем возрастам, и тем заметнее, чем младше были испытуемые.

4-я серия. Стекло ящика ничем не покрыто. Надо было только рассказать, но ничего не делать. Наиболее низкие результаты.

 

Заслуживает внимания изменение характера ориентировочно-исследова­тельской деятельности детей в зависимости от возраста. От хаотической, поверх­ностной ориентировки на несущественные элементы ситуации у младших детей к зрительно-двигательной ориентировке на существенные элементы и от нее к чисто зрительной — у старших детей.

Процесс зрительно-двигательной ориентировки характеризовался тем, что испытуемые обводили жестом контур лабиринта, пытались фиксировать скрытые остановки движущегося колечка. Если ребенка лишали такой ориен­тировки, то эффективность решения задач у него падала. Следовательно, жест имел важное значение в организации мыслительного процесса.

 

 

47.  Теория интеллекта Ж. Пиаже

 

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже.

Интеллект – адаптация объекта к субъекту.

Адаптация – уравновешивание субъекта с окружающей средой на основе равновесия ассимиляции и аккомодации.

 

Ассимиляция – включение субъектом объекта (новой проблемной ситуации) в свою активность путём наложения схем действия. Обеспечивает сохранность структур. Включение объетка в уже имеющиеся схемы.

Аккомодация – изменение субъектом схем действия в соответствии со свойствами объекта. Обеспечивает развитие структур.

 

Операция - интериоризированные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости.

Обратимость обеспечивает сохранение основных свойств объекта, благодаря координации прямого и обратного действия.

 

Группировка — состояние равновесия мысли;- это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным законам, или, точнее, критериям:

комбинативность А+В=С;

обратимость С-В=А;

ассоциативность (А+В)+С=А+(В+С);

общая операция идентичности А-А=0;

специальная идентичность А+А=А.

4 стадии развития по Пиаже:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.)